asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Концепты

Кандалы лихолетья

Зашёл на днях разговор о педагоге Макаренко:
https://yosha-orlow.livejournal.com/857192.html?thread=3575912#t3575912

- Справедливости ради, из множества аналогичных колоний, макаренковские отличались не в худшую сторону. По нек. данным, Мапкаренко состоял в переписке с самой Крупской, реализовывал её идеи "воспитания трудом" (добавляя методы, заимствованные из армейской жизни в короткий период сотрудничества с братом-офицером). Впрочем, когда в одной из газет появилась статья о телесных наказаниях в колонии Макаренко, Крупская заявила, что "это не наш метод". Впоследствии, этот эпизод подавался, как "гонения на великого педагога".

В общем, "система" у Макаренко действительно была, и в ней были не одни лишь тёмные моменты (экзекуции, дедовщина, круговая порука, жесточайшее ущемление свобод и продажа её глотков за послушание и инициативу в подавлении других "воспитанников"). Была и творческая составляющая, действительно заслуживающая внимания. Это, прежде всего, создание всевозможных временных групп по решению различных мелких и крупных задач, так, чтобы "воспитанник" оказывался в течение дня в составе различных коллективов, в т. ч. в роли ответственного за задачу (что вынуждает выбирать между ролью "крайнего" и ролью "лидера"). Т. о. канализировались и упорядочивались воздействия "коллектива" на "воспитанника" (малолетнего зека).

Другой находкой Макаренко можно признать акцент на самодеятельности и, особенно, на театре. Театр позволяет объекту педагогического воздействия сперва сыграть в другого человека "понарошку", а затем, постепенно, вжиться в роль и перековаться. Т. е. главное тут, конечно, выйти из социальной роли "беспризорника", "шпаны" и "бандита".

Кстати, малолетними "воспитанники" Макаренко (по кр. мере, в первой колонии, которой он реально руководил, а не выступал в роли "помощника директора по воспитательной части") были, по большей части, номинально. Туда поступали молодые пленные из махновских, петлюровских и григорьевских отрядов, догадавшиеся объявить себя несовершеннолетними с целью избежать расстрела. Эти "перековавшиеся" бандиты под командованием Макаренко зарабатывали себе на хлеб, охраняя железные дороги.

Сам Макаренко в молодости учился в ж/д училище, откуда бежал, соблазнив жену преподававшего там священника. С нею и бежал, будучи изгнан из отчего дома. Прожил с этой женщиной несколько лет, как с гражданской женой. Имея педагогическое образование, она побудила и Макаренко окончить сперва курсы, а затем и Учительсткий институт в Полтаве. Позднее именно в Полтаве Макаренко возглавил детскую колонию, которой сумел присвоить имя Горького, с которым с дореволюционных времён состоял в  переписке. Горький заинтересовался работой колонии, оказывал поддержку. Учитывая, что сам Горький до революции усыновил юного брата Свердлова, возникают вопросы. О природе интереса Горького к детским учреждениям и всякое такое...

Деятельность Макаренко на этом этапе проходила в русле объявленной большевицким режимом борьбы с беспризорностью. Беспризорники, по большей части, были детьми уничтоженных большевиками "буржуев", "пособников буржуев", "дезертиров" и прочих не желавших поджчиняться элементов. Соответственно, возникала угроза, что подрастая, беспризорники пополнят ряды антисоветского подполья, а ткж многочисленных банд. Борьбу с этим явлением возглавил бывший глава ВЧК Дзержинский, совмещая новую должность главы межведомственной комиссии по борьбе с беспризорностью с должностью наркома путей сообщения.

Большую роль в борьбе с беспризорностью играла вневедомственная охрана железных дорог, возникшая в годы революции не столько для охраны ж/д, сколько для фильтрации пассажиров и, в перв. оч., борьбы со "спекулянтами". При том, что царила гиперинфляция, дореволюционная система торговли была полностью разрушена, все магазины закрылись и только "мешочники" позволяли выживать значительной части населения (особенно, интеллигенции, не имевшей стабильных пайков). В рамках борьбы со спекуляцией, мешочников безбожно обирали, а иногда расстреливали на месте.

Ткж вневедомственная охрана ж/д участвовала в блокировании зачищаемых территорий, отлавливая разбегавшихся тамбовских, донских или полтавских "бандитов". Вот в этой системе участвовали "воспитанники" созданной в 1919м году первой колонии Макаренко (одной из акций которой, кстати сказать, был рейдерский захват другой, бОльшей детской колонии по соседству). Вторая колония, имени Дзержинского, и вовсе входила в систему НКВД, в аппарат которой, со временем и перешёл работать майор госбезопасности Макаренко.

При этом, сам Макаренко был умным, интеллигентным, культурным человеком. Пусть и не самым принципиальным. Ум и интеллигентность позволяли ему чутко ориентироваться в политической ситуации, гибко приспосабливаясь к ней. Чему способствовал и личный артистизм (Макаренко с дореволюционных времён увлекался театром). Впрочем, иногда он явно переигрывал...

Однако нельзя не оценить написанную им в Учительском институте после Февральской революции дипломную работу с характерным названием "Кризис современной педагогики". Это был, безусловно, своевременный и дальновидный шаг, заложивший основу дальнейших успехов. Другим проявлением макаренковской чуйки можно считать многолетнюю переписку с Горьким и присвоение его первой колонии в 1921м году (вслед за постановлением ЦИК о борьбе с беспризорностью) его имени. А ещё Макаренко вовремя "выписался из русских" в украинцы...

В стране и в мире много людей, прославляющих революции (вкл. большевицкую) или обличающих их. Но мало тех, кто понимает их двойственную природу. Минусы или плюсы могут сильно перевешивать друг друга, но это перевешивание относительно, т. к. речь идёт о сложных системах, а задача распределения весов для оценки событий весьма нетривиальна. Революция разрушает старый порядок, вместе со множеством его носителей (условно, "лучших людей"). Но она же открывает возможности эксперимента... Серия британских революций заложила основы Научно-технического прогресса. 1917й год - не только безусловная катастрофа, но и началог расцвета русского авангарда и ряда научных направлений и школ.

Императорский Институт экспериментальной медицины разросся во Всесоюзный инстиптут экспериментальной медицины имени Горького. Там пытались скрещивать людей и обезьян, интересовались праисторией (неандертальцами, которых позднее проф. Поршнев провозгласил людоедами и биологическими предками всех эксплуататорских классов), боролись с эпидемиями, разрабатывали яды для спецслужб, лечили советских вождей (часть "врачей-вредителей" была сотрудниками ВИЭМа). Но в том же ВИЭМе работал Александр Лурия, создавший новую науку - нейропсихологию.

На базе нейропсихологии великий психолог Выготский в сотрудничестве с Лурией и рядом другим специалистов создали новую дисциплину, на стыке ряда традиционных - педологию. Задачей педологии было вытеснение архаичной, к древним грекам восходящей лженауки педагогики, формирование новых, на основе изучения головного мозга разработанных школьных программ и методов преподавания. Педология подверглась атаке как сторонников традиционной педагогики, так и сторонников большевицкого "воспитания трудом". Макаренко принадлежал к числу последних, и сыграл немалую роль в разгроме педологии.

Двойственность революции - двойственность её героев - двойственность Макаренко. Вклад этого человека в педагогику, хоть и раздут неимоверно, но имел место быть. И если бы методы Макаренко, лучшую их часть, соединить с идеями педологов... Но педологи ратовали за усиленную именно образовательную программу, в ущерб воспитанию и идеологическому оболваниванию учеников. В этом заключалась их слабость. В школах педологов ученики сортировались по способностям, и как-то так выходило, что наиболее способными оказывались дети дореволюционной интеллигенции, т. е., по большевицким меркам, "буржуев".

Макаренко проявил свои чутьё и гибкость, дистанцировавшись от педологии и классической педагогики. Но тем самым позволил использовать своё имя для решения крайне неблаговидных задач. И вот как-то так получилось, что с неблаговидными задачами у нас, как всегда, всё отлично пошло, а с применением действительно новаторских методов Макаренко - не очень.

Метод Макаренко сформировался при решении узкоспециализированной задачи: воспитания, по сути, взрослых людей. Так, про одного из своих "воспитанников" Макаренко пишет, что тот имел опыт работы в Губчека. Даже реально несовершеннолетние "воспитанники" были рано повзрослевшими, имевшими за плечами большой жизненный опыт (в т. ч. криминальный, военный и карательный), людьми. Методы, разработанные классической педагогикой, а равно и педологией, для решения совсем иных задач, применительно к совершенно иному, в т. ч. по половозрастным характеристикам, контингенту, Макаренко, конечно, не подходили. Но и его методы преступно было рекомендовать для всех советских детей (включая маленьких девочек).

Но именно это и было сделано. Причём, повторбюсь, у Макаренко взяли худшее - больше вот этот тюремный контекст, чем суть новаторского метода. И культ Макаренко позволил этот самый тюремный контекст в советских школах насаждать. При этом школьная программа пор сию пору осталась на уровне 19го века - много ботаники и мало генетики, много геометрии и мало теорвера и комбинаторики (или вовсе нет). Единственное, что прибавили к классической гимназической программе - это фрагменты университетских курсов по математике и, в меньшей степени, по естественным наукам. Но это фрагменты из всё того же 19го века, это решение задач, актуальных для 19го века, для аграрной по преимуществу страны 19го века.

В контексте педологии, включение в школьную программу элементов университетской программы - разумно и прогрессивно. Но чтобы это работало, нужна сортировка учащихся по способностям. А этого как раз в СССР делать категорически не давали. Да ещё поставленная большевиками задача в кратчайшие сроки преодолеть неграмотность. Тут только по Макаренко. Но в таком масштабе и такими темпами "получилось как всегда". Видимость образования с апломбом всезнаек и презрением к интеллигенции. С тех пор пошла в советских школах традиция массового списывания и прочей показухи.

Думаю, не ошибусь сильно, если скажу, что 90% всех проблем СССР и нынешней РФ коренятся в уродствах "самой лучшей в мире" системы школьного образования. Из трёх теоретич. направлений 1920х было выбрано всё самое худшее (тут точно без иностранных шпионов не обошлось), или дисфункциональное в отрыве от своего контекста. И созданный т. о. монстр до сих пор отравляет страну. Например, историю почти в точности скопировали из царских гимназий, а вот греческому и латыни учить перестали. Т. е. лишили возможности знакомства с первоисточниками (да и сами языки оч. чёткие, развитые, способствующие развитию научного и административного мышления).

Беда России - в отсутствии культуры диалога, в т. ч. диалога между "правыми" и "левыми" (хотя Навальный и Ходорковский пытаются навести мосты, за что им респект, даже если в остальном они ничем хорошим себя не прославили). Вот эта прОпасть между консерваторами и инноваторами... Отсюда, от пропасти этой - постоянное кидание в крайности, болтанка. Вместо сохранения и развития функциональных систем - то безжалостная ломка всего старого, проверенного опытом, то борьба со всем новым под лозунгами охранительства. А иногда и одновременно и то, и другое сразу. И именем Макаренко такие практики в системе образования освящаются и фиксируются.

Закончить размышления о Макаренко хочу двумя найденными в Сети цитатами этого противоречивого человека. Надеюсь, они дадут достаточное представление об этом человеке, чьё имя подняли на флаг те, кто вместе с Горьким и его европейскими дружками-леваками (Барбюс, Роллан, Фейхтвангер) прославляли строительство Беломорканала, как образец советского перевоспитания граждан старого мира.

Кстати, именно там, на Беломорканале, Нафталий Френкель закладывал социальные и экономические, а Дмитрий Лихачёв - культур-антропологические основы системы ГУЛАГа и такого важного её атрибута, как "воры в законе". Это та же модель актива с дутой репутацией борцов с администрацией, на которых она же и опирается. Галковский прекрасно расписал её в одной из видеолекций по Кембриджской пятёрке (в остальном довольно посредственной; впрочем, все серии я не посмотрел, т. к. сыт Галковским по горло).

Вот в этом историчсеском контексте прошу заценить, из письма брату-белоэмигранту:

Я живу среди тёмных дикарей. Здесь мерзость запустения. Ничего похожего на твою жизнь... Ты в Ницце - об этом можно только мечтать!
http://www.aif.ru/society/history/paradoks_sistemy_antona_makarenko_ee_vnedryali_vo_vsem_mire_no_ne_u_nas

И из "Педагогической поэмы" (полную цитату лень искать):
...коллективы, как и люди, могут умирать не только от старости, они могут погибать в полном развороте сил, надежд и мечты, их также в течение одного дня могут задушить бактерии, как они могут задушить человека. И будущие книги напишут, какие порошки и дезинфекции нужно употреблять против этих бактерий. Уже и сейчас известно, что самая малая доза НКВД очень хорошо действует в подобных случаях. Я сам имел возможность видеть, как быстро издох профессор Чайкин, как только приблизился к нему уполномоченный ГПУ, как быстро сморщилась его ученая мантия, как отвалился от его головы позолоченный нимб и, звеня, покатился по полу, и как легко профессор обратился в обыкновенного библиотекаря. На мою долю выпало счастье наблюдать, как закопошился и начал расползаться «Олимп», спасаясь от едких порошков чекистской дезинфекции, как дрыгали сухие ножки отдельных козявок, как по дороге к щелям или к сырому углу они замирали без единой сентенции.
https://pikabu.ru/story/maloizvestnyie_stranitsyi_biografii_a_s_makarenko_4894440

- Тут следует добавить, что Макаренко исповедывал следующие довольно разрушительные, особенно, для его эпохи, принципы:
А. Некоторых людей (в т. ч. детей) перевоспитать невозможно в принципе. Макаренко, насколько мне известно, нигде прямо не призывал их физически уничтожать, но фактически призывал, как мы можем видеть по последней цитате.
Б. Всех детей следует изымать из семей и передавать на воспитание к профессионалам.
В. Ребёнок должен отработать свой кусок хлеба.

Хотя, последний принцип как раз в истор. контексте деятельности Макаренко вполне оправдан. Разруха, голод. А уклад аграрно-индустриальный, да ещё и после кровопролитной Войны. Т. е. рабочих рук в мире дефицит. Работу найти, в общем, можно. Т. б. что вопросами авторских прав Макаренко не заморачивался, а тупо скопировал производимый в его второй колонии фотоаппарат ФЭД (по инициалам Дзержимнского) с немецкой Лейки. И налогов колония, понятно, не платила. Попробовал бы он со своей колонией в нынешних условиях экономически выжить. А дальше будет хуже, впереди многомиллиардная безработица. Это к вопросу об актуальности "наследия Макаренко".
Comments for this post were disabled by the author