bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Читая детям сказки

Отметил, что весьма нередко в этих сказках встречаются людоеды. Как-то слишком часто для признака, который сам по себе не является "сказочным" - как способность быть волшебником или волшебницей, например. Вегетарианцы, скажем, в сказках совсем не встречаются.

Допускаю, что людоед в сказке это средство обострения сюжета и не более. И всё же не покидает мысль, что некогда людоеды встречались в жизни наших предков относительно часто, почему и попали в фольклор.

И вот что интересно. Национальные различия между людоедами совпадают с различиями классовыми. В русских сказках типичный людоед это Баба-Яга, которая суть маргинал и изгой, отщепенец, живущий в лесу в отворачивающейся от мира избушке. В европейских сказках всё иначе. В "Коте в сапогах" и "Волшебнике изумрудного города" людоеды это богачи, владельцы собственных замков, причём в первом случае речь идёт об обладателе богатств, близким по значению к королевским, а в "Мальчике-с-пальчик" людоед не только богат, но ещё и примерный семьянин. В "Спящей красавице" людоедкой является королева, мать принца, разбудившего спящую принцессу, происходящая из несметно богатой семьи людоедов.

Не знаю, как это объяснить и какие сделать выводы. Вижу лишь, что в русских сказках царские ближние бояре в людоеды не попали, и в целом искать людоеда приходится практически вне общества. В Европе же людоед респектабелен и приближен к власти, занимая высокое место на феодальной лестнице.
То есть в Европе правильный, классовый подход. Буржуй - людоед.
В России же патриархальный склад общества, помещик - отец родной и мамка кормящая крестьянам. Аналогично и Политбюро. Сейчас же происходит европеизация - и в верхние слои попали не Ариэли, а поналезли, отпихивая друг друга локтями, испражняясь и плюясь Калибаны
Точнее, аристократ людоед. Или наоборот, только аристократ может позволить себе быть людоедом.
Пользователь vlkamov сослался на вашу запись в своей записи «Подмечено» в контексте: [...] Оригинал взят у в Читая детям сказки [...]