Вновь вернусь к "чеченскому вопросу". Хотя на самом деле, это никакой не "чеченский", а принципиальный методологический вопрос. Все принципиальные выводы, сделанные для чеченцев (наиболее проблемного меньшинства), будут тем более действительны для других нацменьшинств (а в некоторых отношениях, и для самих "русских").
Болтуны рассуждают о "национальном единстве", а русского парня у нас могут побить за то, что он зашёл в чужой район родного города. Это нередкий случай. Так чего вменять "чеченцам" ("кавказцам", "нацменам") подобные же эксцессы, если у самих дикость и разобщение?
А как легко расчленители России разожгли в провинциальных массах ненависть к "москалям"! Это уже не чужой район, это столица собственной державы. Ну и что сказать о "нации", ненавидящей собственную столицу (где, кстати, собралось б-во "ноцаналистов")? Что за "нация" без столицы?
Тем, кто любит сравнивать "русский вопрос" с "французским" или "немецким" ("почему никто не ставит под сомнение существование французской нации?"), следовало бы рассказать "городу и миру" о глухой ненависти немецкой провинции к боннцам или к берлинцам. Или деревенских к городским. Либо поиграть в "найди 10 отличий".
Ах, там у сепаратистов есть какие-то там претензии к москвичам... Так претензии есть всегда, у всех и ко всем. Давайте мы все друг другу станем пакостничать, плевать в пиво на соседнем столике и те де. "Они нам не ндравяццо". А где же культура, где Пушкин-Достоевский?
Кто в России больше пушкинец - образованный "чеченец" ("татарин", "еврей", "инородец"), или "русский" гопник? На кого "великая русская культура" оказала большее облагораживающее воздействие?
Нация - это единство терминологии ("языка") и представлений о ценностях. Сами ценности могут даже у людей различаться, но должен быть, как минимум, единый реестр ценностей у каждого в голове. Вот для чего создавались "нации" ("гражданские общества"). Чтобы Иван и Ахмед, сойдясь в каком-то деле, одинаково понимали ситуацию, свои обязательства друг перед другом, намерения друг друга. Чтобы не могло возникнуть положения, при котором Ивану кажется, что всё в поряде, а Ахмед уверен, что Иван нанёс ему жесточайшее оскорбление, или там, нагло кинул.
В этом смысле, "русская нация" полностью не сформирована, не "отформатирована" ("аморфная", "рыхлая"). Какая-то степень интеграции есть, но явно недостаточная, чтобы образовывать "предмет". В то же время, налицо сопоставимая интеграция всего населения Эрефии, с нацменьшинствами включительно. И чуть меньшая - населения бывшего СССР.
"Новая общность - советский народ" - это ведь не выдумка, не полная фикция. Это проект нациестроительства, который не был до конца реализован (ткж, как и нациестроительский проект Александра III). Но что-то было сделано, какие-то результаты есть. И следы двух нациестроительских проектов (с двумя несовместимыми парадигмами) сохранились, активно конфликтуют.
Кремляди пытаются их механически перемешивать, полагая такой подход очень мудрым. Но из хаоса подходов вырастает только рознь, а не "гражданское общество". "Икона Дзержинского с Цесаревичем Алексеем на руках" - это путь к массовому психозу, а не к модернизации.
Национальная культура возвышает, предлагает гуманистические образцы поведения "по умолчанию". Когда человек в замешательстве, он иногда ведёт себя в соответствии с образцами. Да и сознательно может к ним стремиться.
Механическая смесь такими свойствами не обладает, но место нацкультуры занимает. Лучше уж заменить европейской классикой (музыкой, литературой, живописью, кинематографом), там уровень противоречий ниже. По крайней мере, если речь об индивидуальной выгоде (выживании).
И вообще, кто сказал, что некая романовско-советская преемственность (пусть и эклектическая) перевешивает западные веянья? Влияние Битлз, Ремарка, Дали, Феллини? Влияния MTV, Голливуда, стилистики BMW и Mercedes?
Вот такое ещё несколько веков назад творилось повсеместно. В Зап. Европе сейчас этого нет. В России только на уровне пережитков ("ты не с нашего раЁна", гомофобия etc):
В Пакистане забит камнями солдат, которого старейшины обвинили во внебрачной связи с местной женщиной.
В долине Куррам близ города Парачинар на северо-западе страны, где проживают в основном шииты, десятки мужчин закидали камнями пакистанского солдата на местном кладбище.
Возмущение старейшин вызвал тот факт, что солдат по имени Анвар Дин был суннитом, а женщина, с которой он имел связь, шииткой.
Армейское командование пока никак не отозвалось на гибель военнослужащего.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/03/130313_pakistan_soldier_stoned.shtml
Так что больше - разница между современным "русским" и "русским" крепостным образца 18го века, или между современным "русским" и современным российским "чеченцем"?
Что больше - разница между "русскими" 21 и 18 вв или разница между "русскими" и "чеченцами" 21 в?
Между т. н. "русскими" разных эпох
33(61.1%)
Между современными "русскими" и "чеченцами"
21(38.9%)
"Русский фактор" работает сам по себе?
Да, спасёт страну как "по щучьему велению"
4(7.5%)
Нет, это виртуальная точка приложения общественных сил
49(92.5%)
Знаете ли вы историю?
"До тонкостев"
8(14.5%)
Плоховато
47(85.5%)
В каком году чеченцы приняли христианство?
В 12 веке
18(33.3%)
Не принимали
36(66.7%)
В каком веке чеченцы приняли ислам?
В 18 веке
52(96.3%)
В неолите
2(3.7%)
В какие годы у чеченцев начал исчезать обычай "кровной мести"?
На рубеже 19 и 20 вв
12(22.2%)
В хрущёвскую "оттепель"
11(20.4%)
Всегда был, есть и будет
31(57.4%)
Ксенофобия - это что?
Проявление танатоса (инстинкта самоуничтожения)
39(75.0%)
Мудрость великих героев, магов и сверхчеловеков
13(25.0%)
Что больше формирует личность современного "русского"?
Пушкин, Мусоргский, Бердяев, Шишкин
10(18.5%)
Фольклорные песни и рукоделье
3(5.6%)
Импортный (материальный и нематериальный) продукт?
41(75.9%)
Ещё раз: мы больше сформированы Пушкиным или Битлз?
Пушкиным (вкл. опосредованное влияние)
22(39.3%)
Битлз (вкл. опосредованное влияние)
34(60.7%)
Единое смысловое поле нужно?
Нет, лучше "вавилонское столпотворение"
2(3.6%)
Да, взаимопонимание - это хорошо
54(96.4%)