Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. (Пс.113:10-15)
Когда говорят, друг друга не слышат; поэтому и изготовляют гонги и барабаны. Когда смотрят, друг друга не видят; поэтому и изготовляют знамена и значки". Гонги, барабаны, знамена и значки соединяют воедино глаза и уши солдат. Если все сосредоточены на одном, храбрый не может один выступить вперед, трусливый не может один отойти назад. Это и есть закон руководства массой. (Сунь-цзы, "Трактат о военном искусстве", Глава VII)
Это сложилось ещё в глубоком палеолите. Ещё при неандертальцах. Тогда самыми великими людьми были охотники, сталкеры.
Охотники и сейчас остаются самыми великими людьми. Только охота у этих сталкеров совсем другая.
Охота ("основной инстинкт") - соль земли. Всё существенное в мире людей - охота. Всё остальное играет подчинённую роль. Гауссово распределение, экзит-полы, выборы - это всё тот самый "туман" ("дым", "мгла", суета"), о котором говорил Экклизиаст. На своём онтологическом уровне, понятно.
Основы общества заданы в глубокой древности и с тех пор не меняются. Возможно, они и не могут измениться, т. к. прописаны в ПЗУ. В коллективном бессознательном. В архетипах-нейроаттракторах-импринтах.
Ибо, во-первых, кол-во полезной информации, в них заложенной, неизмеримо превосходит всё наше рациональное знание. Во-вторых, само рациональное знание, возможно, является лишь "распечаткой" заложенного в инстинктах (архетипах). В-третьих, наша мотивация есть их функция; даже пожелай мы жить не по архетипам, они нам этого не дадут.
Может быть, они вообще живые, эти архетипы, а нейронные механизмы их - не более, чем среда их обитания. Как в действительности устроен процесс мышления, никто толком не знает. Обрывочные наблюдения. Мозг, нейроны... Это как движение автомобилей изучать по кол-ву выхлопных газов (предполагая реактивный его характер). Может, там субатомарный уровень организации. Или вообще нечто за пределами известного физике мира.
Охотники-неандертальцы открыли то, что стало сутью всей мировой цивилизации. То, что известно и применяется и многими хищниками. Львами, например. - Загонную охоту. Не потому ли лев - символ царской власти?
В чистом виде, приём выглядит так: один пугает, второй бьёт. Тот, кто пугает - большой, шумный, грубый, навязчивый, демонстративный, быстрый. Тот, кто бьёт - маленький, тихий, вежливый, деликатный, скрытный, неторопливый. От первого за версту разит перегаром и луком, второй чист и неприметен.
Наиболее откровенно этот паттерн применяется армией и спецслужбами. А ткж бойцами и рукопашниками. Пресловутые "двойки". Один удар - отвлекающий, второй удар - на поражение. Один пистолет шумный и стреляет, с левой, наугад, чтобы затруднить противнику прицельную стрельбу, а второй тихий и точный.
Ну, понятно, что "добрый коп" и "злой коп". "Злой" может оскорбить и даже побить. Но это всё ерунда по сравнению с тем, что делает "добрый". Он угощает папироской и сажает, отнимая главное - время человеческой жизни (а иногда и саму жизнь). Поэтому патрули и оперативники обычно ходят парами.
Так же парами ходят и многие криминальные элементы. Один отвлекает, другой крадёт барсетку или чистит карманы. Помните Ручечника из "Места встречи изменить нельзя"? Без шикарной бабы в его деле никак нельзя.
Помню, учил меня в молодости знакомый "вор в законе", в 1950е подающий большие надежды молодой боксёр (кажется, выиграл даже чемпионат Союза среди юниоров), левша. "Ты, главное, левую качай. Бей правой в голову, а левой в печень. Удар правой отобьют, а левую пропустят." Правши в боксе применяют сходные приёмы. Все они объединяются под именем "двойка".
В теневом бизнесе (в спецучебниках для разведок), "двойкой" или "двойным дном" называют фирму, которая является прикрытием для другого бизнеса. Например, есть убыточный завод. Его кое-как поддерживает на плаву местная администрация. Но настоящий бизнес владельцев - не прибыли завода, а его обороты. Они негласно держат банк, в котором, что оговорено в контрактах, происходят платежи, держатся депозиты и те де. А за банковскими доходами может стоять следующее двойное дно - "стиральная машина".
На войне одна группа (подразделение, часть, соединение) ведёт демонстративную атаку, вторая решающую. Иногда хорошо замаскированная вторая группа (вкл. снайперов) остаётся необнаруженной на протяжении всего боя (т. к. после нескольких метких выстрелов почти в упор, немедленно меняет позицию). Иногда вторая группа бьёт в открытую, но противник не может полноценно защищаться, т. к. связан огневым контактом с первой группой.
Иногда две группы поочерёдно прикрывают друг друга, уходя от преследующего противника. Нарываясь на одну засаду, противник отстаёт от второй группы и начинает преследовать новую. Вторая, тем временем, стремительно отходит на линию отступления товарищей и устраивает там следующую засаду. Плохо подготовленные офицеры противника могут вообще не понимать, что происходит. У них остаётся впечатление, что район кишмя кишит замаскированными отрядами противника.
"Двойки" на войне могут состоять и из отдельных (профессиональных) юнитов (бойцов). Их обычно называют "звеньями". Например, ведущий и ведомый в истребительной авиации. Более подготовленный ведущий отвлекает противника на себя, а ведомый его сбивает. В немецких люфтваффе этот приём активно использовался, а сбитые самолёты зачислялись на счёт ведущего (а не физически сбившего их ведомого).
Античные фаланги состояли из "кирпичиков" - пар бойцов, прикрывавших друг друга в бою. Каждый боец атаковал противника с единственной целью создать условия для напарника, чтобы тот ударил врагу в бок или спину. Полностью пренебрегая при этом собственной защитой: её брал на себя напарник. Для достижения максимальной спайки, молодёжи до 30 лет запрещались половые отношения с женщинами и стимулировались отношения в однополых парах.
Затем такие гомосексуальные пары складывались в четвёрки (с командиром - пятёрки). С этой целью были разработаны специальные гомоэротические мифы, символы, ритуалы. Пятёрки, образуя новые, более высокого уровня "двойки", складывались в десятки. Десятки образовывали нового уровня пятёрки и далее сотни; сотни - тысячи, тысячи - десятитысячные отряды (например, тумены).
Как вариант, вместо "двоек" иногда использовались (и продолжают использоваться) "тройки". Например, три отделения или расчёта во взводе или "группе", три взвода в роте (эскадроне), три роты в батальоне (дивизионе), три батальона в полку. На индивидуальном уровне, этому в старину соответствовали практики секса втроём (двое сходятся, третий за ними смотрит). Секс втроём и по сей день является крайне распространённым в гей-культуре.
По мере развития цивилизации, армейская структура стала структурой гражданской (см., например, историю центуриатных комиций). А место армии занимали отряды наёмников, на которые опиралась высшая власть. Из различных антропологических типов (кочевники, охотники, собиратели и их подкатегории) выросли различные рода войск и типы спецслужб.
Являясь наследником античных армий, а через них - военной организации охотников, современное общество сохраняет ту же бинарную прошивку на "двойки" в самой своей основе. Грубо говоря, половина всех элементов и связей в обществе работает в качестве загонщика, и только половина - в качестве производителя разного рода полезностей.
Так, половина учёных работает на накопление реальных знаний, а половина получает гранты на заведомо бессмысленные исследования, которые затем пиарятся, якобы в угоду отдельным корпорациям,.партиям, конфессиям. "Нельзя потреблять холестерин", или "египетские пирамиды построили древние русы/ укры/ германцы". "В России 70% мировых ресурсов", "холодный синтез" и прочий "постмодернизм".
Как известно, целью власти является сама власть. А власть - это асимметрия в распределении ресурсов. Что толку, если Власть получит единицу ресурса, но и подвластные получат столько же? Это недопустимо. Поэтому на одного (часто засекреченного и связанного подпиской или контрактом) реального учёного приходится десять дезинформаторов (преисполненных ЧСВ от осознания собственных талантов, образованности и научных заслуг).
Но дезинформация выходит далеко за пределы науки. Большинство населения, в той или иной степени - дудочники и барабанщики, ездящие по ушам окружающим во имя недопущения риска пробуждения. Они непрерывно оперируют несущественными или даже несуществующими элементами реальности, взвинчивая пафос и истерику и вовлекая в них других. Самый выразительный пример - российские "ноцаналисты". Сравним с германскими "ариософами", циклившимися на "голубоглазых блондинах" (от которых, в униформах союзных армий, затем и получили).
При этом в больших группах образуется такая информационная структура, в которой каждый владеет незначительным кусочком информации по реальному устройству общества и мира в целом. В основном, необходимым ему чисто по работе. И не способен соединять свой кусочек с другими такими кусочками, находящимися в распоряжении окружающих.
Целостная же картинка образована распиаренными фальшивками. Это мир Игры, мир эроса, в котором всё не вполне серьёзно, а бюрократия - ничего не значащий элемент "для нашего удобства".
В таком обществе образуется две иерархии. Видимая, иерархия материальных богатств, чинов и званий. И реальная - иерархия допусков к информации, прав на совершение преступлений и свободно используемых (оффшорных) счетов. Особое значение для второй иерархии, напомню, имеют нелегальная торговля оружием и наркотрафик.
Теневая иерархия регулируется тайными законами. Множество людей сталкиваются с такими тайными законами по работе, но часто не понимают даже, с чем имеют дело. Например, "Закон об оперативно-розыскной деятельности", точнее, совсекретные его приложения. С ними оперов знакомят под подписку. Они регулируют всяческие негласные оперативные действия, такие, как оказание давление при допросах или скрытое проникновения в жилища граждан.
Многие, наверное, замечали, что в их квартирах как будто кто-то в их отсутствие побывал. Нет, вроде всё на месте, но как будто что-то не так. А иногда пропадает сотня-другая баксов из крупной заначки, или какая-то особо клёвая безделушка. Если вы пойдёте с этим жаловаться в органы, вас поднимут на смех. Станете упорствовать - закроют в дурке.
Нет, конечно, большинство граждан с этим никогда не сталкивается... или сталкивается настолько редко, может, раз в жизни, что можно этой стороны жизни и не замечать. Но в РФ сотни тысяч оперов, т. е. людей, годами занятых тем, что с общепринятой т. зр. является грубым нарушением всех норм закона и морали. Вкл. негласные проникновения.
И об этой стороне жизни людям не даётся никакой информации. Дурацкие романы и фильмы, не имеющие абсолютно ничего общего с реальной жизнью милиции или госбезопасности. И ни строчки в школьных учебниках, закладывающих общую картинку. Кое-какое (крайне превратное) представление о ней получают только студенты-юристы.
Корректное употребление понятий "профессионал", "профессиональный", "профессионализм" в английской речи допускает его применительно к четырём видам деятельности: к священникам, военным, врачам и юристам. Эти виды деятельности отличаются наличием у них узаконенной корпоративной солидарности (в виде, например, церквей или адвокатских коллегий), корпоративной этики ("понятий") и профессиональной тайны.
Характерно, что именно в этих сферах концентрируется максимальное число "лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией", склонных к обману по той простой причине, что Власть натравливает на них толпу. Ибо эти сферы ближе всего к самой сути Власти. Но их правом и обязанностью является хранение молчания, "закон омерты". Найти об этом в открытых источниках можно, в основном, прекраснодушные фантазии, в стиле пресловутого "Бог любит вас!".
Периодически вспыхивают какие-то "дискуссии" по поводу закрытых тем (генно-модифицированные семена; террор спецслужб; торговля донорскими органами; утечка капиталов; прививки; фальсификации уголовных дел; иммортализм и те де), но они быстро увядают, в виду отсутствия у спорщиков реальной информации. Но крайне редко можно встретить серьёзные обсуждения самого вопроса о закреплённой Законом тайне и разрешённых Законом бесчинствах.
Понукаемый загонщиком примат бежит вдоль красных флажков, впустую растрачивая драгоценные минуты собственной жизни. Время и воля - самые драгоценные для человечка ресурсы - размениваются им на ничего не стОящие "стеклянные бусы". Например, на евроремонты или новенькие внедорожники.
Если посмотреть на загонную охоту ещё на сантиметр поглубже, то суть её в том, что важное представляется неважным, а неважное важным. За "стеклянные бусы" человек продаёт тело и душу. Какова, например, цена труда в современном мире? Практически, нулевая. Главное - занять и вымотать людей, чтобы некогда было соображать. А какова цена собственного времени, превращаемого в этот самый труд? Она бесценна, ведь мы смертны.
Где-то у Пелевина, помнится, было что-то о том, что всё, что действительно человеку нужно, дано ему бесплатно. А дороже всего обходится то, что на фиг ему не нужно. Такое впечатление, что чел обладал высоким доступом к инфо разряда "как на самом деле" (или близко общался с теми, кто такой инфо обладал).
Какова, с т. зр. хозяев мира, цена того же внедорожника? Ценно только то, что дефицитно. За вычетом спекулятивной составляющей и реально ничего не стОящего труда, остаётся лишь цена дефицитных материалов, в первую очередь, металла. Т. е. если очистить всю производственную цепочку (от добычи материала до продажи готового автомобиля) от экономического "шума", то цена того же Gelendewagen`а равняется нескольким сотням баксов.
Это и есть цена человеческой жизни. То, на что человек сам, добровольно, разменивает её. Ведь всё, по-большому счёту, человек делает добровольно. Вдевается на иллюзии ("соблазны"), продаёт тело и душу. Сам себя ведёт на регулярную бойню и помогает вести других.
Может статься, что только ради этих регулярных боен все шестерёнки и крутятся. Как в замечательном фильме "Загнанный" прозрачно намекает Хэллам, герой Бенисио дель Торо. Но он так и остаётся никем не понятым (ни другими героями фильма, слепо верящими в официальную версию о его виновности, ни даже подавляющим б-вом видеозрителей). Да и сам Хэллам, очевидно, что-то понял, только попав "на конвейер".
А потому что бусы и барабаны мешают думать. Только понял что-то человечек, а они тихо шепчут ему на ушко: "Да-да, правильно-правильно, да только это всё неважно! Смотри, вот что важно! Какие фары у этого джипа!!! Какая попка вон у той девицы!!!" И вновь накатывает блаженное эндорфиновое забвение или пароксизм голода, тревоги и отчаяния.