Уроки стоит извлечь не из истории полковника Буданова, а из истории Эльзы Кунгаевой: все-таки это – ее история. В страну, где жила Эльза Кунгаева, вторглись войска чужой страны. Что они там делали? Почему убивали людей? Вот первый урок: была война с Чечней, и на этой войне военный убил совершенно невинную девушку. И эта война с Чечней продолжается, она тлеет, как сейчас тлеют торфяники в Подмосковье. Она тлеет под видимостью гламурного процветания Чечни, но огонь рано или поздно вырвется наружу и разрушит это кажущееся благополучие. Надо понимать, что в этом смысле Россия живет на пороховой бочке, которую она сама изготовила и подожгла своей агрессивностью. И против Чечни, и против Грузии...
Но главный урок, конечно, в другом – в том, что если уж несчастье свершилось, то мстить не следует. И в этом смысле полезно помнить, что адвоката Маркелова застрелили в тот момент, когда он выходил с пресс-конференции, посвященной досрочному освобождению Буданова. Полезно помнить: многие чеченцы говорили, что отомстят Буданову. Я думаю, что месть – это все-таки не человеческое решение.
Прощение выше мести. Притом, что гибель Эльзы Кунгаевой – это невероятная трагедия, как и гибель любого человека. Если бы Россия была христианской страной, то она бы не начала такую войну и не послала бы туда такого человека. Но если уж случилось, то такого человека не надо было бы и судить: было бы такое его неприятие, что он бы и без тюрьмы, без лишения свободы изменился. Но, к сожалению, общая атмосфера в стране – такая, что Буданов, хотя и прятался, видимо, от охотников, которые пытались ему отомстить, в целом Буданов воспринимается у нас как национальный герой, несправедливо пострадавший. Его досрочно освободили. С точки зрения современной русской психологии – подчеркиваю, не христианской, а современной русской, – он герой, а не преступник. И это ужасно. Здесь и обнаруживается невозможность соединить христианство, православие с той атмосферой, которая господствует в современной России.
Я буду молиться и о нем и об убитой им девушке, потому что это – трагедия, это круговорот крови, который может прекратиться только прощением и молитвой.
…Все умершие встречаются, но они встречаются в Боге. Мы этого себе представить не можем. Потому что когда мы видим другого человека сейчас, мы видим его физически. А когда мы после смерти увидим другого человека, то вместо воздуха между нами будет наш Создатель; мы увидим другого человека таким, каким его видит Создатель.
И это даст нам силы – и простить, и примириться, и вечно жить с тем, кто был нашим убийцей, нашим врагом, нашим несчастьем и проклятьем. Примирение осуществляется посредством того, что человек может поглядеть на другого глазами Бога. И не надо ждать, пока мы умрем, чтобы так поглядеть на своего врага. Надо просить такого зрения здесь и сейчас.
http://www.voanews.com/russian/news/Budanov-Moscow-06102011-123607829.html