alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Categories:

The Cipher

Когда-то, давным давно, в страшные ельцинские потопные времена русский писатель Пелевин написал роман "Чапаев и Пустота". Кто романа не читал, тот дурак. Ну, а кто, прочтя, счёл роман плохим, тоже, конечно, человек ума невеликого, но он, правда, дурак меньший, чем тот, кто, не удосужившись роман прочесть, упустил возможность определить своё место в иерархии дураков.

В романе есть местечко, где персонаж, имеющий своим обиталищем дом скорби, пересказывает лечащему психиатру свой бред, причём "бред" этот вполне связен и не только исполнен смысла, но и прямо указывает на источник теснящихся в мозгу несчастного образов. Источник этот вполне себе реален, если мы, конечно, условимся принимать за реальность мелькающие на экране кадры художественного фильма.

Имя "двинувшегося" персонажа - Мария, а проживает жизнь наш Мария, причём проживает образом, недоступным великому множеству считающих себя нормальными людей, образом живейшим, в пределах формата, ограниченного размером киноэкрана, на котором разворачивается действие американского фильма True Lies.

Визуальные детали фильма причудливо вплетены в жизнь, проживаемую человеком, которого считают сумасшедшим даже находящиеся в одной с ним палате сумасшедшие. Деталям этим нет числа, начиная с форм гуманоидных, имеющих своим прототипом личность нынешнего губернатора штата Калифорния, терминатора и конана Шварценеггера и заканчивая жёстким на ощупь истребителем вертикального взлёта, выпускающим ракету, ловко цепляющую стабилизатором то ли арабского террориста, то ли самого Марию, и несущую его, подобно пушечному ядру, влекущему Мюнхгаузена, на скорую и неотвратимую встречу с Останкинской телебашней.

На мой вкус эпизод с Марией чересчур злободневен, нынешняя молодёжь смотрит совсем другое кино, а пройдёт ещё дюжина лет и читатель, которому придёт в голову блажь прочесть старый роман старого Пелевина, просто напросто не поймёт, о чём вообще идёт речь, о чём там бормочет на страницах книжки бедный безумец Мария, читателю его бред покажется именно тем, чем он значится в истории болезни, написанной придумавшим Марию писателем, то-есть - самой настоящей шизофренией. Беспочвенной фантазией о фантазиях. "Эфемерностью эфемерности." От читателя ускользнёт целый пласт повествования, не больше и не меньше, как один из "уровней" романа, один из "кругов" нашей с вами жизни. Роман что-то потеряет, роман станет "меньше", "мельче", он станет исчерпаем бросаемым в колодец воображения автора ведром воображения читателя.

И, тем не менее, пример с Пелевиным и его Чапаем гораздо глубже, чем то может показаться. Из него парадоксальным образом видно, что то, что люди называют "Историей" непознаваемо, что то, что мы под "Историей" понимаем, ничем не отличается от произведения искусства, что "История" это что-то вроде попавшего в наши руки "артефакта", смысл в который вкладываем мы и вкладываемый нами смысл мало того, что наш, но он ещё и - сегодняшний. На этом эффекте строится не только "История", но ещё и "Идеология", но ещё и - "Пропаганда".

Произведений искусства далеко не так много, как может показаться. Они теряются в море подделок и поделок, лишь выдаваемых за "артефакты", но ни в малейшей степени ими не являющихся. Истинное произведение искусства это - шифровка. Бросаемая в океан бутылка, а в бутылке - бумажка с закорючками, и только тот, у кого есть ключ, сможет прочесть слово, с которого начинается послание. Разобрав же по буквам - "Юстасу", он, может быть, поймёт, что адресат послания - он.

Смысл, вкладываемый в Книгу, в Картину, в Фильм, в Симфонию понятен только и только посвящённым, тем, кто может "читать", "видеть", "слышать". Такой малости, как различать цвета или ноты, достаточно лишь для того, чтобы желающего научиться "читать" и "видеть" приняли даже не в первый класс, а в приготовишки. А вот потом (о-о, как долго будет это "потом"...) - первый раз в первый класс, потом - из одного класса - в другой, и так, потом за потом, до выпуска. А после выпускного бала не медалисты, а самые догадливые поймут, что можно научиться читать, видеть и слышать, но нельзя научиться понимать прочитанное и услышанное.

Вот вам пример. Возьмём одну из известнейших дошедших до нас шифровок, возьмём картину Боттичелли "Весна".

Основная "масса" видит в ней просто картину. Более или менее красивую. Для той массы, что составляет подавляющее большинство массы основной, красота картины является красотой главным образом потому, что картина - "очень ценная". А как же! Это очень даже понятно. "Человеческое, слишком человеческое!" Гораздо меньшее число из восторгающихся картиной имеет возможность восторгаться "композицией", "цветовой гаммой", "техникой рисунка" и прочим наносным. Ну и совсем уж ничтожное меньшинство (мало-мало и мал-мала) из "созерцающих" достаточно образованы, чтобы не "понять", а хотя бы "увидеть" сюжет картины.

Photobucket


Сюжет "Примаверы" при поверхностном взгляде отсылает "смотрящих" к Овидию, к Петрарке, к "I Trionfi", к "Tarocchi", к третьей по счёту карте Большой Арканы карт Таро. Фабула боттичеллевской картины, её "абрис", фундамент, на котором строится "смысл", таков - на картине изображены "Императрица и её Сад".

Перевернув первую страницу смысла, мы обнаруживаем следущий уровень - мифологический. В центре картины - Императрица как Венера. Над головою у неё - Купидон с завязанными глазами, пускающий пылающую стрелу в одну из танцующих "рондель" трёх граций. Грации представляют собою три состояния любви - чистоту, чувственность и красоту. Композиционно грации расположены по правую руку Венеры, а слева от неё другая группа из трёх персонажей. Зловещего сине-зелёного цвета лесовик, плотоядно хватающий за разные места полненькую девушку в прозрачных одеждах - это Зефир, бог ветров. Легкомысленная девушка это Хлорис, древнегреческая нимфа цветов, силою воображения художника она прямо у нас на глазах перевоплощается в древнеримскую богиню Флору, олицетворявшую весну. Животворящий Сад Вечной Весны охраняет Меркурий в красной хламиде. Он тянется своим жезлом, "кадуцеем", влево и вверх, туда, где над садом собираются тучки, с тем, чтобы их разогнать.

На этом уровне картина преисполнена в чём-то даже и чрезмерной символики, значение имеет каждая, даже и самая крошечная деталь. То, скажем, что Меркурий стоит спиной к остальным персонажам. Или то, какие именно плоды растут на деревьях, какие и какого цвета цветы растут у кого под ногами, цвет и степень прозрачности одежд героев, кто из них и куда смотрит (они, между прочим, не смотрят друг на друга и не смотрят на того, кто смотрит на картину), ритмично повторяющиеся троицы, разделённые одиночными фигурами Меркурия и Венеры, а также то, что у Меркурия - меч. Золотое украшение, висящее на шее Венеры, имеет форму жемчужной раковины, что отсылает нас к мыслям о воде, однако в раковине вместо жемчужины - рубин, как символ огня, ну итд, итд, итд. Разглядывать картину можно бесконечно и всё время открывать в ней что-то новое. Ну и прежде чем начать над картиной думать, зрителю следует заметить следующее немаловажное обстоятельство - прогоняемые в левой части картины Меркурием ветры возвращаются в картину в облике Зефира с правой стороны, это говорит не только о вечном круговороте, но и о том, что "смотреть" картину ("читать" её), следует справа налево.

Кроме мифологического, картина имеет ещё и политический уровень. Венера - это Рим (Любовь, как известно, это Amor, читая справа налево получаем Roma), грации это Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий - Милан, Флора - Флоренция, Хлорис и Зефир это Венеция и Больцано.

Есть и ещё один уровень "прочтения" картины, согласно ему, Боттичелли своей "Весной" проиллюстрировал Рай, каким его изобразил в Божественной Комедии Данте. В таком случае Меркурий на картине только вырядился Меркурием, а на самом деле это Адам, три грации это Вера, Надежда, Любовь, Венера это Беатриче, Флора - Матильда, Хлорис - Ева, а под обликом Зефира скрывается Сатана.

Всё? О, нет, это ещё далеко не всё. Дело в том, что каждый из изображённых на картине персонажей имеет свой реальный прототип. Для современников они все были не только вполне узнаваемы, но ещё и безошибочно опозноваемы. Но то для современников. До нашего же "сегодня" дошли сведения лишь о двух из девяти запечатлённых с фотографической точностью людей. Мы знаем, что Флора это, вообще-то, не Флора, а Симонетта Веспуччи, а крайняя справа грация это дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца графиня Катерина Сфорца, особа, широко известная своими политическими интригами и похождениями (жаль, что Дюма не написал историю её жизни).

Сегодня считается ("считается" значит именно то, что значит), что "Примавера" была написана Боттичелли по заказу Лоренцо Медичи, того самого Лоренцо, что известен как "Великолепный", а заказана она была по случаю свадьбы двоюродного брата Лоренцо "Великолепного", который тоже носил имя Лоренцо. В картине и этому забавному совпадению тоже нашлось место. Сад Императрицы, "сад Венеры", "сад Гесперид", где растут золотые яблоки (Боттичелли, вообще-то, изобразил апельсины, что тоже должно что-то означать), засажен, судя по листве, лавровыми деревьями, что совершенно недвусмысленно указывает нам на заказчика картины и вдохновителя идеи, ведь Лоренцо означает "Тот, Кто Увенчан Лавровым Венком", Lorenzo=Laurus=Laur(enti)us.

А теперь подумайте вот о чём - каждый из перечисленных уровней (а ведь нам не все из них известны) это что-то вроде накладываемой узором на узор росписи на яйце.

Яйцо как символ, как Нуль, как Вселенная.

Роспись же по яйцу это всего лишь наносимый на скорлупу рисунок. Рисунок этот не позволяет непосвящённым узнать, каково содержимое яйца. Смотря на яйцо, мы не поймём, сварено ли оно всмятку или вкрутую, пусто ли оно, или, напротив - фаршировано, а если фаршировано, то чем. Нам этого не дано. Не дано, и всё тут! Мы никогда этого не узнаем. Ни-ког-да. Для этого недостаточно просто наложить все уровни Боттичеллевской "Примаверы" (если даже нам станут известны они все) друг на друга, это всего лишь даст нам неполный рисунок на декорации, скрывающей за собою внутренности театрика, чтобы понять смысл разыгрываемой там пьески, чтобы прочесть её либретто, нам нужно знать великое множество вещей - нам нужно знать, в каких отношениях состояли братья Медичи в тот момент, когда писалась картина, нам нужно знать, как они относились к Боттичелли и как он сам относился к каждому из них, что они говорили друг другу и что они думали друг о друге, и это "думали", вообще-то, малая малость, по-настоящему нам нужно знать, что они думали, думая о том, что думает каждый из них друг о друге, и это ведь касается взаимоотношений всего лишь трёх людей, а нам, помимо взаимо-отношений внутри этого треугольника, нужно знать в каких отношениях находились тогдашние города-государства, все эти Пизы, Генуи и Флоренции, нам нужно знать не только политический, но ещё и тогдашний религиозный контекст, нам нужно знать, кто кого поддерживал не только на государственном, но и на личном уровне, нам нужно знать тогдашний уличный жаргон, нам нужна тогдашняя "злободневность". Сплетни. "Кто где кого когда и как." Мы должны, совместив две любые выхваченные наугад детальки на картине, не угадать, а УВИДЕТЬ прячущуюся под перекрестием глубину.

Даже если предположить такую фантастику, как перемещение во времени, то, окажись мы там, рядом с Боттичелли, загляни мы ему через плечо, мы всё равно ничегошеньки не поймём. Перенестись во времени - это такая малость, что даже и говорить смешно, этого мало, ничтожно, исчезающе мало, нам нужно не просто перенестись, но нам нужно ещё и перестать быть собою сегодняшним и стать (СТАТЬ!) собою тогдашним. Нам нужно превратиться в кого-то из людей, живших тогда, нам нужно себя сегодняшнего - ЗАБЫТЬ! Мы должны перестать быть Флорой и стать Хлорис. А если мы захотим не просто там побывать, а ещё и - вернуться, да не только вернуться, но ещё и принести с собою себя "боттичеллевского", то нам придётся стать Марией Пелевинским. Шизофреником с раздвоенным сознанием, живущим одновременно в двух мирах - в "палате нумер шесть" и в заэкранной действительности американского фильма с Шварценеггером в главной роли. Нам придётся одновременно видеть два сна, при этом не зная какой из них главный, в какой из них нам следует проснуться.

Пойдём дальше? Пойдём!

Сегодня люди полагают себя очень умными, и не просто - умными, но ещё и - знающими. Они знают всё на свете, они обо всём берутся судить, они всё видели, они всё слышали, они в себе и в окружающем мире всё - понимают. Куда там какому-то примитивному Боттичелли с его глупым Лоренцо. Был у Медичи мобильник? А телевизор он когда-нибудь видел? А в теледебатах он участвовал? Вот то-то и оно!

То-то оно то-то, и оно и в самом деле оно, да только дело всё в том, что люди тогдашние были ничуть не глупее нынешних и тот компьютер, что у каждого из нас в голове, у них был новее новенького, прямо с конвейера, ничем не засорённый, ничем не инфицированный, ни одного в нём не было бага и бота, ни одного вируса и ни одного трояна, их машинка работала так, как у вас, нынешних, она не работает и работать не может. И загружали они свою машинку по самое не балуйся, на полную мощность, вводили туда какую мыслишку и ох, какими гранями она там поворачивалась!

Сегодня не понимают и понять не могут, да понять и не в состоянии, что тогда не было телевизора, тогда не было радио, не было телефона, не было много чего, тогда не было не то, что книгопечатания, но тогда не было и такого явления, как роман, не было книжки с прописанной кем-то словами человеческой жизнью. Не было ПЕРЕСКАЗА. Но зато тогда было другое. Тогда был Боттичелли. Или Леонардо. Или Босх. Или Дюрер. Тогда были - картины. И, в зависимости от "уровня грамотности" человека картина для кого-то была тогдашним лозунгом, для кого-то - тогдашней газетой, для кого-то - радио, для кого-то телевизором, а для кого-то - книгой. Толстым томом. В тысячу страниц. Картина была равна роману. А великая картина была великим романом. Просто его нужно было уметь читать. И тогдашние люди его читали. А сегодняшние - читать не умеют. Да чего там - читать! Сегодняшний человек не умеет не то, что читать, но он не умеет даже видеть. Он не умеет даже и слышать. Всё, что он умеет, это - слушать.

Подобные картины есть и сегодня. Они покупаются, они выставляются, их смотрят и те, кто умеет "видеть", их "читают". Меняется мир, но вот шифр остаётся шифром. И шифр этот остаётся шифром, где бы его ни пустили в ход. Да вот хотя бы и в Китае. В Китае нет Боттичелли и нет Лоренцо Медичи, но люди "с понятием" водятся и в Китае тоже. И что же могут "увидеть" китайцы в написанных китайцем для китайцев китайской шифровке?

Вот вам художник Лю И. Он китаец. Он пишет картины. Разные. Возьмём картину под названием "ВостокЮгЗападСевер: Пекин 2008". Китайцы, "входя в тонкости", находят там множество уровней и смыслов, ничуть не меньше, чем просвещённый и посвящённый европеец может найти в "Примавере", тут и быт, тут и политика, тут и геополитика, тут и социальность, тут и история, тут... мама родная, чего тут только нет, но я - не китаец, мне все уровни, которые, галдя, наперебой пересказывают друг-дружке китайцы, недоступны. Вот только некоторые из них, вот какою не в газетах, не в кино, не по телевизору видят китайцы нашу зашифрованную реальность:

Photobucket


Тема картины - игра в маджонг.

На старой, обшарпанной, изрытой временем стене - портрет:

Photobucket


Портрет кажется странно знакомым, мы много раз его видели, и на нём действительно изображён всем нам известный человек, только лицо его это слитые воедино три лица - Сунь Ят-сена, Чан-Кайши и Мао-Цзедуна. Лицо на портрете - это сплав трёх китайских государств двадцатого века. Это их "сумма".

Костяшки на столе стоят стеной, вызывая совершенно неодолимую ассоциацию с Великой Китайской Стеной.

Позади играющих - пролив, за ним лежит Тайвань, это не просто некий остров, это тоже Китай, его часть, там, где Тайвань, сгущаются тучи, но к нему ведут выступающие из воды камни, к Тайваню можно добраться, переступая с камня на камень, шаг за шагом, делая one step at a time.

Девушка слева явным образом выигрывает:

Photobucket


Она уже предвкушает победу. Она не отвлекается, она сосредоточена, она вся - в Игре. Эта девушка - западные компании, рвущиеся в Китай, они плохо Китай понимают, поэтому они, компенсируя своё незнание и непонимание, держатся друг-друга и объединяют усилия. Они сконцентрированы и они - терпеливы.

Девушка, которую мы видим со спины - это Япония:

Photobucket


Она имеет на руках три костяшки "восток", сочетание, символизирующее непреодолимую действительность, hursh reality, то, что европейцы называют "Роком", но она не сдаётся, она даже пытается жульничать и сам факт жульничества говорит нам, что победитель в этой игре получит всё.

Девушка в центре это сам Китай.

Photobucket


Черты её лица свидетельствуют о том, что у неё не совсем чистая кровь, это означает смесь "традиции" и "рыночных реформ" в современном Китае, девушка хорошо одета (следствие "реформ") и она смотрит в сторону источника света, то-есть - в будущее. Она не очень увлечена Игрой, Игра ей надоела, её внимание привлекает мир за пределами "маджонга", то-есть "рынка".

Рядом с ней - иностранка. Это - Россия. Она не смогла набрать нужного для продолжения Игры числа костяшек и, хотя Игра продолжается, Россия, откинувшись на спину, безучастно смотрит в потолок, для неё всё кончено, она уже вышла из Игры, она проиграла.

Следует понимать ещё и то, что о многом говорит само расположение игруний, Россия изначально выбрала место неудачное, "несчастливое", она уселась играть лицом к стене. В этом смысле сидящий спиной к стене условный "Запад" обращён лицом туда же, куда смотрит Китай, он тоже устремлён в будущее.

Справа - деревенская девочка, она приехала в город в поисках работы, она ещё не умеет играть, она смотрит со стороны, она учится "маджонгу". Она запоминает правила Игры. Между столом, за которым ведётся Игра и нею - пространство, девочка, эта "крестьянка мира", сохраняет дистанцию, она ещё не решила, будет ли она играть.

Руки её заняты не костяшками, она держит блюдо с фруктами, игра игрою, а жизнь - жизнью, и у девочки - еда, "пища", у неё то, без чего не обойтись никому, в том числе и играющим.

А ещё у неё в руках то, чего нет больше ни у кого на картине, у неё в руках - нож.

Г.А.
а кого символизирует "крестьянка мира"?
Африку? Индию? или какую то группу людей
"Крестьянка" это народ.

Тот самый, что молча смотрит и на ус мотает.

Г.А.
С ножом в руке...
тоесть в будущее?? Потому что народ думает только о настоящем?
Хочу заметить следующее - наиболее красива и сексуальна как раз женщина с лева (Запад). А у девушки посредине очень русские черты. Если посмотреть с Вашей точки зрения то Китай в себе содержит лучшее, из России, точнее СССР. Зная пиитет китайцев перед русскими, это пожалуй добавляет особенность.
Ваша интерпретация живописи, заставила задуматься...
Ваша интерпретация

Интерпретация не моя. Как в случае с Боттичелли, так и в случае с китайцем. В этом смысле моё место там, где девочка на картине стоит, я тоже со стороны смотрю и слушаю, что говорят (или пишут) другие.

Г.А.
Заметьте - Россия и Китай находятся в очень тёплых отношениях. Если Россия и проиграла, то она положила стопу на ногу Китая. Но что бы Китаю встать ему прийдётся скинуть с себя ногу России. Забавно?
Да, на ногу все обращают внимание.

Г.А.
порыскал по интернету: говорят, что играют по часовой стрелке от 12 часов:
1. США, Россия, Япония и Китай. а играют на Тайвань - девочку, которая стоит и смотрит
2. США, Россия, Япония и Тайвань, а смотрит на них Китай с едой и ножом

вот такие вариации
1. - Это один из уровней, "тайваньская" точка зрения. В таком случае девушка в центре превращается в Америку.

Г.А.
Америка - лежит? а кто же тогда причесывается? Россия?
Во всех интерпретециях, кто бы и с какой стороны ни смотрел, лежит Россия, а вот остальные персонажи в зависимости от угла зрения могут меняться местами.

Г.А.
И ближе всех находится к девочке с ножом, плюс горло подставила.
Если америка в центре, то что имволизирует тогда нога?
тесный контакт с Америкой, скорей всего
что то не верится, что девушка с русскими чертами лица - Китай.
лежать может и Америка, и Европа
Америка и Европа лечь могут, конечно, но только если захотят. Но они лежать не хотят, потому и не лежат. А вот Россия не лежать не может, поэтому она и лежит.

Г.А.
Сюжет басни "Слон и Моська", вероятно.
..вот ужо она подрастет и вступит в игру.
хехехе
Подрасти-то она, конечно, подрастёт, никуда не денется, но вот насчёт Игры никто не знает.

Ей ведь ничего не мешает свою собственную Игру придумать. Всё в её руках.

Г.А.
Ничего не выйдет. Она уже вовлечена.
Кстати, в чаше у нее не пища, а десерт.

хехехе
Послушай вас художник и ему бы пришлось заставить бедную девчонку в картину шведский стол втащить.

Г.А.
Ну зачем же? Есть простые символы пищи: горка риса, кусок мяса, овощи... А фрукты и в Китае десерт, нечто приятное, полезное, но не жизненно необходимое.

Не правда ли, смысл немного меняется?
хехехе
Смысл меняется для вас, поскольку вы не китаец, а картина, вообще-то, была написана китайцем для других тоже китайцев. По какой-то случайности мне из первых азиатских рук известно, что в первую голову едят азиаты, когда их "берёт за горло нужда". Товарищ Лю И знал, чем пронять китайскую душу.

Г.А.
И что же они едят? Ананасы? Я всегда думал, что рис. Рис - это как у нас хлеб, основа народного рациона. По какой-то случайности мне это известно, из китайской и корейской литературы, наверное. Да и в Китае я бывал, кушал то, что едят китайцы. Даже травануться успел.

хехехе
Азиаты живут в Азии, там климат такой, что растёт много-много всего всякого разного, ну и вот, когда им приходится голодать, они идут в лес, рвут "плоды" и их "вкушают". Что можно есть и чего нельзя, они определяют очень просто - смотрят, что клюют птицы.

А вот риса, как основы народного рациона, может и не быть. В этом смысле картина очень точна. Русский художник изобразил бы, конечно, корочку хлеба и солонку. Страшно, правда, вообразить, что мог бы изобразить Глазунов. Наверное бы, вложил в руки девочке готический меч со стекающей кровью. Ну и сделал бы её с Очень Большими Глазами.

Г.А.
ЗЫ: вы по инерции со мной спорите, что ли? Пустое. Я же не оспариваю вашу трактовку европеоидной девушки как символа Нового Китая. На мой взгляд, тут достаточно парадоксальности, чтобы стало интересно.

хехехе
Да какой там спор. Я, конечно же, не спорю, я просто пытаюсь сказать, что я не берусь трактовать китайские картины, я предоставляю это делать самим китайцам, им как-то виднее.

Г.А.
Это трактовка самого художника? А то, знаете, китайцы тоже люди.
хехе
Пробежий, в этом месте вы меня поразили до глубины души.

Художник сам себя трактовать не может. Если он художник, конечно. Когда не свет появляется произведение искусства, то принято говорить (о, Великий и Могучий Русский Язык, на котором нам посчастливилось вести переписку!), что художник нечто СОВТОРИЛ. Он, художник, не Творец, он со-творитель, в процессе творения он - со-участник, он что-то со-делал. В паре художник и Творец художник только под-мастерье. По этой причине если ему вздумается своё со-творение "трактовать", то это будет не просто глупостью (это бы ладно, ум в процессе со-творчества зачастую даже и помеха), а ещё и полным отсуствием вкуса, что, вообще-то, непростительно. В глазах Бога это будет выглядеть как попытка со-творителя трактовать творение Творца.

Вздумай Лев Николаич "трактовать" Анну Каренину и Творец его бы живо под трамвай пристроил. А ведь товарищ граф был не просто художником, а - Художником.

Г.А.
Вы, стало быть, отказываете художнику в праве на разъяснение его "шифра". То есть, он распределил в картине роли, и только раскрыл рот, чтоб разъяснить, кто куда, как вышел Александров Г. и грит: цыть, сотворец! со-творцам слова не давали!

Ну-ну.

хехехе
Один из лучших Ваших постов. "Примавера" - из любимейших моих картин, Вы дали прекрасный анализ. Некоторых подробностей - не знал.

Китай для меня - китайская грамота, но тоже очень интересно.

Спасибо.
"Примавера" - из любимейших моих картин

Когда-то, в незапамятные времена, я читал книжку в мягкой обложке, на которой было изображено лицо Флоры с картины Боттичелли, называлась книжка "Примавера", написана она была какой-то прибалтийкой. О чём была книжка я сейчас помню очень смутно, помню только, что она мне понравилась. Интересно было бы её сейчас перечитать.

Г.А.
автор - Лилли Промет
Всё же я не зря напомнил Вам про Капэкс.)
Помнится, когда я был последний раз в Уффици, гид дал ещё одну трактовку смысла - справа налево - холодный Февраль, цепляющий Март, цветущий Апрель и спокойный Май, плюс три летних месяца, и покровитель торговли сентябрь. Дамы все беременны, поскольку эти месяцы созревания плодов. Хотя конечно это самый простой из всех смыслов.

Я думаю, если есть прецедент почти полной расшифровки семи слоев самой известной "картины" 70-летней давности, то рано или поздно эта ниточка дотянется и до боттичелиевского романа.

Китайскую картину тоже можно истолковать по-раному, даже если сам автор и не осознавал глубинных психологических смыслов. Русский фатализм исключает напряжённое вглядывание в будущее, оно и так внутри нас, независимо от фишек на столе.

Спасибо за доставленное удовольствие.
Помнится, когда я был последний раз в Уффици,

В этом месте я вам позавидую, можно?

Г.А.
Интересна так же мера одетости.
А "Китай" переглядывается с "народом" очень многозначительно.
Насколько я понимаю, Китай себя видит не как «сторона света», а как «центр мироздания». Стало быть – девочка это и есть Китай. Просто «центр мироздания» отшел в удобное ему место, откуда удобнее наблюдаь как потасканые стервы продолжают играть в свои блядские игры.

Очень жизненно по-моему.
Разумная трактовка. А с ножиком в руке можно не только наблюдать...
решили поделиться? Вы прямо-таки культуртрегер у нас. хе-хе
Я не культуртрегер, я для вас культурtrigger.

Г.А.
любите Вы понты, товарищ Александров, просто страсть.
Богатое слово "понт". Ещё чуть-чуть и выйдет не просто понт, но Понт Эвксинский. Давайте, Натан, поднатужтесь.

Г.А.
Давайте, Натан, поднатужтесь.
---

а зачем? я же не несу, подобно Вам, "культуру" в массы, да и пелевина считаю говняным автором для совков.
Да Пелевину как-то всё равно, кем его считает Натан Зорге. Ну, а для меня по той причине, что я не Пелевин, значимость вашего мнения о Пелевине обращается вообще в ничто.

Понта Эвксинского у вас не вышло. Вышел только Понт Эвкс.

Г..
ваши художественные вкусы, товарищ Александров, мы знаем.

любите себе пелевиных, совецкую литературу и китайскую псевдоживопись и дальше.
Натан, я уже как-то имел удовольствие обратить ваше внимание на то, что у вас какие-то странные представления о любви.

Г.А.
Пелевин велик -- толи ему повезло, толи он сознательно так сделал -- использовал еврейство в своих целях. Те было думали -- свой: а когда оказалось что нет, уже ничего нельзя было сделать, только шипеть из темных углов про несоответствие языка Розенталю.

:-)
Книшками своими, Дмитрий Евгениевичь! У него их много.
Дмитрий Евгениевичь! У него их много.
---

ага. величие писателя определяется количеством выпущенных им книжек. я не знал. теперь буду знать, спасибо за науку. кстати, при чём тут Дмитрий Евгениевичь? если Вы имели в виду меня, то меня зовут Натан Иммануилович.
Он просто фантастически умеет передать дух времени. " Омон Ра" - конец 80-х, " Жизнь насекомых" - ранние 90-е, "Чапаев и Пустота" - середина 90-х, "Поколение П" - рубеж тысячелетий... Последние его вещи явно слабей. Но, за одного " Чапаева" я готов признать его великим. В то время как гораздо более искуссный и виртуозный Сорокин по-сути написал лишь какие-то наброски и этюды ( местами гениальные по стилю) ...
В то время как гораздо более искуссный и виртуозный Сорокин по-сути написал лишь какие-то наброски и этюды ( местами гениальные по стилю
---

Сорокин в своих лучших вещах писал о вечном и неизменном. хотя духа времени и у него с избытком.

а пелевин, пардон, зануден до зубной боли.
Вот были бы оные при дворе Медичи, всё бы мы теперь знали. Подробности личной жизни Симонетты и откуда у нее такой симпатичный цветочный сарафанчик
Я подозреваю, что все подробности и так узнать можно, без всяких искусствоведов, нужно только найти ключ к шифру. А как найдём, тут же где-нибудь на подоле сарафанчика и лейбл обнаружится. И интернетовский адрес изготовителя - даблюдаблюдаблюамериговеспуччидаткам.

Г.А.
А может быть девушка в центре это все же РОССИЯ?
Вам, конечно, виднее, но как-то странно. С чего Запад изображать в виде китайской девушки под портретом китайских же руководителей, а Китай - в виде европеоидной?
Виднее не мне, виднее китайцам, они для себя картины рисуют и они же эти картины для себя толкуют.

Лоренцо Медичи вон вообще западный ветер в человеческом облике себе представлял. И зелёного почему-то цвета.

Г.А.
Там вообще-то очевидно, что якобы "западные компании" имеют чисто китайскую внешность, а якобы "Китай" как раз наоборот типично европейскую. Если же китайцы "видят" наоборот, то автор скорей всего намекает, на сбой в системе самоидентификации у китайцев и латентное чувство собственной неполноценности перед европейцами.
Сразу видно, что вы никогда живого китайца не видели. У них нет никакого "латентного чувства собственной неполноценности перед европейцами", ещё чего! Китайцы всех некитайцев откровенно презирают, они в этом смысле очень похожи на евреев.

А то, что у "Китая" европеизированные черты лица, то это потому, что таково лицо "реформ". Я же об этом в посте написал.

Г.А.
Ну так лицо "реформ" и показывает кто учитель, а кто берет пример с более умного. А латентное на то оно и латентное, что его не осознают как бы, но оно все-таки есть.
Как ты можешь с кем-то во что-то играть, если ты раскинул всего себя на одну шестую часть? Рук не хватит.
Облака над Китаем выглядят неестественно. Наверное, что то изображают. Немного похожи на собачью голову.
На его сайте эта картина в другом варианте.
http://www.luiliu.com/yin/yin.asp?id=r_206_01
Там еще можно найти крестьянские бунты,самоубийство Китая через эксплуатациюЗападом,обусловленность российско-китайских отношений коммунистическим прошлым и многое другое.
Вопрос только в том,почему девочка смотрит на "Японию",и в чем,по мнению китайцев,проявляется её жульничество?
Ваша трактовка по географии. Всё-таки карты сейчас доступны. Согласен с vova_belkin, Китай как Центр, стоящий в сторонке. Далее стырену у footuh:

Дух Востока - великий Синий Дракон. Он управляет своими детьми и всеми странами на Востоке. Суть его - цветущее дерево и весенний ветер (имеется в виду - весенний муссон). Когда появляется Дух Дракона - все оживает и радуется, ибо Дракон - благодетелен. Счастье, потоки энергии "ци", аромат оживающей природы, - все это проявления Дракона. В то же время - Дракон - нематериален, как мимолетно весеннее солнце, улыбка на лице, или весенний цветок. Они доставляют радость, но - исчезают, а дети Дракона вынуждены усердно трудиться, ибо Отец их, - не может их ничем накормить, ибо - бесплотен.

Дух Юга - ослепительная Красная Птица. Она управляет своими детьми и всеми странами Юга. Суть её - обжигающая пустыня и летний жар. Когда появляется Дух Птицы, - все замирает и прячется, ибо Птица - жестока. Все горит и чахнет от её огненного дыхания, но все и очищается. Чистота, ясность, простая истина, - все это проявления Птицы. В огне простых Истин - жизнь невозможна, и Птица убивает все живое вокруг себя. Дети её - готовы испепелить себя и все вокруг - ради того, что они считают Истиной, в том числе и саму Птицу. Именно поэтому дети Птицы имеют обыкновение убивать всех вокруг - ценой своей Жизни, ради тех Истины (Веры), что дает им Красная Птица. Когда Птица гибнет (возрождаясь опять - в новом пламени), она оставляет свое нежное мясо своим детям, и они насыщаются. Однако мяса Птицы мало и насыщаются очень немногие, а прочие живут впроголодь. Люди Птицы - мало работают, так как мясо её очень питательно.

Дух Запада - жестокий Белый Тигр. Он управляет своими детьми и странами Запада. Это - Железный Тигр и дети его искусны в создании механизмов и всего, что можно создать из Железа. Суть его - плодоносная Осень и богатый урожай. Когда приходит Железный Тигр, - все радуются, ибо можно собрать припасов на весь год и рассчитаться с былыми долгами. Однако - Тигр - несъедобен, а мясо его ядовито. Детям Тигра надо много работать, чтобы прокормить себя и в качестве платы за труд они обмениваются Металлом (Деньгами). Эти Металлы - они ценят выше всего, даже выше цветущих деревьев и детского смеха, так как без них они - просто умрут с голоду.

Дух Севера - холодная Черная Черепаха. Она управляет своими детьми и странами Севера. Черепаха - огромна и необъятна, а одно дыхание её губительно. Она повелительница - Воды и в её Царстве Воды больше, чем во всех иных царствах - вместе взятых. Когда приходит Черепаха - все умирает и прячется. Потоки воды или - образа воды - снега - заполняют весь мир. А мертвенное дыхание Черепахи заставляют дрожать от холода всех смертных.
Дети Черепахи - живущие в стране туманов и вечной ночи, коварны и во рту у них, как у их прародительницы - два языка. Выше всего они ценят Воду, а так же все изменчивое, непонятное и запутанное. Их Вера очень сильна, но они порой сами не знают - во что именно (sic!). Черепаха насыщается тем, что пожирает своих детей и они сами с радостью приносят себя - ей в жертву. Однако Черепаха постоянно растет, - из под панциря у неё постоянно появляются куски плоти, - холодной и жилистой и дети её постоянно сыты от поедания невкусной плоти своей Матери. Плоти этой так много, что все Дети Черепахи накормлены и им нет нужды трудиться, а обширность панциря такова, что никто не может съесть сразу много, и потому в земле Черепахи - нет ни особенно богатых, ни - бедных.
Интересно, почему западные компании сидят за столом голые? Всё проиграли и надеются отыграться?
("RINF News", Великобритания)
Крис Хеджес (Chris Hedges), 17 июня 2009
На этой неделе заканчивается эпоха правления доллара в качестве мировой резервной валюты. Она же знаменует собой начало периода ужасающего экономического и политического упадка Соединенных Штатов. Американская империя испускает последний вздох.
Если даже это правда, то отмену доллара в качестве валюты можно использовать для списания гигантского госдолга США. :-)
Только это неправда.
Китайцы различают места за столом. Одно - хозяйское, другие для гостей разной степени почетности. Интересно, наверняка по интерьеру (окно, вход) можно понять, кто за столом - хозяин, а кто - гости. Это очень важно, а у вас - не прозвучало. Кто хозяин дома?
- Черты её лица свидетельствуют о том, что у неё не совсем чистая кровь

Чисто европейское лицо, и вполне может быть русским, нос курносенький. С чего это товарищ художник мыслит себе Китай с русским лицом?
А девочка с ножиком - это набирающий силу ислам ))

Anonymous

June 19 2009, 16:27:31 UTC 10 years ago

Вот еще, другая, того же автора, возможно Вам покажется интересной.
http://www.daokedao.ru/2009/05/20/kitaj-kak-centr-mira-po-versii-lyu-i/
Спасибо, прекрасный пост. До его прочтения cимволика картины Лю И была мне совершенно неизвестна.
Мне вообще всегда нравится когда творческий человек начинает о политике говорить/рисовать. Комедия с этими картинами. Прям мнение всего китайского народа глядит на нас с них. Всё ищут смысл и ищут. И самое смешное - находят. О боже, у неё в руках нож, /шепотом/ ну вы же понимаете, что это значит...

А настоящий смысл прост - хочешь прославиться, умей пользоваться моментом. Тренд на внешнюю политику - "девушки изображают борьбу народов", тренд на торговлю - "девушки изображают современное понимание рыночных процессов". Девушки от этого не меняются, а вот узнаваемость художника - очень даже. Тренд ловить это тоже талант. Молодец художник. Ну или молодцы те безымянные китайские товарищи, придумавшие как этого бестолкового любителя рисовать сиськи заставить работать на благо всей китайской родины.
Вы "молодца художника" недопоняли. На его картине не "про политику", а сама политика. Её портрет. Можно спорить, насколько ему портрет удался, но это уже другое.

Г.А.
Гм. Я в политике ничего не понимаю. Ну так, на уровне примитивной дедукции - сделать пару выводов из того что понимающие люди в прессе напишут. И к этому и клоню - плохо объясняете, раз я не понял. Объясняйте, пожалуйста, так, чтобы понял, и ушел просветленный и благодарный.
В предыдущих постах это получалось, а с этими картинами прям как с пятнами Роршаша или с кофейной гущей.
Ну или "певицу" вспомнить - я так понял, что, всё, популярность упала со второй песней, нац-идея не взлетела. А крику-то везде было. А результат ожидаем - быстро взлетаешь, быстро падаешь. Это закон зависимости человеческого внимания в наше перенасыщенное информацией время.
В прессе нет "понимающих людей", они там понимают совсем другое и понимают о другом, пресса сама по себе и существует для того, чтобы люди политику "не понимали".

"Язык дан нам для того, чтобы скрывать свои мысли."

А "средства массовой информации" даны государству для того, чтобы оно могло скрывать свою политику. От собственнных граждан в первую очередь.

Г.А.

Anonymous

June 22 2009, 07:36:56 UTC 10 years ago

тьфу
А может не стоит заморачиваться, смыслы там всякие искать (если, конечно, не брать в расчет, что картины писались вместо телевизоров, телефонов и газет), все равно в голову художника не залезешь, а просто картинкой любоваться, я вот, например, наших передвижников люблю и фигрки Лансере, там, где с лошадками. Чудо, что за прелесть - забываешь про блядские смыслы, а равно - про ящик и мобильники.
А еще хорошо сериалы по истории писать, пусть в них благодарные читатели смыслы ищут...
Ну так ведь есть мнение, что весь мир - это шифр, не только его отображения у художников (и историков ;-)). И, кстати, True Lies ведь тоже римейк французского фильма, хотя, как мне кажется, его переплюнул - чисто визуально.
Да, мнение о том, что "мир - это шифр" мнение известное. Интерес тут в другом - КЕМ зашифрован мир, ЧЕЙ это шифр? Тот ли сейф мы пытаемся открыть?

Г.А.
Я, пожалуй, с Вами не соглашусь.
На всей картине только две девушки имеют монголоидные ("восточные")
черты - Девушка, что сидит под стеной и "крестьянка мира".
И, возможно, ещё девушка, что сидит к нам спиной.
"Девушка в белом платье" имеет ярко выраженные европеоидные черты
(вытянутый овал лица, "европейские" глаза полные губы и довольно
"полный", при этом прямой и высокий нос).
"Иностранка-которая-лежит" - тоже, похоже европейка.

Соотв. "девушка под стеной" и портретом (правителей китайского государства) - Китай. Он сосредоточен и увлечён игрой.
Девушка "к нам спиной" - наверно Япония, согласен.
"Девушка-что-лежит" - тоже согласен, Россия.
"Девуша в белом платье" - Америка. Или "весь Запад".
"Крестьянка мира" - имеет ярко выраженные монголоидные черты лица,
плюс "передничек" напоминает что-то монгольское. Но я сомневаюсь,
что китаец станет рисовать монголию самостоятельным игроком.
Так что, возможно "весь народ Юго-Восточной Азии".
Или сама ЮВА (минус Китай и Япония).
С большим опозданием прочел ваш знаменитый сериал о Битлззз.
И тут случился очередной юбилей "Машинки времени".
А ведь многие говорят "Они - наши битлы".
Как думаете, есть ли в этом некоторая натяжка?

Anonymous

June 30 2009, 22:01:01 UTC 10 years ago

http://hronos.km.ru/biograf/aleks_gf.html
Спасибо за прекрасный текст. Жизнь открыла передо мной ещё одну грань благодаря Вам. Я крайне благодарен...
Скорее уж та девушка , что по центру - Америка . А которая с ножом - Китай ;-) так оно как-то логичнее выходит .......
ИМХО.
Картина - знаковая система. Ключ к ней - название картины и портрет на стене. Сведение в одно слово название четырех сторон света (китайская вселенная - квадрат с центральным источником жизненной силы "ди", идущей из Императора, сына Неба от самого Неба), синтез трех главных правителей 20 века, дает отсылку на главный китайский лозунг Тхень Ся - "все под [одним] небом". Его провозгласил и воплотил Цинь Шихуанди, с правлением которого сравнивал свое правление Кормчий Мао, согласно тысячелетней традиции. Титул правителя "Срединного Царства" (буквальный перевод) "хуанди" был до 1912 года, после разруха, затем был Сунь Ят-сен, Чан-Кайши и Мао-Цзедун. На цвет неба и воды, верха и низа, дает голубой цвет подстелья. Круг времен опять замкнулся.
Ключ дает понимание нескольких оппозиций, как проявление одного и того же, только в разных ипостаясях.
Оппозиции:
1. 4 играющие девушки каждая в разных позах, с разным отношением к игре и с различной игровой ситуацией. И в разных сторонах света. Игра- китайская ментальность, часть тысячелетней культуры азарта. Четыре лика дает отсылку на современный парафраз девиза Цинь Шихуанди, звучащий сейчас как "Одна страна - один народ". Итак, 4 девушки - это многоликий Китай.
2. Символ "Единого Китая" на первом плане: Тайвань на заднем фоне.
Идея общности и в тоже время разобъединения.
3. 4 играющие девушки: молоденькая, опасная, не играющая.
Расшифровка: Китай и Пекин, "Северная столица", олимпийский Пекин, центр силы Поднебесной.

xe-xe

Anonymous

July 11 2009, 20:52:06 UTC 10 years ago

«нам нужно знать .... все эти Пизы, Генуи и Флоренции, нам нужно знать не только политический, но ещё и тогдашний религиозный контекст, нам нужно знать, кто кого поддерживал не только на государственном, но и на личном уровне, нам нужно знать тогдашний уличный жаргон, нам нужна тогдашняя "злободневность". Сплетни. "Кто где кого когда и как." Мы должны, совместив две любые выхваченные наугад детальки на картине, не угадать, а УВИДЕТЬ прячущуюся под перекрестием глубину.......»

«Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я».

Есть темы для которых уважаемый автор просто создан.

Сразу чтобы снять все сомнения – мы никому ничего не должны. Ничегошеньки. Детальки, глубину и сплетни надо пытаться понять для лучшего осознания эксплуатации политического механизма преуспевшими в этом плутами, но поскольку до конца позднопришедшему лейткамеру этого непонять по выше- и нижеперчисленным причинам, то нужно создавать свою реальность используя и трактуя в НУЖНОМ русле заданные «общепринятые» (чуть не написал «общечеловеческие») ценности, в т.ч. и закодированные художественные.

Нормальный человек посещающий русскоговорящие блоги не должен (не обязан, хотя если может и знает – тоже не повредит, даже наоборот) так вот, не обязан в деталях « знать в каких отношениях находились тогдашние города-государства, все эти Пизы, Генуи и Флоренции,» но он точно должен знать что эти генуи и флоренции должны нам до гроба потому что уже в те времена они соревновались в искусстве лохотронить наших предков, хотя из улик осталось от них вроде нечто на первый взгляд пристойное (что некоторые тоже оспаривают) типа крепости в Судаке или собора на Красной площади.

Пойдём дальше? Пойдём!

Игры которые они вели между собою и с нашими предками в боттичелливские времена не закончились, наборот, игры эти ломанулись в Западную Европу, в Лион, Франкфурт, Амстрердам, Лондон, за океан, игры и в те времена были глобалистские , а ныне так и вообще.

И что же делать сирым, которые и тогда были никто, и сейчас ни в дугу? А фиг его знает.

Номожно попробовать попривносить свою трактовку, видеть свои образы в истории и искусстве которые все равно никому не дано знать (как утверждает автор, и с чем мы охотно согласимся).

«........Руки её заняты не костяшками, она держит блюдо с фруктами, игра игрою, а жизнь - жизнью, и у девочки - еда, "пища", у неё то, без чего не обойтись никому, в том числе и играющим.

А ещё у неё в руках то, чего нет больше ни у кого на картине, у неё в руках - нож..........»

Эту девочку-крестьянство на наших просторах просто прирезали, а не за «игрой» она откинулась (и даже нашим ножичком прирезали, вот гроссмейстера-игроки такие бывают) организаторы великого эксперимента, опять же на наших костях и за наш счет. Нашу девочку-крестьянство вырезали, китайское тоже бы туда пошло, да оно оказалось более многочисленное, а эксперимент – короче, и не подвернулось им Гитлера (просто повезло), под противостояние с которым и можно (нужно!) было аргументированно разменять девочек на индустриализацию (которую те же экспериментаторы и их подручные пару десятков лет до этого и развалили). То есть нормальная Игра – захотел пошел так, захотел – этак, захотел – смахнул фигуры с доски. Опять же гросмейстера.

И что в остатке?

Вся еда неведомо у кого, ну, как минимум ведомо что не у нас, игра идет не наша по определению, ну а ножичек... а ножичком ослабевшие ручонки недолго размахивать смогут.

«Зная пиитет китайцев перед русскими, это пожалуй добавляет особенность.»

Зная немного китайцев, их пиетет и русских, осмелюсь предположить, что это пиетет лопахиных перед своими бывшими барами.

«Черепаха насыщается тем, что пожирает своих детей и они сами с радостью приносят себя - ей в жертву... и дети её постоянно сыты от поедания невкусной плоти своей Матери.»

Если такие трактовки окружающей действительности имеют место быть, то надонапомнить трактующим, что это в их странах супы из черепах являются лакомством (как и привычка пожирать ласточкины гнезда).

«Кто хозяин дома?»

«На семи крутых продувных ветрах» (с)
Думаю соприкосновение ног значит соприкосновение границ тоесть касаются запад и Росия или Китай и Росия. Более вероятно что девушка с европейскими чертами лица и есть Европа она богата - хорошо одета и отвлечённа её интересуют проблемы однополых браков, качество травы и развлечения больше чем игра, правее-восточнее лежит Росия она хочет к западу - даже закинула одну ногу но она совершенно деморализована и обессилена можно подумать что мертва.
У девушки под стеной лицо вытянутое, азиатское это Япония у неё похоже харошие фишки и она расчитывает выиграть.
Спиной сидит азиатская девушка с татуировкой в виде птицы-юг и с фишками-восток, на юговостоке находится Тайвань. Тайвань махлёвщик и пытается всех надуть, только благодаря этому он ещё не проиграл.
Девочка в стороне - азиатка с круглым лицом - это Китай у неё одежда цвета китайского флага, пока все играют она носит жратву и учится, нож это китайская экономика им она нарезает яблоки для играющих но если нада то им всех и порешит. Но Китай и не спешит присоеденится к играющим у неё отстранённая поза потомучто она видит что дом в котором идёт игра покрылся трещинами и вот вот развалится поэтому она стоит снаружи.
Мне кажется девушка с ножом это Россия - на переднике откровенно русские узоры. И Россия сейчас учится играть в капиталистический "маджонг", и нож (ядреные ракеты) у неё есть, и плоды земные (нефть и др. ископаемые) у неё есть.

Выигрывающая девушка единственная с откровенно китайскими/восточными чертами лица. Китай выигрывает под благостным взором "императоров" со стены.

Лежит/спит - Европа. Её фишки смотрит Россия, "обучаясь" игре. Германия до сих пор "политический карлик/труп", но современные технологии идут сейчас в Россию из Германии.

В мухлевщице я бы заподозрил США, но тут мне кажется нужно понимать смысл татуировок и др. Одетую тетку тоже не хватает понимания опознать.
весь мир управляется Четырьмя Духами, при этом один из них - Спит. Так что лежащая Девушка никак не может быть Россией. Обратите внимание на то, что явно выигрывает та девушка, что сидит у стены, - то есть Восток, и естественно что символом Востока был и остается Китай.. Девушка с освещенным лицом у окна - действительно имеет славянские черты и она, похоже тоже выигрывает. Так вот, - у Востока есть два соседа - Юг и Север и славянские черты девушки указывают на то, что это и есть Россия, то есть Ангел/Дух Севера. Соответственно лежит навзничь - засыпающий в настоящий момент - Дух Запада, то есть Европа с Америкой. А девица-шулер, сидящая к нам спиной - это должен быть Ангел Юга. Неспроста у неё на руках аж три фишки Востока, - это указывает на то, что именно в её сторону должна/происходит Китайская экспансия. Девица пытается подменить какие-то кости, но она это может сделать лишь сбросив что-то из костей на руках и - именно поэтому за ней следит служанка с ножом в руках. (Да и все верно, - лежащая навзничь девица - Ангел Запада - подставила уже незащищенную шею под указанный нож, - все согласно теории "Перемен").

Но возможно все не так.
А почему Север единственная одета? А если одетая - Восток? Тогда у стены - Юг, Запад мухлюет и на нее направлена будущая экспансия, Север спит. Правда, тогда Восток с невосточным лицом, по жж-слухам китайцы трактуют это как символ многочисленных не-восточных заимствований. Вы достаточно четко доказали, что это маловероятно - китайцам признаться в плагиате.
Проблема в том, что картина называется "Олимпиада 2008". И в ней волей - неволей отражены те события, которые окружали данную Олимпиаду.
Девочка, сидящая стены и освещенная Светом - НЕ ИГРАЕТ. Она фактически отвернулась от игрового стола. В то же время лицо её покойно и у неё вид победительницы. Она уже ПОБЕДИЛА. Иными словами - Ангел Севера в данной игре - как таковой - не участвует, но является Победителем. Ибо - всем, кто помнит, что произошло во время "Олимпиады 2008" - очевидно, что главную свою победу Россия одержала вовсе не на олимпийской Арене. У неё были свои игры - в виде бега с препятствиями, метаниями на меткость, а так же - езде на бронированных колесницах. И все - удалось. Ангелу Севера - во время собственно Игр доказывать уже нечего. Все уже показано и все всё поняли - именно поэтому она смотрит на Восходящее Солнце.
Энергия "Ци" при своем движении - накапливается больше всего у того Ангела, который сидит - прямо за Засыпающим. То есть при падении Запада, именно Север должен войти в Экзальтацию, - не Восток, который при этом выигрывает. Так при разрушении Юга - Персии с Турцией, - больше всего расширялась и усиливалась Россия, но Экзальтация наступила у Запада. Соответственно в момент наихудшего положения Китая - быстрее всего расширялся Запад (за счет освоения Нового Света и Эпохи Великих Открытий), но Кульминировала Османская Империя, которая в те дни брала Константинополь и стояла у Вены.
Соответственно девочка лежащая навзничь (Ангел Запада) - повержена помимо Игр. Она тоже уже НЕ ИГРАЕТ. Её нога лежит на ноге Ангела Севера и то, как это изображено указывает на Покорность. Северу суждено воспользоваться слабостью Запада, равно как Восток в дни Ига пользовался Слабостью Севера. И мусульманские Султанаты в иное время росли как грибы там, где по мнению китайцев должны быть пределы Срединной Империи. И соответственно - нынче солдаты западной коалиции бродят посреди Святынь мусульман... Но именно в дни Олимпиады 2008 - вдруг выяснилось, что срок для этих солдат уже вышел. "Сила" перешла по кругу - к иной девочке.
А в кости можно играть сколько угодно. Ибо сами по себе кости это - не важно.
Все определяется круговоротом движения "Ци" - именно об этом говорит эта картина. И поэтому сама Игра - не важна.

Вообще у Лю И - может быть и есть вторые, третьи и десятые смыслы, но простому народу он любезен именно тем, что культурологические загадки в его картинах гораздо проще, чем оно выглядит. Простой китаец легко догадается по первым аллюзиям, что именно хотели ему сказать и это его совершенно обрадует. Это как в старом шахматном анекдоте: "Одному шахматисту показали два этюда, на другой день он принес их и сказал "Первый какая-то совершеннейшая херня. Так и не понял что им хотел сказать автор. В конце концов мне все надоело и я просто плюнул. А второй этюд замечательный! Я полночи бился над ним и едва разгадал. Очень интересный этюд, глубокая мысль, оригинальнейшее решение..."
Относительно картины китайского художника.
Сильно спорная трактовка. Подробно разбирать - что-то лениво мне сегодня...
Пара моментов навскидку:
1. Девица в центре - действительно Китай. Сидит на месте, которое принадлежит хозяину дома: спиной к входу, т.е. югу. Смотрит на запад, во взгляде ирония ( как мне показалось ). Запад в китайской традиции ассоциируется с угасанием, смертью. Какое тут к лешему "будущее"!
2. "Откинувшаяся девица" сидит на западе. Хм... Без комментариев.
3. Девица, обращенная к зрителю спиной, сидит на севере. Больше на Россию смахивает. Выложила три кости "восток"... Намек на проекты нефте-газопровода в Китай, Японию и Корею?
4. Девица, сидящая на востоке - скорее всего, Япония. Непроницаемый, чисто «японский» взгляд ( то ли лукавый, то ли иронический ).
5. Портрет, кстати, очень интересен. Действительно, черты Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и ... нет, не Чан Кайши! Скорее Конфуция. А усами сильно смахивает на Чингиз-хана со средневековой китайской гравюры.
6. Между прочим, "китаянка" пока что не выложила на стол ни одной комбинации костей ( или выложила, но на картине их не видно ). Не стильно-то похоже, что она выигрывает. ( Да и выиграет ли вообще? )
7. В мацзяне места не "выбирают" по собственной прихоти, их разыгрывают в начале партии.
Трактовка того, кто вероятно не жил в азии :)
Слева - Юг, кореянка. Причем буквально, это типично корейские черты лица. Плюс всем на востоке известная корейская патологическая упертость и сосредоточенность.
Далее по часовой - европа/америка. Арти-фарти герл, культур-мультур, запад.
Далее - Россия - развратная и продавшаяся с точки зрения китайцев страна - север.
Спиной - конечно Япония, восток от Китая.
Китай пространство за стеной посередине стола. Китайский народ - девочка, типа подрастающая, и смотрящая, как делят ее страну. Довольно ординарный взгляд у художника на свой народ. Но он и на это не смотрит на деле то.

Пару заметок - Тайвань китайцы не воспринимают как другую страну, они воспринимают ее как часть своей страны. Никаких туч там уже давно нет, одна коммерция и движение капитала. Тайвань уже лет 8 как не проблема вообще, дело техники.

Но версия Вами изложенная романтичнее. Много можно напридумывать с помощью образного мышления :) Но картина кондовая с совершенно незамысловатым смыслом. Нужно помнить, что китайцы - ребята не склонные к многоходовым образным выкладкам - утром деньги, вечером стулья - это максимальная многоходовость.
да, версия вполне складная. плюс очень характерные прически))

и еще деталь - игра явно идет на раздевание, отсюда:
запад в полном ажуре
япония уже начала раздеваться
голая корея(пока так ничего и не обломилось?)
россия вне игры и в набедренной повязке