Оперативные игры гебни, как русский фатум
Под замком (бывший) взаимный френд высказал тезис о том, что сторонники Верховного Совета в 1993м отстаивали северокорейскую модель развития Эрефии. Я так оторопел от подобной наглости, что, практически, начал заикаться. Обсуждать подобные тезисы на полном серьёзе как-то даже и стыдно.
Более осмысленную версию предложил ельцинско-путинский (точнее, сислибовский) пиарщик Сапожник:
http://sapojnik.livejournal.com/1555824.html
Впрочем, Сапожник тоже слегка лукавит. Речь шла не просто о двух моделях приватизации. А о сохранении или уничтожении высокотехнологичных производств. Удар чубайсовской модели был направлен не просто по "красным директорам" (в пользу крупных банков, которые создавались тогда группой Геращенко путём накачивания своих банков инфляционной массой). А по директорам конкретно НИИ и НПО, которым перекрыли финансирование, т. е. искусственно банкротили. А отказ от предусмотренных парламентской моделью приватизации именных приватизационных чеков открыл дорогу кавказским цеховикам и откровенным бандитам.
Но обо всём по порядку. Когда большевики пришли к власти, они создали такую систему, которая бы неминуемо рухнула, отстрани государственники (а привели большевиков к рулю генералы-панслависты) их от власти. Важнейшим тут был национальный вопрос. Были созданы союзные республики, формально, суверенные государства, входящие в нечто по типу сильной конфедерации (сильную конедерацию часто причисляют к государственным устройствам, в отличие от слабой, которая ближе к блоку государств) - СССР. А чтобы ССР не вышли из состава, в их составе создавались АССР, которые ткж могли шантажировать их своим суверенитетом. Все 1920е была чехарда суверенитетов, когда АССР превращались в ССР и наоборот, пока не установилась сталинская модель.
Сутью сталинской модели было выхолащивание формального суверенитета ССР, путём перманентных "чисток" и репрессий националов. Когда от репрессивной модели в хрущёвскую "оттепель" отказались, инструментом консолидаци стала теневая экономика, которую отдали на откуп ССР, особенно, закавказским. Потом, когда Андропов начал готовить "конвергенцию", а точнее, разграбление страны номенклатурой, по теневикам были нанесены болезненные удары. Ровно с тою силою, чтобы разозлить, но не ослабить. Так были запущены процессы, неминуемо ведшие к распаду СССР.
Другим, схожим большевистским инструментом сохранения власти была локализация предприятий. Каждый завод должен был иметь поставщиков и заказчиков, максимально распределённых по всей територии СССР, так что бы распад СССР ударил по экономике любой из республик (и, в особенности, РСФСР) максимально разрушительным способом.
Т. о. в 1992м страна попала под удар коммунистической политики; причиной обвального спада стал разрыв экономических связей, в связи с распадом СССР. Но распад случился не на ровном месте. Ещё в 1990м среди многочисленных групп готовивших реформы экономистов случился раскол на два кластера: на сторонников реформ в составе всего СССР и сторонников реформ в составе одной только РСФСР. Группа Шаталина - Явлинского и группа Гайдара - Чубайса. Вот по какой линии изначально пролегал раскол.
Если копнуть чуть глубже, то вопрос стоял о конечной цели реформ. Оптимисты полагали достижимым амбициозный проект модернизации советской экономики и вхождения в число передовых держав (со вступлением в Европейский союз и НАТО). С развитием наукоёмкой промышленности, при помощи, как тогда говорили, "плана Маршалла для России" (по аналогии с "планом Маршалла" для послевоенной Европы). Пессимисты полагали такой сценарий абсолютно нереальным и видели будущее страны в качестве сырьевого придатка Европы.
Сторонники постиндустриальной России одновременно были сторонниками сохранения СССР, так как а) только с относительно могучим СССР Запад вынужден был церемониться настолько, что был шанс выцыганить для нас технологии и миллионы специалистов и б) только сам по себе СССР обладал достаточными инвестиционными возможностями. Как только СССР рухнул, разрыв экономических связей разорил РСФСР (з-ато высвободил часть энергосырьевых ресурсов, которые раньше шли на поддержание собственной промышленности). И ослабленная экономика РССР/ РФ уже не могла содержать науку и хайтек, как это могла ранее делать неразрушенная экономика всего СССР.
Правда Чубайса была в том, что шанс на создание в СССР постиндустриальной экономики был уже тогда исчезающе мал. А лёгкий шантаж Запада в стиле г-на Паниковского ("дай миллион, дай миллион, дай миллиооон!") мог закончиться новой "холодной войной".
Правда оппонентов Чубайса была в том, что какой-никакой, а задел всё-таки был. А главное, экономика России (СССР, РФ) не может быть добывающей в принципе. Добывающий сектор был создан из неэкономических (а из военно-стратегических) соображений, а позднее ткж использовался, как источник валютных поступлений (что было выгодно, благодаря диспаритету реального обменного курса, а вернее, в относительно небольших объёмах, для ликвидации узких мест советской экономики). В условиях сурового континентального климата (с летом, в Москве чуть более жарким, чем на севере Европы, но зимой, существенно более холодной), развивать нефтегазовые или металлические месторождения Урала и Сибири нерентабельно.
В условиях экстремального климата, а ткж огромных расстояний (Труба сжигает значительную часть транспортируемых нефти и газа в компрессорах, поддерживающих необходимое для транспортировки давление), величина даже текущих расходов сегодня равняется где-то $60 за бочку. А если посчитать необходимость постройки трубопроводов и железных дорог, городков нефтяников и аэропортов, всей сопутствующей инфраструктуры, то инвестировать в освоение б-ва разведанных месторождений ниже цен в несколько сотен $ за бочку смысла нет.
А при более реальных ценах, добывающая специализация РФ, в долгосрочной перспективе, возможна лишь при одном условии: если бОльшую часть населения Эрефии удастся каким-л. образом куда-то сбагрить. Поскольку эмиграция 140 млн выглядит малореально, то речь, в конечном счёте, идёт о геноциде. Ну, отделят депрессивные регионы от нефтегазовых. Ну, начнут они дохнуть от голода. Но во-первых, голод - это тоже геноцид. А во-вторых, они же не будут спокойно смотреть, как тэковцы лихо поделили вершки и корешки. Будет многолетняя, возможно, столетняя, война.
Поэтому правы были Шаталин и Явлинский, а ткж позднее присоединившийся к Явлинскому Болдырев, что любой ценой следует пытаться модернизировать то, что есть. Задача невозможная, как у потерпевших кораблекрушение или авиакатастрофу. Но иного не дано. Надо пытаться. Используя те ресурсы (материальные и человеческие), которые у нас есть.
В числе того, что было, были и Руцкой с Хасбулатовым. Когда я познакомился с Руцким в 1989м году, человек, занимавшийся его продвижением в высшие органы власти, сообщил мне, что Руцкой совершенно невменяем. Он рассказал мне, что Руцкого где-то в Пакистане, где он находился в плену, успели подлечить трое американских нейрохирургов. "Это натуральный зомби", - смеялся мой знакомый.
В нужный момент, Руцкого рокирнули от Ельцина к Хасбулатову. Прекрасно понимая, что рррычащий Руцкой - совершеннейший овощ, неспособный, по недееспособности, обидеть и собственную бабушку. Но для этого Руцкого следовало изучить. Со стороны он казался вполне бравым полковником, а затем генералом. И Ельцин купился, поверив летом 1993го, что в Верховном Совете зреет какой-то серьёзный заговор.
Руцкой - одна из сотен и тысяч оперативных комбинаций, разыгранных в 1989-1993 группой цековских и комитетских работников, а ткж их союзниками из числа совзагранбанков и внешторговской мафии. Одной из главных решаемых при этом задач было стравливание Ельцина с Хасбулатовым. Подталкивание Ельцина к силовому сценарию решения.
А позиция Хасбулатова была простой. На депутатов, а через депутатов (и в обход депутатов и на него самого) оказывалось колоссальное давление. Шёл неслыханный в истории человеческой делёж государственной собственности. Существовало множество номенклатурных групп, считавших себя обделёнными.
Но альтернативное решение имелось только у одной из таких групп, которая и являлась, по акту, ведущей. Это была академическая и смежная с нею элита. АН СССР, директора академических и отраслевых НИИ, КБ и НПО. Их представителем в Верховном Совете был бывший ректор Красноярского университета Вениамин Соколов, глава Совета Республики. Отчасти, ткж и Хасбулатов, преподаватель элитного вуза и доктор юридических наук (1980го года).
Эта элита пыталась консолидироваться, затем деконсолидироваться (с прежде своими гайдаровцами и чубайсовцами), она пользовалась теми кадрами, которые были, что называется, "под рукой", совершая при этом множество ошибок. Которые более опытными в такого рода играх цековско-гебешными разводилами немедленно использовались. "Ага, боятся кавказских цеховиков... Попались, голубчики... А мы им русский национализм подсунем... Попались, попались. Наш агент в АН СССР подвёл академику N Баркашова, отрекомендовав, как потенциально полезного "гада, но своего гада". И глупый академик, хотя руки клоуну и не пожал, но и не прогнал взашей сразу. Значит, можно продвигать спойлера дальше".
В решающий момент ни у кого в Белом Доме не хватило полномочий и политической воли прогнать олигофрена Руцкого и проходимца Баркашова, сливавших оппозицию силовикам. "Кто такой Баркашов? Какие у него полномочия? Кто его привёл? Чей он? Зачем он здесь?" К этому моменту, Баркашов достаточно примелькался, чтобы вменяемая часть депутатов не смогла по-быстрому разобраться в происходящем и спойлера прогнать. А 4 октября баркашовцы не сделали ни единого выстрела по штурмующим БД войскам. Зато самих баркашовцев вывезли прямо из БД аж в Маастрихт и оттуда развезли по командировкам в машинах с российскими дипномерами.
Год спустя силовики развили успех, при помощи схожих разводок спровоцировав Ельцина на Первую Чеченскую войну, замазав первого демократического президента России в военных преступлениях и преступлениях против человечности. С этого момента, оставался один шаг до Лебедя или Путина. А когда у власти вместо не лишённого личного благородства и личной силы Ельцина оказался "бледная моль" Путин, весь смысл сыгранной силовиками в 1993м году игры заиграл, как шапка Мономаха.
Разгром российской науки и хайтека сопровождался принятием той Конституции, что позволила путинской диктатуре добить РАН в начале третьего срока Путина. И речь не лично о Путине. Если верить Калугину и Литвиненко (высказываюсь очень осторожно), Путин - педофил и серийный убийца, уволенный после возвращения из ГДР в запас, таксовавший и вскоре попавшийся на педофилии и убийствах (после чего моментально сделал головокружительную карьеру). Якобы есть у гебни соответствующие фото- и видеосъёмка.
Не стану анализировать значение двух ВПК: высокотехнологичного и низкотехнологичного, чтобы не перегружать текст. Намекну, что всякие там производства танков и прочего железного хлама были связаны с Уралом и, не в последнюю очередь, со Свердловском. А ещё весь этот сектор был тесно завязан на советскую теневую экономику, которую прораб перестройки Гавриил Попов полагал прообразом будущей капиталистической России. Все теневые перевозки в СССР осуществлялись военными эшелонами (важнейшим узлом здесь был Свердловск), а левое сырьё для теневых цехов хомячили оборонщики.
Примерно до 1990го года все эти, назовём их условно так, "танкисты" были сторонниками Лигачёва и противниками радикальных реформ. А где-то с лета 1990го они всей ордой перешли на сторону Ельцина. И с ними, в конечном счёте, Гайдар с Чубайсом нашли общий язык, а с Соколовым, Болдыревым и Румянцевым - нет.
Конечно, Верховный Совет был полон самой различной нечисти, вкл. тех самых "танкистов". Но в результате оперативных игр, скажем так, "андроповской группы", в окружении Ельцина представленной, в первую очередь, Александром Коржаковым, в выигрыше оказались как раз "танкисты". Ну как же, их заводы "социально значимые", дают работу тысячам, а в масштабе всей страны - миллионам людей. В отличие от высокотехологичных производств, высокая добавленная стоимость которых обеспечена минимумом работников.
В цивилизованном государстве существуют процедуры, благодаря которым последняя нечисть, пробившись в парламент, станет играть по правилам и изображать из себя благородного дона. Да так привыкнет, что от благородного дона и не отличить. А суть этих процедур - правовое государство. А ещё гражданское общество и демократия. А суть всей сути, квинтэссенция её - договор, договаривание, торг. Какая бы нечисть не населяла страну, а ты терпеливо берёшь, и вновь и вновь пытаешься с нею договариваться.
Ряд интересных подробностей о событиях сентября - октября 1993 года у Андрея Илларионова:
http://aillarionov.livejournal.com/557323.html
http://aillarionov.livejournal.com/556926.html
http://aillarionov.livejournal.com/557630.html
http://aillarionov.livejournal.com/556032.html
http://aillarionov.livejournal.com/557302.html
http://aillarionov.livejournal.com/555180.html
Защита от оперативных игр существует?