Этот пост я посвящаю работникам Северодвинского центра судоремонта "Звездочка"
Да, и "Рецептыши тов. Ганди про борьбу с судебной коррупцией." тоже им. Почему почти каждый руководитель бюджетного учреждения России – преступник?
Так, я сейчас вкратце объясню что такое жизнь обычного бюджетного учреждения в России. У бюджетных учреждений России какие-то более менее приличные деньги появляются только к концу года, когда все необходимые еще в январе сметы и расчеты наконец прошли необходимые согласования в главке, главк дал указание казначейству, казначейство еще пару месяцев посклочничало по поводу того, что им не так и не в той форме что-то дали и на титульном списке переходящей стройки нет подписи младшего помощника секретаря старшего администратора левого крыла уборной министра финансов.
Нет, то есть на зарплату деньги есть – там простенькая сметка со списочной численностью, ФОТ, налогами и премией. А вот всякие строительства, ремонты, переоборудования и пр. – засада
Наконец, к лету деньги приходят. Теперь надо проводить АУКЦИОНЫ! Если строительство новое – сначала на проектирование. Если повезет – на строительство.
Аукционы без денег проводить нельзя, а до июня денег нет. В июне деньги поступают и приблизительно в такие же сроки подоспевают всякие указивки по поводу того, какое оборудование закупать по нацпроектам, какой формы котельную строить – круглую или квадратную и т.п. Начинает готовиться аукционная документация. Все аукционы у нас теперь электронные, надо еще и файлики сделать и все их заполнить, отсканировать и выложить. На строительство какой-нибудь котельной это листов двести (вместе с проектом и сметами). Надо еще подыскать свои конторы и договориться об откатах. К августу аукцион назначают и проводят где-то в сентябре. Вот где-то с сентября начинается интересное. Деньги у нас должны быть освоены до конца года. Напомню, заложенный в проекте срок строительства – шесть месяцев. Если в январе начать, к лету закончишь. Однако поскольку деньги поступают в июне, а аукцион проводится уже где-то в августе-сентябре, то на строительство остается три-четыре месяца. Никто не укладывается. Я напомню, что когда Владимир или Дмитрий закончит говорить новогоднее поздравление, все деньги с казначейского счета учреждения вернутся тов. Кудрину.
Все, все руководители бюджетных учреждений через этот стыд и срам проходят. Они подписывают КС-ки по еще не выполненным работам. Тем самым совершая должностное преступление. Нет, ну конечно к марту-то достроят. Но бывает что и нет – пришедшая по конкурсу контора не обязательно директорская – хватает и залетных помоек с допуском СРО за 30000 рублей из подземного перехода и одним человеком в штате. На малых ремонтах вообще только такие. Их директора все сплошь убежденные анархофискалы и принципиально не платят налогов. Такие конторы не обязательно порядочные и после получения полной оплаты по еще невыполненным работам сваливают в туман, где их никто бы не нашел, если бы не наши «Рецептыши тов. Ганди по борьбе с однодневками или как за три дня силами бригады программистов и личного участия премьера Путина полностью перекрыть кислород обнальщикам»
Аналогичная ситуация с закупкой оборудования. В августе назначаем аукцион, проводим его в сентябре и срок поставки рентген-установки вроде бы 15 декабря, но таможня тоже находит свою закорючку на предмет поиздеваться, и вот уже главврач и директор компании-поставщика писают кипятком и бегают по стенам, т.к. 31 декабря деньги УЙДУТ. И рождается НАКЛАДНАЯ. И еще это все скрепляется взаимной КЛЯТВОЙ между главврачом и директором поставщика ничего никому не говорить. Так что оборудование, которое иногда даже на территорию РФ не въехало, оказывается оприходованным, на него уже заведена инвентарная карточка. И я Вам больше скажу. Если по условиям назначенного лечения и установленных Голиковской бандой стандартов больного следует обрабатывать каким-нибудь пупырчатым бульбулятором, который все еще летит в Россию красивым транспортным самолетом компании DHL, будьте уверены, что в карточке больного виртуальный пупырчатый бульбулятор будет присутствовать.
У нас, кстати, так почти вся вакцинация проводится. Я сначала не мог понять - куда они столько вакцин девают. Если цифры, которые называются по добровольно вакцинированным – что-то типа каждого пятого жителя города – верны, то к ним в процедурные кабинеты должна была бы стоять нехилая очередь, а ее нет как нет. В общем, с учетом такой практики вакцины не покидают пределов склада производителя. А деньги покидают счет заказчика, вот же незадача. Вакцинация отмечается в карточках больных, которые никогда не ходят в поликлинику, но карточки которых все еще хранятся в медрегистратурах (или ходят очень редко). Часть из них умерла и как-то не зашла об этом сказать, а далеко не все медработники умеют общаться с бесплотными духами либо чувствовать смерть учтенного больного на расстоянии. Но что-то такое медработники все-таки чувствуют – опыт не пропьешь, и на всякий случай хранят карточку больного. Пока он не ходит, они в тоске по врачебной практике заполняют ее и заполняют. Почерк у них такой, что все равно ничего непонятно и проверяющему можно просто сказать, что ручку долго расписывали.
Я потом еще про воровство лекарств и материалов расскажу (способы те же), но это потом, мы пока про бюджет
Кстати, в любом УИКе есть список «молчунов» - это те люди, которые на территории участка зарегистрированы, но никогда не принимают участия в голосовании. Я знаю, что в этот раз почти 99% их списочного состава явились на избирательные участки и проголосовали самизнаетезакого. Не знаете? Ну тогда и я не признаюсь. Чурова спросите.
В общем, мухлюют изо всех сил. Так вот, здесь, где уже создана доверительная атмосфЭра между главврачом и директором поставщика, связанная с хранением совместного секрета о том, что вместо рентген-аппарата или томографа – ПУСТОЕ место, между ними возникает мысль насчет… нет, не поиграть в доктора. Раз уж мы теперь подделываем документы и даже уломали на это бухгалтеров, не исполнить ли нам еще чего-нибудь такое «на бумаге»?
Например, закупку бинта и фиксацию его расхода в таком объеме, как будто главврач практиковал древнехалдейские методы лечения (т.е. ставил ебиптологические опыты) и мумифицировал минимум половину отделения, включая посетителей и медперсонал. Всем теперь тепло и сухо и в зимнее время можно ходить без шубы. А еще год назад несколько медсестер поехали в таком виде в Египет и сходили в Каирский музей бесплатно – в таком облачении их пустили со служебного входа.
Сейчас Каирский музей разграблен. Как я уже говорил, если мы продолжим в том же духе, то и Русский музей на красной площади не ждет другая участь.
В общем так, причем здесь был Кудрин?
Он НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЭТОЙ СИСТЕМЫ.
Вот только не надо тут про бюджетный кодекс и казначейскую систему. Вам надо только было сказать Владимиру несколько слов и его ГПУ (Лариса, кажется?) мигом бы спроворили поправки, которые не задержались бы в госдуме.
Товарищ Кудрин! Зачем забирать деньги именно 31 декабря? Заберите их месяцем позже. Или двумя. Или ВООБЩЕ НЕ ЗАБИРАЙТЕ.
Понимаете, вы вроде бы министр финансов G20, а похожи на странного такого вроде бы продвинутого финансиста, который в конце года выходит изо всех бумаг и недвижки, получает в банке кэш, пересчитывает его под подушкой на новый год, а 1 января снова закупает бумаги и недвижку.
Почему такая фигня сложилась, тов. Кудрин? Вы не доверяете руководителям учреждений? Какой же вы тогда либерал, простите
Конкретно вот. Могу показать две процентовки за декабрь 2008 года на сумму 1,1 и 8,9 млн. рублей. Федеральное государственное учреждение. Почему это две процентовки? А если сложить их суммы, получится ровно 10 млн. а именно столько капнуло в то учреждение 25-го декабря. Было бы странным вот ровно 10000000. Разбили с кусочками. Строители героически освоили этот объем за три дня и ушли на покой.
Кстати, строители тоже страдают. Как? Видите те вон процентовки. Они с НДС, а еще там какие-то материалы сидят. А ЗАТРАТ-ТО по материалам у строителя нет – он еще не успел закупить кирпич на уже построенный объект. А значит, чтобы не попасть на НП и НДС, он вынужден мухлевать уже с первичкой.
Вот так наш лучший министр финансовделал из подведомственных ему руководителей учреждений потенциальных подсудимых. Справедливости ради необходимо сказать, что его личная заслуга в этом невелика - он просто следовал ранее заведенному порядку. Но такой порядок нельзя более терпеть! Нет, я не про революцию и преступный режим.
Внимание хинт! Давайте ФБУшкам по 25% денег от совокупной сметы прошлого года 01/01/NNNN АВТОМАТОМ (кроме тех, которые ликвидироваться должны в текущем году). Все равно ведь в течение года выберут. И не снимайте остатков. Раньше нельзя было сделать, не? Обязательно тов. Ганди ждать, да?
P.S. Бинты – это хрень. Булава – нет. А с Булавой у нас все также, только в тыщу раз интереснее. И еще с ремонтами подлодок. Северодвинцы по полгода без денег сидели, может быть и сейчас сидят. Либералом у нас был прежний министр финансов.
Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил в четверг, 19 января, что российский оборонно-промышленный комплекс может испытать проблемы при выполнении государственного оборонного заказа на текущий год.
Там самое большое количество неэффективных предприятий, и сейчас на них возлагается задача, которую они, по нашим реальным проработкам, в таком объеме исполнить не смогут», - приводит слова Кудрина в ходе Гайдаровского форума РИА Новости. По мнению политика, программа заказа «неисполнима в целом промышленностью в том состоянии, в котором она находится».
Выбрось счеты, эффективный! // Оригинал поста - 20.01.2012 03:20
От Bantaputu (многабукаф и имеется французская речь, сорри):
В силу обстоятельств мне довелось участвовать в госзакупках и как Заказчику, и как Поставщику. И я кое-что имею добавить.
Всё не добавишь, конечно. Объём будет невообразимым. Никто его не обнимет. :) В качестве иллюстрации приведу вот что:
Написать занятного о практике применения закона можно гораздо больше, чем страниц в руках Кузьминова, поверьте. По каждой странице - тома административных детективов.
Да, это 94-ФЗ. Да, за полгода в него принимается по 120 страниц поправок. Тупой директор ВШЭ Кузьминов преподносит это, как свидетельство заботы Партии о благосостоянии народа. Тупой Навальный не находится, что по делу возразить. А я вот что вам скажу неприлично: как, блядь, работать, если закон меняется раз в месяц, а к нему куча подзаконных актов и инструкций чуть ли не каждую неделю? Ведь в каждой новации нужно разобраться, отработать процедуру её реализации, и, главное, приучить к ней поставщиков. Звонишь поставщикам: "А у нас новые правила!" Новые правила - это для поставщиков новый бизнес-план. Поставщики, конечно, всё стерпят, но... за деньги. То есть, если увеличишь цену лота.
В законе идут постоянные изменения. Среди составителей подзаконных актов идёт постоянная, ежедневная работа по пересмотру правил. Я не шучу: в регионах есть целые учреждения, сотрудники которых каждый рабочий день приходят на службу и занимаются придумыванием новых правил для новых изменений в законах и выдумыванием новых закавык для заказчиков. Их любимая тема - "защита свободной конкуренции". К примеру, когда-то для выставления закупки на аукцион было достаточно указать на конкретный товар и назвать его цену. Предполагалось, что если цена завышена, то в ходе конкурентных торгов она естественным образом снизится. (Если это не работает, то вся идея 94-ФЗ в принципе дерьмо). Дальше решили, что это не работает, и что нужно обосновывать стартовую цену, давая 3 коммерческих предложения на данный товар. (Ещё меняли методику расчёта стартовой цены, сначала брали минимальную цену из 3 коммпредложений, потом стали брать среднее арифметическое - нужно же что-то менять хотя бы раз в месяц, да, а бумаги исполнители переоформят, им же государство зарплату платит, а государство у нас богатое, да, много народа нанять может, чтобы бумажки перекладывал). То есть, исполнитель должен был найти 3 коммерческие фирмы, готовые дать коммпредложения (на бумаге с "мокрыми" печатями), чтобы приложить эти бумаги к обоснованию стартовой цены. А коммерческая фирма станет давать предложение (адресное же, не выдашь себя за другого) только в случае, если она может участвовать в аукционе. То есть, если у неё есть ЭЦП и оборотные средства для такого рода дел. Оборотные средства? Об этом чуть позже. Это особая тема. Такие фирмы можно найти не во всех отраслях. Скажем, представительства многих крупных западных компаний принципиально не участвуют в электронных торгах и не поставляют ничего без предоплаты. А кроме, как у оф. представительства нужного вам товара нет. Что делать? На помощь приходят фирмы, занимающиеся только госпоставками и готовые оформить всё, как надо, и купить товар у оф. дилера для перепоставки. За дополнительную плату, конечно. Теперь нужда в подобного рода фирмах стала ещё больше, поскольку ввели правило (в Москве, по крайней мере), согласно которому необходимо представлять уже не 3 коммпредложения на товар, а 3 альтернативных эквивалентных товара, и по каждому в отдельности обосновывать стартовую цену. Собирать всё это - отдельная работа. А у тебя, чиновника, вообще-то, и повседневная, основная работа есть. Естественно, оформить нужный пакет документов в приемлемые сроки можно только через посредника, у которого есть несколько юрлиц и он может дать предложения на разные товары (а потом ещё проучаствовать парой своих юрлиц в аукционе, снизив цену на 0,5-1%, чтобы аукцион "состоялся" - естественно, снижение изначально закладывается в стартовую цену). А не хочешь, выставишь товар на аукцион по той цене, какую он реально стоит - на торги просто никто не придёт. Ты не получишь товара вообще. Деньги вернутся в Минфин и на следующий год будут направлены уже на иные нужды. А ты не только останешься без нужных твоей организации товаров и/или услуг, но и по шапке получишь - за плохую подготовку документов.
То есть, система провоцирует снабжение органов, проводящих аукционы на бюджетные средства, заведомо липовыми документами от посредников, получающих немалый процент. Насколько немалый? Прикиньте сами, учтя такой момент, как оборотные средства. Как вы думаете, когда оплачивается Госзаказ? В подавляющем большинстве случаев - по исполнении. Раньше (в 2010-м году, скажем) можно было поставлять товар партиями, и он оплачивался партиями же. Теперь оплата полностью постфактум. Значит, фирма-поставщик должна иметь достаточно средств, чтобы: 1) внести заявку на аукцион с обеспечением заявки (обычно 5% стартовой цены, правда, обеспечение заявки возвращается после аукциона - зато ведь за каждое юрлицо - участник, а их, чтобы всё чисто прошло, желательно иметь не менее двух); 2) выиграв аукцион, оплатить обеспечение контракта (обычно 10-30% стартовой цены; часто при этом государство в ответ выплачивает аванс - нахрена это всё деньги туда-сюда, да? - но аванс идёт в том же проценте, что и обеспечение контракта - и не всегда это может быть банковская гарантия, да и гарантия денег стоит - и при этом в проценте не от стартовой цены аукциона, а от цены контракта, которая, как правило, хоть на 0,5%, да меньше); приобрести и поставить собственно товар - тут расходы (обычно это кредит) зависят от срока поставки товара; 4) получить ещё и прибыль себе на хлеб с маслом, ага; 5) оплатить риск, ведь всегда может придти конкурирующая фирма, и либо выиграть вами подготовленный аукцион, на который вы понесли затраты, либо серьёзно снизить цену (то есть, снижению цен в результате торгов особо радоваться не стоит; обычно оно означает либо серьёзное ухудшение качества поставки - как вам, например, пластиковая посуда вместо фаянсовой или сильно подержанный автомобиль вместо нового, если вы техзадание недостаточно строго написали, а? - либо снижение в ходе торгов на сумму и без того заложенного в стартовую цену риска); 6) оплатить откаты, если таковые предусмотрены - что бывает далеко не всегда, поскольку чиновник при такой системе часто бывает рад уже тому, что поставщик просто согласился участвовать и готов поставить хоть что-то. Добавляем ко всему этому сроки проведения госорганами платежей (обычно в 10 дней укладываются, но и эти 10 дней пользования идут за счёт фирмы). Какие у нас ставки по кредитам, вы знаете. В среднем для товара, поставка которого занимает 6 месяцев от даты заключения контракта (что типично для сложного оборудования или, допустим, грузовиков со спецкузовами) надбавка посредника составляет не менее 25% стартовой цены. Даже с учётом возможного снижения получается, что не менее 1/5 государственных средств уходит на содержание самой процедуры закупок - ой, я ведь ещё не посчитал сам государственный аппарат, занятый только проведением процедур, связанных с закупками, да. А это много народа в красивых офисах, поверьте. Зайдите хоть в тендерный комитет Москвы на улице Макаренко. А ведь он непосредственно занимается только закупками на сумму свыше 10 000 000 рублей; всё, что мельче, идёт через другие структуры.
Зайти в тендерный комитет на Макаренко стоит, да. Хотя бы для того, чтобы увидеть висящие там стенды с описанием технологии госторгов и крупными надписями: "Полностью безбумажная технология". После чего посмотреть на людей, пришедших на заседания. Особенно внимательно - на представителей организаций, проводящих проверку заявок, поданных на конкурс, на соответствие требованиям. Они приходят с чемоданами на колёсиках по полцентнера весом, забитыми пачками бумаг. Все остальные тоже не отдыхают. Фактически документооборот в сфере госзакупок почти полностью ведётся в бумажном и электронном виде одновременно. Параллельно. Привет не буду больше ругаццо, это портит мой и без того не идеальный стиль Медведеву Д. А. с его концепцией полностью электронного документооборота и её замечательной реализацией.
Медведев Д. А., спросите? Да, это тот, который в конце 2011 года говорил о необходимости скорейшей отмены 94-ФЗ (а в одном интервью, данном, кажется, в ноябре-11, даже отмахнулся от вопроса журналиста об этом законе, отлив в граните, что закон доживает последние дни). Сейчас середина июня, ага. Я понимаю, что госзакупки - не закон "Больше трёх не собираться", не так актуально и торопить Думу не стоит. И всё же, Дмитрий Анатольевич, вы... Я обещал больше не ругаться, да.
В сабжевом тексте говорится, что со звоном курантов 31 декабря деньги уходят в Минфин. Да, уходят. Но ещё заканчивается срок действия подписанного контракта. У нас, если вы не знали, госорганы могут подписывать контракты, действующие только до 31 декабря, на следующий год они не переходят. Соответственно, поскольку срок действия контракта 31 декабря заканчивается, провести платёж после этой даты будет невозможно, даже, если Минфин разрешит оставить деньги. Так что не в одном Кудрине или любом другом завденьгами дело. Оне там бандой работают.
Ладно, всё всё равно не опишешь. Эх, Расея... До чего ж ты себя довела?