Случайно наткнулся на ранее непрочитанную статью Вадима Валериановича Кожинова, с которой целиком и полностью согласен и в которой, помимо всего прочего, содержится, пожалуй, уникальная оценка чеченского народа, которая 100% совпадает с моей собственной оценкой, полученной без какого-л. влияния Кожинова, на основе анализа открытых источников инфо, опыта личного общения с чеченцами, а ткж рассказов моих товарищей, близко общавшихся с авторитетными чеченцами:
Без того, о чем я говорю, совершенно непонятно то,что сейчас переживается страной. Например, в той драме, которая разыгрывается в Чечне. Если пытаться объяснить происходящее там в известных всем рациональных понятиях социальных, экономических, политических и т.п., то ничего не получится. Я думаю, объяснение в том, что чеченцы - уникальный, своеобразный и, если хотите, иррациональный народ. Посмотрите на историю Чечни и увидите, что этот народ то и дело восставал, демонстрируя свою уникальную пассионарность, и, на мой взгляд, это не "негативная" черта. Дело в том,что в процессе раскрытия пассионарности часто совершаются всякого рода преступления, и нельзя винить в этом народ. Кстати, эту пассионарность народа не учитывает Лебедь. Он думает, что, заключив договор, можно остановить войну. Но для того, чтобы остановить войну, необходимо решить иррациональную задачу, каковой является воинственность чеченцев. Я не знаю, как ее решить, но явно не таким способом, как сейчас. Изгнание Завгаева - это неправильно.К сожалению, трудно ждать того,чтобы чеченцы сами поставили вопрос о своей уникальности, ведь этим они как бы подписывают себе приговор. Получается, что они и только они во всем виноваты. Но решение проблемы найти необходимо. Что же нужно учитывать? Чеченцы очень ценят то, что сейчас называют рейтингом: посмотрите, как они счастливы, зная, что их показывают по всем телеэкранам мира, - это ведь тоже выражение какого-то менталитета. Часть чеченцев чувствует себя, как рыба в воде, в условиях войны.Кстати, я убежден, что те, кто пошли в Абхазию во главе с Басаевым, пошли туда не потому,что они так уж любили абхазов (исторически не было тесных связей между чеченцами и абхазами), а отправились просто повоевать и пограбить (там жили достаточно богатые грузины, точнее менгрелы).При этом я считаю немыслимым ставить вопрс о вине народа, здесь речь идет прежде всего о беде и опять же о трагедии народа. Внутренняя иррациональная сила, заложенная в чеченском этносе приносит беду не только им, но и другим. Мне кажется, что для решения проблемы необходимо выработать нечто такое, что удовлетворило бы этих людей в смысле употребления их пассионарного потенциала. Например, царское правительство создавало из них элитные воинские части, этим опытом можно было бы воспользоваться.