В связи с недавним обсуждением перспектив китайской иммиграции в РФ, несколько слов о "триадах".
Традиционно в самом Китае власть и крупный криминалитет сотрудничали. Триады помогали подавлять восстания, обеспечивали контроль за портами и рынками в крупных городах, несли охрану коррумпированных чиновников, даже спасали их от расправы со стороны центральной власти. После прихода к власти коммунистов отмечались попытки бороться с организованной преступностью, но вскоре они остались лишь на бумаге. Мелких преступников ловили и казнили, но главари триад спокойно жили не только в Гонконге и Макао, но и в самом материковом Китае. Сотрудничество коммунистической власти и бандитов перешло под контроль внешней разведки Китайской Народной Республики, а органы внутренних дел только получали необходимые услуги, испрашивая их у «старшего брата». Триады всегда следовали за потоками иммигрантов, контролируя сам процесс передвижения мигрантов, распределение рабочих мест, проституцию, торговлю китайскими товарами в розницу, особенно сувенирами и восточными лекарствами. Фактически все «чайна – тауны» контролируются преступными сообществами, но сами они охотно выполняют поручения разведки. По некоторым данным, в настоящее время в мире проживает около 60 миллионов так называемых «хуацяо» - натурализованных китайских мигрантов. Если вы приедете в любую страну мира, то обязательно найдете там китайцев. Китайские ресторанчики и прачечные, аптеки и мастерские мелкого ремонта - вот опорные точки триад, а значит и разведки!
История триад, несмотря на легендирование, содержит характерную отсылку к стандартной схеме распространения Цивилизации, или, точнее сказать, мировой финансовой сети. Как я уже писал, сперва возникают "международная" торговля и финансы, они создают силовые крыши, в виде инициатических систем, ядром которых являются военизированные виды спорта, а кадры вербуются из числа самих же туземцев. Вокруг спортивных сообществ и регулярных "священных" состязаний возникают народы.
И тогда для укрепления тела и духа своих братьев Да Мо придумал сложный комплекс физических упражнений, которые его последователи совершенствовали на протяжении нескольких столетий. В i веке до н.э. на основе этих упражнений монах Квой Пе создал единую систему самообороны — «тайцзицюань», или «искусство длинного кулака». Спустя три столетия индийский монах под именем Ца Му, ставший очередным настоятелем Шаолиня, дополнил эту систему приемами по мгновенному превращению «внутренней энергии» в физическую. Во времена династии Мин такая система, слегка упрощенная и унифицированная, была взята на вооружение императорской армией – ее-то мы и знаем сегодня под названием «Кунгфу». Однако в Шаолине она продолжала совершенствоваться вплоть до 1674 года, когда маньчжуры, свергнув последнего правителя династии Мин и захватив весь Китай, осадили монастырь. Согласно преданию, 128 монахов в течении десяти лет оборонялись за его стенами против многочисленной армии захватчиков, и лишь предательство одного из братьев помогло маньчжурам одержать победу. Все обитатели монастыря погибли – кроме пятерых монахов, непревзойденных мастеров кунгфу, которым удалось прорваться и уйти от преследования. Эти пятеро (их в «Триаде» называют отцами-основателями, и их имена всегда носят пять главных боссов в любом ее звене) и создали тайное общество, названное «Саньхэ хой» – «Союз Триады». Почему «Триады», если их было пятеро? Ответ прост: согласно древней китайской традиции, гармония всего сущего основана на взаимодействии трех составляющих – Неба, Земли и Человека. Пятеро шаолиньских монахов полагали, что маньчжуры нарушили эту гармонию – и их задача теперь ее восстановить. Поэтому они отправились на поиски единомышленников, которых вскоре обрели в лице разбойников из банд «Тени лотоса». Неизвестно, что произвело на бандитов большее впечатление – горячие проповеди или удивительное владение боевым искусством, но пятеро монахов были объявлены предводителями всех банд Китая. И отныне этот союз назывался «Триадой».
Мировая финансовая сеть проникла на Дальний Восток в глубокой древности. Именно финансовая сеть, с созданными ею инициатическими цепями, отражена в многочисленных легендах об "империях" и "завоевательных походах". Конечно же, никакие десятки тысяч солдат не могли маршировать по Большому Ближнему Востоку в эпоху Александра Македонского - для этого не было ни достаточной инфраструктуры, ни технологий снабжения, изобретённых в 18-19 вв и требующих создания Генерального Штаба, современной топографии, специальных математических формул и развитой разведслужбы.
Для содержания необходимой инфраструктуры требуются годы и десятилетия работы аппарата централизованного государства. В первую очередь, не существовало системы военного образования - сержантских школ, военных училищ и академий. Да и откуда им взяться, если регулярных трансконтинентальных походов, опыт которых мог бы быть подытожен несуществовавшей ещё военной наукой, не было? Для этого нужны регулярные армии, и соответствующий уровень развития производительных сил.
Однако, десятки тысяч македонцев и греков вполне могли бродить по этим местам в составе вооружённой охраны караванов и наёмных гарнизонов. Вероятно, воспоминания вернувшихся домой наёмников сложились в легенды, а легенды превратились в предание о Великом Походе. Просто потому, что жанр рассказа о Великом Походе (аргонавтов, данайцев и т. д.) является архетипическим, и любая более-менее похожая история, со временем, будет тяготеть к трансформации в рассказ о Великом Походе.
Да ведь и не разъясняли же наёмным гопникам экономический смысл их деятельности! "Вы солдаты великой армии Александра Македонского". При том, что "александр" переводится с греческого приблизительно, как "крутой пацан", "крыша" (дословно, "охраняющий мужей"). "Александр Македонский" - просто "македонская крыша". "Солдат Александра Македонского" - значит, бандюган, работающий, как говорят по фене, "под флагом" македонской группировки и отчисляющий держателям бренда часть доходов.
Главной артерией мировой финансовой сети был Великий Шёлковый Путь, позволявший эксплуатировать наиболее легкодоступные (дешёвые) ресурсы на разных концах континента, резко повышать экономическую эффективность вовлечённых в "международную" торговлю акторов и извлекать сверхприбыли торговцам, а ещё более финансистам, организаторам этой торговли. Главная трудность такой организации - обеспечение безопасности караванов.
Спортивные крыши работают только тогда, когда грабёж караванов совершается из-за мелочёвки, или по иррациональным мотивам, но не даёт грабителям сверхприбыль, которая может быть реинвестирована в грабёж. А для этого надо, чтобы купцы не были вынуждены таскать с собой большие суммы нала. Товар ничего не стоит, если не знать сопутствующих ему технологий торговли: куда его требуется доставить, в какой кондиции, и какими способами выполняются данные условия. Не будем забывать, что современной картографии ещё не существовало.
К 15му веку н. э. западная оконечность Сети стала настолько прибыльной (сказались уникальные условия торговли в Средиземноморьи, а затем и в Атлантике), что отделилась и противопоставила себя остальной Сети. Конечно, разрыв никогда не был полным - торговые и финансовые связи сохранялись всегда. Но в Европе начала развиваться принципиально новая система.
Одним из отличий её было рассекречивание технологий и географических знаний, благодаря книгопечатанью (само книгопечатанье, как считается, было "изобретено" и впервые применялось в Китае). Другим - секуляризация всех системных функций. Если в традиционном обществе функции банков выполняли храмы и монастыри, а функции банковских курьеров, с кодированными в виде молитв авизовками, - ничего не подозревающие странствующие монахи, то теперь банк становится совершенно автономной и светской организацией.
Новый формат привёл к перманентной модификации технологий, к перманентной перестройке системы, путём совершенствования отдельных её элементов и адаптации других элементов ко всё новым инновационным волнам. Но старые технологии не исчезли. В видоизменённых формах они продолжают существовать и по сей день, ибо являются системным ядром Цивилизации. А за пределами её географического ядра, они, зачастую, сохраняются в почти неизменном виде. В исламских странах древняя система безналичных расчётов известна, как "хавала". На Дальнем Востоке и в ЮВА - как "фэй чиэн".
Практика безналичных транзакций между торговыми портами и рынками оказалась настолько эффективной, что ее с успехом переняли у мусульман иудейские и христианские купцы, путешествовавшие по тем же торговым маршрутам из Средиземноморья в страны Азии и Африки. Распространению хавалы также способствовали религиозные войны: мусульмане покоряли все новые территории в Азии и Африке, совершали набеги на Европу. Вместе с новой религией они принесли на завоеванные земли уникальную и невероятно прогрессивную для того времени финансовую технологию. Несколько столетий спустя, когда крестоносцы начали набеги на Ближний Восток, а европейские купцы активно включились в международную торговлю, менялы взяли на вооружение уже существующую технику «хавалы». На ее основе началось строительство системы торговых банков.
В то же время на Дальнем Востоке стали развиваться сети – двойники «хавалы». Китайцы, в эпоху Тан изобрели собственную схему безналичных переводов, которая получила поэтическое название «фэй-чиен», или «летающие деньги».
В VII –VIII веках в округе Чанъани и других северных провинциях Поднебесной процветала торговля чаем, который привозили сюда торговцы из южных провинций. Купцы получали баснословные барыши, но при этом испытывали серьезные затруднения при доставке выручки обратно на юг. Связка медных монет – основная денежная единица того времени – весила 3 кг. Не меньшую головную боль испытывали наместники провинций, которым необходимо было платить налоги правительству в тех же медных монетах. Перспектива каждый раз нагружать торговые караваны медью их не очень привлекала.
Тогда власти провинций начали создавать в административных центрах казенные конторы - дацзяны, куда купцы сдавали барыши в медных деньгах. Взамен они получали бумажный сертификат - "фэй-чиен" и отправлялись налегке домой. Обналичить сертификат можно было у своего наместника".
В северных дацзянах стали скапливаться значительные суммы. Южные наместники, когда пришел срок уплаты налогов и отправки подарков ко двору, сообщили в столицу о том, что большая часть их наличности осела на севере. В итоге нагружать обозы медяками пришлось наместникам Чанъани. Однако они не роптали – чайные рынки были очень выгодны, кроме того, им был выплачен процент с переправленных сумм.
Имперские власти сначала пытались взять «летающие деньги» под свой контроль и обложить безналичные операции 10-процентной пошлиной. В эпоху завоевания Китая маньчжурами и установления власти династии Цинь «фэй-чиен» и вовсе оказались под запретом как источник финансирования националистических движений и триад. Но подпольная система сохранилась до наших дней, и операторов, которые переводят «летающие деньги», можно без труда найти в любом чайна-тауне.
Нетрудно сообразить, что т. н. "наместники" - это просто местные банкиры. И в приведённой версии всё поставлено с ног на голову, ради внушения фантастической "вестфализированной" картинки. На самом деле, внешняя торговля становится возможной только после появления финансовой Сети, умеющей накапливать и применять релевантную (прежде всего, географическую) информацию, и организующей систему дорожных чеков.
Т. н. "налоги" - это доля Сети в региональной торговле. Монарх - скорее всего, просто строка бухгалтерской записи - ведь вплоть до Нового Времени и в Европе каждая строка бухгалтерских счетов имела имя собственное, проводки выглядели, как "Лука платит Матфею", а не как современная проводка с одного (суб-) счёта на другой. Языческие боги - это названия юрлиц и счетов. Кстати сказать, монархи считались "живыми богами", и не совсем понятно, почему Озириса современные историки считают сущностью трансцендентной, а Тутанхаммона - имманентной, ведь они - части единой божественной иерархии...
Чтобы понять идеологию триад, следует помнить, что в докнигопечатную эру кодифицированное право было невозможно, и повсеместно господствовало обычное право, неразделяющее мораль и закон. Все сегодняшние мафии, будь то сицилийская коза ностра, русские законные воры или китайские триады, представляют собой рудименты традиционного обычного права. Как связана деятельность мафии и традиционное мировоззрение, хорошо видно из гимна Шаолиня, по преданию, написанного Да Мо (Бодхидхармой).
У меня есть Родина - Земля и Небо стали моей Родиной!
У меня есть Оружие! Непоколебимый Дух - моя крепость и мое единственное Оружие!
У меня есть Учение! Моя жизнь - это и есть мое Учение!
У меня есть Закон! Справедливость - мой Закон!
У меня есть Учитель! Моя жизнь - это мой единственный Учитель!
У меня есть Властелин! Мое "сверх-Я" - мой Властелин!
У меня есть Волшебство! Внутренняя сила - мой главный и единственный секрет, дающий мне силу всемогущего Волшебства!
Я обретаю великие внутренние ценности, только исключив все внешнее!
Я ухожу от всех и рождаюсь для своего собственного Духа!
Рождаюсь другим!
Рождаюсь всесильным и всемогущим!
"Справедливость - мой закон". Это постулат любой мафии, отрицающей государство и писаное право. Содержание гимна поразительно напоминает то, что говорят о "воровском законе" законные (более известные, как "воры в законе"). С точки зрения традиционных правовых систем, главное в судопроизводстве - не следование каким-либо правилам, а личное совершенство Судьи. Наиболее известным в европейских странах примером является "суд Соломона". Это суд авторитета, которому люди доверяют свою судьбу, в силу его личностного над ними превосходства. Авторитет оценивает ущерб, составляет экспресс-баланс, в котором уравниваются дебет и кредит: "заплати виру", или "око за око".