Андрей Николаевич Илларионов продолжает цикл рассказов о подлинных механизмах "реформ" 1990х:
http://aillarionov.livejournal.com/386318.html
То, что стремились построить в России чекисты, можно охарактеризовать, как "тоже капитализм". Т. е. это как бы и "капитализм", в советском его понимании (в западной экономической литературе термин был не очень популярен), но капитализм радикально иной, чем в странах Западной Европы, США и Канады.
Можно охарактеризовать целевой строй чекистов, как "азиатско-латиноамериканский капитализм", в котором кучка (коррумпированных) цековцев и чекистов видела себя в роли господствующего класса, наподобие латиноамериканских латифундистов (дети и родственники которых обычно продвигаются на высшие посты в силовых и иных бюрократических структурах).
Ошибкой было бы полагать, что жажда к личному обогащению была единственной движущей силой десоветизации. Среди факторов можно назвать и экономический кризис (усиление ресурсорасточительства; падение мотивации трудящихся; исчерпание трудовых резервов; чрезмерная нагрузка военного бюджета; диспаритеты цен; растущий внутренний долг государства; периодические дефициты; рост доли теневой экономики и те де). И новые (информационные) технологии, внедрению которых препятствовали системные основы советской жизни. И внешнее давление, например, описанные в книге Петера Швейцера "Победа" действия администрации Рейгана.
Среди факторов десоветизации нельзя не отметить ненависть к советскому строю со стороны подавляющего б-ва жителей ССССССР, в особенности, интеллектуалов. Защитник совкизма Кургинян некоторое время тому назад прицепился к фигуре Михаила Бахтина, как концептуального архитектора развала. Не станем преувеличивать, идя на поводу у ярко красного пропагандиста. Но будем иметь в виду, что таких бахтиных, пусть и поменьше масштабом, в Совке были тысячи, и каждый делал всё, от него зависящее, чтобы режим ответил за всё.
Проблема в том, что позитивная идеология с тех пор в стране так и не появилась. Идеология Путина - "Е...ой России": "Мы начальство, мы крутые". Идеология КПРФ: "В старые добрые времена и сахар был слаще, и водка крепче". Идеология ЛДПР: "Полюбуйтесь на Жирика". Идеология "Справедливой России": "Есть ещё и такие". Идеология "националистов": "Кто-то куда-то идёт".
Это и было главной задачей номенклатурных асабий. Не дать людям понять, что происходит и не дать то немногое понимание, что всё-таки будет иметь место, синхронизировать в конвенциональном дискурсе. Ну а что может быть более дискурсоразрушительным, чем политический экстремизм, систематически доводящий любые ростки здравых идей до запредельного абсурда и прикрывающий таким якобы радикализмом (а вернее сказать, безумием) свой идейный вакуум?
Экстремисты Чубайс, Гайдар, Зюганов, Жириновский, Новодворская, Боровой, Анпилов, Лимонов, Лебедь, Рогозин, Медведев, Путин и миллионы их проплаченных или добровольных помощников разрушили смысловые основы политической речи.
Множество людей в стране мыслит и действует конструктивно. Но оставаясь разрозненными и дезорганизованными, они никогда не смогут добиться бОльшего, нежели отдельные тактические успехи. Которые лишь укрепляют власть разрушителей и могут быть использованы против них же и против всей страны.
Т. о. первоочередная задача - создание политического языка и дискурсивных рамок, вопреки развязанным олигархами "сверху" даблбайндам и инспирированному "снизу" троллингу. Поскольку все идеологические ниши, на сегодня, уже заняты самодискредитирующими их политическими троллями, необходимо создание принципиально новой системы взглядов, с нуля. Желателен полный отказ от ключевых для имеющихся на сегодня идеологических ниш выхолощенных мемов и идеологем, таких, как "правовое государство", "гражданское общество", "нации", "классы", "революция", "олигархи", "вашингтонский обком", "закулиса", "госдеп".