А если автаркийный аналог, то в чём и в каких пределах? Насколько возможно удержаться и не свалиться в ту же гуманитарную прОпасть? Насколько осуществима в конкретно-исторических условиях автаркия без олигофренархии? Чем приддётся заплатить за автаркию, и чем мы готовы заплатить? И чем нам всё равно придётся заплатить, даже при сохранении нынешнего курса?
Мы видим, как реанимируется всё худшее в Совке. И одновременно заимствуется всё худшее с Запада, Востока и Юга. Вернее, не так. Всё, что заимствуется, с вырыванием из контекстов тех Систем, даже если изначально не было дурным, превращается в дерьмецо, когда внедрется здесь, в ином конкретно-историческом контексте. И тут есть ещё один очень важный момент.
Наши реформаторы были вдеты на множество иллюзий, софизмов. И среди них - имманентная идея более или менее линейных результатов реформ. Точнее, линейных зависимостей между рецепцией западных институтов во-первых, политической силой прозападных трендов во-вторых и экономической эффективности, в-третьих. Такая вера в линейные взаимосвязи чрезвычайно распространена в принципе, и восходит к идее Аристотеля о "золотой середине". У Аристотеля всё даже больше запущено: он верил, что где-то между любыми двумя крайностями находится точка оптимума. А это абсоютно неверно.
Иногда точка оптимума одна, но в одном из крайних положений функции (в допустимом интервале), и зависимости действительно линейные. Иногда точка оптимума одна, но посреди горба, в точности по Аристотелю. Но иногда оптимумов несколько! А между ними пространство деградации, внутри которого эффективность ресурсов (и всей Системы) значительно ниже крайних точек допустимого интервала! Горб функции уходит вниз... Т. е. ошибка Аристотеля (и всех последователей его идеи универсальной формулы добра и зла, вплоть до Чубайса) в том, что характер зависимостей между ресурсами, целями и результатами априори имеет неопределённое (и даже неконстантное, а зависщее от ряда независящих обстоятельств) значение. И эти значения следует осторожно нащупывать, а не рубить сплеча во имя лохотрона "шоковой терапии".
Политики любят сравнивать себя с врачами. Экономисты-реформаторы, став поитиками, тоже полюбили. Так вот, на существующем уровне экономических познаний (с учётом сложности предмета исследований и воздействия на процесс исследований частного и корпоративного интереса), особенно, в Эрефии, "врачи" эти куда ближе к эскулапам глубокой древности, знавшим только три метода лечения, кровопускание, ртутные пилюли и ампутацию. Чем к врачам дня сегодняшнего (тоже, кстати, умеющим ошибаться). И когда они категорично и безапелляционно говорят, что следует сделать то, или другое, надо понимать это так: "небось, надо сделать то", "авось поможет это".
Эрефская верхушка вряд ли ожидала, что всё будет настолько плохо, как оно, всё более очевидно, становится. В волшебную силу "невидимой руки", в той или иной степени, верили все, или почти все. Когда замахивались убить огромную империю и разграбить её достояние, надеялись, что как-н. потом всё "образуется". И волки сыты, и овцы целы. А теперь выглядит так, что и волки-то целы не будут, потому как съедят их заморские аллигаторы.
И верхушка психует. Даже не признаваясь в том себе, не то, что другим, чувствуют себя люди падлами, последнм дерьмом. Это чувство - не какая-то философская идея (философствовать ещё уметь надо), а, скорее, гормональный фон. Запускающий внутреннюю программу самоуничтожения. Вот, чувствует человек себя чмом, и адает иммунитет, появляются всякие болячки, от инфекций, до опухолей, всё начинает валиться из рук. Единственным аргументом, что всё было правильно, остаются деньги, точнее, даже не деньги во всей глубине этого сложного явления, а исключительно количественная их сторона.
Ну, это как если бы домашней скотине сделали "вивисекцию", подрезали язык, голосовые свящки и научили говорить. И поняла скотина про деньги, что деньги - это а) то, чего бывает много, или мало и б) хорошо, когда много. И всё, больше у скотины никаких жизненных ориентирова не существует! Тупо хапать ещё и ещё и нести в оффшор. И неважно, что в оффшорах эти деньги уже начинают отнимать. Всё равно, хапать и тащить туда, где отнимают. Это я и назвал в прошлом посте "одержимостью деньгами" (хотя деньги, безусловно, великая и важная вещь).
Конечно, элиткинские - не скоты, в буквальном, биологическом понимании. Но в фундаментальных вопросах своей жизненной стратегии и стратегии государства ведут себя именно, как скоты. Ибо такого рода вопросы сами по себе принадлежат к сфере философии, а т. б. если речь идёт не о следовании раз и навсегда издревле заведённому порядку (неспеша, из года в год, эволюционирующему), а о смене всех шаблонов и ориентиров. Без философии тут никак. Но совков приучии презирать философию, как "занятие для бездельников"! Они не могут философствовать сколь-л. квалифицированно. И остатся "хвилософия" уровня домашней скотины. Особенно с учётом, того факта что философские вопросы, во многом - уровень Обучения-4 (по Бетсону), индивиду не доступный, а осуществяемый посредством сочетания личных инсайтов, социоструктурных изменений и генетических мутаций. А в отсутствие квалифицированной философии последние остатки смыслов гаснут в полубессознательной коммуникации.
Интуиция собственного оскотиниваия, интуиция собственного предательства заставляет эрефскую верхушку цепляться за последний "аргумент": по-другому в наше время нельзя, или ты их, или они тебя". А для этого надо, чтобы отношения в обществе стали маскимально жестокими. Чтобы бедные не просто жили хуже, а вообще сдохли. И тогда элиткой будет обретён требуемый ответ на Вопрос: "ради жизни своих детей, вот ради чего".
Поэтому конструктивная программа должна выглядеть так:
1. Реабилитация философии. Без этого ничего работать не будет.
2. Замена скотов во Власти людьми ("философами", "брахманами").
3. Внедрение автаркийной экономики, с продолжающимися попытками договориться с Западом о серьёзном, без кидалова, "плане Маршалла для России", с "дорожными картами" интеграции России в НАТО, ЕС, Восьмёрку, или какие-то новые, более специфичные международные институты.
Уверен, без западного буксира до другого берега нам не добраться. Значит, надо сделать меньше совка там, где его не нужно, т. е., практически, везде, где он сейчас есть, а взамен ввести его элементы в социалке и нормировании ресурсов (создав, наряду с обычной, преимущественно, банковской, частной, отдельную финансовую подсистему для выдачи целевых кредитов на льготных условиях, с опорой на технологии советского Госплана). Новая материально-техническая база (компьютеры, сети, ИИ, робототехнка) позволяет вдохнуть в госплановские технологии новую жизнь. По меньшей мере, такие вещи следует обсуждать.