Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Начала русской философии

Этот текст является прямым продолжением заметки За спиной Чаадаева, которая по сути является развернутым комментарием на замечательный текст о Розанове, написанный многоуважаемым Константином krylovым.

Напомню вкратце, что в этом тексте Крылов сравнил русскую мысль с невинной девушкой, интимная жизнь которой началась с изнасилования сифилитиком (Чаадаевым). В этом страшном преступлении Крылов усмотрел причину, по которой в России вплоть до Розанова не существовало русской философии. Я же в ответ на это указал, что за спиной сифилитика стояла мощная Власть, и указал конкретный адрес этой Власти.

Поводом же для написания данного текста вялилась реплика Сергей schegloffа:

Вопрос в том, почему никакие другие люди кроме Розанова не выделяли "русскую мысль" достаточного качества и количества.

На которую я и отвечаю:

Пушкин, Достоевский, Лесков - не в счет? Это то, о чем говорил Галковский: русские сильны как писатели и слабы как философы.
Кстати, я знаю причину этого. И знаю, как эту болезнь можно вылечить.

Настоящая русская философия - это философия Православия. Все наши философы сами себя кастрировали, отказываясь от этого естественного основания. Потому и остались творчески бесплодными как философы. За редчайшим исключением отдельных суперталантливых людей, которые умудрялись быть если не философами, то великолепными любовниками Каллиопы (муза философии), даже оставаясь "кастратами". Примером чему является блистательный Розанов и, из современников, Галковский.

Между тем, русская философия уже существует, только живёт невидимо, подобно ребёнку во чреве матери. Она была зачата ужасом революции, а к настоящему моменту уже давно сформировалась и готова родиться на свет. Я вижу это, но всё никак не решаюсь сыграть роль повивальной бабки, потому что жду - а может, найдется человек более талантливый и образованный, более достойный этой роли, чем я. А то я ещё сделаю что-нибудь не так, и нанесу вред.

Но совсем без философии плохо, и я могу по крайней мере попытаться сделать УЗИ, увидеть очертания этого вожделенного плода русской мысли. И конечно же, роль УЗИ здесь сыграет великая русская литература - несомненно великий и всем миром признанный плод этой же самой русской мысли. Мы до сих пор не разродились своей философией, но у нас есть своя литература мирового масштаба, которой суждено было стать старшей сестрой русской философии.

Метафора Крылова неточна.

К моменту "изнаслования" Чаадаевым русская мысль уже не была девственницей. Великий Пушкин опередил сифилитика Чаадаева и успел зачать и родить русскую литературу прежде, чем произошло страшное насилие "Философических писем", разродившееся кровавой революцией, гражданской войной и сталинским террором.

Что характерно: у нас была великая литература, но не было великой литературной критики. (Пигмеи вроде Белинского и Писарева ни в счет, это всего лишь соучастники преступления Чаадаева, в наказание заразившиеся от него же сифилисом.)

Только после выхода из комы социализма появился Галковский, появились Крылов, и Лорченков, и другие, появилась независимая и по-настоящему интересная русская критика русской литературы. До этого наша литература была "немой" в философском смысле этого слова. Она рождала образы, именно образы, а не слова, пусть и облеченные в слова, и осмысливала эти образы при помощи других образов, литературу при помощи самой же литературы. Наша критика была вторичной, и по большей части она питалась соками ужасного плода русофобии, зачатого франкоязычным сифилитиком.

Но эта литература создала язык, на котором я сейчас пишу. Она дала нам такую мощную систему образов и метафор, в которой русская философия по своем рождении будет иметь здоровую, богатую и разнообразную пищу. Потому русская философия временами будет казаться всего лишь философской формой литературоведения, осмысливающего русскую литературу и русскую жизнь как единое целое, как два зеркала, поставленные друг против друга и образующие бесконечный магический коридор взаимных отражений.

Русская история и русская литература! Чтобы поставить их в полный рост друг против друга, нужно найти в одной из них первое отражение другой. Но если бы в русской литературе отобразилась всего лишь русская жизнь, а в русской жизни всего лишь русская литература, это было бы позором. Потому что подлинно-национальное не может ограничивать себя узкими рамками национального. (К слову, уже поэтому украинство не является подлинно-национальным, но ложным, псведо-национальным движением.) Оно осмысливает себя как органическая часть общечеловеческого, видя в самой себе лишь частный случай общего принципа - и через это осмысление переливается за свои национальные пределы, затапливая собою весь мир.

Потому русская мысль как в зеркале великой русской литературы отражается не только русская жизнь, но вообще всякая человеческая жизнь (почему нас и читают во всех странах мира, и радуются с нами, и плачут с нами), так и в русской философии отразится не только русская литература, но литература как таковая, как принцип, как метод осмысления реальности. И не литература только, но и всякое искусство, конечно.

Потому мы не можем позволить себе подходить к этой теме недостаточно глобально, не имеем право загонять себя в какие бы то ни был национальные рамки. Как русская литература является всемирной, так и русская философия - а значит, и русская критика, русский способ осмысления искусства.

И тут нам ничего не надо придумывать! Русская философия уже зачата до нас в недрах русского литературоведения.

Всё, что нам нужно, уже придумано, уже сделано до нас великим русском философом, явившимся сразу после ужасных родов антирусской революции - Михаилом Бахтиным, наследие которого бережно сохранил для нас и для всего мира и по мере сил приумножил другой русской мыслитель - Вадим Кожинов, который, как и Бахтин, был одновременно и литературным критиком, и историком, и (в зачатке) философом.

Вон она - русская философия, пока скромно ограничившая себя рамками литературной критики, ещё живущая в её чреве. Это всего лишь литературная теория, но не обычная теория, а оригинальное философское осмысление искусства. Изучайте "Эстетику словесного творчества" великого Бахтина, его глубочайшие прозрения относительно сложных взаимоотношений Автора и Героя.

Бахтин делает великую вещь, которую до него не делал никто. Он вводит Автора в поле зрения философа. И именно Автора как элемент искусства.

Для литературной критики обычно рассматривать автора как живого человека со своими слабыми и сильными сторонами. Это делают давно и делают все. Бахтин делает нечто иное. Он изучает роль автора внутри самого произведения, вклад автора в эстетическое целое произведения. До Бахтина этого не делал никто. И это понятно!

Ведь на само произведение мы смотрим глазами автора. Это должно быть понятно! Ведь мы же и не знаем о героях и их обстоятельствах ничего такого, что не сообщил бы нам автор. Да у нас просто и нет никакого другого источника информации о них кроме свидетельства автора! И потому естественно, что до Бахтина литературная критика видела героев произведения, видела и самого автора как элемент реальности, но не видела, не осмысливала, какую роль играет автор внутри самого произведения. Тут уместно процитировать индийские (или "индийские" - неважно) Упанишады:

Невозможно увидеть видящего видения,
Невозможно услышать слышащего слышания,
Невозможно уразуметь уразумевающий разум.


Невозможно увидеть, невозможно услышать, невозможно уразуметь, но можно обозначить словом и сделать частью дискурса! Увидев это невидимое и услышав неслышимое, критика перестает быть критикой и превращается в философию. Это то, о чем я сказал выше: русская философия уже существует, только она пока находится во чреве своей матери, во чреве литературной критики. Не простой критики, но уже философской критики, начало которой положил великий Бахтин.

И если бы я решился стать повивальной бабкой русской философии, я бы просто продолжил дело Бахтина. Самый естественный путь здесь - потихоньку развивать этот метод осмысления, шаг за шагом охватывая таким образом сначала русскую (а заодно и всемирную) литературу, а потом и русскую (а затем и всемирную) жизнь. Но я, как уже сказано, недостаточно талантлив и образован для выполнения такой задачи. И всё, что я могу - это наметить родовые пути и более-менее предсказать, как будет выглядеть этот вожделенный плод русской мысли после того как он родится на свет Божий.

А для этого мне достаточно просто развернуться и заглянуть в противоположное зеркало.

Чтобы мы могли приложить Метод Бахтина к исследованию реальной жизни, у нас нет никакого другого пути кроме как ввести в дискурс Автора самой реальной жизни.
Бахтин понял, как увидеть автора произведения изнутри самого произведения. Ему не нужно знать биографию и обстоятельства жизни автора в момент написания произведения, ему достаточно иметь перед глазами лишь плод его творчества - сам текст. И теперь для нас это уже самый простой и естественный шаг - применить метод Бахтина к реальности, и увидеть в здесь, в реальной жизни, Автора этой самой жизни.

Подведу краткий итог. Правду говорят, что русские по-настоящему хорошо, лучше всех на свете умеют делать лишь две вещи: воевать и писать книги. Потому и русская философия не может родиться ни из чего кроме как из философской литературной критики и из философии войны. (Философию войны я тут потихоньку развиваю с нуля в виде математической Конфликтологии и теории Власти - но это игра вдолгую, потому что мы в глубочайшем кризисе, и нам пока далеко до победы. А что за философия войны без победы?) А вот с литературой у нас всё хорошо. Нам на сто лет заткнули рот, но у нас невозможно отнять нашей великой литературы - и невозможно отнять нашего великого Бахтина. Он дал нам ключ, и нам осталось лишь отворить дверь.

Русская философия будет рассматривать этот мир и эту жизнь как произведение искусства. (Самая понятная для нас метафора тут - литературная. То есть: мы как герои великого Романа или Саги.) И она будет отличаться от иных философских способов осмысления реальности тем, что будет прямо говорить об Авторе этого произведения. Иными словами, это будет прежде всего религиозная философия. Но не банальная и скучная религиозная философия католиков и протестантов.
Сам поход к религии у нас будет не традиционалистский, идущий не от бытовой культуры, не от ритуала и обряда! Всё это пошло и не годится, всё это тупиковое направление мысли. Нет, мы будем помышлять об Авторе жизни свободно и непредвзято, исходя в своих рассуждениях не столько из религии как таковой, сколько из опыта самой жизни. Потому что о жизни-то мы знаем не понаслышке. Мы живем эту жизнь! И у нас есть много вопросов к своему Автору.

Этот бахтиновский дискурс, изначально разработанный для литературной теории, я применил к реальной жизни давно, четверть века назад, неожиданно для себя обнаружив его в готовом, хотя и скрытом виде в Православии. На стыке Православия и философии Бахтина. И я открыл, что всё Богослужение Православной Церкви есть ни что иное как диалог с Автором.

Наша жизнь порой нелегка, а в прошлом веке была временами невыразимо ужасна. Мы рассеяны по горам как овцы, не имеющие пастыря. Но вот русские люди собираются вместе. Где они собираются вместе? Единственным местом, где русские люди собирались вместе на протяжении трёх поколений Советской эпохи, не боясь назвать себя русскими, была Русская Православная Церковь. И что же они там делают?

Может быть, становятся в круг и начинают "решать вопросы"? (Этой возможности очень боялись коммунисты и потому безжалостно истребляли Церковь до тех пор, пока не отучили русских становиться в круг.) Отнюдь. Они стоят все лицом в одну сторону, в сторону Алтаря, будто и не замечая друг друга. И чего же они ждут? Может быть, проповеди? Вот выйдет батюшка и скажет им "встань земля русская!" (Этой возможности ещё больше боялись коммунисты и потому истребляли священство до тех пор, пока русские священники не перестали выходить на проповедь.) Отнюдь.
В советское время священникам было просто-напросто запрещено говорить проповеди. Так что же делают русские люди, собравшись в Храме своего Бога и стоя лицом к Алатрю, будто не замечая друг друга?

Они говорят со своим Автором. Их не интересует, что там делают священники за иконостасом. Для того и поставлен иконостас, чтобы священники не отвлекали русских людей от их Главного. А что тут главное? А главное указал в своем творчестве Бахтин. Русские люди начинают задавать своему Богу страшные, неудобные вопросы. Почему Ты предал нас в руки беззаконных? Почему гнев Твой не утихает и рука Твой по-прежнему высока? Услышь наш плач и обрати лицо Твое против наших врагов. А нам открой тайну Твоего промысла, чтобы высохли наши слезы и мы уразумели смысл того, что Ты делаешь с нами.

Вот что происходит в Храме. И этому не может помешать ничто. Ни политический контроль над Патриархией, ни грехи священников и иерархов. НИЧТО. Даже разрушение Храма, потому что дело тут на самом деле не в Храме. Суть дела в том, что Герои романа обращают своё слово к их Автору, а это можно сделать на всяком месте, даже стоя у стены в ожидании расстрела.

В самом деле, кто как не герои романа должны более всех интересоваться литературной критикой, а именно критикой именно их собственного романа. Что ты делаешь с нами, Автор? Откуда эта безжалостность? Неужели мы настолько неправы перед Тобой, что Ты навел на нас эти ужасные бедствия, лишил нас славы и попрал наше государство, предав его в руки временщиков-проходимцев?

И русская философия не может быть ни чем иным кроме вот такой вот литературной критики. Критики, в которой герои реальной жизни критикуют творчество Автора этой жизни. Эту мысль я уже несколько раз пытался донести до моего уважаемого читателя, написав несколько произведений (например), в которых мои герои знали, что они всего лишь литературные герои, и нелицеприятно критиковали меня, их автора, за то, что я устроил их жизнь не так, как им бы хотелось. Но этот мой намек остался неуслышанным. НИКТО не понял меня за все эти годы, никто не соотнес этот придуманный мною жанр - в котором Автор не таится от своих Героев - с реальной жизнью.

И потому вот сегодня я решил сказать всё открытым текстом, раскрыться чтобы нанести прямой удар, выразив ту же самую мысль не в художественной форме, но в философской форме. Вернее, в форме литературной критики - ведь и я есть некая малая часть русской мысли, и я повинуюсь её законам.

PS:
Сказав всё, что я хотел сказать, считаю нужным наметить и линию дальнейшего обсуждения. За прошедшие четверть века я прошел долгий путь, много-много говорил с нашим Автором и в какой-то степени начал понимать Его замысел. Отчасти это понимание отображено на страницах этого ЖЖурнала. Но оказалось, что главным, самым глубоким и важным достижением на этом пути является иное. Даже не осмысление жизни, а открытие Автора как такового. Потому что по ходу дела неожиданно выяснилось, что Автор вышел мне навстречу, Сам став одним из Героев своего Романа. Этот потрясающий сюжетный ход должен быть осмыслен отдельным текстом. Пока же довольно сказанного.
Tags: историософия, религия, философия
5
Я, кажется, подходил к этой или очень близкой мысли с другой стороны, совсем недавно, но еще до того как прочитал вашего Хуаныча. Я это формулировал так - Ритуал становится мистерией, когда читатель становится персонажем книги. И то, что богообщение как-то связано с разрушением четвертой стены тоже переживалось.
Верно! Ритуал становится мистерией, когда читатель становится персонажем.

Но я делаю акцент на Авторе.

Видите ли, можно спорить о том, не возник ли мир сам собою. Но нет сомнения, что произведение искусства не возникает само собою. У него обязательно есть автор.

Так и у реальности в русской философии обязательно есть Автор. Мы - народ великой литературы, и не можем не осмысливать реальность как произведение литературы.

Ну, или говоря на более современном языке, как текст некоей программы, создающей нашу реальность ("виртуальную"). Ведь текст хорошей программы тоже должен быть произведением искусства.

А что у Вас означает "четвертая стена"?
Я понимаю, да. Про акцент на Авторе - тут мне есть на что обратить внимание и к чему поучиться.

Четвертая стена в театральном смысле.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Наверное, можно сказать, что это прямое обращение автора к зрителю. Через персонажей.
Так выдумаете очень скоро появятся у нас свои Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр? А кто тогда были Леонтьев, Соловьёв, Сергий Булгаков, Флоренский, Бердяев?

palaman

February 9 2019, 18:34:49 UTC 5 months ago Edited:  February 9 2019, 18:35:34 UTC

Не думаю, что скоро и не думаю, что нескоро. Но обязательно появится русский философ, в сравнении с которым философ Соловьев и философ Леонтьев будут как поэт Ломоносов или поэт Жуковский сравнительно с поэтом Пушкиным.

Мы многое пережили, теперь мы начали это переосмысливать. Это такая колоссальная работа, на почве которой не может не появиться мысль о мысли - то есть, собственно философия.

Я подчеркну, что мои тексты - это не философия. Даже этот текст. Начала философии - это не философия. А я пишу всего лишь о началах философии.
Я пытаюсь представить очертания ещё не рожденной русской философии.

Я говорю, что русская философия не может не быть чем-то вроде литературной теории (вообще - теории художественного образа), которая рассматривает саму нашу жизнь как некое произведение литературы (шире - искусства). Почему? именно потому, что мы мыслим образами и преломляем всё через образы нашей литературы (шире - культуры). Потому и наша мысль о нашей мысль (а это и есть рефлексия) не может не быть чем-то вроде литературоведения (шире - искусствоведения).

Я неправ?
Возможно вы правы. Во всяком случае колоссальное количество пережитого русскими уже после Леонтьева и Соловьёва требует своего осмысления. А раз так, то появится и русский философ совершенно иного уровня.

По поводу особенностей русской рефлексии, или русской философии, чем то напоминающей литературоведение, искусствоведение, культурологию сомнения у меня есть.
Потому что Англия например как Россия страна великой литературы. Австрия как и Россия страна великой культуры. Но великих философов англичан и австрийцев мы не знаем. .
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

medved_kuznets

February 9 2019, 15:48:26 UTC 5 months ago Edited:  February 9 2019, 15:49:24 UTC

Спасибо. Ну почему же никто не понял, у Вас всё довольно ясно и хорошо написано в Хуаныче. Просто не понятно что об этом говорить. У каждого свой диалог с Автором, интимный диалог.
По поводу диалога с Автором, может немного не в тему, у Бродского было про то, что любая книга - улица с двухсторонним движением, в том смысле, что читатель имеет практические такую же способность влиять на книгу как и автор. Вообще книга - просто повод поговорить автора и читателя, и часто, на темы, даже не обозначенные в книге.
Тот факт, что Автор Сам стал Героем своей книги - это собственно предложение героям, не только осознать себя героями, но и стать соавторами. В том числе и в смысле, указанном Бродским - осознавать и воспринимать не только то, что написано, но и то, что не написано, и даже понимать некоторые события не так, как они казалось бы написаны, а так, как следует из диалога с Автором.
Да, весь этот мир - лишь повод начать Разговор. И судьба этого мира зависит от исхода этого Разговора.
Вот это АФОРИЗМ!
И судьба этого мира зависит от исхода этого Разговора.
Я бы поправил - от хода Разговора. Исход - он вне нашего мира.

Anonymous

February 10 2019, 01:51:41 UTC 5 months ago

Точно!
Согласен, так лучше.
> непонятно, что об этом говорить. У каждого свой диалог с Автором, интимный диалог

Мы все - одно. Тайна литературы в том и состоит, что писатель делится своими самыми личными, интимными переживаниями. И казалось бы, какое кому дело до этих переживаний? Но вдруг оказывается, что все или многие переживали то же самое, и слово этого одинокого человека вдруг оказывается общим словом, словом целой культуры. На этом основана литература.

И я уверен, что интимные переживания каждого из нас в молитве, а тайном общении с Богом имеют не меньшее, но большее значение для всех остальных людей, чем, например, любовные переживания Данте Алигьери в отношении к его Беатриче. Если эти интимные (казалось бы, ну кому какое дело?!) слова Данте породили из себя итальянскую литературу, а потом и всю европейскую литературу Эпохи Возрождения, а потом и вообще всю европейскую литературу, включая русскую - неужели же интимные любовные переживания какого-нибудь русского Данте Алигьери не породят новый виток русской литературы, а следом за ней и философии?

Три тысячи лет назад один поэт излил в Псалтири свои чувства, обращаясь к Богу. И его стихи до сих пор являются основой Богослужения.
Да, конечно. Я имел в виду под фразой "что об этом говорить", не "зачем", а "что именно". Т.е. лично мне не понятно, как это обсуждать. А писатель и должен именно это описывать, тут Вы это хорошо сказали.
Максим, возможно ли приблизиться к пониманию Тайны Троицы через аналогию с произведением?
Если Сын - это Автор, воспринявший природу героев произведения, то кто тогда Отец и Дух?

palaman

February 9 2019, 18:55:11 UTC 5 months ago Edited:  February 9 2019, 19:07:10 UTC

Думаю, постичь тайну Троицы через аналогию с произведением невозможно. Потому что Автор - это Бог, то есть Отец и Сын и Святый Дух, а не только Отец или только Сын. Всякая Ипостась Троицы есть Тот же самый Автор, не в большей и не в меньшей мере.

И у нас не было бы никакой возможности познать эту Тайну, если бы между Ипостасями не было какого-то доступного нашему пониманию различия. Это различие нам дано в Воплощении Христа. Потому что воплотился только Сын, но не Отец и не Святый Дух.

Я дерзнул провести частичную аналогию с тайной Троицы тем, что стал соавтором Алексея. Мы написали этот текст вместе, и это наши общие герои. Однако внутрь сюжета, в действие вошел только Алексей. Я знаю по опыту, что моя вненаходимость (термин Бахтина) в отношении Алексея очень помогла нам создать этот текст, потому что я мог видеть его извне и вносить нюансы, позволившие создать его образ (пусть не обладающий четкими границами, как образ "лирического героя").

Это была моя дерзновенная попытка выразить мысль, что Бог смотрит на Самого Себя со стороны. Он является вненаходимым по отношению Сам к Себе, потому что Он есть и Сын, и Отец, и Святый Дух. Единый ум трех Ипостасей. Может быть, потому-то в Нём нет никакой тайны для Него Самого - говоря на психологическом языке, у Бога нет бессознательного.

Но имейте в виду, что это лишь догадка, лишь моя фантазия на тему Троицы, не подтвержденная учением Отцов. Не принимайте близко к сердцу.
Спасибо!

Anonymous

February 9 2019, 17:08:01 UTC 5 months ago

Говоря с Автором, Вы пытаетесь говорить через Него с самим собой.

И Он слыша, не услышит Вас во Храме и нигде либо еще. И слыша, не исполнит, но даст знак внутри Вас.

Ведь Он дал Вам уже всё - Свободу Воли.

palaman

February 9 2019, 18:44:25 UTC 5 months ago Edited:  February 9 2019, 18:44:54 UTC

Он не ограничен ничем и неописуем. И потому Он так же не Я, как и не не-Я. И потому говоря с Ним, я говорю не с самим собой и не с кем-то вне меня. И потому Он слышит меня и отвечает мне не только знаками внутри меня, но и событиями вне меня. Потому что Он дал нам нечто большее, чем свободу воли. А что именно - об этом я буду говорить (если Он даст) в следующих текстах. (А пока лишь намекнул в постскриптуме.)

Anonymous

February 10 2019, 16:12:08 UTC 5 months ago

Да не только внутри, но и снаружи, конечно.

Но не описуя Бога, способен ли Человек описать самого себя?

Нет ли в этом фатализма, античного взгляда на жизнь Человека, как предопределенность.

И исходя из этого, не является ли Вера в Бога лишь частностью человеческой жизни, а не её смыслом и предназначением?

palaman

February 10 2019, 16:19:43 UTC 5 months ago Edited:  February 10 2019, 16:19:57 UTC

Человек неспособен, а Бог способен. Вера в Бога приводила (и приводит) к фатализму вне веры во Христа Бога, веры в то, что Сам Бог стал человеком, и в этом Человеке мы люди обрели Божественное всемогущество.

И, конечно, не вера в Бога является смыслом и предназначением человеческой жизни, но соединение с Богом через Христа как Царя, своего Сюзерена и Суверена, в единстве с которым человек обретает Божественные качества.

Anonymous

February 10 2019, 18:38:21 UTC 5 months ago

Если Человек не способен, значит он безпомощен.

Если безпомощен, то не обладает свободой воли.

Если не обладает свободой воли, то не создан Богом.
-------------------------------------------
Бог во Христе стал не Человеком, но Богочеловеком. Не этому ли учит Православная Церковь?

Если же Сын создан Отцом Человеком. То и Человек Богочеловек.

А значит Человек может описать Бога, как Сын Отца.
--------------------------------------------
Если люди, как сыны Божьи во Христе и через Него. То Творец Небесный наш Отец.

И сюзеренитет Его не царя над вассалами, а отца над сыновьями.


> Если Человек не способен, значит он безпомощен. Если безпомощен, то не обладает свободой воли.

Неверно. Свободная воля - это способность хотеть то, что выбрал хотеть. А вовсе не способность достичь того, что хочешь. Способность достичь все, что хочешь - это не свободная воля, а всемогущество. Всемогуществом человек по своей природе не обладает, он обладает лишь свободной волей.

А всемогущество он получает лишь соединяясь с Богом.
> Бог во Христе стал не Человеком, но Богочеловеком. Не этому ли учит Православная Церковь?

Нет. Православная Церковь учит, что Сын Божий стал именно человеком.
"Богочеловек" - это имя собственное, имя Сына Божия, ставшего человеком.
А "Бог" и "человек" - это обозначение того, чем он является.
Богочеловек является Богом. Богочеловек является человеком.
Но слово "Богочеловек" не обозначает того, чем стал Сын Божий. Оно обозначает Его Самого, а не то, чем Он стал. Стал же Он человеком, по слову Евангелия: "И Слово стало плотью".

Учение о Богочеловеческой природе Иисуса Христа - это не православие, а монофизитство.
> Если же Сын создан Отцом Человеком. То и Человек Богочеловек.

Нет, снова не так.
Сын рождается от Отца не человеком, но Богом,во всем равным Отцу. Рождается предвечно и вечно. Рождение от Отца - это не акт, когда-то совершившийся во времени, но способ Его бытия.

Человеком Сын становится. Будучи человеком, Он рождается от Матери, но прежде Он становится человеком (в Благовещении).

Anonymous

February 10 2019, 21:30:56 UTC 5 months ago

Тогда всё ещё проще.
Если Бог наш Небесный Отец. То кто мы Ему? Сыновья.

Значит Человек может описать Бога. Ведь сыну не требуется всемогущество для этого.

Этим и занимались люди в античности, не занимаясь продиранием через дебри словопрений.
Брали резец или кисть, или лиру. И описывали мир своих богов.То был мир безсмертных Богов и Героев.
Лишь одного Бога они не могли узреть, бога мертвых, ведь он считался невидимым, богом теней. Но и его древние изображали. С клобуком изобилия на голове.

Мы христиане знаем этого Бога лучше всех.
И знаем с лучшей стороны.
Как исцелителя, как чудотворца воскрешающего усопших.

Бога способного принять все молитвы и этим об'ять всех богов в себе Одном.
Ибо смертен человек, а перед смертью все равны.

palaman

February 11 2019, 12:54:50 UTC 5 months ago Edited:  February 11 2019, 12:55:50 UTC

Всякая собака - животное, но не всякое животное - собака.
Потому из того, что собака - животное, никак не следует, что животное - собака.

Как и вообще, из того, что из A следует B, никак не выводится, будто из B следует A.

Тем не менее, эта ошибка мышления почему-то лидирует по популярности среди всех остальных ошибок мышления. Математики даже специально акцентирвали на ней внимание, подробно и всесторонне рассмотрели её в теории "Байесовских вероятностей".

Вы в своем рассуждении ошибку этого типа допускаете дважды.

Прежде всего, из того, что бог смерти непознаваем, никак не следует, что всякий непознаваемый бог - это именно бог смерти.
Во-вторых, если мы подобны Сыну Божьему и через уподобление Ему становится сынами Божьими, никак не следует, что Сын Божий подобен нам и всякое его качество является и нашим качеством.

Тот и другой ход мысли - ошибочны, и избежать этой ошибки особенно трудно потому, что мэтр Галковский в своих рассуждениях о Боге часто допускает подобную ошибку мышления. Но мэтр - он и есть мэтр, и рассуждая подобным образом, он непременно (и очень предусмотрительно) оговаривается, что это всего лишь гипотеза. Но вот его не столь предусмотрительные поклонники на подобные оговорки внимания не обращают, как это и положено поклонникам. Поклонники - это существа, которым свойственно бежать впереди паровоза и лезть поперёк батьки в пекло. Может, батька для того их и разводит.

Anonymous

February 11 2019, 16:36:23 UTC 5 months ago

Никоим образом не навязываю свою точку зрения, тем более людям глубоко верующим. С уважением отношусь к тем кто практикует религиозные переживания, обо и сам временами не чужд этого. А к индивидуальностям насмехающимся над этим, отношусь как к людям недалеким.
И тем не менее считаю, что само христианство имеет корни и пересечения с античной мифологией, что это гигантский плюс для христианства, как основы европейской культуры.
Впрочем Вы разумеется не согласитесь с этим и было бы странно если считали по другому.
О связи христианского культа, с античностью задумывался задолго до знакомства с гипотезой Галковского и с его творчеством вообще. Мэтр тут не виноват.)))
Ещё раз примите уверение в полном к Вам расположении, как православному христианину и интересе к Вашим построениям.
> само христианство имеет корни и пересечения с античной мифологией, что это гигантский плюс для христианства, как основы европейской культуры

Надеюсь на понимание с Вашей стороны.

Дело в том, что, будучи христианином, я склонен видеть эту ситуацию под другим углом зрения. А именно: пересечения античной мифологии с христианством - это гигантский плюс для античной мифологии, показывающий, что эта мифология имела корни в самой реальности.

А иначе бы люди античности остались равнодушными к проповеди христианства. Между тем, нигде и никогда в истории человечества проповедь христианства не имело такого колоссального успеха, как в Римской империи. Этим в моих глазах доказывается исключительная глубина и основательность Римской культуры.
> Человек может описать Бога, как Сын Отца.

Не всякий человек может описать Бога, но только Сын Божий, ставший человеком, может описать Бога как Своего Отца. Это особенность Его ипостаси, отличающая Его от всех остальных людей так же, как всякий человек имеет особенности, отличающие его от всех прочих людей.

Нам же дано познавать Отца лишь в Сыне и в действии Духа Святого.
> Если люди, как сыны Божьи во Христе и через Него. То Творец Небесный наш Отец.

Мы как сыны Божьи, а Отец небесный нам как Отец. В собственном же смысле слова Отец является Отцом только своему природному и единородному Сыну, приобщаясь которому и мы приобщаемся Отцу, но не по природе, а только по благодати.

palaman

February 10 2019, 20:24:18 UTC 5 months ago Edited:  February 10 2019, 20:24:49 UTC

> сюзеренитет Его не царя над вассалами, а отца над сыновьями.

У нас в России была секта, члены которой утверждали, что они становятся христами и сынами равными Христу, Сыну Божию.
Но эта секта вне православной Церкви, и православные люди насмешливо называли их не христами, а хлыстами.
Не думаю, что Вы заражены учением этой секты. Скорее, просто пока не совсем разобрались, что к чему. Воспользуйтесь случаем и разберитесь.

Anonymous

February 10 2019, 22:27:52 UTC 5 months ago

Спасибо господин Солохин. Ваш блог один из самых полезных в Рунете.

Именно полезный и именно благодаря Вашему самостоятельному мышлению.

Помогай Вам Бог!
Спаси, Господи!
в литературе есть Автор и Персонажи и Вы описание их взаимодействие и отображение в жизнь. Но у книги есть еще и Читатель, который находится в некотором смысле за ее пределами. есть ли Читатель у жизни? или мы сами, персонажи в то же время и читатели?

palaman

February 10 2019, 16:50:41 UTC 5 months ago Edited:  February 10 2019, 16:51:08 UTC

Нет, по своей природе мы не являемся читателями, так как мы часть жизни, герои Романа и живём внутри этого романа, а не за его пределами.
Но соединяясь со Христом Богом и обретая в Нём возможность взглянуть на реальность глазами её Творца, мы сами мало-помалу становимся "читателями". Более того, по откровению святых Отцов православия, не просто читателями, но сотворцами Творца. Причем "дорога длиною в тысячу миль начинается под ногами", в любой самой простой молитве человек уже обретает начало этого сотворчества. Ребенок, который молится на экзамене и... вытягивает единственный досконально выученный им билет, в этот момент действительно уже является сотворцом своей судьбы, участником Божественного творчества.