Исследователям остаётся лишь действовать по своему произволу. Так они и поступают, подгоняя выводы под политические задачи. Благо фактов и их интерпретаций всегда можно набрать на любую мозаику.
Очень часто подобное свойство демонстрируют создатели концепций о внутренних соотношениях Советского строя, немецкого нацизма, итальянского фашизма и испанского даже не знаю, как его назвать, поэтому пусть будет франкизм. Сложности добросовестной системной интерпретации этих явлений таковы, что им одним можно посвятить солидную монографию. Скажу лишь, что Советский строй обладал способностью демонстрировать базовые признаки всех трёх остальных, при этом не будучи тождественным ни одному из них. Отделение идеологии от пропаганды с учётом "уровней посвящения", и сопоставление того и другого с действиями представляет собой задачу, едва ли посильную для человеческого ума. Слишком велики объём данных и количество взаимосвязей, которые необходимо установить.
Но люди, судя по всему, никогда не начнут довольствоваться лишь описанием явлений, поскольку их побуждает к иному тяга к поиску практически пригодных общих закономерностей. Исходя из сего, только что отвергнув всякие классификации, я позволю себе предложить свою.
В основу моей классификации положено представление не о столь сложном явлении, каким является общество, а о значительно более простом - о человеке. Я исхожу из мнения, что серьёзные осознанные перемены в своей жизни человек мотивирует представлением "Я достоин лучшего".
Исходя из этого все четыре явления могут быть описаны, как реваншистско-мобилизационные. Их мотивация и метод формулируются так: "Мы устраним все споры, превратимся в монолит, отключим у масс естественное восприятие мира при помощи теорий о классах, расах и прочих прибамбасах, о тайных кознях и явных рознях, и в едином порыве завоюем то место, которого мы достойны (где-то в районе Олимпа) и которое у нас отняли или которое нам недодали другие". Нетрудно догадаться, что все подобные идеи по определению носят "спринтерский" характер и в принципе не могут быть долгожителями.
Все так или иначе хотят величия и больших достижений. Альтернативой изматывающему и рискованному "спринту" является многосотлетняя скрупулёзная рутинная работа по повышению своего потенциала.
В качестве паллиатива может рассматриваться "третий путь" - "следование в кильватере". Этот путь после ВМВ избрала Англия. Она не свалилась в "ангсоц", который ей пророчил Оруэлл, но и не стала трудиться, засучив рукава. Сколько может прожить "рыба-прилипала", покажет время - перед нами эксперимент. Отмечу лишь, что всем подобный путь не подойдёт; "благость хозяина" не безлимитна.
Копия поста:http://bantaputu.dreamwidth.org/340282.html.
Anonymous
June 5 2017, 10:30:08 UTC 2 years ago
Во всей его красе, каждый день. И мы, каждый из нас, от мала до велика, как его составляющая.
Подпись: Капитан Дег.)
bantaputu
June 5 2017, 14:22:58 UTC 2 years ago