bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

"Газовые" облигации - предложение "Газпрому".

Переход от контрактной формы поставок газа к спотовой, который я считаю абсолютно необходимым для работы на европейском рынке, создаст возможность выпуска "Газпромом" "газовых" облигаций. Номинал облигации - 1000 кубометров газа; погашение газом в условленный срок. Процентов, скорее всего, нет.  Фактически речь идёт о форме фьючерсной торговли газом. Облигации должны выпускаться на какую-то часть общего объёма спотовых поставок. Скажем, на 50%. Сроки - до 5 лет.

Поскольку газ поставляется не вообще и не куда угодно, а по трубе в какое-то определённое место, облигации должны выпускаться дочерними предприятиями "Газпрома" с условием поставки в какие-то точки. Конечными покупателями газа должны быть, естественно, предприятия и газораспределительные компании, а промежуточными будут спекулянты. Это налагает на схему определённые ограничения, но отнюдь не губительные.

Смысл идеи в том, чтобы дать "Газпрому" инструмент, который позволил бы ему зарабатывать на спекулятивном рынке, работающем под общим управлением "Газпрома". У "Газпрома" на рынке свободно торгующихся облигаций будет положение крупье в казино, или даже лучшее. "Газпром" будет "запускать шарик" тогда, когда ему это выгодно, и "останавливать ротор", когда захочется. Выпуск облигаций должен происходить во время общего повышательного ценового тренда на энергоносители. Помните, в начала 2008 года нефтяные фьючерсы на декабрь торговались по 200 долларов за баррель? Вот тут бы, "под нефтяной соус", и выпустить "газовые" облигации, продав эти, фактически, фьючерсы по хорошим ценам. А потом, когда цена на нефть упала и часть держателей облигаций столкнулась бы вследствие кризиса с финансовыми трудностями, "Газпрому" бы и выкупить часть собственных обязательств - за часть полученной ранее цены. И так далее. Выпуская и выкупая собственные обязательства в удобное для себя время, а также используя обычные спотовые продажи лотов по 1 млн. кубометров, "Газпром" мог бы регулировать в определённых пределах цены на газ - ведь потребность в газе более или менее объективна. Зная параметры системы, можно было бы управлять ею в своих интересах.

В конечном итоге доход "Газпрома" от операций с "газовыми" облигациями представлял бы собой перераспределение части эмиссионного дохода стран еврозоны в его пользу, поскольку деньги, "снятые" с рынка спекулятивной торговли газовыми фьючерсами, в конечном итоге имели бы эмиссионное происхождение. "Поиметь" часть чужого эмиссионного дохода - дело не только выгодное, но и благородное.