bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Старая басня

Когда-то давно мне рассказывали одну историю. Теперь я перескажу её вам.

Во первых строках отмечу, что рассказ мой не имеет целью оклеветать, оболгать или каким-либо образом унизить сотрудников или продукцию ОАО "КАМАЗ". Рассказ мой лишь формально об этом автозаводе. На всякий случай в конце текста я повтою свои слова.

Во вторых строках отмечу, что я не располагаю никакими подтверждениями достоверности излагаемой истории, как полностью, так и в отдельных частях её. Вполне возможно, что эта история - выдумка от первого до последнего слова, или же радикально извращает реально имевшие место события. Я не находил упоминаний о ней ни в Интернете, ни в прессе. Всё, что у меня есть, это давнишний устный рассказ, слышанный мною ещё в детстве. Также и поэтому мой рассказ не может быть отнесён к реально существующему ОАО "КАМАЗ", его сотрудникам и продукции.

А рассказ такой. Настало время, и советская экономика смогла осуществить серьёзный прорыв в деле совершенствования грузовых перевозок. Она построила крупный и весьма современный (насколько я могу судить) Камский автозавод в Набережных челнах. Грузовики нового завода были гордостью отечественого автопрома и мечтой сотрудников автопредприятий.

Естественным образом в СССР задумались об экспорте новых грузовиков. На то, что их станут закупать, допустим, США и ФРГ, как я полагаю, никто особо не рассчитывал. А вот развивающиеся страны - вполне. А что? Это был крепкий, добротно сделанный, не очень дорогой грузовик с относительно экономичным дизелем. Много хорошего металла за относительно небольшие деньги.

Разослал, в общем, Автоэкспорт рекламные проспекты, и стал ждать откликов. И вот надо же - заказ на партию "КамАЗов" пришёл не много ни мало - из Японии! Да не разовый-пробный, на три грузовика, а сразу на тысячи, да с пожеланием ежегодного продления.

Япония в те времена, в середине семидесятых, уже считалась развитой капиталистической страной. Мощь японского автопрома тогда ещё входила в легенду, но специалисты знали о ней прекрасно. Сумев, хоть и не сразу, поверить своему счастью, на "КамАЗе" отнеслись к заказу со всей серьёзностью. Для производства грузовиков по японскому заказу на заводе создали образцовые комсомольско-молодёжные бригады, возглавлявшиеся лучшими специалистами. Право работать в этих бригадах давалось в ходе конкурса. На сборку машин шли лучшие детали, кабины красились в два слоя. Делалось всё, чтобы не разочаровать японцев качеством. Ведь сам факт регулярных поставок машин в Японию мог быть хорошей рекламой на других рынках.

После начала поставок на заводе стали с трепетом ждать рекламаций. Как-то поведут себя машины в японских условиях, какие узлы станут отказывать чаще других, что необходимо будет доработать? Инженеры готовились к бою.

А рекламаций не было.

КамАЗовцы, конечно, знали, что поставляют весьма неплохую продукцию. Но чтобы совсем вообще ничего не ломалось? И не требовалось никаких запчастей? Может, японцы без лицензии наладили выпуск запчастей самостоятельно, и придётся судиться?

Но судиться не пришлось. В один прекрасный момент рекламация всё же пришла. Некий представитель фирмы-закупщика спросил: "А вы не могли ли бы красить ваши машины менее толстым слоем краски, а то при переплавке это создаёт проблемы?"

Занавес. Из-за занавеса голос японца: "Ваши машины прекрасны! Посмотрите хотя бы на этот бензобак! Из него получается два мотоцикла!"

Особенности японского законодательства, ограждавшего местную металлургическую промышленность от импорта стали, не были учтены при строительстве "КамАЗа". Всё учесть нельзя, что поделаешь.

Я рассказываю эту историю потому, что это, наверное, самый крутой облом, о каких я знаю. И для того, чтобы напомнить: всё, что мы делаем, может быть переоценено и перемотрено самым радикальным и неожиданным для нас образом.

И поскольку мораль басни выведена, напоминаю ещё раз: я рассказал это не для того, чтобы каким-либо образом опорочить ОАО "КАМАЗ", его сотрудников и продукцию. Тем более, что фактическая достоверность истории не подтверждена ничем. Возможно, это всего лишь грубая выдумка. Грубая - как сама жизнь.