Современное понятие нации окончательно сформировалось в ходе промышленной революции к 19 веку в колониальных странах Запада и стало системообразующим для мировой системы отношений. Нация - это корпорация людей, имеющих эксклюзивные права на некоторые территории. Непосредственными системными предшественниками наций были религии аграрной эпохи, состоявшие из каст (сословий и гильдий, иногда имевших свои языки и обособленные культы). В отличие от которых, нации изначально представляли собой иерархии городов и других населённых пунктов. Считается, что развитая нация способна сформировать "государство" - саморегулирующий орган, представляющий нацию в международных отношениях. Но нация может признаваться юридическим лицом - субъектом международного права - и напрямую. Например, в лице лидеров национально-освободительных движений.
То, что индустриальная "нация" является хозяином на своей земле - не просто "по определению" истинно, но и системообразующий для текущего формата международных отношений факт. Отмени его - и конец сложившемуся миропорядку - начнётся революционная эпоха, т. е. эпоха перехода между двумя устойчивыми состояниями, такая как:
- Тридцатилетняя война (после которой и появились "нации-государства" Вестфальской системы);
- войны революционной и имперской Франции (когда Вестфальская Система серьёзно трансформировалась, что привело к закреплению нового статус-кво в Венской системе);
- две Мировые войны (когда последовательно создавались Версальская и Ялтинская системы, представляющие дальнейшее развитие принципов, заложенных ещё в Вестфальской системе).
С другой стороны, возрастающее количество перемен, вызванных продолжающимся развитием науки и техники с неизбежностью ведёт к очередной реформе мировых отношений. В частности, приоритетное развитие транспорта и связи привело к девальвации принципа границ, а тем самым и фундамента старой, территориальной идентичности. Этот процесс связан с господством англосаксонского фактора в истории "новейшего времени" (в т. ч. в истории экономики и НТП) и уже в 70-е годы 20-го века прошёл точку невозврата. Вопрос в том, что подвергнется "снятию", а что - "удержанию" в историческом процессе в ближайшие десятилетия. Во всяком случае, пока, на сегодняшний день, нации остаются источником порядка, негэнтропии в мировом масштабе.
Вне зависимости от того, насколько важной, существенной, или нет, будет роль наций в будущем, удержание их, как неэфемерных, устойчивых, но при том субъектных сущностей может произойти только в экстерриториальных формах. Миграция трудовых ресурсов и капиталов является всё более важным системным фактором. Грубо говоря, точка зрения мигрантов во всём мире будет становиться всё более доминирующей. Люди, выполняющие всё более важные функции, не могут быть вечными "гостями" в РФ, США, Евросоюзе, не говоря уже об отсталых странах, в которых они являются главным, а то и единственным источником прибыли и/или квалифицированных трудовых ресурсов.
Т. о. нации-государства (и т. о. отдельно "нации" и отдельно "государства") разделяются "в себе" на две (четыре) сущности:
1. территориальную (включающую в себя всё новых "бывших чужих") и
2. экстерриториальную.
Существующие государства расщепляются на структуры глобального порядка, более связанные с представлением национального бизнеса и граждан, работающих и живущих за рубежом в мировом масштабе, и локальные структуры, занятые обеспечением инфраструктуры и социальным обеспечением на вверенных территориях. Понятно, что вторая функция (и выделяющиеся под неё структуры - в РФ это СВР, ГРУ, Газпром, МИД, банковская сеть и многие другие) неизбежно начинает преобладать над первой, ведь инфраструктура и социалка - сферы, по определению, дотируемые. В то же время, в постиндустриальной экономике падает роль сырьевых и трудовых ресурсов, а значит, роль контроля над территорией и социальной поддержки населения. Такое же расщепление происходит и с нациями...
Нация, понимаемая как корпорация, не может быть открыта всем желающим. Как любая корпорация. Если часть ресурсов нации инвестируется в "светлое завтра", нация вовсе не заинтересована, чтобы делить это "завтра" (т. е. плоды своего собственного Разума, труда и капитала) с любым желающим, вздумавшим стать членом данной нации и попасть "к обеденному столу". Нации, поступающиеся своим долгосрочным интересом, превращаются в доноров и хиреют. Чем более закрыта корпорация, в данном случае, нация, тем более важным фактором она может являться в долгосрочной перспективе.
Могу предположить, что к середине 21-го века будет два основных типа территорий: панмировой сетевой постиндустриальный Центр (сконцентрированный в АТР, но спорадически разбросанный и по всему остальному миру) и периферия, причём в Центре "территориальные нации" будут открытыми и эфемерными, а "экстерриториальные нации" - относительно закрытыми и устойчивыми, тогда как на периферии будут более закрытые и устойчивые "территориальные нации" и открытые и эфемерные "экстерриториальные нации". Прообразом устойчивых "территориальных наций" являются сегодня народы, не склонные к неономадизму и активному участию в глобализации, прообразом устойчивых "экстерриториальных наций" являются некоторые диаспоры.