Я уже сказал, что "элиты" в РФ нет. Можете мне не верить, это Ваше право. И Ваше право задать мне вопрос: а что есть вместо неё? "Я уже сказал"(с), что есть исполняющие функции "элиты" люди "на зарплате", если под зарплатой понимать не только суммы, за которые начальство расписывается в ведомости.
"На зарплате" подразумевает, что эти люди без российского государства - ничто, что сам механизм их господства есть российское государство, в лице как "честных", так и "коррумпированных" государственных служащих... уж не знаю, осталась ли в наше время какая-то разница.
Дополнительно - и сюжетно для настоящего текста - скажу, что эти люди организованы в так называемый "партхозактив". Организованы они в него на каждом иерархическом уровне управления, начиная от районов и заканчивая ---, а экземпляры "партхозактива" распределены территориально. Ну да, олигархия.
Ниже я буду спекулировать - то бишь выдвигать феерические предположения без серьёзных подтверждений - на тему истории явления и его возможного будущего. "Национальный вопрос" из заголовка получился сам, из наблюдений.
Текст длинный, так что проигравшим битву со временем рекомендуется под кат не лезть.
Изначально партхозактив складывался как система управления трудом советских граждан (Павка Корчагин, железная дорога, вы помните). Прикидывать время формирования, так это 1920-е. "Районирование", если это слово читателю о чём-то говорит.
"Сталинское народовластие" по Александру А. Зиновьеву характеризовалось в общем низкой компетентностью типичного управленца, волюнтаристским подходом к решению управленческих задач, союзом начальника с местным низовым активом против ближайших подчинённых, неустойчивостью организационных структур и достаточно высокой горизонтальной и вертикальной мобильностями управленческих кадров (в могилу включительно). Из всего этого следует, что прочные связи в партхозактиве на начальной стадии его существования вряд ли являлись чем-то обыденным.
Из того, что ресурсом партхозактива того времени являлся труд, следовал драйв, во-первых, на увеличение количества труда в подконтрольном партхозактиву социуме, а во-вторых, на доступ ко всё более эффективным средствам преобразования трудовых усилий населения. На верхнем уровне соответствующие процессы известны нам как "коллективизация", "индустриализация" и т. д.. Пропаганда "ударного труда", скупка технического оснащения и лицензий за рубежом, повышение культурного и образовательного уровня населения с упором на техническое образование.
Очевидно, что собственное благосостояние партхозактива на этой стадии развития зависит от отчуждения части труда подконтрольного социума на свои нужды; следовательно, на местном уровне оно жёстко ограничено теми глобальными задачами, которые решает популяция. Труд всегда конкретен, а оттого плохо конвертируем. Усилия рабочего по изготовлению танкового трака архисложно превратить в модное нижнее бельё для директорской секретарши.
Следующая стадия развития партхозактива определяется переходом от управления трудом советских граждан к управлению их потреблением. Переход этот продиктован естественным желанием улучшить собственное благосостояние. Тот, кто занимается распределением продуктовых заказов, путёвок и квартир, сам без таковых вряд ли останется.
Отсюда следует драйв на увеличение количества распределяемых благ и их разнообразия. Да-да, те самые квартиры, телевизоры, ковры, стенки, вазы и ВАЗы - брежневский "золотой век".
Однако и здесь уровень благосостояния партхозактива жёстко ограничен номенклатурой распределяемого. Можно отчислить себе дюжину "жигулят", но "седалища не хватит". "Мерседес" - для начала всего один! - хочется, а нету. Получаем стремление расширить соответствующую номенклатуру, каковое стремление известно нам как позднесоветское помешательство на "импортном", навеваемое как раз от партхозактива.
С учётом повышения образовательного и культурного уровня населения имеем известное повышение компетентности начальства, его специализацию, как следствие - меньшую мобильность, "обрастание связями". Из экономии усилий партхозактива по обеспечению собственного благосостояния получаем всевозможные "теневые" транзакции... то, что в раннюю и среднюю перестройку по-детски наивный советский человек именовал "мафией" ("LA PIOVRA", дык). Низовой актив перестаёт быть надобен начальству против близких подчинённых и становится реликтом, его деятельность выхолащивается.
Полагаю понятным, что предельное расширение номенклатуры потребляемого партхозактивом достигается через переход от управления потреблением подконтрольного населения к управлению его деньгами. Что, собственно, и определяет следующую, нынешнюю стадию существования партхозактива, то есть локальной "группы товарищей", которая "сосёт баблос" с подконтрольной территории. "Финансовые потоки", как нынче модно говорить.
В итоге получаем драйв ликвидации, расжижения, то есть перевода в деньги всего, что можно. Не "всё покупается", но "всё продаётся". Компетентность и степень специализации членов партхозактива возрастают, - "у каждого своя деляна" - однако увеличивается количество связей, а сами связи становятся более прочными, даже связи антагонистические. Низовой актив осознаваем как явление вредное и подавляем любыми средствами, "не роняющими продаж".
Я вижу два условно оптимистических сценария эволюции такого положения дел в нечто приличное. Чтобы не слишком возбуждать читателя, привыкшего к стилю общения коммунальной кухни и реагирующего на образ, а не на смысл, назову эти сценарии "патриотическим" и "демократическим".
"Патриотический сценарий" состоит в увеличении ценности объекта, которым управляет партхозактив; выкачиваемые с российской территории "наши баксы" каким-то макаром дорожают по отношению к "ихним долларам". Проводя аналогию с "индустриализацией", получим задачу импорта и адаптации (а в пределе и монополизации) западных технологий ценообразования и всего того гуманитарного, что к ним привязано.
Собственно, "государственническая" апология нынешней Администрации РФ как раз и строится на приписывании ей действий в этом направлении. Геополитика, "тонкая международная игра", техноромантизм, "не имеет аналогов в мире", заимствуем лучшее у самых цивилизованных стран, сохраняем при этом свой особый путь, "покупайте наших слонов".
В таком сценарии объедки со стола партхозактива, которые достаются населению, со временем прибавляют в весе и вкусе, а всякая низовая активность утилизируема для решения уже упомянутых задач.
"Демократический сценарий" состоит в том же увеличении ценности объекта управления, но подразумевает принципиально иной способ достижения этой цели, а именно наращивание компетентности членов партхозактива за счёт сужения их специализации и, следовательно, увеличения их численности.
В пределе речь идёт о распространении партхозактива на всё население. У каждого своя вылизанная делянка, с которой он умеет тянуть деньги, без разницы, насколько она была богата изначально.
В том же пределе "все всех знают", связи между членами партхозактива прочны и разнообразны. Низовой актив перестаёт быть вообще.
Изложенное можно отнести как к "построению гражданского общества", так и к "нацбилдингу". Скажем, связи в таком количестве и такого качества можно установить, только опираясь на этническую и гражданскую общности одновременно, а сужение специализации может происходить только при хорошей защите от внешних посягательств на делянку - отсюда права-свободы-законы в этом сценарии не могут быть фикцией.
Сценарии - "патриотический" и "демократический" - я не счёл бы взаимоисключающими; они могут быть комбинированы (в какой-то степени) или осуществляемы независимо друг от друга (какое-то время).
Сеанс оптимизма закончен, спускаемся с небес на землю. На "эволюцию такого положения дел в нечто приличное" установлен хороший, прочный, сложный, продуманный затык.
Напомню, что партхозактив осуществляет своё господство, своё управление через государство. Без государства партхозактив - это "группа товарищей", непонятно с какой стати обложившаяся всякими вкусностями за не слишком высоким забором. Мясо. По отношению к российскому государству партхозактив вторичен. Этим он отличается от "элиты" в "цивилизованных странах", первичной по отношению к тамошним государствам.
Значит, партхозактив вполне параноидален к действиям по нарушению заданного государством порядка публичного поведения. То есть "воровать можно, митинговать нельзя".
Кроме того, из той же вторичности партхозактива по отношению к государству следует неразличение этничности. "Главное, чтобы человек был хороший" - это высказывание, если что, имеет хоть какой-то смысл только в устах начальника, которому надо дело людьми делать. Звучит мерзко, когда такое повторяют нищие, у которых слуг нет.
Эти два слагаемых дают жёсткую отрицательную реакцию начальства на любые публичные возмущения на этнической почве. Этот вид боли не воспринимаем как признак болезни, отвергаем волевым усилием, в крайнем случае рационализируем как "это всё госдеп мутит".
Возмущения на этнической почве всегда возникают как следствие избыточной профессиональной специализации того или иного этноса. Следовательно, игнорируя их обоснованность, партхозактив тем самым отказывает себе в реакции на нарушение пропорционального представительства различных этносов в какой бы то ни было сфере деятельности. Получается "слепое пятно" и в сиюминутных решениях, и в перспективном планировании. "Камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней".
Иными словами, никаких возражений против миграции на контролируемую территорию партхозактив выкатить не может. Следовательно, доход от такой миграции партхозактиву представляется прибылью.
В силу чего и "патриотический", "и "демократический" сценарии эффективно торпедируемы двумя миграционными модами, соответственно "кавказской" и "азиатской".
"Кавказская" миграционная мода подразумевает занятие мест в локальном партхозактиве с опорой не столько на государство, сколько на землячество. Отсюда следуют экономия на государственной деятельности как таковой, обращение в деньги уже собственно государственной организации, деградация управления, неспособность к решению сложных и масштабных задач, намеренное ухудшение качества человеческого материала на подконтрольной территории. Лицо этого процесса - падение поражённых территорий в адат-шариат-тарикат-газават и прочую духовную исконность. Ни о каком планов громадьи речи уже не идёт, "патриотический сценарий" отменяется - не путать с надуванием волосатых щёк на тему "тысячелетней истории", "традиций", "достойного места в мире" и т. п..
Помнится, я совершенно не удивился охлобыстинскому откровению о каком-то "хорошем" нерусском бизнесмене, мусульманине, который жертвовал на православный храм, и оттого жертвователь якобы более русский, чем. Да, вполне логичное поведение с этой точки зрения.
"Азиатская" миграционная мода состоит в занятии социальных позиций, низкий статус которых местное население не признаёт.
Поясню, ибо это важно: речь идёт не о "работе, за которую платят мало", а о "работе, за которую надо платить больше". Разница в том, что во втором случае местные сами готовы занять эти места за разумный прайс.
Очевидно, что "азиатская миграция" позволяет выкачивать с поражённой ею территории больше денег за счёт экономии на качестве человеческого материала.
Расплатой за это удовольствие становится то, что множество социальных и профессиональных позиций оказываются отлучёнными от общества как возможности совместных действий. На этих позициях, из этих позиций и для этих позиций нельзя выстроить новые делянки. Те, кто мог бы этим заняться, гниют в офисах и охране. Отсюда получаем невозможность реализации "демократического сценария": разнообразие "финансовых потоков" не увеличивается, дальнейшей специализации действующего партхозактива не происходит, его численность и компетентность в лучшем случае остаются на прежнем уровне.
...и на этой пессимистической ноте я позволю себе закончить на сегодня. Да, миграция - это запрет на развитие пост-советского общества, каким оно получилось. Этот коан придётся решать любой силе, которая в развитии заинтересована. Однако, как мышам уже известно, автор не тактик.
Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. Покамест не отмершая за ненадобностью совесть подсказывает, что история партхозактива есть вольное сочинение по мотивам изложенного здесь, а от себя ещё и добавлю, что на ссылке приведён, пожалуй, единственный известный мне долговременный политический прогноз, похожий на правду. По крайней мере, увеличение президентского срока до шести лет ложится в него как влитое.
"На зарплате" подразумевает, что эти люди без российского государства - ничто, что сам механизм их господства есть российское государство, в лице как "честных", так и "коррумпированных" государственных служащих... уж не знаю, осталась ли в наше время какая-то разница.
Дополнительно - и сюжетно для настоящего текста - скажу, что эти люди организованы в так называемый "партхозактив". Организованы они в него на каждом иерархическом уровне управления, начиная от районов и заканчивая ---, а экземпляры "партхозактива" распределены территориально. Ну да, олигархия.
Ниже я буду спекулировать - то бишь выдвигать феерические предположения без серьёзных подтверждений - на тему истории явления и его возможного будущего. "Национальный вопрос" из заголовка получился сам, из наблюдений.
Текст длинный, так что проигравшим битву со временем рекомендуется под кат не лезть.
Изначально партхозактив складывался как система управления трудом советских граждан (Павка Корчагин, железная дорога, вы помните). Прикидывать время формирования, так это 1920-е. "Районирование", если это слово читателю о чём-то говорит.
"Сталинское народовластие" по Александру А. Зиновьеву характеризовалось в общем низкой компетентностью типичного управленца, волюнтаристским подходом к решению управленческих задач, союзом начальника с местным низовым активом против ближайших подчинённых, неустойчивостью организационных структур и достаточно высокой горизонтальной и вертикальной мобильностями управленческих кадров (в могилу включительно). Из всего этого следует, что прочные связи в партхозактиве на начальной стадии его существования вряд ли являлись чем-то обыденным.
Из того, что ресурсом партхозактива того времени являлся труд, следовал драйв, во-первых, на увеличение количества труда в подконтрольном партхозактиву социуме, а во-вторых, на доступ ко всё более эффективным средствам преобразования трудовых усилий населения. На верхнем уровне соответствующие процессы известны нам как "коллективизация", "индустриализация" и т. д.. Пропаганда "ударного труда", скупка технического оснащения и лицензий за рубежом, повышение культурного и образовательного уровня населения с упором на техническое образование.
Очевидно, что собственное благосостояние партхозактива на этой стадии развития зависит от отчуждения части труда подконтрольного социума на свои нужды; следовательно, на местном уровне оно жёстко ограничено теми глобальными задачами, которые решает популяция. Труд всегда конкретен, а оттого плохо конвертируем. Усилия рабочего по изготовлению танкового трака архисложно превратить в модное нижнее бельё для директорской секретарши.
Следующая стадия развития партхозактива определяется переходом от управления трудом советских граждан к управлению их потреблением. Переход этот продиктован естественным желанием улучшить собственное благосостояние. Тот, кто занимается распределением продуктовых заказов, путёвок и квартир, сам без таковых вряд ли останется.
Отсюда следует драйв на увеличение количества распределяемых благ и их разнообразия. Да-да, те самые квартиры, телевизоры, ковры, стенки, вазы и ВАЗы - брежневский "золотой век".
Однако и здесь уровень благосостояния партхозактива жёстко ограничен номенклатурой распределяемого. Можно отчислить себе дюжину "жигулят", но "седалища не хватит". "Мерседес" - для начала всего один! - хочется, а нету. Получаем стремление расширить соответствующую номенклатуру, каковое стремление известно нам как позднесоветское помешательство на "импортном", навеваемое как раз от партхозактива.
С учётом повышения образовательного и культурного уровня населения имеем известное повышение компетентности начальства, его специализацию, как следствие - меньшую мобильность, "обрастание связями". Из экономии усилий партхозактива по обеспечению собственного благосостояния получаем всевозможные "теневые" транзакции... то, что в раннюю и среднюю перестройку по-детски наивный советский человек именовал "мафией" ("LA PIOVRA", дык). Низовой актив перестаёт быть надобен начальству против близких подчинённых и становится реликтом, его деятельность выхолащивается.
Полагаю понятным, что предельное расширение номенклатуры потребляемого партхозактивом достигается через переход от управления потреблением подконтрольного населения к управлению его деньгами. Что, собственно, и определяет следующую, нынешнюю стадию существования партхозактива, то есть локальной "группы товарищей", которая "сосёт баблос" с подконтрольной территории. "Финансовые потоки", как нынче модно говорить.
В итоге получаем драйв ликвидации, расжижения, то есть перевода в деньги всего, что можно. Не "всё покупается", но "всё продаётся". Компетентность и степень специализации членов партхозактива возрастают, - "у каждого своя деляна" - однако увеличивается количество связей, а сами связи становятся более прочными, даже связи антагонистические. Низовой актив осознаваем как явление вредное и подавляем любыми средствами, "не роняющими продаж".
Я вижу два условно оптимистических сценария эволюции такого положения дел в нечто приличное. Чтобы не слишком возбуждать читателя, привыкшего к стилю общения коммунальной кухни и реагирующего на образ, а не на смысл, назову эти сценарии "патриотическим" и "демократическим".
"Патриотический сценарий" состоит в увеличении ценности объекта, которым управляет партхозактив; выкачиваемые с российской территории "наши баксы" каким-то макаром дорожают по отношению к "ихним долларам". Проводя аналогию с "индустриализацией", получим задачу импорта и адаптации (а в пределе и монополизации) западных технологий ценообразования и всего того гуманитарного, что к ним привязано.
Собственно, "государственническая" апология нынешней Администрации РФ как раз и строится на приписывании ей действий в этом направлении. Геополитика, "тонкая международная игра", техноромантизм, "не имеет аналогов в мире", заимствуем лучшее у самых цивилизованных стран, сохраняем при этом свой особый путь, "покупайте наших слонов".
В таком сценарии объедки со стола партхозактива, которые достаются населению, со временем прибавляют в весе и вкусе, а всякая низовая активность утилизируема для решения уже упомянутых задач.
"Демократический сценарий" состоит в том же увеличении ценности объекта управления, но подразумевает принципиально иной способ достижения этой цели, а именно наращивание компетентности членов партхозактива за счёт сужения их специализации и, следовательно, увеличения их численности.
В пределе речь идёт о распространении партхозактива на всё население. У каждого своя вылизанная делянка, с которой он умеет тянуть деньги, без разницы, насколько она была богата изначально.
В том же пределе "все всех знают", связи между членами партхозактива прочны и разнообразны. Низовой актив перестаёт быть вообще.
Изложенное можно отнести как к "построению гражданского общества", так и к "нацбилдингу". Скажем, связи в таком количестве и такого качества можно установить, только опираясь на этническую и гражданскую общности одновременно, а сужение специализации может происходить только при хорошей защите от внешних посягательств на делянку - отсюда права-свободы-законы в этом сценарии не могут быть фикцией.
Сценарии - "патриотический" и "демократический" - я не счёл бы взаимоисключающими; они могут быть комбинированы (в какой-то степени) или осуществляемы независимо друг от друга (какое-то время).
Сеанс оптимизма закончен, спускаемся с небес на землю. На "эволюцию такого положения дел в нечто приличное" установлен хороший, прочный, сложный, продуманный затык.
Напомню, что партхозактив осуществляет своё господство, своё управление через государство. Без государства партхозактив - это "группа товарищей", непонятно с какой стати обложившаяся всякими вкусностями за не слишком высоким забором. Мясо. По отношению к российскому государству партхозактив вторичен. Этим он отличается от "элиты" в "цивилизованных странах", первичной по отношению к тамошним государствам.
Значит, партхозактив вполне параноидален к действиям по нарушению заданного государством порядка публичного поведения. То есть "воровать можно, митинговать нельзя".
Кроме того, из той же вторичности партхозактива по отношению к государству следует неразличение этничности. "Главное, чтобы человек был хороший" - это высказывание, если что, имеет хоть какой-то смысл только в устах начальника, которому надо дело людьми делать. Звучит мерзко, когда такое повторяют нищие, у которых слуг нет.
Эти два слагаемых дают жёсткую отрицательную реакцию начальства на любые публичные возмущения на этнической почве. Этот вид боли не воспринимаем как признак болезни, отвергаем волевым усилием, в крайнем случае рационализируем как "это всё госдеп мутит".
Возмущения на этнической почве всегда возникают как следствие избыточной профессиональной специализации того или иного этноса. Следовательно, игнорируя их обоснованность, партхозактив тем самым отказывает себе в реакции на нарушение пропорционального представительства различных этносов в какой бы то ни было сфере деятельности. Получается "слепое пятно" и в сиюминутных решениях, и в перспективном планировании. "Камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней".
Иными словами, никаких возражений против миграции на контролируемую территорию партхозактив выкатить не может. Следовательно, доход от такой миграции партхозактиву представляется прибылью.
В силу чего и "патриотический", "и "демократический" сценарии эффективно торпедируемы двумя миграционными модами, соответственно "кавказской" и "азиатской".
"Кавказская" миграционная мода подразумевает занятие мест в локальном партхозактиве с опорой не столько на государство, сколько на землячество. Отсюда следуют экономия на государственной деятельности как таковой, обращение в деньги уже собственно государственной организации, деградация управления, неспособность к решению сложных и масштабных задач, намеренное ухудшение качества человеческого материала на подконтрольной территории. Лицо этого процесса - падение поражённых территорий в адат-шариат-тарикат-газават и прочую духовную исконность. Ни о каком планов громадьи речи уже не идёт, "патриотический сценарий" отменяется - не путать с надуванием волосатых щёк на тему "тысячелетней истории", "традиций", "достойного места в мире" и т. п..
Помнится, я совершенно не удивился охлобыстинскому откровению о каком-то "хорошем" нерусском бизнесмене, мусульманине, который жертвовал на православный храм, и оттого жертвователь якобы более русский, чем. Да, вполне логичное поведение с этой точки зрения.
"Азиатская" миграционная мода состоит в занятии социальных позиций, низкий статус которых местное население не признаёт.
Поясню, ибо это важно: речь идёт не о "работе, за которую платят мало", а о "работе, за которую надо платить больше". Разница в том, что во втором случае местные сами готовы занять эти места за разумный прайс.
Очевидно, что "азиатская миграция" позволяет выкачивать с поражённой ею территории больше денег за счёт экономии на качестве человеческого материала.
Расплатой за это удовольствие становится то, что множество социальных и профессиональных позиций оказываются отлучёнными от общества как возможности совместных действий. На этих позициях, из этих позиций и для этих позиций нельзя выстроить новые делянки. Те, кто мог бы этим заняться, гниют в офисах и охране. Отсюда получаем невозможность реализации "демократического сценария": разнообразие "финансовых потоков" не увеличивается, дальнейшей специализации действующего партхозактива не происходит, его численность и компетентность в лучшем случае остаются на прежнем уровне.
...и на этой пессимистической ноте я позволю себе закончить на сегодня. Да, миграция - это запрет на развитие пост-советского общества, каким оно получилось. Этот коан придётся решать любой силе, которая в развитии заинтересована. Однако, как мышам уже известно, автор не тактик.
Спасибо за внимание.
ПостСкриптум. Покамест не отмершая за ненадобностью совесть подсказывает, что история партхозактива есть вольное сочинение по мотивам изложенного здесь, а от себя ещё и добавлю, что на ссылке приведён, пожалуй, единственный известный мне долговременный политический прогноз, похожий на правду. По крайней мере, увеличение президентского срока до шести лет ложится в него как влитое.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.