Френд задал своим читателям интересный вопрос:
А кто мне объяснит, как можно смертию смерть попрать? Да при этом еще, и сущим во гробех как-то смочь живот даровать.
Каждое старославянское слово в отдельности просто и ясно. А их совокупность - нет.
http://ment52.livejournal.com/1025667.htmlЯ попытался ответить:
Вероятно, неуклюжий дословный перевод. А исходный смысл - частный случай, опровергающий общее правило. Смерть праведника, разоблачившая конвейер смерти.
В сущности, теория Жирара довольно проста, но при этом чрезвычайно глубока. Человеческая культура выросла из ритуалов насилия над невинными жертвами, над теми, кого библейская традиция называла козлами отпущения. Cозданные человечеством мифологические, религиозные, социальные и политические системы базировались над жертвоприношении невинных. А многие из них базируются на нём и сейчас (если вы сомневаетесь в этом, вспомните хоть об охоте на ведьм, хоть о дедовщине в армии, хоть о мобинге в трудовых коллективах).
Жертвы участвовали в коллективном ритуале, признавая свою несуществующую вину и соглашаясь играть отведённую им роль. Так было всегда, пока в мир не пришёл Иисус. Он был не козлом отпущения, но агнцем Божьим. Христос отказался признать себя виновным.
http://bohemicus.livejournal.com/89579.html
Жертвы участвовали в коллективном ритуале, признавая свою несуществующую вину и соглашаясь играть отведённую им роль. Так было всегда, пока в мир не пришёл Иисус. Он был не козлом отпущения, но агнцем Божьим. Христос отказался признать себя виновным.
http://bohemicus.livejournal.com/89
Смысл моего вопроса был достаточно провокационным.
Я прекрасно знаю толкование этой мантры.
Но мне хотелось хоть одного найти хоть одного человека, признавшего бы это словесной ахинеей.
Я прекрасно знаю толкование этой мантры.
Но мне хотелось хоть одного найти хоть одного человека, признавшего бы это словесной ахинеей.
Если рассматривать строго в церковном контексте, то ахинея, а если в каком-то более широком - культурологическом или психоаналитическом - то и любые басни дикарей и фантазии сумасшедших исполнены глубокого смысла.
Писал некоторое время назад, что Апокалипсис, вероятно, есть антиримский политический памфлет, совершенно прозрачный для образованных современников, но мистический и загадочный во времена "рецепции" и карго-культа. Точно то же и с христианскими догматами.
Во-первых, тут важно, что все элементарные образы христианства скоммунизжены у древних религий. Ну, те же пасхальные яйца - яйцо древнейший символ единства жизни и смерти (бытия и небытия), а ткж рождения нового (из небытия) и сотворения вселенной. Можно долго-долго приводить примеры. Ограничусь одним.
Вселенная, мир, человек, божества появляются из яйца. По одной из версий, из небытия возникает белый свет, породивший совершенное яйцо. «Оно было сияющим, оно было хорошим. У него не было ни рук, ни ног, ни головы, но было движение; не было крыльев, но могло летать, не было рта, но голос исходил из него, могло разговаривать». После пяти месяцев яйцо раскололось и появился человек, которого на разных языках называли по-разному. Жил он на материке посреди океана, сидел на золотом троне. Лу приносили ему жертвы. Он упорядочил вселенную, регулировал течение времени, пригласил богов защищать людей и покорять демонов. Однажды он прыгнул в океан и попал в сети рыбаков. С тех пор большие несчастья обрушились на людей. По другой версии, Емонгьелпо («царь — главное желание») — изначальное существо, без частей тела и органов чувств, но обладающее мыслью, явился прародителем первых людей на земле. Емонгьелпо разбил скорлупу «первородного яйца» и вышел в мир с женой. У них было 18 сыновей и дочерей. Один из них — предок всех людей вокруг Тибета, другой — тибетский Мон, черноголовый, предок тибетцев. (Об антропоморфном происхождении вселенной см. Лу.)
<...>
С бонскими божествами бал связано представление о великанах (группа девяти богинь-великанш), карликах (четыре карлика — хранители сторон света), оружии великанов. Места обитания бал — пещеры. Возможно, бал имеют отношение к сохранности подземных сокровищ: железный карлик охраняет юг, медный карлик — запад, бирюзовый — север, карлик из раковины — восток; девять богинь бал вылупились из «девяти последних яиц бытия». Девять яиц появились от пары небесных божеств, укатились в разные страны. Белое яйцо с белой скорлупой — страна лха, небо; яйцо с золотой скорлупой — страна сабдаг, земля; яйцо с железной скорлупой — страна демонов дуд; яйцо с бирюзовой скорлупой — страна лу; яйцо с хрустальной скорлупой — страна ньен; яйцо с медной скорлупой — страна син; каменное яйцо докатилось до страны духов гег, а с алмазной скорлупой — до страны чева.
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A2%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Яйцо, внешне неживое, содержит в себе не только жизнь птенца (или рептилии), но и жизнь геометрической прогрессии его потомков и т. о. может заполнить собой пространство любого объёма. В мифо-поэтическом, разумеется, смысле. Речь априори не о физике.
Как только христианство стало господствующим культом, со своей иерархией и карательными структурами, весь массив элементарных данных, служивших фундаментом для надстройки в виде христианского учения, был разрушен. И христианские смыслы были забыты.
Вот в чём, как я понимаю, смысл второй фразы из вопроса ment52 , про "во гробех живот"? Я думаю, тут всё до неприличия просто. Христианские тексты писались для бродячих театров (возможно, кукольных - вертепов). А в конце действа актёров принято "воскрешать". В смысле, они все выходят поклониться публике и получить свою долю аплодисментов и (в старину) медяков.
"И сущим во гробех живот даровав" - это речёвка, читавшаяся в момент выхода труппы после сыгранной пьесы, различные версии которой сохранились в виде Евангелий. Похоже, в своё время пьеса наделала немало шума...
Стоит ли искать чёрную кошку?
Никаких смыслов в древних текстах нет
6(21.4%)
В древних текстах сокрыта подлинная история
22(78.6%)