Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Фернандо Альварец Толедский : Великий герцог Альба - 2

Фернандо Альварец Толедский : Великий герцог Альба – 1

Продолжение

ВОЙНА НА МОРЕ

В 1669 AD Вильгельм Оранский назначил Адриана де Берга адмиралом флота морских гезов, и последние обязались отдавать принцу треть своей добычи на военные расходы.

Герцог Альба в начале войны, вероятно не воспринимал в полной мере опасности, грозившей испанскому владычеству от морских гезов; между тем, несомненно, что именно последние сыграли решающую роль в войне за отделение 7 провинций .

Mopские силы, которыми располагали испанцы при начале войны, состояли, главным образом, из фламандских судов, которыми командовал находившийся на испанской службе фламандский адмирал Франциск ван Босхюйзен.

7 июля 1568 AD последний был атакован Сонои и Томасом и потерял 4 корабля. По мере того, как страсти воюющих сторон разгорались, морские гезы, одушевляемые целым рядом успехов, делались всё смелее и начали нападать на испанцев, даже не имея преимущества в силах над последними.

В 1569 AD морские гезы завладели двумя караванами торговых судов, шедших из Балтийского моря, несмотря на то, что большая часть их принадлежала нейтральным державам.

Протесты держав принудили Вильгельма Оранского подтвердить де Бергу приказание придерживаться правил морской войны и не забирать нейтральных судов, хотя сделано это было с оригинальной оговоркой: "если эти суда принадлежат христианам " (то есть протестантам).

Весной 1570 AD, после взятия испанцами островов Амеланд и Тер-Шеллинг, служивших базами морским гезам, один из генералов герцога Альбы, Гаспар Роблес, перенёс центр операций от г. Дельфциль на Эмс, атаковал морских гезов в проливе Фли, против г. Харлинтен, и нанёс им жестокое поражение; однако, небольшие отряды морских гезов продолжали нападать врасплох на отдельные города побережья.

Чтобы прекратить грабительские набеги, герцог Альба сосредоточил y устья р. Эмс, под командой ван Босхюйзена, 12 амстердамских кораблей, к которым присоединилось несколько судов, вооружённых городами Хорн и Энкхюйзен.

Командование соединённой эскадрой было поручено графу де Боссю, против которого морские гезы выслали Яна ван Тройена, опытного корсара, с небольшим отрядом судов.

Сначала ван Тройен действовал успешно, но вскоре ему пришлось укрыться в Англии.

Однако, несмотря на частичные успехи испанцев на море, голландцы постепенно очищали от них города северной Голландии и, наконец, 10 июля 1570 AD соединёные силы морских гезов разбили испанский флот в 54 корабля, с которым прибыл заместитель герцога Альбы, герцог Медина Сели, a на следующий день захватили торговый караван из Лиссабона.

Ценность каравана была так значительна, что дала голландцам средства на ведение войны в течение 2 лет: команды судов отказались от причитавшихся им призовых денег.

Тем не менее, некоторые вожди морских гезов, как, например Вильгельм де ла Марк, своей жестокостью и отсутствием дисциплины все ещё напоминали скорее пиратов, чем предводителей регулярных морских сил.

Лишь понемногу, путём назначения правительственных адмиралов, не стеснявшихся суровых мер, Вильгельму Оранскому удалось завести более строгую дисциплину в этом пиратском флоте.

В 1571 AD первый такой адмирал, Гилен де Фиен, с 3 большими и 23 малыми судами разбил испанскую эскадру в 33 корабля и разрушил г. Мюникедам.

По представлению герцога Альбы королева Елизавета приказала всем голландским судам покинуть английские порты, в которых они укрывались со своими призами.

Временно заменявший Гилена Вильгельм де ла Марк вследствие этого перешёл из Англии в Голландию более чем с 40 кораблями, захватил г. Енкхюйзен, пополнил свои запасы с захваченного каравана судов, шедших с хлебом из Балтики, появился перед г. Бриелем и 1 апреля 1572 AD взял этот город, a вслед за ним занял устья р. Шельды и Флиссинген.

В октябре того же года голландцы захватили в р. Фли два испанских корабля и около 33 торговых судов.

Все попытки герцога Альбы вернуть Бриель были безуспешны.

Временно заменявший герцога Хуан де ла Серда действовал также неудачно; голландцам удалось в виду испанского флота захватить 26 судов лиссабонского каравана с припасами и деньгами для испанцев, a затем и несколько военных кораблей.

В 1573 AD испанцы были принуждены снять осаду г. Алькмаара, a 11 октября голландский адмирал Корнелий Диксзоон разбил в Зюдерзее сильнейший испанский флот графа де Боссю, причем корабль последнего “Инквизиция” был взят в плен. Граф де Боссю был отпущен на свободу только в 1576 AD, после Гентского замирения.

Сражение 11 октября 1573 AD между испанцами и голландскими конфедератами.

Герцог Альба, для овладения полуостровом Голландией, действовал со стороны моря двумя эскадрами, опиравшимися на Антверпен и Амстердам.

Последней эскадрой осенью 1573 AD командовал граф Боссю, флаг которого был поднят на корабле, носившем особо ненавистное имя для конфедератов, “Инквизиция”.

С своей стороны, последние приняли меры, чтобы не позволить испанскому флоту войти в Зюдерзее , для чего заградили выход реки Эй (Ye) затопленными судами с камнем.

Испанский флот с трудом преодолел это препятствие, и то только благодаря высокому приливу.

Корнель Тьерри, командовавший флотом конфедератов, собрал военный совет, который решил, что атаковать испанцев в устье р. Эй невыгодно, а потому флот вышел через Пампус в Зюдерзее .

Боссю принял это за бегство противника и, считая, что со стороны Зюдерзее ему уже нечего опасаться, занялся операциями на сухом пути.

Между тем, флот конфедератов, все усиливался подкреплениями из Хоорна и Энкуйзена.

В происшедшей 3 октября стычке испанцы потеряли 2 судна, но так как в ней был ранен Тьерри, то Боссю продолжал бездействозать на море, и флот его не выходил из Пампуса.

Между тем, заместитель Тьерри адмирал Диркзон 11 октября атаковал испанскую эскадру.

Ожесточённый бой продолжался целые сутки. Испанцы были разбиты наголову, и сам Боссю, выказавший чудеса храбрости, попал в плен, после чего испанские суда сдались. Только несколько человек достигли Амстердама, чтобы сообщить печальную весть герцогу Альбе.

Антверпенская эскадра тоже ничего не сделала, — бурные погоды не позволили ей приступить к операциям.

Эти неудачи привели герцога Альбу к решению просить о своем отозвании, и 2 декабря он покинул Нидерланды. Численность эскадр, принимавших участие в бою в Зюдерзее, с точностью установить нельзя, так как различные источники слишком противоречат друг другу. (Du Sein, Histoire de la Marine de tous les peuples).

После неудачной осады г. Лейдена зимой 1573—74 AD герцог Альба был смещён и, за отказом герцога Медина-Сели принять пост наместника, заменён на  Дона Луиса де Реквесенса.

С этого времени испанскому владычеству в Голландии de facto настал конец, так как ни Реквесенс, ни преемник его, Дон Хуан Австрийский, не могли уже восстановить утерянного положения.

В 1588 AD, во время похода непобедимой армады, губернатор южных провинций не был в состоянии отправить подкрепления, которых просил y него начальник армады, герцог Медина Сидония, так как был заблокирован в Дюнкирхене флотом голландских Соединёных провинций.

Последний принял участие в окончательном разгроме армады после поражения её стихией и англичанами.

В 1596 AD Генеральные Штаты Голландии заключили союз с английской королевой Елизаветой против Испании (

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦиЯ ОРАНЖИСТОВ

В течение 1571 AD Молчаливый деятельно занимался приготовлением к новой экспедиции, посылая своих агентов всюду, где представлялась надежда получить помощь.

1 апреля 1572 AD его приверженцы овладели крепостью Бриллем, жители которой присягнули ему как королевскому наместнику Голландии.

Это было началом нового восстания, скоро распространившегося по северным провинциям.

Пока происходили указанные события, Вильгельм Оранский оставался в Германии, занятый набором войск и добыванием денег.

Ему удалось набрать армию, состоявшую из 15 тысяч пехоты и 7 тысяч конницы, к которой присоединились 3 тысячи валлонцев.

7 июля он перешел через Рейн в Дуйсбурге, a 23-го, после сильной канонады, овладел Рермондом: здесь он оставался целый месяц, так как его войска за неполучением денег отказывались от дальнейшего похода в Нидерланды.

Получив наконец гарантию голландских городов на трехмесячное жалование, Вильгельм Оранский 27 августа перешёл Маас и двинулся через Дист, Тирлемон, Сихем, Лувен, Мехельн и Термонд на Уденард и Нивель.

Многие города впустили его войска, другие — откупались деньгами.

Между тем, город Монс, захваченный еще 24 мая 1572 AD братом Вильгельма, Людвигом Нассауским, с помощью французских гугенотов, был осаждён испанскими войсками дона Фредерика де Толедо и едва мог держаться.

Монс - главный город бельгийской провинции Геннегау, прежняя крепость с арсеналом, на р. Труиль и канале Конде, соединяющемся с Шельдою. Расположен в 52 км к юго-западу от Брюсселя, недалеко от французской границы.

Вскоре по овладении Монсом Людвиг послал графа Жанлиса во Францию за подкреплениями, обещанными ему Карлом IX, и просил его, ранее чем пытаться войти в город, соединиться с войсками Молчаливого и общими силами начать наступление к Монсу.

Но предводитель гугенотов пренебрег этим советом и 19 июля потерпел поражение в двух милях от Монса.

Лишь около сотни солдат успели войти в Монс, и это была единственная помощь, полученная Людвигом из Франции, на которую он возлагал огромные надежды.

Таково было положение дел, когда Вильгельм Оранский прибыл в Перонну, a герцог Альба — в лагерь осаждающих при Монсе (27 августа).

Положение Молчаливого снова оказалось критическим.

Атаковать Альбу в его лагере или послать подкрепление в осажденную крепость являлось делом невозможным.

Тем временем 11 сентября дон Фредерик с 4 тысячами занял деревню Сент-Флориан близ крепости, тогда как армия принца расположилась лагерем в полумиле от названной деревни, y Герминьи, откуда он пытался ввести подкрепления в Монс. В ночь на 12 сентября дон Фредерик сделал попытку атаковать неприятельский лагерь; отборный отряд из 600 мушкетеров, под началом Юлиана Ромеро, подкрался к передовым аванпостам оранжистов, перебил часовых и захватил инсургентов врасплох.

Испанцы два часа избивали врагов, не подозревавших, как мало было неприятеля.

Однако испанцы имели неосторожность зажечь палатки, и свет зарева показал инсургентам малочисленность нападавших. Но прежде чем они успели собраться для отпора, Ромеро увёл своих мушкетеров, потеряв в этой ночной экспедиции не более 50 человек, тогда как y оранжистов выбыло из строя более 600 человек.

Людвиг поспешил привести крепость в возможно лучшее оборонительное состояние, ожидая скорого появления герцога Альбы. В конце июня испанцы действительно обложили Монс под началом Фредерика Толедского.

Прибывший к осадной армии Альба ускорил подготовительные к осаде работы, построил новые батареи и открыл осадные действия.

Против города и, особенно, против ворот Бертамон и прикрывавшего их равелина был сосредоточен столь ужасный огонь, что его не выдерживали орудия.

Осаждённые противоставляли столь же отчаянное мужество, одушевляемые графом Людвигом.

Принц Оранский, двинувшийся с 25-тысячной армией на выручку брата, был вынужден обстоятельствами предоставить Монс его собственным силам. Осажденные, истощив все средства обороны и не ожидая помощи, капитулировали 6 сентября 1572 AD

После этого принц Оранский отвёл свою армию к Нивелю, послав уведомление брату об отчаянном положении дел и посоветовав ему сдаться на капитуляцию на возможно выгодных условиях (Монс сдался 19 сентября).

Вслед за тем он перешёл Маас и направился к Рейну. Перейдя Рейн в Орсуа, он распустил войска и один вернулся в Голландию.

Теперь уже он не мог надеяться на сбор новой армии, a между тем, уже начиналась знаменитая в истории Нидерландов осада Гарлема (с 10 декабря 1572 AD по 13 июля 1573 AD), окружённого войсками дона Фредерика Толедского.

Всеми способами старался молчаливый помочь Гарлему: отправлял съестные припасы и снаряды, сформировал в Лейдене 4-тысячный отряд де ла Марка, намереваясь ввести его в осаждённый город, a после поражения, нанесенного этому отряду испанскими войсками Ромеро, собрал новый отряд из 2 тысяч человек с 7 орудиями и несколькими фургонами снарядов, под началом Батенбурга.

Но этот отряд постигла такая же участь, как и первый.

В конце января ему удалось привезти в город запас пороху и хлеба на 170 санях через Гарлемское озеро, вместе с 400 человек подкреплений. Когда в конце февраля озеро вскрылось, Вильгельм Оранский обзавёлся несколькими десятками судов различных размеров.

  Ещё 1 апреля 1572 AD оранжисты овладели устьями Мааса, затем заняли Флиссинген и Зеландию; после этого восстали прочие провинции, и к концу года почти все Северные Нидерланды были заняты инсургентами.

Mopские столкновения стали происходить ежедневно, но 28 мая испанская эскадра Боссю нанесла поражение флоту инсургентов адмирала Бранда.

Война велась с неслыханной жестокостью, но перевес был на стороне Вильгельма; нидерландцы 2 раза одержали победу над испанским флотом.

По взятии Гаарлема испанцы обложили 31 октября 1573 AD и Лейден; эта блокада продолжалась затем и при преемнике Альбы, доне Реквесенсе, до 24 марта.

В ноябре Альба отказался от должности, его заменил дон Луис Реквесенс.

Несмотря на одержанную испанцами победу 14 апреля 1574 AD при Моокергейде, дела их шли все хуже.

В испанских войсках вспыхнули бунты (неполучение жалованья), a голландский флот вновь одержал победу при Антверпене, и осаду Лейдена испанцы должны были снять.

В 1573 AD Альба , после отзыва из Нидерландов, попал в немилость при дворе Филиппа.

Hо в 1580 AD он вновь был призван и во главе испанской армии завоевал Португалию, захватил Лиссабон и изгнал оттуда короля Дон-Антонио.

После Алькасаркивирской битвы, где погибла армия Себастиана Португальского, исп. король Филипп II  заявил права на корону Португалии как сын старшей сестры Иоанна III и двинул туда армию (22 тысячи пехоты, 2 тысячи кавалерии) герцога Альбы, в то время как испанский галерный флот маркиза де Санта-Крус отплыл к Лиссабону.

Сосредоточив войска y Бадахоса, 27 июня 1580 AD Альба перешел португальскую границу, намереваясь разбить армию дона Антонио, провозглашенного 24 июня 1580 AD в Лиссабоне королем.

Последовательно герцог овладел Эстремоцом, Сетубалем и Каскассом (в португальском Эстремадуре).

Несмотря на поддержку народа, король не мог одержать верх над закаленными в боях испанскими войсками, предводимыми таким отличным полководцем, как Альба.

8 дней стояли обе армии друг против друга при Алькантаре, y речки того же имени; наконец Альба после форсирования переправы атаковал претендента и после упорного боя нанёс ему поражение (25 августа 1580 AD). Вслед за тем герцог овладел Коимброй, Белемом (предместьем Лиссабона) и, наконец, португальской столицей.

Это был последний поход Альбы.

В 1582 AD он умер в Томаре, 74 лет от роду.

Независимо от выдающихся дарований полководца, Альба оставил после себя первое в Cinquecento военное сочинение "Dichiarazione о istruzione sopra gli obblighi che appartengono ad un maestro generale di campo ed altri ufficiali".

Кроме того, Aльбе приписывается введение в армию усовершенствованного ручного огнестрельного оружия: он вооружил своих солдат мушкетами вместо прежних аркебузов.

Однако Альба создал себе в истории имя не столько военными талантами, сколько теми мероприятиями, которой сопровождалось усмирение Нидерландов, протестантскому мифу об Альбе.

Протестантский миф о герцоге Альбе складывался по горячим следам событий и был призван дискредитировать королевскую власть как “организатора зверств”. Но и это еще не предел “коварства”.

Оказывается, что , мол, и Варфоломеевская ночь была спланирована семью годами раньше, во время встречи Екатерины Медичи с герцогом Альбой, будущим “душителем” Нидерландской “революции” (революцией протестантские радикалы величали антисистемный мятеж, вызванный стойким нежеланием мерзавцев платить  alcabala –5% налог на торговые сделки)

Кальвинистские агитаторы, не моргнув глазом, утверждали, что религия для Альбы — “только повод”, а действительным намерением является “довести Нидерланды до состояния турецкой тирании”.

Оранжисты спешили застолбить за собой и свежую “национальную” точку зрения, третируя своих оппонентов как “ненастоящих” голландцев.

Четвёртое сословие (финансово –торговый капитал) упрямо видела в себе соль земли, косясь на королевскую власть через призму новомодной политической теории.

Усмирение обрастало отвратительными подробностями — предательством друзей или умерщлёнными без суда. Уже говорили о десятки тысячах казнёных и умученных.

Мир рушился под игом государя, уже явившего свою “сатанинскую сущность”.

“Народу” принадлежало право произвести “необходимую и справедливую революцию”, отринув “короля-преступника” и его наместника.

Собственно конфессиональный и экономический конфликт был низведён до уровня прилагающейся подробности.

Кошмарный образ Альбы и “Кровавого совета” отныне был призван служить краеугольным камнем политической доктрины голландских протестантов и четвёртого сословия, ставящей целью обосновать разрыв с законной властью, открытую вооруженную борьбу и бесповоротное политическое отделение.

Художественная литература и кинематограф (особо вспоминается характерный совковый фильм об Уленшпигеле) по сей день тиражируют миф об Альбе, который начал складываться в кальвинистских памфлетах, спешно отпечатанных в Женеве и Амстердаме по горячим следам.

С их страниц сошли знакомый нам Альба, король  Филипп II, доходящее до невероятного “бесчинство” инквизиции и зверства католиков, безумная нелогичность поступков и страсти, захлестывающие всех.

Эта картина давно нуждается в уточнении.

image_thumb3

Наделенный от природы железной волей, непреклонным характером и огромной энергией, выдержанный и бесстраштный, гордый и последовательный, Альба презирал всех, кто не разделял его  правой аксиологии.

Он воспитан был солдатом и с раннего детства привык к строгой дисциплине лагеря.

Повиновение и  сила, честь и долг, были для него единственным законом.

Никто другой не мог быть лучшим исполнителем намерений короля Филиппа II, для которого, благая цель мира и порядка в провинциях Бургундского кольца оправдывала жёсткие средства.

Суровая и прямолинейная натура Альбы не была способна подвергаться влиянию каких-либо рефлексий имморализма novus ordo.

Он не руководствовался никакими личными соображениями, и не было силы, которая могла бы отклонить его от того пути, который он себе избрал.

Управление его Нидерландами является единственным в истории по своей твёрдости и неуклонности.

Поставив себе задачей подавить мятеж и истребить всех антисистемных элементов в Нидерландах, Альба учредил для следствия над противниками короля особый трибунал, "Совет по делам мятежей", или, как его прозвала протестантская пропаганда, “Bloedraad” - "Кровавый Совет”.

Хотя этот "Кровавый Совет" состоял из лиц, назначенных самим Альбой, тем не менее, он потребовал себе y Филиппа право окончательных решений, не доверяя в "святом деле веры" судьям, неспособным к видению целого. 

"Вашему Величеству известно, — писал Альба, — что судьи неохотно решают дела, если нет явных доказательств, между тем действия государственной политики не должны подчиняться законам".

В королевском повелении, испрошенном Альбой в 1568 AD, все еретики Нидерландов, как отпавшие от истинной веры, были присуждены к смерти (за исключением особо поименованных лиц).

В силу этого указа по всей стране аресты инсургентов и диссидентов, виновных в погромах и религиозных осквернениях, производились тысячами.

Имущество арестованных противников старохристинской веры и короля конфисковалось на содержание испанских солдат.

Массовые казни и конфискации повлекли за собою поголовное бегство еретиков: более 300 тысяч dissent поспешно эмигрировали в Англию.  

Альба, искренно считал, что совершает не только доброе дело, полезное и нужное его монарху, но и угодное Богу.

"Я пришел, — заявляет Альба в одной прокламации, — защитить добрых от злых".

Альба сошел со сцены со спокойною совестью и, умирая, говорил, что "не казнил ни одного невинного".

"Многие современники, — пишет в своей истории Филиппа II американский историк Прескотт, — не могли понять, что преследования Альбы были следствием не личного его чувства ненависти, но повиновения своему повелителю".

Лучшей характеристикой Альбы в этом отношении служат слова, сказанные им однажды Екатерине Медичи: "Постыднее всего для государя, если он позволяет своим подданным жить по их совести".

Альба во многом напоминает графа Аракчеева. Оба они были "без лести преданы своему государю" и оба, по-видимому, верили в то, что верноподданные не должны "жить по их совести", a потому и свободны были от каких-либо увлечений сердечными движениями, оставаясь всегда лишь точными и бесстрастными исполнителями своего долга перед своим повелителем .

Пираты, из которых потом военный флот и образовался.Знали и морское дело и воинское.У испанцев тогда военных моряков не было.Моряки отдельно.Солдаты отдельно.
довольно подозрительно. Откуда они взялись в таких кол-вах?
Чем кормились раньше? Зачем атаковали испанцев? Может быть, они их грабили попутно?
Ну так они и нацелены были на приз, как и все моряки.Кто же просто так воевать будет.
Вся война тогда -это частная антреприза. Наём.По сути и знаменитые Валленштейн и Тилли -это крупные поставщики наёмного контингента.
Первый же регулярный ВМФ -это уже при Ришелье, во Франции, жалование, чины, система подготовки кадров.
> Повиновение и сила,

ага, пока это не применили к нему самому.

Вот это и эссенция вашей идеологии, как я понимаю - право сильного (пока не дали просраться). А проиграл - начинается плач Ярославны, сатанисты-марраны.
Мы живём в таком мире.Войны сопроваждают всю историю человечества.Кто не способен к вооружённому противостоянию, тогдо стирают с геополитической карты или вобще с подлунного мира.
Ну и что ненормального в том, что Альба убвал врагов рода человеческого, то есть тех кто осквернял в человеке образ Божий, кто лицемерие и ложь - орудие дьявола - почитал за добродетель, а деньги ставил выше спасения?
Альба не боялся поношения, зная, что истина не боится ни критики, ни даже клеветы, а боится обличения только ложь - опора нечистого.
Не хотел он Царствие Небесное и благодарность потомков менять на всё то, что считает благополучием ублюдочная буржуазная цивилизация, к сожалению именно тогда и начавшаяся утверждаться как раз в Голландии.
почему реторика альбы нужно воспринимать за чистую монету, а реторику его противников считать оружием дьявола? разве работы старых голландских мастеров - это симптом сатанинской клоаки? разве гойя не изображал безумие и извращение испанского общества? разве испанцы чем-то значительно отличались в своем поведении в колониях от своих противников?

лучшее оправдание для массового убийства и грабежа - я делаю это по велению бога, уничтожаю врагов рода челочеческого.

когда эта машина накатывается на вас - вы считаете своим долгом стать жертвой?
Испанцы отличались.Об этом я ниже дополнительно напишу, в отдельном комментарии.
И сегодня уже видно кому они противостояли.Перефразируя Лосева,так называемый "прогресс" он же сатанизм в виде гуманизма/капитализма/социализма/глобализма начался с так называемой "голландской революции".
Да и нет никакого прогресса.Это химера, довольно свежая мулька цивилизации третьего сословия, оскотиневание величать прогрессом.
И времена Гойи это всё же не времена Филиппа Второго.Право Вы всё в одну кучу смешиваете.Как и художники, да и в целом "неподвижное" население Нидерландов (по выражению Вильгельма Оранского)монополию на выражение базовых и интегральных интересов которых почему то имела наглость присвоить (впрочем как всегда)кучка политических и религиозных экстремистов.
Процитирую вот далее хороший текст С.Голубицкого, часть которого я цитировал в preambulo, к моей заметке в веблоге:
"...Есть замечательная книга, написанная в начале XIX века секретарем Инквизиции Хуаном-Антонио Льоренте ("История испанской Инквизиции"). Книга весьма критичная, за что автор долгие годы был вынужден жить в изгнании во Франции. Тем не менее настоятельно рекомендую прочитать ее всем тем читателям, которым не посчастливилось самостоятельно выветрить из головы мифологию, старательно вбитую в школах и институтах. Мифологию о "зверствах" и "беспределе" испанской Инквизиции.
Из книги Льоренте читатели с удивлением узнают, что, оказывается, Инквизиция никогда никого не сжигала (этим занимались светские власти), не преследовала науку (а мирно сосуществовала с университетами, активно отстаивая собственные догмы в научных диспутах), не охотилась на ведьм (а преследовала марранов, втайне сохранявших веру в иудаизм - именно этому обстоятельству Инквизиция и обязана своей беспрецедентной демонизацией в истории), а главное - никогда не убивала "10-12 миллионов людей в Европе".
Это "общепринятое утверждение" - самая гомерическая ложь, какую только можно представить: с 1550 по 1800 год по приговорам испанской Инквизиции было казнено 3-4 тысячи человек! Примерно столько, сколько замочили за первую неделю красного террора в ответ на убийство Урицкого неуловимые во всех отношениях мстители.
Не буду портить читателю удовольствие от ожидающего его удивительного прозрения, скажу лишь по ходу дела, что так называемые "зверства" испанской Инквизиции - детский лепет в сравнении с общепринятыми по тем суровым временам истязаниями, практиковавшимися светскими властями Германии, Франции и особенно Англии, чьи правители с сатанинским безразличием проливали кровь сначала соотечественников, а затем и всех порабощенных ими наций.
Еще можно почитать "Историю Англии" Джона Грина (когда-то я уже рекомендовал читателям этого автора), чтобы в красках представить себе и сравнить три единственно допустимые пытки испанской Инквизиции (веревкой, водой и огнем) с богатейшей "фантазией британских носителей свободы", да хоть бы с таким любимым национальным спортом, как придавливание плитой и втыкание в задницу раскаленного железного прута. Эка потеха, когда прут выходит изо рта!
Впрочем, чтобы развеять мифологию фильма "Елизавета: золотой век", не нужно даже читать исторических монографий. Достаточно программы общеобразовательной школы.
"Кровожадные испанцы", как известно, завоевали всю центральную и южную Америку, а британские "носители свободы и справедливости" - северную часть континента. Как поступили с аборигенами "кровожадные испанцы"? В общем-то убого, как и полагается католическим мракобесам: смешались кровью и стали жить-поживать вместе, - полагаю, у читателей есть четкое представление о том, как выглядит сегодня группа latinos. А куда подевались североамериканские чингачгуки, столкнувшиеся с англо-саксонскими цивилизаторами? Правильно - переместились на два метра под землю. Все! Все до последнего! Аккурат те самые 10-12 миллионов душ, приписанных Инквизиции.

Ведают ли об этих фактах истории орды зрителей с промытыми романтически-героическим лжепафосом "Елизаветы: золотого века" мозгами? Риторический вопрос..."
Извините, но Вы смотрите поверхностно.Не видите сути.В отличии от англосаксов испанцы видели в индейцах людей.Охотно женились на индианках.Именно женились и признавали детей (из жж antoin:"Самый шик там первые поколения обиспанившихся индейцев,или обиндеевшихся испанцев - это сплошь типы с именами вроде дон Педро де Альма Иткчикслитнан. Что поделать, индианки были весьма привлекательны для людей, в чьей стране женщины хоть с пляшут с кастаньетами, но страшны как смертный грех...").
Кортес брал столицу ненавистных ВСЕМ ацтеков с союзными племенами тлакскаланов и хуехоцинканами .
Ну неужели всерьез можно воспринимать, что отряды авантюристов могли захватить такие, якобы высокоразвитые цивилизации, только огнем и мечом?.
Нет, там была идея, образ общего будущего,культура, религия, аксиология привлекательная для аутохтонного населения.
Не было геноцида и рабства,проводимого протестантской сволочью в Северной Америке.А смертность была вызвана микробами. об этом хорошо и подробно пишет в своей нашумевшей книжке Даймонд ("Пушки, микробы и сталь" ,"Судьбы человеческих обществ" или "Краткая всеобщая история за последние 13 000 лет"). Даймонд пишет не только о том, как люди одомашнивают растения или животных, но и о том, как другие живые существа -микроорганизмы (разумеется, бессознательно, но эволюционно вполне направленно) модифицируют поведение самих людей.
Потом вообще,что это были за люди, колонизирующие Америку? На чем основывался успех Конкисты? На новом типе людей.
Изабелла Кастильская и Фернандо Арагонский - основатели новой Испании, в борьбе с маврами делали ставку на "народ-войско"
Испанцы имели богатую традицию городского самоуправления. Здесь еще в конце 12 века (раньше, чем в Англии) сложились Кортесы - аналог парламента. Здесь горожане не только наладили самооборону от притязаний феодалов, но и перешли в наступление, создав Эрмандады - священные братства городских коммун Леона, Кастилии, Арагона и Каталонии. Ополчения Эрмандад наводили порядок на дорогах полуострова, сражались с маврами, они же помогают Изабелле и Фернандо держать в узде самовольных грандов. Так формировался гордый и независимый характер испанцев - сообразительных и предприимчивых, равно способных проявить личную инициативу и подчиниться воле большинства, уверенных, что они нигде не пропадут, сумеют освоить любую непривычную среду, куда их закинет судьба.
Но чем быстрее развитие, тем острее конфликты. В 1492 году Реконкиста закончится капитуляцией Гранады - последнего оплота мусульман на юго-западе Европы. Тут вдруг выяснилось, что "лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду": пути испанской монархии и горожан-коммунерос разошлись.
Когда король в безопасности, ему удобнее иметь дело с тихим и покорным населением и совсем не с руки подавлять грандов, опираясь на производительные сословия и "дворян пера" (узкий корридор возможностей). Оттого в послевоенной Испании стало много "лишних, активных людей", которых правительству надо было куда-то сплавить. Тогда очень кстати пришлось открытие Колумба: Новый Свет стал идеальным резервуаром для сброса испанской вольницы, а на смену Реконкисте пришла Конкиста - Завоевание. Так что великое будущее Испании лежало за океаном.
Огромная энергия испанского народа была конечно растрачена в вынужденных европейских баталиях (уже при внуке Фердинанда и Изабеллы -
Карле , воевали одновременно с турками и с французами, с голландцами и с англичанами ), и только Латинская Америка осталась вечным памятником самодеятельности тысяч испанцев-эмигрантов, строивших свой мир вдали от мадридского "начальства".
Вообще есть мнение, что к приходу испанцев на континент все эти цивилизации мезоамерики были в глубоком кризисе и упадке (талантливый фильм Гибсона).
многабукф

по делу - Гибсон просто пропагандистский лубок, ничем не лучше антикатолических мифов, только с другим знаком (и не талантливый, а целиком вторичный)

все остальное - тоже реторическое прикрытие небольших различий в хищнических стратегиях.

совершенно непонятно почему "так называемый "прогресс" -- он же сатанизм в виде гуманизма/капитализма/социализма/глобализма"? (то есть, я понимаю почему для вас -- я не понимаю, как вы это превращаете в универсальность)

не кучей цитат, которые вы публикуете в третий раз, а осмысленно, своими словами можно?

в смысле, вы проповедуете капитализм против социализма/коммунизма, противопоставляете колонизаторов-католиков протестантам и англиканам КАК БОЛЕЕ ГУМАННЫХ, превозносите глобализацию европейского хищничества. Как это понимать? И при чем тут (проповедоваший скопческую этику) Лосев?
Если нет общей правой идеи, общих ценностей и позитивной господствующей аксиологии, то имеем то, что имеем.Новый дивный мир.Оскотиненвание людей.Экспансия чандал.Левый изврат.И что Маркс,что Фридман, всё едино. Это всё левацкая идеология.Которая всегда держиться на тотальной лжи и невротизации ширнармасс.И буржуазный национализм -это тоже левый изврат.
Еще Наполеон говорил,что людей по настоящему могут сплотить только две вещи -общие интересы и страх.Вот и структура социума зиждется на общих интересах различных групп,структированных весьма сложно.
В левом изврате - вечно пропагандируется тяга к дифференцированной дискретности, атомизму,автономии, отвержение авторитетов ,растворение личного начала и власти в коллективе,подмена доверия мифическими "гарантиями",целенаправленное внушение людям чувства иррациональной вины и деструктивных наклонностей.
И ясно с какой целью -замутить,скрыть информацию из рода "как на самом деле",манипулировать людьми,рассчистить путь наверх для одиозных фигур и обделовать свои делишки,молча, тихо и неприметно. А потом в один прекрасный день народ просыпается и узнает, что все вокруг скуплено, все ушло в одни и те же неприметные руки.
Вместо имеющих кредит доверия авторитетов - неясные кукловоды,претворяющие в жизнь скрытые цели или банально работающие на чужих.Это что образ общего будущего -"свержение режима"? Когда базовые ценности - это достижение и удержание позитивной динамики ареала и популяции, а революции ведут к стихийным распадам и смутам, к разрыву ткани социума и по сути всегда являются внешнеэкономическими диверсиями.
Механистическое и утилитарно-рассудочные , сектантские,начетнические суждения обо всем и нелепые выводы.
Ведь весь ход хомоэволюции реально показывает, что в иерархических структурах человеческих от семьи/бригады шабашников до государства осложнения начинаются вот когда:
-когда нет наследника/ученика/заместителя
-когда глава отрекается от своих обязанностей
-когда modus agendi/modus vivendi главы нарушает или даже разрушает в душах подчиненных доверие к себе, все еще продолжая требовать от них верности.
И всё! Остальное от лукавого.
А за левым блеянием о "свободе" и за мечтами левых радикалов любой здравомыслящий человек в первую очередь видит вполне понятную и знакомую озабоченность - как завлекать фраера, как его разводить, что говорить, что обещать, какие расписки и обещания давать, и - самое главное! - как постоянно вести клиента в будущем, непрерывно подпитывая его святую веру в мероприятие.И это в лучшем случае, если это просто стремление делать деньги,а не продвижение сомнительных ритуалов и зловредных практик
Проблема левого изврата в том, что элиминация мужского начала делает Систему нежизнеспособной.
Идея создаёт народ, а не народ Идею.Общие цели,образ общего будущего,общая аксиология (системы ценностей).Нет этого, нет и никакого "народа", есть дифференцированое стадо баранов.Скотный двор.Жопа.Которая конечно может по-своему, по-жопному развиваться, стать толще etc.
Мир слагается верой и волей.
К сожалению, стоит вере и воле спустить пар, как творение вновь деградирует, точно дрессированный зверь, который после зимней спячки забывает все приобретенные навыки.
Власть - контроль над смыслами. "Кровь и почва" - всего лишь один из них, как и "собственность".
Ведь вопрос (у настоящей власти, а не симулякра), однако, не в том, как управлять дешёвками. А в том, как привлечь Людей.
буря бессмыслицы, уж простите.

можете просто ответить на прстой вопрос: вы проповедуете капитализм против социализма/коммунизма, противопоставляете колонизаторов-католиков протестантам и англиканам КАК БОЛЕЕ ГУМАННЫХ, превозносите глобализацию европейского хищничества - как это сочетается в свете "сатанизма-гуманизма"?

и где тут деградация последних лет? по какой оси? меньше достижений в искусствах? науках? технологиях? меньше возможности ходить в церковь? меньше возможности для самореализации? меньше возможностей для неприкрытого безрадельного господства, может быть - так не все же еще преодолели химеру совести.

или на вас какой-нибудь парад гомосеков такое неизгладимое впечатление произвел?
Конкистадоры женились на местных девушках, а так же на африканках потому что приплыли в Америку без жен и без семей. Это были младшие сыновья семей, не получившие семейных наделов (так же примерно как крестоносцы)
Современная латиноамериканская культура в основном была сформирована в иезуитских школах, построенных испанцами и португальцами по всему континенту для индейского населения.
Заселение северной америки происходила переселенцами в более поздний период. Жертвы религиозных гонений, переселялись целыми семьями, в намного больших количествах.
Так же нужно учитывать огромную разницу в развитии между индейцами северной и южной америки. В 18м веке разница между переселенцами из северной европы и аборигенами была уже непреодолимой.
Но в 16 веке разница между переселенцами из Иберии и жителями южной америки была намного меньше.
"в Дюнкирхене" - может, хотя бы в скобках написать рядом (Дюнкерк)?
А зачем?
В России было принято этот город игавань именно так называть.