Казалось бы, ясно расписал, что к чему. За Трампом стояла элита, за Клинтон - истеблишмент. Но обнаруживаю во френд-ленте очередные посты, в которых а) смешиваются и не различаются два понятия и б) разводится ахинея на тему "Трамп победил вопреки воле американской элиты" и даже "американская элита попытается убедить выборщиков не голосовать за Трампа" :))) Попробую ещё раз.
Первую теорию элит создал Платон, знаменитая схема "элита - стражи - рабы". В антропологии (Дюмезиль) - "магико-юридическая функция" (брахманы), "политико-административная функция" (кшатрии) и "производственная функция" (вайшьи и шудры). В социологии (начиная с Вебера и Дарендорфа) - "сфера господства", "сфера управления" и "сфера подчинения". Отношения господства-подчинения возникают между правящим классом и угнетёнными классами, а между ними возникает опосредующая эти отношения группа управленцев - в современном обществе - силовиков и бюрократов. Элита - "политичски активное меньшинство", "политически организованная часть правящего класса", "верхушка правящего класса", группа хранителей национальной метафизики, группа носителей фундаментальных национальных ценностей и те де.
Элита ("сфера господства") - совокупность сверхбогатых, организованных в единую систему посредством династических браков, перекрёстного владения акциями, и членства в тайных обществах (а ткж в производных от них организациях клубного типа). Главный признак элиты - в ней все знают друг друга "в лицо", или по крайней мере, всем членам элиты знакомы семьи всех членов элиты. Главное свойство элиты - консолидированные действия в ключевых вопросах (благодаря системе негласных конвенций). Именно этим она сильна, своим "демократическим централизмом".
Взамен элита даёт своим членам иммунитет от определённых неприятностей, страхует от ряда рисков. Никакой биржевой крах не приведёт к выпадению семьи из элиты, если она не нарушала основных элитных конвенций. Но на протяжении нескольких поколений у этой семьи будут привилегированные шансы для улучшения своего материального положения, если оно было поколеблено внешними событиями.
Ткж важной особенностью элиты является её информационное превосходство, по следующим обстоятельствам:
1. Наследственный характер элиты. Элитарии с детства погружены в среду, компетентную в вопросах власти и управления.
2. Занятие представителями и выдвиженцами элиты ключевых должностей во всех сферах деятельности, вкл. госаппарат, с высшими уровнями допусков к секретной информации.
3. Фабрикация иллюзий принадлежащими элите мозговыми центрами. Сфабрикованные иллюзии инвентаризуются и подвергаются уничижительной критике в элитных образовательных учреждениях и пренебрежительному игнорированию в системе элитных клубов.
4. Существенно менее тоталитарный, конформистский и невротизирующий образ жизни и воспитания детей элиты. Воля к власти и индивидуализм не подавляются, а развиваются. Достаточно посмотреть на фотографии молодых членов элиты, с типовым выражением сочетания невыразимо наглого самодовольства, надменной иронии и холодного рассчёта.
5. Элита рефлексирует факт собственного существования, а с ним - подлинные механизмы принятия важнейших решений (вплоть до конкретного знания, "имена, пароли, явки").
К элите можно отнести две верхние страты семистратного социума. Если считать, что каждая вышележащая ступень общества на порядок малочисенней нижележащей, то можно оценить примерный размер страт. При населении США в 325 млн человек, что даёт ок. 200 млн взрослого населения, первая (снизу) страта составит ок. 180 млн взрослого населения, вторая - 18 млн, третья - 1,8 млн, четвёртая - 180 тысяч, пятая - 18 тысяч, шестая - 1800 и седьмая - 180 человек. Т. о. элита США представляет собой высший штаб, "комитет" из 150-200 человек и 1500-2000 элитников рангом пониже. Т. е. мы возвращаемся к пресловутым "500 семействам" (б-во которых представляют ответвления менее многочисленного круга из нескольких десятков семейств).
Истеблишмент - это центровой (непосредственно связанный с элитой) сегмент бюрократии и корпоративного топ-менеджмента, в перв. оч., руководство государственных учреждений, политических партий, профсоюзов и СМИ. В России, где всякий раз, когда образуется подобие элиты, происходит некая мешающая карты "ливарюцца", элита находится в стадии вызревания, так что границы между элитой и истеблишментом размыты. Наиболее наглядное проявление размытости этих границ - возможность для генералов силовых структур отобрать крупный бизнес и из генералов превратиться в олигархов.
Истеблишмент, подобно элите (хотя и в меньшей степени), обладает "корпоративным" (кастовым) самосознанием. Но он гораздо хуже организован и более разобщён на множество группировок. Элита всегда заботится о поддержании такой разобщённости, расколотости истеблишмента. Но главное отличие истеблишмента от элиты - формализация и чёткое разграничение полномочий, чрезвычайно сужающие поле личного выбора, что, в сочетании с относительной децентрализацией истеблишмента, делает его зависимым от элиты. Так, управленец может распоряжаться огромными активами госкорпорации, но степень свободы в принятии решений его, в сравнении с хозяином соразмерной частной корпорации резко снижена.
Истеблишмент формируется под определённую метастратегию, избранную сложившимся "поколением" элиты в рамках её историософии, виденья национальной судьбы, позволяющего превратить судьбу, как призвание и возможность в судьбу, как достижение и факт. "Поколение" элиты определяется конвенциями второго порядка, в какой-то момент сменяемые другими конвенциями, по мере постепенной ротации лидеров элиты (в основном, по мере естественного выбывания и замены). Каждое новое "поколение" элиты производит ломку и модернизацию истеблишмента. В США последняя такая крупная ломка производилась с середины 1960х по середину 1970х (десегрегация, переход диксикратов в Республиканскую партию, формирование неоконов, переформат силовых структур: разгром клана Гамбино, чистки в ЦРУ, реформа ФБР, переход к профессиональной армии).
Нынешний истеблишмент США формировался под союзнические отношения в рамках НАТО, а ткж в контексте особого значения трансатлантической торговли. Именно это метастратегическое основание существующего истеблишмента подрывается новейшими трендами, политически обозначенными ещё в правление Обамы, который открыто провозгласил перенос эпицентра американской политики из атлантического в тихоокеанский регион. Но в рамках такой смены вектора предстоит переходный этап условного изоляционизма, когда будут существенно усилены промышленный, технологический и военный потенциал США.
При Трампе произойдёт возврат принадлежащих ТНК производств из Китая и др. стран ЮВА обратно в США, что будет сопровождаться резким ростом промышленного производства и широким внедрением новых технологий. Несмотря на внедрение робототехники, масштаб реиндустриализации предполагается столь значительным, что произойдёт существенный рост занятости.
За кого, на самом деле, американские сверхбогатые, можно судить по реакции бирж на победу Трампа.
Американский фондовый индекс Dow Jones впервые в истории преодолел отметку в 19 000 пунктов, отражая общий рост фондового рынка США, продолжающийся после победы Дональда Трампа на президентских выборах.
http://www.bbc.com/russian/news-38060807