bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Об этих "совестливых" немцах

Существует некая распространённая точка зрения, которую мне приходилось встречать как у россиян, так и у иностранцев. Например, один проживающий в Германии еврей мне её пытался впарить. Согласно этой точке зрения, немцы как народ и Германия как государство прошли полную денацификацию. Они избавились от наследия нацизма, попересажали всех нацистов, тщательно преследуют любые проявления нацизма, а Гитлера ненавидят. Всё это так - и абсолютно не так.

Немцы денацифицировали свою страну - но почему? Потому ли, что устыдились, поняли, что нациком быть нехорошо по отношению к окружающим? Нет, они поняли, что нациком быть нехорошо по отношению к себе, любимому. Нацики проигрывают войны, поэтому они - бяка. Поэтому их нужно запретить, загнать за можай и всячески третировать - чтобы снова не проиграть войну.

У меня нет ни малейшего сомнения, что, выиграй Германия ВМВ, сейчас по всей Европе стояли бы золотые памятники Адольфу Гитлеру. Да даже не выиграй она всю войну - но умри Гитлер от печёночной колики или от воспаления лёгких в 1940-м, после победы над Францией, он остался бы в памяти немцев, как величайший политический деятель за всю историю их страны. А последующие поражения списали бы на его отсутствие. Так что, с некоторой точки зрения, даже хорошо, что покушения на Гитлера не удались. Умри Гитлер до полного краха его режима, сейчас трудно было бы доказывать немецкому (и иному) населению, что Германия была обречена в любом случае. Гитлера превратили бы в фетиш, и какая-то часть людей молилась бы на него. Собственно, молящиеся на Гитлера и сейчас есть, но их было бы на порядки больше. А выиграй немцы войну? То-то. Гитлер был бы популярнее "Битлз", и уж точно популярнее Христа. :) Популярнее - среди немцев и, отчасти, среди тех, кого немцы оставили бы в живых.

Одним словом, в деле денацификации мы можем говорить о чём угодно, но только не о совести и не о гуманистическом прозрении. Германия денацифицировалась - да, но не по собственной воле, а вследствие воздействия сильнейших сторонних убеждающих факторов. Один из этих факторов называется "катюша". Немцев уговорили денацифицироваться, и уговоры были долгими и весьма непростыми. А со своей инициативой в этом отношении у них всегда было туго.

Но как обстоят дела теперь? Ныне у немцев сплошь всё демократические политики, христиане и сторонники прав человека. Не образцовая ли там ситуация? Не является ли нынешняя Германия идеальным государством, в котором в принципе невозможны проявления, аналогичные нацистским? Я имею в виду государственный уровень, а не мелкие группировки маргиналов.

20 лет назад была разрушена Берлинская стена и начался процесс воссоединения германских земель. Строго говоря, "объединение Германии" - ошибочный и лживый термин. Правильно говорить: "присоединение ГДР к ФРГ", потому, что случилось именно оно. Не ГДР навязала ФРГ свои политические и жизненные стандарты и не был выработан некий компромисс, а вся система была полностью заимствована в западной части страны. Политическая культура, экономика и образ жизни ГДР просто испарились, уступив место новому стандарту.

После присоединения ГДР к ФРГ власти объединённого государства (читай, власти Западной Германии) провели на Востоке процесс "декоммунизации". Тогда было сделано много любопытного, но нас интересует одна подробность: разоблачение агентов "Штази". Согласно имеющимся сведениям, каждый шестой житель ГДР так или иначе был агентом охранки. Жуткая цифра, безусловно. Так вот, западные немцы, получив доступ к архивам ГДР, раскрыли имена всех стукачей, и всех без исключения уволили с работы - с любой.

Всё это было обильно полито пропагандистским соусом - дескать, "освобождаемся от наследия бесчеловечного коммунистического режима". Насчёт "бесчеловечности" спорить не буду - хотя бы потому, что не наблюдаю в истории режимов, к которым так или иначе нельзя бы было применить эту характеристику. Но возникает вопрос: а зачем вообще понадобилось освобождаться от коммунистического наследия? Из-за его "безнравственности"? Ой, не похоже, чтобы "западногерманская девственница" сильно застеснялась красного флага. "Красного фонаря" она не стесняется - проституция в ФРГ числится в государственном реестре профессий. Государственная служба занятости может даже безработную послать в публичный дом - случаи были. "Поди-ка, поработай, а то мы тебя пособия лишим". А на государственную контрразведку, значит, работать безнравственно. Сообщать в полицию, что твой сосед перешёл улицу на красный свет, как это в обычае у немцев - нормально, а докладывать о признаках государственной измены и шпионажа - безобразие, недостойное порядочного человека. Нет, граждане, не в совести и не в нравственности тут дело.

А дело здесь в легитимности правящей элиты. Есть такое понятие - "легитимность правящей элиты". Это некий виртуальный символ, который ясно и недвусмысленно говорит народу, что именно эти люди имеют право владеть им. При монархии это "помазание божье" - типа, царь потому царь, что он "наместник бога". В современной России легитимность правящей элиты основана на одной фразе - "если бы не Путин, Россия бы развалилась". Как видите, для обоснования легитимности не нужно выдумывать ничего особенного, хватит и взятого с потолка бреда. Главное - чтобы люди поверили. А вот чтобы люди поверили, необходимы определённые мероприятия.

Правящие элиты ФРГ всегда заботились о своей легитимности. Кто не верит, может поехать в Берлин, и в его бывшей западной части увидеть прекрасно сохранённые памятники советским солдатам. А кое-где в здании Бундестага оставлены надписи советских солдат, сделанные тогда, когда Бундестаг был ещё Рейхстагом. Для чего всё это сделано? Чтобы показать народу Германии, почему нынешние его властители имеют право править. А почему они имеют такое право? Да потому, что русские выиграли войну. "Не верите? - Вот памятник, наглядное свидетельство; и на памятнике Мольтке отметины от русских пуль". При этом подразумевается, что, не выиграй русские войну, нынешние германские элиты сгнили бы в концлагерях. Заметим кстати, что такое основание легитимности опирается на исторические факты - в отличие, скажем, от путинского варианта. Аденауэр действительно сидел в концлагере, и, если бы не русские танки, хрен бы он стал канцлером. И так далее. Немцы - народ основательный, и базис легитимности правящей элиты у них тоже солидный. Не чета продукции нашего бездарного жулья от пропаганды.

В качестве иллюстрации вышеприведённого тезиса напомню об основаниях легитимности нынешних элит стран Восточной Европы. Почему они "имеют право править"? Потому, что русские ушли из их стран - ведь именно это событие, по крайней мере, формально, привело их к власти. А что является символом ухода русских, очевидным каждому горожанину? Правильно, снос русских памятников. Разница в судьбе советских памятников в Германии с одной стороны и в Восточной Европе с другой наглядно иллюстрирует выбранную местными элитами стратегию пропагандирования законности своего правления.

Из принятого элитами стран Восточной Европы обоснования своей легитимности имеется много неизбежных и неустранимых никакими действиями российских властей (кроме войны) следствий, касаемых перспектив российской политики в этих странах. Но наш разговор не об этом.

Итак, ФРГ присоединила к себе ГДР - читай, элиты ФРГ распространили свою власть на ГДР. Что должно было быть сделано? Правильно, должно было быть найдено обоснование легитимности правления элит ФРГ на территории ГДР. "Воля народа" здесь не играет роли - народ голосовал за воссоединение страны, а не за то, чтобы отдать власть конкретным группировкам. И какое обоснование легитимности было использовано? Правильно, "преступность" коммунистического режима. "Мы правим вами потому, что мы спасли вас от преступников".

Но о легитимности мало заявить - её нужно наглядно продемонстрировать. Чтобы продемонстрировать каждому колхознику легитимность Путина, г-ну Березовскому пришлось организовать вторую чеченскую войну. (Слово "пришлось" не означает, что Березовскому это было противно). А как продемонстрировать каждому немцу "преступность" коммунистического режима? Можно засудить Хоннекера и ещё кого-нибудь - но этого мало, тем более, что преступления нескольких человек сами по себе ещё не означают преступности всей системы. Было необходимо найти что-то такое, что дошло бы до каждого немца. И тут подвернулись агенты "Штази". Эврика! Ведь их полно, они были в каждом коллективе - давайте откроем их имена, устроим "охоту на ведьм"; каждый коллектив (читай - весь народ) проведёт образцово-показательную "чистку", и все увидят, что коммунисты, действительно, сволочи. Расчёт верный - ведь никому не нравится, что за ним персонально следят и стучат на него, да ещё его коллеги и друзья. И "Штази" действительно была довольно отвратной конторой - даже лгать не пришлось. Уволенные стукачи составили когорту "законных" безработных, что несколько смягчило впечатление от перехода к капитализму. Ну, и месть капиталистов коммунистам, конечно, куда ж без неё. Вообще, с технической точки зрения решение было принято гениальное, доведшее требуемый посыл буквально до каждого человека.

Таким образом, агенты "Штази" (одна шестая часть взрослого населения - помним) были отданы на заклание легитимизации власти Deutsche Bank на территории бывшей ГДР. Конечно, их не убили, не сгребли в концлагеря, даже не отправили на общественные работы. (Хотя увольнение, фактически, означало для каждого запрет на профессию и переход к непрестижному и малоприбыльному занятию, к тому, чем в России занимаются гастарбайтеры). Нас сейчас интересует не степень жестокости решения, а его методология. И она - абсолютно та же, что Гитлер использовал в отношении евреев. Просто один к одному, сходство стопроцентное. То же объявление одного врага виновным во всех бедах страны; та же идеологическая травля выбранной мишенью группы и её преследование силами государственного аппарата. Меньший же уровень жестокости объяснялся отсутствием необходимости в ней. Deutsche Bank не готовит нынешнюю Германию к новой Великой войне, и ему не нужно повязывать народ кровью. Другие условия - другие меры, но та же общая задача (легитимизация собственной власти) и тот же принципиальный метод.

Будем считать, что о совести и гуманизме современных немцев мы поговорили.

Ах, нет - забыл! :) Забыл сказать, что простые немцы приняли инициативу властей, как должное. "Кого-то травим? - Так и надо". Как и при Гитлере.

Ссылка на любопытную статью о процессе присоединения ГДР к ФРГ:
www.ruska-pravda.com/index.php/200911255344/stat-i/monitoring-smi/2009-11-25-06-20-01.html