bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Предотвращение насилия в университетах

По поводу дискуссии об оружии, шедшей на одном из сайтов, вспомнились массовые убийства в американских университетах. На том сайте это некстати, поэтому пишу здесь.

Причина возможности подобных убийств, конечно же, не в свободе владения оружием и не в его доступности. Психологический аспект в данном случае оставим в стороне, поговорим о техническом. Что нужно сделать, чтобы подобное стало невозможно? Отобрать у всех оружие? Отнюдь. Эта беда вызвана не избытком оружия у населения, а его недостаточной распространённостью. Американских студентов и преподавателей убивают потому, что они сами не вооружены. Просто представим: потенциальный преступник планирует массовое убийство. При этом он абсолютно точно знает, что, скажем, каждый десятый студент в каждой аудитории постоянно вооружён, умеет пользоваться оружием и готов применить его в случае нападения. Я уверен, что подавляющее большинство потенциальных массовых убийц с учётом подобной информации просто откажутся от своих замыслов. Те же из них, кто всё же решатся на нападение, не смогут убить более 1-2 человек, поскольку сразу же встретят отпор и будут убиты сами. То есть, число жертв среднего нападения уменьшится по сравнению с нынешней картиной раз в 10. При этом сами нападения станут большой редкостью.

Итак, данная беда лечится не разоружением народа, а дополнительным его вооружением. Как этого добиться?
Как мы все знаем, все правительства, не исключая американское, не заинтересованы в вооружении народа. Этого явления они стерегутся, опасаясь за свою способность контролировать ситуацию. Страх государства, безусловно, является для предложенного мной пути сдерживающим фактором. Однако при умелом подходе есть хороший шанс превратить государственный интерес из тормоза в двигатель.
Если бы директором ФБР был я :), то эта организация непременно обратила бы внимание на несколько особенностей ситуации.
Первое. В Америке оружие есть в большом количестве семей. Многие дети привыкают к присутствию оружия чуть ли не с пелёнок. Практически всегда в таких семьях родители обучают детей владению оружием, часто начиная с их 10-12 летнего возраста. Можно предположить, что в каждой группе студентов в США есть хотя бы несколько человек, которые привычны к оружию и умеют им пользоваться, знают о правилах осторожного обращения с ним.
Второе. В США армия часто оплачивает отслужившим в ней учёбу в колледже. Значительное число студентов - бывшие военнослужащие, имеющие представление как об оружии, так и о дисциплине, о нормах безопасного поведения в сложных ситуациях, о командной работе, направленной на преодоление таких ситуаций .
Третье. Несмотря на сильный натиск современных иммигрантов из самых различных стран мира, в США по прежнему сохраняется национальный костяк из белого населения. Таковое отличается повышенным уровнем социальной ответственности, положительно влияя и на определённую часть чёрного и цветного населения страны. Ввиду относительной зажиточности семей, в которых принцип социальной ответственности признаётся важной ценностью, по сравнению с семьями, в которых принято игнорировать социальные нормы, большинство студентов в США так или иначе восприимчивы к общественным приоритетам.

На основе этих данных мы можем представить себе нижеследующую схему работы. Предположим, что при колледжах создаются организации, представляющие собой своего рода студенческую милицию. Мы условно обозначим их, как Лиги противодействия насилию (ЛПН). Американцы, если им это понадобится, возможно, придумают более удачное название, но для нашего рассуждения сойдёт и это. ЛПН - негосударственные некоммерческие организации, поддерживаемые и в целом контролируемые администрациями университетов и, конечно же, ФБР. Студенты приглашаются к добровольному вступлению в данные организации, целью которых является предотвращение актов массового насилия в учебных заведениях. Практически деятельность организаций состоит, в первую очередь, в том, что её члены - студенты и преподаватели - приходят в университеты вооружёнными, будучи готовыми дать отпор массовым убийцам. Регулярно (может быть, еженедельно) члены ЛПН проходят тренировку, проводимую специалистами из ФБР или иных спецслужб антитеррористической направленности. На тренировках они отрабатывают психологические и физические приёмы противодействия нападению с целью массового убийства. Полагаю, подобные тренинги для членов ЛПН будут куда увлекательнее, чем игра в пейнтбол или что-то в этом роде. Пострелять, немного подраться, поговорить о психологии преступника, о способах контроля за взволнованной массой людей - прекрасное субботнее развлечение, особенно если сам ты тратишься только на патроны. (Тренинги должны проводиться за счёт колледжей и ФБР; оружие у каждого члена ЛПН своё, одной из рекомендованных ФБР моделей). Также ничто не заставляет игнорировать при обучении членов ЛПН такие вещи, как поведение при пожаре, оказание первой медицинской помощи, задержание уличного грабителя, и т. д. Чем лучше будет подготовка, тем лучше. В будущем она окупится - люди, прошедшие через ЛПН, в последующие годы спасут много жизней, даже если более никогда не свяжут свою деятельность с обеспечением безопасности.

Целью всей программы должно стать положение, при котором в каждой учебной аудитории, в которой находятся несколько десятков человек, постоянно находились бы несколько подготовленных к возникновению опасных ситуаций людей. Деятельность ЛПН должна всячески рекламироваться с тем, чтобы каждый потенциальный массовый убийца точно знал, что он обязательно столкнётся с грамотным отпором. Одно это знание, полагаю, отпугнёт большинство преступников. Главным стимулом для студентов и преподавателей - членов ЛПН должна стать забота о безопасности самих себя и людей, связанных с ними непосредственно - товарищей по университету. Развитое благодаря ЛПН у части студентов чувство ответственности за себя и за весь коллектив может помочь также в улучшении учебного процесса и его результатов.

Таково основное, но далеко не единственное назначение ЛПН. Работа с этой организацией позволит ФБР устанавливать тесные контакты с наиболее ответственной, организованной и патриотической частью студенческой молодёжи. Члены ЛПН смогут информировать ФБР о ставших им известными фактах преступной деятельности, к примеру, торговли наркотиками в университетах, помогать в расследованиях преступлений, совершённых в университетах. На членов ЛПН в ФБР будут иметься подробные досье с их психологическими портретами, что позволит американским спецслужбам лучше ориентироваться при выборе лиц, которым будет рекомендовано по окончании колледжа пойти на государственную службу, связанную с обеспечением безопасности. Можно предположить, что именно из членов ЛПН полиция, ФБР и другие спецслужбы будут, преимущественно, формировать свой кадровый резерв. Участие в ЛПН позволит студентам создать круг знакомств в патриотических и социально ответственных кругах молодёжи, что впоследствии позволит им располагать определёнными связями в этой наиболее важной и политически активной части общества. Можно предположить, что работа в ЛПН в студенческие годы станет хорошей рекомендацией для политика. (Хотя формально эти организации должны быть вне политики).

Развитие сети ЛПН может позволить США существенно укрепить социальную базу своей безопасности.

Применительно к России говорить о возможности создания подобных организаций бессмысленно до тех пор, покуда гражданское оружие у нас не легализовано в полной мере. До той поры никакие "добровольные народные дружины" не станут полезны. Когда же полная легализация оружия произойдёт, ЛПН, как и в США, смогут стать важной частью системы связей государства и гражданского общества.

Как всякий инструмент, ЛПН могут принести и пользу, и вред. Опасностью развития сети ЛПН является возможное их перерождение в преступные организации. Основным путём перерождения ЛПН может стать трансформация её в этнический союз, землячество, призванное обеспечить доминирование определённой этнически однородной группы студентов. Представители некоторых национальностей (чеченцы и др.) могут использовать полученную в рядах ЛПН подготовку для осуществления бандитской, террористической и/или повстанческой деятельности. Также представляется крайне нежелательным установление влияния на ЛПН со стороны наркомафии и схожих с ней преступных сообществ. Поэтому контроль за деятельностью ЛПН со стороны спецслужб приобретает особо важное значение. Брать в ЛПН кого попало ни в коем случае нельзя. Смею выразить мнение, что существование ЛПН в рамках в целом здорового общества будет относительно безопасным - как и любой другой службы по обеспечению правопорядка.