Это закон. Земные материалы в небе распадаются во прах.
Пишет это товарищ Нолег в комменте на мой вчерашний пост о странностях с перидически отключащимся электричеством, пишет, очевидно полагая, что технологические катастрофы - это нечто имманентно присущее человеческой цивилизации, которую он уподобляет Вавилонской Башне.
Эх, если бы башня. В том-то всё и дело, что башен сейчас не строит никто. Время башен ушло. Навсегда ли? Не знаю. Последней вавилонской башней был коммунистический проект. То, что мы видим сейчас - это не стремление вверх, это стремление вниз. Вавилонская башня подразумевала неудержимую гордыню маленького человека, который хотел построить рукотворную башню до неба, хотел подняться туда, где обитает Бог, хотел встать вровень с Богом, хотел превратиться в Бога сам. Маленький, ничтожный муравей, рождённый ползать. Насекомое. И это насекомое с немыслимым упорством из подручных, земных материалов, из ХВОИНОК строило земное подобие Царства Небесного. Хорошо это или плохо, я судить не берусь. Однако сам Проект, сама задумка, само по себе это стремление ввысь, в Небо, заслуживает если не сочуствия, то хотя бы понимания. Башню строил пусть и заблудший, но брат мой. Нынешние же - мне не братья.
Мне всегда безотчётно, по какому-то наитию, нравились два исторических периода - пара десятилетий перед Первой Мировой Войной, время, которое люди до сих пор помнят как Belle Epoque, как Золотой Век, и то, что мы называем "шестидесятыми". "Oh! Those Sixties". Неужели вы не видите, что роднит эти эпохи? Ведь это были попытки человечества подняться ввысь, прорваться в запредельное, и непременно туда, в небо - всё выше, и выше, и выше. Сантос-дюмоны, блерио и фарманы. Такие хрупкие, склеенные из бумаги крылья, прозрачные, как подкрылья у насекомого. Аэронавты в белых шёлковых шарфах и очках-консервах. Несметные толпы народа на лётных полях. Дамы с зонтиками, господа в котелках и усах, нафабренные кончики которых гордо торчали вверх, и, конечно же, - мальчишки, мальчишки, мальчишки. Задранные головы и море человеческих глаз, устремлённых в голубую бездну неба. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. И шестидесятые с их ракетами и авиационными рекордами. Королёв и фон Браун. Пассажирские реактивные лайнеры. Лунная Гонка. ГАГАРИН.
Обе попытки кончились плохо. В первом случае - август 1914-го. Грязь, окопы и кровь, по сравнению с которыми двадцатые с их джазом и идиотским чарльстоном показались сущим раем, а потом - депрессия. Во всех смыслах депрессия. В конце же шестидесятых не понадобилось даже и окопов. Человечество поманили куском варёной требухи и оно послушно опустило голову вниз. То, что мы наблюдаем вокруг себя сегодня - это никакая не башня. Нынешнее торжество либерализма - это именно стремление вниз. В бездну, противоположную Небу. В могилу. Тлен, распад и мразота. "Ёбаная энтропия". Вся нынешняя эстетика - это эстетика Смерти. Эстетика конца. Вчерашняя Вавилонская Башня осталась только как дрожащее отражение на чёрной поверхности затхлого пруда.
Кто тот затейник, что пошлёт нам телеграмму? И что поймём мы в той телеграмме, когда развернём её и прочтём: "Человечество изменившимся лицом бежит пруду"?
Г.А.
ох, и лирик же Вы,
Anonymous
May 27 2005, 16:28:46 UTC 14 years ago
молодёжь-то, пойди, подумает, вот, два пожилых господина, обуреваемые ностальгией, несут неизвестно что. чтобы у них не сложилось такого впечатления, давайте обсудим эпоху серьёзно. есть радостная оптимистическая картинка, что Вы нарисовали, но есть и новочеркаск, есть алжирская трагедия, есть вьетнам. есть много чего. а эпоха, несколько видоизменившись визуально и эстетически, прожила, пожалуй, до второй половины 70-х.
н.з.
Re: ох, и лирик же Вы,
alexandrov_g
May 27 2005, 17:00:16 UTC 14 years ago
А насчёт радостности и оптимистичности, так ведь то время действительно было куда радостнее и оптимистичнее. Между прочим, об этом свидетельствует и упомянутый вами Новочеркасск. Именно то, что тот зауряднейший для всякой другой страны случай - стихийные беспорядки в маленьком провинциальном городе, закончившиеся стрельбой и гибелью двух десятков человек, воспринимается нами и помнится нами до сих пор как какая-то вселенских масштабов трагедия, именно и говорит о безоблачности тогдашнего нашего существования, существования, в котором просто не было места стрельбе и гибели людей. Ну или сравните 60-е в Америке с их трагедией гибели ЧЕТЫРЁХ человек в Кентском университете, где войска стреляли по студентам, с теми же США 90-х и трагедией в Вако, где заживо сожгли 90 человек, большинство из них - детей. И в девяностые это ведь никого и близко так не тронуло, как трогает до сих пор гибель от пуль четырёх студентиков в далёких и безоблачных шестидесятых.
Что-то бесповоротно изменилось в нашей жизни. И в России, и в США. Всюду изменилось. И изменилось к куда худшему. Где бы мы ни жили, мы живём в другом мире и мир этот куда хуже того, что существовал в знакомые нам шестидесятые. И ностальгия здесь совсем Не При Чём.
Г.А.
Re: ох, и лирик же Вы,
Anonymous
May 27 2005, 18:43:31 UTC 14 years ago
---
ну кто же с этим будет спорить. во всяком случае не я. согласен полностью. более того, я, пожалуй, даже больше пессимист, чем Вы.
но возвращаясь к 60-м. да, наивная, детская эпоха. когда я смотрю сегодня тогдашнее фильмы, как люди стоят на лётном поле, идут потом к спокойно к самолёту, когда ни о террористах/заложниках ни то, что слуху, но и духу не было. в ум человеческий такое тогда прийти не могло. я думаю, что моей уже взрослой дочери этого не понять никогда. но относительно новочеркасска не согласен совсем. запомнилось потому, что впервые с конца 20-х народ встал открыто против власти. потом, тридцать лет пришлось ждать - предупреждая ваши возражения, скажу, результат тут не причём.
н.з.
Re: ох, и лирик же Вы,
alexandrov_g
May 27 2005, 19:29:38 UTC 14 years ago
Она не наивная и не детская. Она - такая как надо. "Будьте как дети". И летайте так, как дети во сне летают.
запомнилось потому, что впервые с конца 20-х народ встал открыто против власти. потом, тридцать лет пришлось ждать - предупреждая ваши возражения, скажу, результат тут не причём.
Ну, так вы прикиньте сколько таких беспорядков прошло по миру за ХХ наш век, сколько таких "народ встал против власти", да и встал не так, как в Новочеркасске. Прикиньте, сколько людей было убито, сколько посажено. А потом сопоставьте масштаб Новочеркасска и этого МОРЯ крови и слёз. Я же и говорю, что Новочеркасск - это большой плюс тому времени и большой плюс русским людям, которые до сих пор Новочеркасск помнят. А мы ведь ещё и Ленский расстрел помним... Всё-таки слишком широк русский человек. Чересчур широк. И слишком памятлив. За это нас и не любят.
Г.А.
Re: ох, и лирик же Вы,
Anonymous
May 27 2005, 20:15:12 UTC 14 years ago
народ восстал в первый раз за за тридцать лет. открыто, дерзко. утопили в крови. сколько жертв реально было мы не знаем, да это не важно. власть тогда испугалась. и по сей день боится, что придётся отвечать. предыдущие и последующие преступления этой власти никак не в оправдание новочеркаска. а я, хоть, и пессемист, но полагаю, что возможно, счета ещё будут предъявлены к оплате. ещё в этой жизни.
н.з.
н.з.
Правильно
ex_chistyak
May 27 2005, 17:17:21 UTC 14 years ago
Re: Правильно
alexandrov_g
May 27 2005, 17:28:41 UTC 14 years ago
Г.А.
emdrone
May 27 2005, 18:37:54 UTC 14 years ago
Вдвойне верно, что идеал высокого чистого "небесного", которое с древности относили к богу, умервщлен.
Как-то не круто слушать светлую музыку, искать возвышающие тексты, совсем смешно иметь мечту, и верным признаком помешательства будет если мечта еще и бескорыстна.
Помните советские мультики, добрые до тошноты? Двенадцать лет в "империи добра" смотрю на другие, злые просто так, глаявный сюжет телепрограмм - как одни герои кидают других.
Говорят, детей одинаково сильно привлекает и доброе, и злое. Достаточно выбрать, что показывать
alexandrov_g
May 27 2005, 19:10:39 UTC 14 years ago
Я по жизни - оптимист. Так что насчёт "умервщлён" я бы так уж категоричен не был. Рано или поздно маятник пойдёт в другую сторону. Так уже было и так ещё будет. Может и мы ещё это время застанем. Помните рассказ По "Колодец и Маятник"? Вот и человечество сейчас так же лежит, связанное по рукам и ногам, а маятник над головой "вжик", а потом в другую сторону - "вжик!". Страшно, конечно, но путы режутся потихоньку, режутся...
Помните советские мультики, добрые до тошноты?
Помню, конечно. Дело тут в том, что ведь не только мы с вами помним. Так что доброта, та самая, от которой нас когда-то тошнило, ещё даст свои всходы. С добротой очень сложно бороться. А что до нынешнего морока, так всё проходит. "И это пройдёт".
Г.А.
bey
May 28 2005, 03:02:32 UTC 14 years ago
Только уж жить в эту пору прекрасную...
Anonymous
May 28 2005, 13:23:25 UTC 14 years ago
http://www.ej.ru/comments/entry/1112/