Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Мальтийские рыцари

[Image][Image]

Préambule

“..уже доказано, что христиане жившие в конце XI века не вполне представляли себе протяжённость исторического времени и считали, что Христа распяли в современную им эпоху..”

Жак Ле Гофф “Рождение Европы”

Когда нашествие варваров разбило остатки ancien цивилизации, население Западной Европы начало группироваться около двух оплотов l'Epoque haute — рыцарского замка и монастыря.

Эти два оплота Pax Dei, действуя друг на друга, создали своеобразные общины, особые воинские братства— военно-монашеские ордена, возникновение которых относится к эпохе “крестовых походов”.

Pax Dei

Внизу - Paganus, языческое население (антропоморфный пантеон) rusticitas, пейзане – больше 80 % населения.

С дикими суевериями, то есть  так называемой “народной культуры” (скотоложство, снохачество, гадания, вбивание в грудь умершим младенцам осинового кола, ну и прочими милыми пейзанскими обычаями)

С одной стороны, Клюнийская конгрегация, с культами :

  • Мёртвых( machabaeorum), предков (для благородного сословия), святых (в первую очередь Мартин Турский и св. Николай)
  • Иисуса распятого, Иисуса – мученика, Иисуса страдающего, заменившего Христа Победителя, выигравшего схватку со смертью. Тысячу лет назад начинает распространятся изображение Распятие
  • Богоматери, Небесной Virgo
  • Почитания Икон
  • Паломничества к Святым Местам
  • Нового Человека (Unocento), то есть с христианским гуманизмом (“Сur Deus Homo”, “Почему Бог вочеловечился –Ансельм Кентерберийский). Кроме задачи посмертного спасения перед человеком ставится цель воплотить, ещё в земном мире, это своё сходство с Богом. В Unocento  юристы объединяют Природу и Бога (“Природа, то  есть Бог” –Грациан). Поэтому, начинаются гонения на содомитов, как на “грех, против природы”
  • Инновационной деятельности, соединения производства с познанием (больше времени на Opus Dei)
  • Милитантизма (nova militia)

С концепцией Pax Dei, успешного христианского универсума, на окраины которого надо вытеснить всех, кто может представлять собой вместилище пороков и источник беспорядков:

  • еретиков (прежде всего)
  • иудеев
  • гомосексуалистов
  • прокажённых

На формирование новой связанной картины Pax Dei работают монастырские конгрегации, элитные военные ордена, братства и университеты

Первый университет - Болонья, Unocento, цитадель правоведения Pax Dei

  • Свободные искусства на подготовительном факультете :
      • Тривиум, или искусство речи (грамматика, риторика, диалектика)
      • Квадривиум, или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия)

Акторы  Pax Dei

1.Oratores

Власть епископов и религиозных альянсов (диоцезы и конгрегации, братства, ордена etc.) управленческая и организаторская, инновационная и культурная деятельность, военная и торгово- финансовая деятельность.

Сбор-обработка-анализ информации, оценка обстановки –выводы, уяснение задачи –принятие решений . Коммуникация, донесение полученной  информации до других акторов.

Работа со знанием таким образом, чтобы эти знания можно было изложить в краткой понятной форме.

2.Laboratores

Производители, производящая верхушка, лучшие, новаторски мыслящие представители слоя ремесленников и свободных крестьян.

3.Bellatores

Светская власть, управленческая и организаторская, военная и культурная деятельность :

  • Римский Кесарь (особа символизирующая собою высшую власть), то есть император Nova Roma, созывающий вселенские соборы. 
  • Пограничные округа (марки), hommage en marche (между Рейном и Эльбой, Дунайская дуга etc.)
  • Короли (Галлия, Италия, Германия), суверены

Все подданные, находящиеся в прямом подчинении у суверена –короля, считаются воинами.

Все должны служить с оружием в руках, каждый свободный мужчина  –потенциальный воин, и он либо сам, либо в составе отряда, набираемого его сеньором, должен участвовать в военных походах государя.

Свободные люди призванные на военную службу, должны были либо сами, либо при помощи своего сеньора обзавестись оружием и снаряжением.

Общее количество воинов на всю осевую Европу в Unocento не более пятидесяти тысяч человек, в том числе две или три тысячи конников.

Военачальники - владельцы крупных доменов, земля источник их богатства и власти. Налоги собираемые ancien “государством”, сменились повинностями в пользу крупного землевладельца, сеньора.

Знать и воины везде в зоне сельскохозяйственной колонизации, кроме Италии, живут в укреплённых замках в сельской местности.

С другой стороны, еретики и последователи одиозных культов

Атаку на ереси начинает Клюнийский орден.

Преподобный Пётр, легендарный настоятель монастыря Клюни, в период с 1122 по 1156 AD, написал три трактата, обращённые против явлений, которые он называет великой угрозой, нависшей над Pax Dei.

Эти тексты стали своего рода руководством по “основной линии”

  • Один из них направлен против священников, которые отказываются от причащения, заупокойных месс и проповедуют неприятие Креста.
  • Другой трактат –первое в христианском мире выступление против Мухаммеда, названого в нём колдуном, и его последователей (Легендарный Сид служил бывало и маврам, как впрочем и другие кастильские дворяне, спокойно переходящие туда –сюда, в этом не было ничего зазорного).
  • И, наконец, последнее сочинение направлено против иудеев, которых Пётр клеймит как богоубийц (видать по следам довольно свежих событий, а не тысячелетней давности).

После 1140 AD Клюнийская конгрегация предпринимает массированное наступление на великое еретическое брожение,и, в соответствии с новыми концепциями природы, ересь объявляется болезнью вроде проказы или чумы.

Церковь распространяет идею заражения ересью, которая превращает ересь в глазах людей в чудовищную угрозу.

С 1199 AD ересь приравнивается к оскорблению Rex majestas (сrimen majestatis), и теперь имущество еретиков подлежало confiscatio, и они лишались наследства.

Вторая половина Duecento

Демократия возникла внутри элитных орденов. Мечта св.Бернарда стала явью.

Слияние международной военной силы и духовного ордена, проявляющееся в форме бизнеса.

Помимо орденского ядра, требовалась обширная и мощная структура, чтобы вести войны и охранять немалое имущество.

Флот и как инструмент извлечения прибылей, и как часть военной машины.

В 1180 AD, чтобы обеспечить всем необходимым одного воюющего рыцаря, требовались сотни акров; спустя столетие уже тысячи.

Чтобы иметь дело с традиционным обществом, требовались связи. Чтобы обзавестись такими связями, надо было принадлежать к какому-либо братству.

Морские операции представляли собой рискованное предприятие, зависевшее от разветвлённой сети, в основе деятельности которой лежало понимание и доверие.

Сorso доверяли друг другу и знали тех власть имущих, кто предоставлял им убежище, защиту от закона и рынок сбыта.

Сойдя на берег капитаны отчитывались перед немногими влиятельными покровителями, которые защищали их деятельность.

Но действовали они отнюдь не в одиночестве. Бразды правления находились всегда в руках наследственной высшей элиты.

Братство представляло собой нечто более серьезное, чем небольшую группу связанных между собой людей.

Корабли corso и  порты, такие как Амальфи и Махдия, были первыми примерами  демократического правления.

Вплоть до провозглашения американской конституции в мире не было аналогов системы "один человек - один голос", существовавшей на борту корабля corso .

Но и потом голосование не было столь демократичным, как у corso.

Сorso управляли кораблём как монастырём ордена. Руководителей выбирали равные по положению люди, которые могли их сместить.

Никто не обладал абсолютной властью, а лидеры должны были действовать в интересах всей группы.

Монахи, corso и рыцари орденов в течении сотен лет  совместно владели своими богатствами, но это не следует путать с обетом жить в бедности  и тем более - с социализмом.

Поощрения, предоставлялись тем, на кого возлагалась большая ответственность.

Капитану corso часто предоставляли право на двойную долю  добычи или spoglio (призовых денег), а рулевой за свои труды мог получить полуторную.

Неумение руководить или проявление скупости могли привести к тому, что рыцарь, аббат или капитан corso теряли своё положение.

Sovrano Ordine militare di Malta

Первым по времени возникновения был орден Св. Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались сначала иоаннитами, потом родосскими и, наконец, мальтийскими рыцарями.

Согласно легенд, тысячу лет назад богатый мавр из Амальфи, видимо, тайно принявший христианство, выхлопотал y халифа разрешение устроить в Иерусалиме госпиталь для христиан-паломников и при нём часовню Св. Марии.

В 1099 AD, в видах необходимости организовать оборону Иерусалимского королевства, король Гвидо Лузиньян воспользовался уже существовавшей при этом госпитале общиной, которая обзавелась и церковью Св. Иоанна Иерусалимского.

Мысль образовать из рыцарей и паломников орден, члены которого были бы связаны единой религиозной и государственной задачей охранять Гроб Господень, получила окончательное выражение в 1113 AD, с разрешения pontifex Пасхалиса II (булла Geraudo institutori ac praeposito Hirosolimitani Xenodochii), и с этого времени монахи-рыцари стали называться иоаннитами, или госпитальерами (странноприимцами).

Главой ордена был выбран в 1118 AD с титулом ректора Раймонд Дюпюи (Raymond du Puy).

Члены ордена разделялись на 3 класса:

  • рыцари
  • духовенство
  • слуги

Все произносили одинаковые обеты — бедности, целомудрия и послушания, a рыцари, сверх того, — и постоянной борьбы с неверными (tuitio fidei), то есть собаками некрещёными.

UnocentoUnocento

Отличительным внешним знаком ордена был чёрный плащ  с белым крестом. Мальтийский крест известен также под названием "восьмиконечный крест", так как образован соединением четырёх копий: каждый конец креста обозначает одну из восьми добродетелей.

Впоследствии на войне стали надевать красный плащ (сюрко), чтобы не было заметно крови.

Уже Дюпюи принял в 1155 AD титул магистра ордена, a в 1267 AD pontifex Климент IV даровал главе ордена титул великого магистра.

В 1187 AD, при взятии Саладином Иерусалима, погибла большая часть рыцарей, a остальные перешли в Птолемаиду.

В 1191 AD иоанниты присоединились к крестоносцам, под началом Филиппа Французского и Ричарда Львиное Сердце.

Во время длителельной осады Акры среди крестоносцев возник новый рыцарский орден — Св. Иоанна Крестителя и Св. Фомы.

Цели этого ордена всадников были тождественны с целями иоаннитов, и оба ордена скоро слились.

Только в Испании осталась самостоятельная отрасль под названием ордена Св. Фомы.

В начале Duecento часть ордена иоаннитов перешла из Птолемаиды в Испанию и, помогая королю Иакову Арагонскому, завоевала y мавров Валенсию, за что рыцари получили большие земли.

Duecentohttp://livinghistory.ie/~valen/reenactment_pictures/osprey/hospitaller-knight-1230.jpg

Оставшиеся же в Малой Азии продолжали борьбу с турками.

Особенно тяжела была для ордена война с Египтом, когда в сражении при Газе в 1241 AD пала большая часть рыцарей во главе с магистром Гереном.

 DuecentoDuecento

В 1291 AD, когда Акра была уступлена султану, орден был вынужден перейти на Кипр, где уже ранее основались рыцари-тамплиеры, вначале радушно встретившие иоаннитов, но скоро с ними поссорившиеся из-за земельных участков.

Великий магистр иоаннитов, де Вилларе, собрав на Кипр всех рыцарей своего ордена из разных мест, положил начало могущественному флоту ордена, при помощи которого в 1309 AD завоевал о. Родос, куда и перешёл орден с Кипра.

Trecento

TrecentoTrecentoTrecento

С уничтожением в 1312 AD ордена тамплиеров иоанниты унаследовали от них и Кипр, и несколько других островов.

Базой иоаннитов  на Кипре становится замок Колосси, расположенный на южном берегу.

Колосси был прекрасно укрепленным фортификационным сооружением, устоявшим под натиском генуэзцев в 1373 и 1402 AD и штурмом мамлюков в 1426 AD

Замок Колосси был не только фортификационным сооружением, но и  административным центром, из которого Орден управлял своей огромной хозяйственной индустрией на Кипре.

Только территория, прилегающая непосредственно к замку, насчитывала более чем сорок деревень, выращивавших хлопок, оливковые деревья, кукурузу, сахарный тростник и виноградники.

Орден имел очень высокие доходы, основанные на привилегиях, данных ему королём Кипра, и включавших в себя освобождение от экспортно-импортных пошлин, право помола кукурузы бесплатно, многочисленные имущественные, а также и другие права.

Тростник, в прежние времена культивируемый рыцарями в Сирии, произрастал на Кипре в изобилии, и мануфактура Колосси снабжала сахаром весь средиземноморский регион в течение более чем трехсот лет.

Кипрский “Poudre de Chypre” очень ценился за высокое качество.

Trecento

Trecento

Trecento

 1334 AD Надгробие Ugo de Cervellon  в Villafranca del Panades

 Конец Trecento

Конец Trecento

Quattrocento был наиболее блестящим в истории ордена.

Сильный флот дал возможность завоевать землю в Малой Азии около Смирны и Галикарнаса.

Около середины Quattrocento египтяне (мамелюки) начинают высылать свой флот для борьбы с рыцарями.

 

QuattrocentoQuattrocentoQuattrocento

В 1444 AD они в первый раз напали на Родос, но б. отражены.

В 1479 AD100-тысячная армия султана Магомета II вновь отправилась к Родосу, но, несмотря на ряд штурмов, она была отбита и вынуждена уйти.

Quattrocentohttp://cutlassescorsairs2008.googlepages.com/art-_amin_thumb.jpg/art-_amin_thumb-full.jpg

К этому времени окончательно складывается структура Ордена, имевшего уже не только паневропейскую военно-духовную организацию, но и суверенные (светские) права, включая обмен послами с другими государствами.

QuattrocentoQuattrocento

Quattrocento

Quattrocento

В Cinquecento внутри ордена начинаются раздоры, и значение его постепенно падает.

QuattrocentoQuattrocento

В 1521 AD веиким магистром был выбран Филипп Виллье де Лиль Адан.

Канцлер ордена Амораль, сам рассчитывавший быть избранным, решил отомстить ордену и через еврея передал туркам о слабости г-зона Родоса.

В 1522 AD султан Солиман II подошёл к Родосу на 400 кораблях с 140 000 войск.

У ордена было 600 рыцарей и 4 500 человек пехоты, но, несмотря на такое несоответствие средств, оборона тянулась полгода.

Великий магистр надеялся, что христианские державы помогут ордену.

Однако надежда не оправдалась, и к 1 январю 1523 AD состоялась капитуляция, после чего остатки ордена иоаннитов перебрались сперва в Мессину, оттуда в Чивитта-Веккию и, наконец, на о-в Мальту, который получили в дар от императора, a также в Гоццо и Триполи, с обязательством защищать берега от набегов варварийских пиратов.

С 1530 AD, когда орден прочно устроился на Мальте, рыцари получили название мальтийских.

Жан де Ла Валет (Jean de La Vallette-Parisot) - великий магистр Мальтийского ордена, 1494—1586 AD, известный борьбой с варварийскими пиратами и защитой Мальтийского острова от 40 000 турок, посланных Солиманом II 1566  AD на 200 кораблях.

Турки после 4-месячной осады успели взять один лишь форт, на месте которого магистр построил город Ла Валетту

Так называемая “Реформация” лишила орден богатых имений в Англии, Нидерландах и Скандинавии, a изменившаяся обстановка жизни в европейских державах значительно сократила прилив к ордену новых сил.

http://cutlassescorsairs2008.googlepages.com/Knights_hospitaller.JPG/Knights_hospitaller-full.jpg

Внутренне устройство ордена было таково: во главе стоял великий магистр, избираемый рыцарями пожизненно;

Все остальные члены ордена делились на 8 наций:

  • Прованс
  • Овернь
  • Франция
  • Италия
  • Арагония
  • Кастилия с Португалией
  • Германия и Англия

Во главе каждой нации стояло особое выбранное лицо, которое, вместе с тем, занимало и одну из крупных должностей в ордене:

  • Прованс давал великого командора (главный казначей)
  • Овернь — великого маршала (начальник пехоты)
  • Франция — госпитальера (заведующий благотворительными учреждениями)
  • Италия — великого адмирала (начальник флота)
  • Арагония — великого консерватора (министр внутренних дел)
  • Кастилия с Португалией — великого канцлера (министр иностранных дел)
  • Германия — великого бальи (начальник всех фортификационных сооружений)
  • Англия — туркопилера (начальник всей конницы)

Главы наций составляли, под председательством великого магистра, тайный совет ордена.

Каждая нация делилась на великие приорства, баллии и командорства.

Весь Cinquecento мальтийские рыцари вели геройскую борьбу с турками и продолжали расширять свои владения, завоевав Коринф, Лепанто и Патрос.

С конца Cinquecento орден испытывает все большее и большее вмешательство  власти новокатолического Римского папы, и к началу Cinquecento папский инквизитор, живший на Мальте, уже захватил право выдавать патенты на звание мальтийского рыцаря.

В 1630  AD Папа Урбан VIII разрешил пользоваться титулом “эминенция” ("возвышенность") исключительно кардиналам, духовным курфюрстам и великому магистру мальтийского ордена.

Антониев орден госпитальеров, основанный  Гастано (Gastano), французским дворянином из Дофинэ, в 1095 AD  союз мирян для ухода за больными, преобразованный в 1297 AD  в братство каноников, был в 1774 AD соединён с мальтийским орденом

Сношения мальтийских рыцарей с Россией начались при великом магистре Раймонде де Перейлос и Рокафюль (Ramon Perellos y Roccaful) (1697—1720 AD ), когда возникли ничем не кончившиеся переговоры о союзе против турок.

В 1697 AD Петр Великий отправил боярина Бориса Петровича Шереметьева  с миссией налаживания дипломатических и военных контактов с Мальтийским Орденом, как потенциальным союзником в борьбе с османами.

Борис Петрович Шереметев на Мальте. Гравюра

Шереметьев имел при себе рекомендательное письмо от  Императора Леопольда . Во время пышного приема русский фельдмаршал сидел на Епископском троне в соборе Святого Иоанна, произносил цветистые речи на латыни, почивал во Дворце Котонера и отплыл на восьмой день с крестом, усыпанном бриллиантами – знаком принадлежности к Ордену.

Более действительными оказались сношения, завязанные великим магистром принцем де Роганом (1775—97 AD).

В царствование императрицы Екатерины Великой русские морские офицеры  проходили практику на боевых судах Ордена.

Был заключён официальный союзный договор, направленный против Турции, который, хотя и не привёл к систематическим совместным действиям, но послужил основанием для участия нескольких добровольцев-офицеров Мальтийского ордена в войне с турками на стороне России.

Один из них, граф Юлий Помпеевич де Лита (Giulio Renato de Litta, бальи ), с 1789 AD служивший на российском флоте, успел отличиться в нескольких сражениях, и получил Золотую шпагу “За храбрость” и орден святого Георгия 4-й степени.

На Мальту он вернулся в чине контр-адмирала

По завещанию кн. Острожского большая часть его земель при прекращении мужского потомства должна была перейти к Мальтийскому ордену, образовав особое великое приорство.

Завещание это вызвало долгие споры, но Екатерина II поддержала права ордена на реституцию в Польше и еще увеличила земли нового великого приорства, присоединив к ним имения изгнанных иезуитов.

Французская “революция”, объявив борьбу духовенству и дворянству, сильно обрушилась на мальтийских рыцарей.

Декретом Конвента 19 сентября 1792 AD имения ордена во Франции были конфискованы, a рыцари изгнаны из пределов государства.

В это время орден неожиданно получил помощь от Императора Павла I.

4 января 1797 AD вследствие влияния на императора мальтийского посланника гр. Литты было разрешено учредить в России великое приорство ордена с 13 командорствами, одаренными землями и деньгами.

Русское великое приорство было присоединено к англо-баварскому языку (нации), чтобы не нарушать общей организации ордена.

В ноябре 1797 AD Павел I по просьбе Священного совета ордена принял звание “протектора” (покровителя) Мальтийского ордена

В 1798 AD манифестом Павел I объявил об установлении "в пользу российского дворянства ордена Св. Иоанна Иерусалимского".

Орден делился на 2 приорства (римско-католическое и российско-православное).

Великий приор, 2 приора и 98 командоров должны были быть русскими подданными, иметь не менее 150 лет дворянства, полученного за военные заслуги, и сделать взнос в орденскую казну.

Для получения командорства требовалось, сверх того, сделать не менее 4 кампаний, по 6 месяцев каждая, в русской армии или во флоте ордена.

Средства, жалуемые ордену, были увеличены.

В это время вихрь общеевропейской гражданской войны оканчивал разрушение ордена.

В 1798 AD Буонапарте на пути в Египет без боя 12 июня захватил Мальту. Великий магистр Фердинанд фон Гомпеш (Ferdinand von Hormpesch) был низложен.

В декабре рыцари ордена собрались для выбора нового великого магистра. Благодеяния, оказанные ордену Императором Павлом, и умелая деятельность графа Литты доставили избрание в великие магистры Императору Павлу, но часть рыцарей не признала этого акта, так как, по их мнению, главой католического ордена мог быть только католик.

Избрание состоялось 16 декабря 1798 AD, и Павел I его принял, повелев к своему титулу прибавить слова "великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского".

Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена работы В. Боровиковского, 1800

Император Павел видел в привитии России мальтийского рыцарства средство борьбы с разлившейся по Европе трёхцветной гнилостной заразой.

Он мечтал объединить все здоровые элементы и в то же время придать новый блеск русскому дворянству, соединив его в ордене с наиболее знатными родами Европы.

Для увеличения числа лиц, имевших отношение к ордену, Мальтийский крест, но без права рыцарства, стал жаловаться и не дворянам.

Для женщин были установлены особые знаки ордена, и, наконец, в 1800 AD было повелено выдавать нижним чинам за 20 лет беспорочной службы медный кресты Мальтийского ордена, носившие название "донаты ордена Св. Иоанна Иерусалимского".

В 1800 AD Мальтой овладели двуличные англичане, обязавшиеся по Амьенскому договору возвратить ее рыцарям, но не исполнившие этого пункта договора.

Александр I отказался от звания великого магистра ордена, сохранив титул протектора ( короткое время считался воюющими державами Европы сюзереном Мальты)

А в 1817 AD было объявлено, что "после смерти командоров ордена Св. Иоанна Иерусалимского наследники их не наследуют звания командоров и не носят знаков ордена, по тому уважению, что орден в Российской империи более не существует".

В Ottocento орден для поддержания  существования на Европейском континенте всецело поступает под ближайшее покровительство пап.

 После временного пребывания в Мессине, Катании и Ферраре, В 1834 AD орденский капитул был перенесён в Рим, приняв покровительство понтифика. 

В 1839 AD папа Григорий XVI восстановил великое приорство Королевства Обеих Сицилий.

В том же году Меттерних в тех же видах, как ранее Павел I, создал приорство ломбардо-венецианское.

С половины Ottocento орден приобретает значение крупного благотворительного общества, имеющего больницы для бедных во многих местах Европы и в Бейруте и большой странноприимный дом в Иерусалиме.

С переселения в Рим глава ордена назначался папой и носил звание заместителя (лейтенанта) великого магистра.

Впрочем, лейтенанту барону Санта-Крозе папской буллой 1871 AD был дарован прежний титул великого магистра.

К началу прошлого века  приорства ордена существовали:

  • в Австрии — богемское
  • в Италии — римское, ломбардо-венецианское и Обеих Сицилий
  • в Германии и в Испании

Орден Св. Иоанна Иерусалимского, как знак отличия, существовал в Австрии, в Пруссии, где он установлен 23 мая 1812 AD королём Фридрихом-Вильгельмом III, и в Испании вместе с орденом Св. Фомы.

Палаццо Мальта на Виа Кондотти и вилла в Аветине стали  официальными резиденциями суверенного военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты.

Интересно отметить, что оба этих имения не являются территорией Италии, а имеют самостоятельный государственный статус, и являются так называемыми экстерриториальными владениями.

Хотя за пределами Рима орден вроде бы и не имеет никакой собственности, его признают суверенным государством, имеющим свои паспорта и печати.

Девять тысяч рыцарей по всему миру и ещё большее число членов более низких степеней.

В США тоже есть отделение Ордена.

Закрытое "общества Цинцинната" (четырнадцать высших рыцарей из двадцати, сражавшихся с британцами) Георга Вашингтона, тоже имело мальтийские корни.

Адмирал де Грасс разбивший англичан при Йорктауне был мальтийским рыцарем, как и капитаны французских кораблей.

Рейнхард Гелен, руководитель BND - мальтийский рыцарь.

[Image]

1479 AD 100-тысячная армия
1522 AD 140 000 войск 400 кораблей....

чувствую запах традиционной истории. претензия не к вам то есть, но к источнику.

Наполеоновская армия умирала от голода уже через 2 недели, и это при том, что она захватила русские склады продовольствия. у тюрков никаких складов не было, их придумал наполеон, спустя несколько веков.

[url=http://militera.lib.ru/science/svechin2a/09.html]В XVI веке армии[/url], достигавшие численности десятков тысяч человек, встречали уже частые затруднения в нахождении на месте выпеченного хлеба. Появляется новое слово "гарнизон"; гарнизоном во Франции XVI века назывался продовольственный склад, предназначенный для войск.
Заслуга в широком применении магазинной системы принадлежит отнюдь не Буонопарте.
Склады же уже использовались в Италии в эпоху частной антрепризы (кондотьеров) в Quattrocento.
При ведении кампании итальянцы использовали три вида снабжения: из обозов, идущих из баз; из складов, создаваемых в районе операций; и, наконец, наиболее распространенный способ, покупку на месте.
Флорентийцы имели даже три особых Signori del mercato dell esercito для этих целей. Если территория была вражеской, то о покупках на месте, естественно, речь не шла.
В каждой армии имелись отряды guastatori (разорителей), состоящие из легкой кавалерии, в чьи функции входило, помимо нанесения ущерба территории врага, снабжение своих частей захваченным провиантом.
в любом случае - 60к - это предел для тогдашней армии.

400 кораблей к примеру составляли разные корабли. от "лодок" с экипажем 20-30 чел, до галер с экипажем до 250 чел. в любом флоте присутствовали мелкие суда - перевозившие продовольствие, мелочёвку и т.д.
а тут по 300 на каждое рыло.

во вторых. по переписи там в 1572м было 65тыс наличного населения. в те годы отношение крестьян к солдатам было ну 5 к 1, и то - если косинус десяти достигнет. так что 4.5к+600 лыцарей пехоты у ордена - это порядка 12 к 1. это экономически обоснованно.

140к зольдатов, тусующихся год на острове - это фантастика.
“..уже доказано, что христиане жившие в конце XI века не вполне представляли себе протяжённость исторического времени и считали, что Христа распяли в современную им эпоху..”

- это в копилку аргументов "новой хронологии" Фоменко, Морозова etc.

некоторые дебилы считают, что бронзовыми инструментами можно что-то пилить. но это же не повод считать так всем, даже если придёт злой фоменко и зохавает мир.
Некоторые дебилы считают, что каменным топором можно срубить дерево.
Лучше поясню. За неимением придется и каменным топором рубить, и бронзовой пилой пилить, и огонь трением добывать.
весьма интересно !