Три дня назад я упомянул о безальтернативности американского образа жизни:
Плюс американский образ жизни, альтернативы которому сейчас не существует, если не считать косметических, по сути, с поправкой на плачевные местные обостоятельства, вариаций, типа исламского фундаментализма.
<...>
А что фундаментализм может предложить успешным людям (тем же шейхам, аятоллам) ВМЕСТО американских стандартов (права человека, виски, джакузи, дерзкие девчонки)?
Кальвинизм предложил модель: добивайся успеха здесь и этот успех продолжится "там". Что могут предложить оппоненты? Рай с гуриями? ОК, для пушечного мяса сойдёт. А для пастухов?
http://asterrot.livejournal.com/186136.html?thread=4545048#t4545048
В чём суть "американского образа жизни"? - Практический кальвинизм. Или кальвинизм практикуемый, как психотехника. Субъект пребывает в состоянии "за-брошенности" в мир (-е). Один на один со своей смертью, как неразрешимой проблемой. Вся социальность вращается вокруг различных фигур умолчания о смерти.
Посмотрим хотя бы на кампанию МкКейна в США. Казалось бы, естественно поставить в центр вопрос, насколько вероятно выживание кандидата в течение всего президентского срока, о специфике мышления и решений человека, которому нечего терять...
Всё, чем живёт современный человек, есть отрицание трансцендентного. Т. е. отрицание смерти, ибо смерть является границей, отделяющей имманентное от трансцендентного. Но лишённый трансцендентного человек, нисколько не переставая оттого быть человеком, субъектом, однако, уже не является.
Объекточеловеки выхолащивают любые идеи. В комментариях к подзамочному посту в одном ЖЖурнале (в контексте дискуссии о Лермонтове) я пишу:
Основы современной Цивилизации - подрыв традиционных ценностей. Они не отменяются, а выхолащиваются. Неандертальцы громче всех будут вопить о героизме, патриотизме, гении, истине, науке, милосердии и правах человека, при этом ни на секунду не прекращая втаптывать это всё в дерьмо.
Основа современной Цивилизации - тотальная неискренность. Ложь, лицемерие, дешёвые понты...
///
Идеологической квинтэссенцией объекточеловечества является левая идея. По сути, идея абсолютизация гибели, как негативной стороны смерти, как отрицания имманентного (в противоположность смерти, как замыкания и размыкания границы между субъектом и трансцендентным). Отсюда - важность мифа о Холокосте, как абсолютной погибели.
Антитезой леваческому имманентизму является правая идея - идея элитаризма, идея Субъекта.
Промежуточный характер (а в современном опущенном мире предельно правый характер, как в случае с Пиночетом) имеет идеология либерализма.
Либерализм - политическое выражение метафизики кальвинизма. Кальвинизм утверждает абсолютную непроницаемость границы смерти для человека, его неспособность самостоятельно заглянуть или перейти за эту грань. Однако некие внешние по отношению к нему силы могут сделать это за него.
Далее, в одной версии, можно попытаться повлиять на трансцендентное жестом отчаянья - стоическим обустройством своего материального благополучия, при полном осознании его абсолютной фиктивности. По сути, это магическая практика.
В более жёсткой версии кальвинизма, такое влияние невозможно. Самое большее - можно попытаться убедиться в наличии у себя Воли (т. е. в собственном субъектном статусе). Есть Воля (т. е. присутствие искры божественного в человеке) - будет и осуществление Цели - Жизнь Вечная.
Либерализм скрывает логику этой метафизики, но следует ей в её конечных заключениях.
Либерализм - это сочетание прогрессизма и гедонизма. Христианскому апокалиптизму (выросшему из исторического опыта бессилия Субъекта) нисколько не противоречит материальный прогресс, в виду его сущностной неценности, а по сути - иллюзорности. Творение понимается здесь, как дуализм намеренного и ненамеренного. Материальный мир - мир шлаков, отходов производства, в которые грехопадением был вытолкнут человек.
Либеральный прогрессизм не отделим от либерального гедонизма. Суть их - движение, move. Иллюзорный мир - шахматная доска, где Воля тренируется (в мягкой версии кальвинизма) или выявляется (в жёсткой). Реальность начинается в момент смерти (в терминологии известного фильма - в момент выхода из Матрицы).
Прогрессизм требует иметь завтра больше материальных возможностей (рычагов), чем вчера. Гедонизм требует потреблять завтра больше, чем вчера.
Вот этой модели, на сегодня, нет внятной альтернативы. Если не считать красный проект английской королевской семьи и группы европейских аристократов, считающих, что родовая знать обладает необходимыми врождёнными способностями, чтобы разомкнуть грань трансцендентного. И что мешают им только американские бунтовщики и узурпаторы, с их прогрессизмом и НТП. Именно поэтому, в частности, Королева Елизавета настаивает на королевской привилегии исцелять наложением рук.
А американцы всячески дискредитируют королевскую семью и инспирируют слухи, согласно которым предки английской и некоторых других династий - бастарды, плоды связей венценосных блядей с любовниками-простолюдинами.
Однако красный проект является лишь отрицанием либерального и не может предложить своим сторонникам ничего, кроме искажённых либеральных ценностей потребительства, прав человека и бэконовского научного метода. А правый фланг столь основательно разгромлен в 1789-1945, что не способен предложить суверенной и привлекательной идеологии для масс.