paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Старые, старые тексты 2. Сырье, рынки сбыта, но более всего -сильная власть гарантируют будущее

Сырье, рынки сбыта, но более всего -сильная власть гарантируют будущее, считает депутат Ленсовета Леонид Пайдиев Ленинградская Правда 6 ноября 1990.

ПОМНИТЕ крылатую фразу «Господа, заграница нам по­может!»? Когда я слышу разговоры о зоне как земле обетованной, мне вспоминается Beликий Комбинатор, фантазирующий так хорошо, что даже сам себе начинал верить.
Произошли важ­ные изменения в экономической и политической жизни» России начат отсчет «500 дней». Вес это всё это вместе заставляет по новому  посмотреть на программу регионального спасения. Это — во первых. А во вторых в своём окончательном варианте положен о Зоне, оставляет, мне кажется, так иного неясностей, а порой и опасных иллюзии, что сегодня просто необходимо  вернуться к теме.
И первое, что придётся отметить концепция «свободной экономической Зоны из за своей расплывчатости и неопределенности в ряде своих позиций противоречит российской программе и может сработать против неё. На пример, в таком важном моменте, как внешнеэкономическая деятельность. Разрушая го­сударственную монополию, она выговаривает Ленинграду особые льготные условия для торгами с заграницей и наде­ется на какие-то дивиденды. На самом же деле потери ленинградской экономики окажутся куда значительнее приобрете­ний
В чем тут дело, Собственно, наша Зона — это, образно говоря, дыра в заборе госу­дарственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
Можно назвать её покрасивее « окно в Европу или там Северные ворота, но суть останется прежни — особый статус позволит вывозить на Запад дешевое отечественное сы­рьё и остродефицитные мате­риалы, а в Союз везти деше­вые компьютеры, автомобили, ширпотреб, сигареты и прочее. При этом пошлина вместо государственной казны будет по­ступать в казну городскую.
Как житель нашего  обни­щавшего города и это приветствую. Но как человек, знакомый  с азами экономики, я отчетливо представляю дальнейший ход событий. Понимаю, что через некоторое время то­варообмен охватит не только территорию зоны, по и весь Союз (тем более что не мы одни стремимся заполучить особые условия). Компьютеры и види­ки, наводнив Ленинград, добеpyтся до дальних окраин и цены на них, естественно, у падут, приблизившись к мировым, что можно только приветствовать. Но вместе с тем очень скоро мы начнем ощущать не хватку сырья, заметим, что цены на него на внутреннем рын­ке столь же решительно подорожают.
Повышение цен на сырье, электроэнергию и её носители заставит  наши предприятия . легкой промышленности или радиоэлектроники тоже резко повысить цены, У них будет выбора, ибо оста­нутся высокими затраты на изготовление продукции, прежние технологии и прочее. И даже относи­тельная дешевизна рабочей си­лы на первых порах {хотя че­рез несколько лег стоимость рабочей силы тоже поднимет­ся) не спасет. Из-за Границы хлынет продукция европесйских, японских, корейских фирм, над нашимитечественными предпринимателями  нависнет угро­за краха — они просто не смогут конкурировать с аналогич­ными производителями из-за рубежа.
В сложном положении окажется и большинства наших разработчиков, конструкторов и инженеров — зачем тратить время на поиски, если можно купить японскую, скажем, ли­цензию? А как перестроится наша оборонная промышлен­ность? На её конверсию нужны и время, и деньги.
ТАК КТО же выиграет от ды­ры в заборе? Ленинград? Ко­нечно же нет. Выиграют  добывающие сырье или перерабатывающие отрасли. Выиграют Якутия и Тюмень. Урал и Донбасс, выиграет Татария и Таджикистан, Но для нашего региона,  специализирующегося на машиностроении, радиоэлектро­нике и приборостроении, легкой промышленности, такая Свобода будет равносильна голодной смерти. И от неё могут спасти лишь сильная власть России, единый курс, а не какие- то привилегии.
На мой взгляд, идеи, заложенные в программе Явлинско­го, куда привлекательнее, его концепция направлена па уси­ление государственной  власти, на то, чтобы с помощью её можно была защитить свою промышленность от ударов международного рынка. Оче­видно, чтобы наши предприниматели  сумели перестроиться, стра­не нужны протекционистские меры, высокий забор в виде запретительных пошлин на вывоз сырья и законодательные акты, которые обеспечили бы ном время для перестройки. Провести это в отдельно взятой области невозможно потому, что во внешнеэкономиче­ский деятельности начнется хаос и каждая зона будет отстаивать  лишь свои собственные ин­тересы.
Другое важное противоречие отношение к рублю. Про­грамма «500 дней* прежде все­го направлена на его укрепление. Станет рубль полновеснее - оздоровится финансовое по­ложение Мы же собираемся выпускать, по сути, свои региональные деньги в виде эле- тронные карточек, пустить в обращение доллары. Последст­вия моментально начнется спе­куляция теми же карточками и товарами.
Приезжие (а мы не намере­ны огораживаться колючей проволокой будут предлагать ленинградцам за приобретенное по карточкам товары рубли, и по повышенным ценам наш де­фицит всё таки потечет в дру­гие регионы, а деревянные руб­ли — в кубышки ленинградцев. Одновременно такие же незамысловатые операции будут приводиться по всей стране, и это окончательно подорвет рубль.
В концепции зоны учтены и источники валютного финансирования без  которых о возрождении Ленинграда трудно го­ворить всерьез. Что же это за источники?
Туристский бизнес? Но по оценкам ленинградских и зарубежных специалистов, нам можно выстроить 10—12 тысяч гостиничных мест. И на большее количество туристов рассчитывать не стоит, ибо город находится в нищете и запустении, в  нём нет нормаль­ных продуктов и питьевой во­ды, угрожающе растет преступ­ность и т. д. Тем не менее вновь выстроенные отели принесут валютную прибыль, по для начала от города потребу­ются 6 —8 миллиардов долла­ров капитальных вложений, что дополнительно обеспечит всего 20—30 тысяч рабочих мест.
Другой канал поступления — распродажа предприятий, акции. Последние указы Прези­дента вроде бы открывают пе­ред зарубежными покупателя­ми определенные перспективы. Но пока капиталисты не спе­шат воспользоваться счастли­вым шансом», во всяком случае, активной заинтересованности не проявляют Пока они проявляют интерес лишь к недвижимо­сти, приобретая и арендуя здания и землю по достаточно вы­соким пенам. Но удержатся ли высокие цены? Как только мы перейдем к массовой распрода­же, думаю, пены резко упадут. Сбить пени для наших опытных партнеров — дело техники.
ТАК ЧТО единственная ре­альная возможность заработать валюту — это включиться в международную кооперацию и брать у зарубежных фирм за­казы поначалу на изготовление отдельных деталей и узлов, за тем сборку машин и приборов, и таким образам постепенна подтягиваться к уровню совре­менных технологий. Это хотя не быстрый, зато надежный путь, но опять же эго путь, требующий порядка, а не хао­са во внешнеэкономической дея­тельности:, порядка, который может обеспечить лишь силь­ная республиканская или союз нал власть...
Итак, программа 500 дней* начала отсчет, не дождавшись поддержки остальных респуб­лик. Это обстоятельство, а так­же нерешительность и половинчатость союзного правительст­ва, конечно же, делают ее бу­дущее нелегким. И все же шан­сы на успех вполне реальны- Эти шансы можно будет реализовать, если экономика Рос­сии будет работать в едином ключе, если края, области и районы перестанут тянуть одея­ло на себя, выговаривать льго­ты и привилегии, за которые всем придётся очень дорого пла­тить
Можно понять простую мысль, лежащую в основе концепции зоны. Действительно, глупо тонуть заодно. Но мож­но ли выбраться из шторма в маленькой лодке? Этот путь ещё более сомнителен. Так что выбираться из тупика надо по всей России, а не только у себя в зоне И ещё. Мне кажет­ся, надо отказаться от самого термина «зона» он — слишком по- разному он трактуется, Горалздо правильнее будет говорить о продвинутой реформе. Иначе противоречия будут возникать снова и снова», и каждый реги­он будет пытаться построить свой маленький рай за счет других.

ОТ РЕДАКЦИИ публикуя статьи Леонида Пайлиеяа. ми продолжаем разговор об экономической реформе в регионе. Надеемся, в нем примут участие заинтересованные лица.

Deleted comment

Подвожу итоги накануне сноса существующего государства.