В связи с темой табуирования секса, обычно всплывает образ Вавилонской блудницы. При том, что почти никто не понимает хотя бы приблизительно, что этот образ символизирует, т. к. реалии эпохи, к которой этот образ принадлежит, реалии, к которым этот образ отсылает, давно исчезли.
Древнейшей формой (политической, или протополитической) организации людей является род, или разросшийся род - племя. После изобретения ключевых технологий неолита (предположительно, натуфийцами, культура которых появилась в Леванте ок. 12,5 тыс лет назад ), когда появилась возможность использования труда рабов, появилась потребность в цивилизации и в централизации. Чтобы концентрировать крупные военные силы и захватывать рабов. Так возникли города, население которых, первоначально, было натуфийским, а позднее ткж и из представителей соседних с Левантом, раньше других усвоивших цивилизацию, народов.
Население городов отличалось от автохтонного сельского населения и в лингвистическом, и в культурном, и в биолого-антропологическом плане. Судя по тому, что на Ближнем Востоке обнаружена максимальная концентрация генов неандертальцев среди некоторых местных популяций (до 10%), можно предположить, что она была столь же высокой, или даже выше, и у натуфийцев. Ведь изобретение ими неолита должно было привести к взрывообразному росту их численности и к территориальной экспансии, с распространением техник искусственной обработки земли и т. о. дальнейшему росту. Иными словами, потомки первых неолитических земледельцев должны были вытеснить генофонд соседей.
В городах рабовладельцев принцип кровной принадлежности уже не соблюдался, т. к. потребности города требовали циклической иммиграции, в т. ч. для ведения войн, с целью захвата и продажи рабов, а ткж отдельных мастеров в различных ремёслах. Но идеология кровной принадлежности к единому роду, "братству", долго ещё довлела над городами. Собственно, она сохранилась и доминирует до сих пор. Взять хотя бы идеологию национализма, внушающую населению отдельной страны, будто бы они имеют общих предков. Любой коллектив пытается предстать большой "семьёй" для своих членов, которые часто и называют друг друга "братьями" (монахи, масоны, сектанты).
В старину приём новых членов в общину происходил через процедуру усыновления. В отсутствие книгопечатанья и т. о. развитого документооборота, юридические процедуры имели характер ритуалов. Чем важнее процедура, тем сложнее ритуал. Ритуалы выполняют две основные задачи:
1. Совершением явно неслучайных последовательностей действий продемонстрировать свидетелям сознательные намерения на совершение какой-л. сделки. Тут действует тот же принцип, что и при наборе шифра на замке сейфа, или при обмене паролями и отзывами.
2. Яркостью и красочностью обрядовых действий и их материального обрамления (декораций) стимулировать запоминание ритуала свидетелями. Ритуал акцентирует важность события, концентрируя внимание и память свидетелей сделки.
Важнейшим элементом процедуры усыновления являлось сосание чужеземцем груди местной женщины. У первобытных народов ею могла быть любая женщина, у неолитических появился институт жриц, проводивших ритуал принятия в общину. В дальнейшем, по мере роста городов, роль жрицы стали исполнять статуи богинь, символизировавших данный город. В этом случае, чужеземец должен был целовать обнажённую грудь священной статуи. Поцелуй изображал сосание груди, т. е. усыновляемый уподоблял себя младенцу и т. о. сыну матери из местного "племени".
Богиней Рима была Рома, изображавшаяся опирающейся на копьё, с миниатюрной богиней Фидес на голове, реже на плече или на руке (что эквивалентно иконографии богини города Афины, Афины, ткж изображавшейся опирающейся на копьё, с миниатюрной богиней победы Никой на голове). Фидес была божеством договоров (fides - "верность", foedus - "союз"; частью посвящённых Фидес ритуалов было брачное рукопожатие, откуда оно распространилось по всей Империи и дошло до наших дней в кчестве приветствия). Рому называли "Непобедимой" и храмы ей стояли по всей Империи. Обычно, это были общие храмы Ромы и действующего императора (считавшегося, как в своё время, фараон, живым богом, с титулом Спаситель, Σωτήρ, первоначально, одно из прозвищ Зевса и Посейдона). По имени Ромы сейчас называется Рим, хотя в древности он имел несколько имён, причём, "настоящее" было секретным, и его знал ограниченный круг жрецов (как и настоящее имя Иерусалима).
О Роме рассказывали, что она была знатной троянкой, или дочерью Одиссея и волшебницы Цирцеи, превращавшей людей в свиней. Эта, древнейшая, Рома была матерью Ромула и Рема и иногда нзывалась в качестве основательницы Рима. С культом Ромы был связан культ Капитолийской волчицы, иконография которой особо выделяла её соски. Возможно, именно статуи Капитолийской волчицы использовались при процедурах предоставления римского гражданства в архаическую эпоху.
Капитолийская волчица. Основатели Рима Ромул и Рем. Ромул убил Рема, что совпадает с библийской историей об убийстве Авеля Каином.
Тотем волка, как показал М. Элиаде (“От Залмоксиса до Чингисхана”), был распространён в маннербундах по всей Великой Степи. Первоначально, символ волчицы, видимо, означал принадлежность к союзу граждан, к стае (вспомним, что голосование в Риме первоначально проводилась по "взводам", центуриям, вооружёнными солдатами на Марсовом поле, под сенью красного знамени). Однако в Риме он приобрёл иное звучание: волчицами (lupa) именовались проститутки, а публичные дома - лупанариями (lupanarium) . Проститутки так вживались в роль, что даже подзывали клиентов, воя, на манер волчиц. И это не случайно.
В древности широкое распространение в политической полемике имел эпитет "блудницы". "Блудница", символом которой являлась грудь, которую сосут и свои, и чужие дети, противопоставлялась "матери", символом которой являлась вагина, из которой рождаются только свои, кровные дети (для сравнения, римские проститутки должны были носить одежды, подчёркивающие бюст, под которым носился особый пояс). Т. о. "мать" являлась символом старого, родового, права, а "блудница" или "кормилица" - нового, городского. Сквозь века прошла тема ненависти консервативного сельского жителя к распущенному городскому, а позднее, к столичному, но истоки этой ненависти были мифологизированы и забылись.
Проституция изначально существовала при храмах, особенно, на Ближнем Востоке. Наиболее известно описание храмовой проституции у Геродота. Согласно ему, все вавилонянки обязаны были раз в жизни явиться в храм воинственной богини города Милитты и отдаться за деньги чужестранцу. Подобные обычаи были и у др. народов. В "Откровении Иоанна Богослова", очевидно, являющемся иносказательным политическим памфлетом радикально антиримского содержания (в силу которого он и не мог не быть иносказательным), говорится о сидящей на Звере Вавилонской Блуднице.
Переход от храмовой проституции к коммерческой ткж, видимо, произошёл неслучайно. По одной из основных гипотез, деньги, а точнее, монеты, произошли от жетонов, выдававшихся в храмах в качестве права на жрицу-проститутку. Эти жетоны были компактной и высоколиквидной ценностью, за которую было удобно выменивать любой товар. Характерно, что древнейшее иудейское предание, Агада, изображает гибель Содома и Гоморры, как наказание вовсе не за половую распущенность, как внушают нам клерикал-фашисты, а за эгоистическую расчётливость, склонность во всём искать личную выгоду и культ богатства.
17
1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;
17 потому что Бог положил им на сердце -- исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
18
1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"
8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая
16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!
20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.
21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.
22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
Наиболее распространённое и каноничное прочтение этого фрагмента - отождествление Вавилонской Блудницы с Римом - величайшим городом, современным "Откровению" ("Апокалипсису"). Но старообрядцы, например, отождествляли Блудницу с Мааасквой.. Сидящая на водах блудница, однако, явным образом намекает на морское господство. Что соотносимо, прежде всего, с Римом (Апеннины - "остров", с юга, востока и запада омываемый морями, а с севера защищённый непроходимыми горами; расположенный в его центре Рим естественным образом господствует над Средиземным морем, а через него - над омываемыми им берегами и странами). Возможно, с Константинополем, с Карфагеном, с Сидоном и Тиром, а если предполагать пророческое видение будущего, то с Венецией, Амстердамом, Лондоном, Нью-Йорком. Но только не с сухопутной Москвой, если подходить к вопросу педантично (хотя как аналогия, подходит к любому мегаполису мира).
Багряный Зверь Апокалипсиса - Капитолийская волчица (в старину знаменитую бронзовую статую чистили до блеска). Блудница восседает на нём точно так же, как богиня Фидес (богиня верности, при том, что волк в европейской геральдике может символизировать верность) восседает на темени или на плече, на ладони у богини Ромы. Возможно, не слишком сведущий в чужеземной мифологии автор "Откровения" здесь что-то слегка напутал, возможно, путает следы преднамеренно, чтобы автора и читателей текста нельзя было привлечь за "оскорбление величия Рима", может быть, он просто пародирует элементы римского культа (в духе "сидит австрийский император верхом на Папе Римском и угнетает народы"), а может, он знал какие-то детали этого культа (изображения, ритуальные действия), сведения о которых до сегодняшнего дня не дошли.
Кстати, отчего Рома (как и Афина) опирается на копьё? А это символ её асексуальности. Копьё - клюка, символизирующая неспособность богини стоять на ногах. Несмотря на то, что изображались обе богини молодыми, они несли в себе явные признаки старчества. Но имелась в виду не физическая старость, а некая "выключенность" низа тела (как и в символе русалки). Ноги, а ткж отпечатки ступней, традиционно были символом сексуальности. Сохранились мифы и сказания о беременности, наступавшей оттого, что девица наступала на след мужской ноги (ср. с римским обычаем наступать на отпечаток фаллоса на мостовой, указывающий направление к лупанарию, чтобы повысить свою плодородность и сексуальную силу). "Выключенность" нижней половины тела - это и "выключенность" вагины, политически символизирующей кровное материнство и кровное родство.
Обращает на себя внимание и символика Агнца, противопоставляемого Блуднице и Зверю. Понятно, что Зверь, которому может быть противопоставлен Агнец (баран) - не змея и не лось. Это волк, одной из наиболее известных и самых неприятных особенностей которого являлось похищение овец из стада домашних животных. С другой стороны, существовал образ Доброго Пастыря, защищавшего овец. Символом которого была пастушеская собака, т. е. всё тот же волк (но одомашненный; одомашнили волка, предположительно, всё те же натуфийцы). Напрашивающейся интерпретацией является отождествление "овец" (каковыми любили именовать себя древние христиане; при том, что "двуногим скотом" в те времена именовали рабов) с "рабами" (которыми ткж любили и продолжают любить именовать себя христиане), а Агнца - с сельским населением Рима и с ещё не завоёванными им дикими народами, из числа которых захватывались рабы.
Сходным с Агнцем следует считать символизм быка, убиваемого Митрой. При том, что всё тот же Геродот отождествляет Митру с... Милиттой. Так что, возможно, что легионерский культ мужского божества, Митры, скрывал под собой культ женской богини (вероятно Фидес, богини договора, как и Митра). Ткж Митра отождествлялся с Сераписом, из культа которого, как показал некоторое время назад Галковский (а до него много кто ещё), произошло христианство.
Храмы Митры, митреумы, размещались в пещерах (Митра, как и Христос, родился в пещере), как естественных, так и искусственных. В них располагалось изображение Митры, убивающего, кастрирующего или насилующего быка (то в образе человека, то в образе льва). В криптах под древнейшими христианскими храмами найдены митреумы. Т. о. внешний культ Агнца для быдла скрывал под собой культ Зверя (волчицы или льва) для элиты. Ср. с недавним французским фильмом "Братство волка".
Итак, Агнец-Христос - символ объединённой "реакции", не признающей жестокие законы Рима и его бесчеловечный прогресс, лучше всего выраженный в афоризме dura lex, sed lex est, "суров закон, но это закон". В качестве примера того, что ненавидели в Риме подвластные ему народы, приведу эпизод из истории с восстанием Боудики.
Боудика (Боадицея) — жена Прасутага, вождя зависимого от Рима бриттского племени иценов, проживавшего в районе современного Норфолка в Восточной Британии. После смерти мужа римские войска заняли её земли, что побудило её возглавить антиримское восстание в 61 г. Описание этой женщины можно найти либо у Тацита, либо у Диона, хотя у обоих оно практически одинаковое - оба они отмечают, что Боудика была королевских кровей, имела быстрый ум, была высокого роста. У неё были рыжие прямые волосы, доходящие ей до талии, резкий голос и всепроникающий взгляд. Обычно она носила цветную тунику, золотую шейную гривну, а так же плащ, заколотый брошью.
Земли иценов, фактически, не были подконтрольны Риму, поскольку во время завоевания Британии императором Клавдием в 43 г. ицены присоединились к его войсками в качестве союзников. В 47г., во время попытки разоружить их они смогли отстоять свое право на независимость. Прасутаг был старше своей жены и прожил долгую жизнь. Чтобы сохранить свой род, он, наравне со своими двумя дочерьми, сделал сонаследником престола римского императора.
Оставлять независимость союзным королевствам было нормальной римской практикой, но римские законы позволяли наследование только по мужской линии. Поэтому все попытки Просутага сохранить престол за своими дочерьми были тщетными. После его смерти его королевство было аннексировано. Земли и имущество было конфисковано. Согласно Тациту, Боудику прилюдно выпороли, а её дочерей изнасиловали. Также была разграблена казна Просутага, который многие годы жил на римские деньги.
http://lawandorder.clan.su/index/0-10
Вот так. Царицу. Жену союзного римлянам Царя. Прилюдно выпороли кнутом. А царских дочерей изнасиловали (насколько я помню, тоже прилюдно и хором). А потому что у нас, у римлян, есть такой закон: кто с нами союз заключит, тот становится нашим вассалом, а его наследство автоматически переходит к нам. В качестве одолжения, можем оставить местными правителями царских потомков (а можем и не оставить).
Но только по мужской линии. У нас, у римлян, женщины даже личных имён не имеют (римлянки именовались до замужества по отцу - Гайя Старшая, Юлия, Цезарина, Гайя Младшая и те де, а затем точно так же по мужу, Люция, Публия или та же Гайя), при "правильном" браке кум ману считаются собственностью мужей (которые первоначально имели право убивать жён и продавать их в рабство; сам ритуал кум ману, в одной из его двух версий, представлял манципацию, т. е. ритуал купли-продажи, обычно применявшийся для сделок на крупные суммы). Незнание римских законов не освобождает быдло от ответственности, бугога.
Подытоживаю. Вавилон - аллегория Рима. Блудница - символ а) продажности, понимаемой, как рационализм и культ экономической эффективности (даже если во имя неё люди торгуют другими людьми) и б) символ урбанизации и космополитизма. К половой свободе этот символ отношения не имеет, а скорее, наоборот, т. к. проституция - это превращение женщины в сдаваемую в аренуд рабыню. Противопоставляемые Блуднице "рабы Божьи" - это свободные люди, т. к. положение царёвых рабов (вкл. уровень их свобод) было значительно выше, чем рабов мелких собственников, а тут не какой-то там царёк - а сам Царь Небесный, т.е. функция освобождения, уходящая в бесконечность.
Поскольку Бог понимался (и понимается) ортодоксальными христианами, в первую очередь, как нравственное начало внутри самого христианина, то сказать "раб Божий" значило примерно тоже, что и сказать "я принадлежу только самому себе". Однако культ, пафос которого был направлен против римского танатоса, был узурпирован жрецами всё того же Рима, и превращён в религию рабов, "опиум народа" (в смысле ложного, иллюзорного утешения, лекарства, лечащего симптом, а не само заболевние).
Вы за кого?
За Зверя (за правых)
6(15.4%)
За Агнца (за левых)
6(15.4%)
Необходим синтез (за центр)
27(69.2%)