bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Британский дискурс-2.

  Сразу несколько посетителей журнала высказало сомнения в серьёзности одной леди и трёх джентельменов, написавших в соавторстве книгу Double standarts. The Rudolf Hess cover-up., которую я представил в предыдущем посте. Некоторые читатели сочли авторов маргиналами и фриками. На мой же взгляд они являются госпропагандистами (двое из них, включая одного профессионального военного историка, тесно сотрудничают с телевидением). Речь ведь шла о создании британцами определённого информационного дискурса, становящегося в Европе мейнстримом. Ув. [info]oboguev   написал в комментариях : "не во всей Европе, а в Европе придурков". Что ж, поговорим о Европе умных.

  Надеюсь, автор формата Нейла Фергюсона соответствует академическим требованиям самых взыскательных читателей моего скромного блога. Широко распространено мнение, что звёзд такой величины в мировой исторической науке нынче три (и все трое - британцы) - Норман Девис (род. в 1939г. в Ланкашире), Симон Шама (1945 , Лондон) и сам Нейл Фергюсон (1964, Глазго), профессор Оксфорда и Гарварда, автор свыше двадцати пользующихся огромной популярностью книг, включая супербестселлер "Империя".
          

 

                                                                            Niall Ferguson


  В 1998 г. Фергюсон опубликовал книгу The Pity of War: Explaining World War One ("Несчастная война: Объяснение Первой мировой войны"). В своё время я читал её, но в данный момент книги нет у меня под рукой. Я полагал, что в эпоху Интернета это не столь важно. Kаково же было моё недоумение, когда мне не удалось обнаружить в Сети никаких следов существования её русского перевода. Надеюсь, это свидетельствует лишь о моём неумении гуглить. Потому что если The Pity of War и впрямь не издана по-русски, то это скверно. Как, впрочем, и общее отношение в РФ к Великой войне, повсеместно в Европе считающейся событием даже более значимым, чем ВМВ.

  К счастью, в англоязычной Википедии в статье о Фергюсоне этой книге посвящён целый раздел, в котором тезисы автора изложены кратко и ясно (а вот в русской Вики статья о Фергюсоне, увы, отсутствует):

  "Это критический анализ того, что Фергюсон называет десятью величайшими мифами Великой войны. Книга вызвала большие споры, в частности, утверждение Фергюсона, что для Европы было бы полезнее, если бы Британия воздержалась от вступления в Первую мировую войну в 1914 г., что позволило бы Германии выиграть... Кроме того, Фергюсон выразил несогласие с интерпретацией Истории Германии таких немецких историков, как Франц Фишер, Ганс-Ульрих Велер, Ганс Моммзен и Вольфганг Моммзен, считавших, что Германская Империя начала в 1914 г. агрессивную войну, а Второй Рейх был генеральной репетицией третьего.

  Напротив, Фергюсон считает, что в 1914 г. Германия вела превентивную войну, навязанную немцам безрассудными и безответственными действиями британской дипломатии. В частности, Фергюсон обвинил министра иностранных дел Великобритании сэра Эдварда Грея в том, что занимая двусмысленную позицию по вопросу о вступлении Англии в войну, он ввёл Берлин в заблуждение относительно британских намерений. Фергюсон обвинил Лондон в том, что региональная война в Европе переросла в мировую. Кроме того, Фергюсон отрицает, что истоки национал-социализма могут быть прослежены в кайзеровской Германии. По его мнению, нaцизм был полностью порождён Первой мировой войной и её последствиями.

  Мифы о ПМВ, которые развенчивает Фергюсон. В скобках его аргументы :

  Германия перед 1914 г. была милитаристской страной (Фергюсон утверждает, что Германия была самой антимилитаристской страной в Европе) ;

  британская внешняя политика была обусловлена обоснованными опасениями перед Германией (Фергюсон: Германия не представляла угрозы для Великобритании, и все опасения были вызваны иррациональными антинемецкими предрассудками) ;

  Германия начала агрессивную войну, и Британия была вынуждены вмешаться, чтобы предотвратить покорение Европы Германией (Фергюсон : если бы Германия выиграла, Европейский Союз был бы создан в 1914 г., и Англии было лучше не вмешиваться).

  Ещё одним спорным аспектом "Несчастной войны" стало обращение Ферегюсона к альтернативной истории. Он изобразил версию истории Европы под господством Германской империи, мирной, процветающей , демократической и без таких идеологий, как фашизм и коммунизм. По мнению Фергюсона, если бы Германия выиграла ПМВ, миллионы жизней были бы спасены, Европейский Союз основан в 1914 г., а Англия сохранила бы империю и осталась доминирующим мировым финансовым центром." http://en.wikipedia.org/wiki/Niall_Ferguson

  В других своих работах Фергюсон назвал эпоху 1914-1989 гг. "веком ненависти" и обосновал тезис о глобализации и объединении Европы, как естественном процессе, шедшем примерно с 1880 г. и прерванном катастрофой Первой мировой войны. За прошедшие годы этот информационный вектор возобладал. Речь идёт об огромном количестве книг, фильмов, публикаций. Например, герои англо-франко-немецко-бельгийского фильма Joyeux Noël (Merry Christmas) - британские, французские и немецкие солдаты, которые на Рождество 1914г. заключают перемирие и отказываются стрелять друг в друга.



                              

                    В чешском прокате фильм о Рождестве 1914 г. назывался "Счастливое и весёлое" 


  Кстати, очень хороший, добрый фильм. Немецкий тенор поёт "Тихую ночь", шотландский волынщик аккомпанирует, французский офицер достаёт откуда-то шампанское... и зритель понимает, что Евросоюзу следовало возникнуть в 1914 году.

  В определённом смысле вся история Европы рассматривается теперь, как подготовка к сегодняшней интеграции. Не только Наполеон или Габсбурги, но и, например, чешский король Йиржи Подебрад, разославший  в конце XV века письма европейским государям с предложением всеобщего мира, - все они видятся сегодня предтечами Евросоюза.

  В этом констекте и надо воспринимать книгу Линн Пикнет и её соавторов. Скажем, такой пассаж :

  "Параллель между современной ситуацией в Европе (и направлением, в котором она  неудержимо движется) и проектом Карла Хаусхофера и Рудольфа Гесса крайне интересна... Мы не в меньшей мере не хотим этим сказать, что возникновение и развитие Европейского Союза направлялось неким "Четвёртым Рейхом", укрытом в каком-то зловещем замке. Это означает лишь, что идеи, сформулированные Карлом Хаусхофером в начале прошлого века, как оптимальные для Германии и Европы, были ныне, без прямой преемственности, но по тем же причинам, восприняты представителями Европы..."


 

Tags: britannia
2
показательно отсутсвие Российской и Австро-Венгерской Империй в английском творчестве
Фергюсон - товарищ, конечно, авторитетный. Но не путаете ли вы интеллектуальную провокацию и нарождение нового мэйнстрима? Как в наше время можно стать автором исторического бестселлера, к примеру, на тему Первой мировой? Только "развенчивая мифы"! Ведь мало кого, кроме специалистов, заинтересует 1001-я версия событий, поданная в общепринятом ключе. Вот и идут люди на разные ухищрения. Нилланс, например, "Генералов Западного фронта" подает как совершенно новый взгляд на деятельность британского командования. И это работает, даром что по мне так его "Генералы" - это на 90% все тот же, лишь дополненный небезынтересными подробностями, старый добрый Лиддел Гард. Такова жизнь - хочешь бестселлера, предложи, или хотя бы декларируй "новый взгляд".

Такие интеллектуальные провокации (в случае со Второй мировой это звучало бы так - Гитлер был добрый и пушистый, а войну начали злые поляки) полезны, ИМХО опять же, порой не только в коммерческом, но и чисто в научном плане, даже если сами находятся вне исторического поля. Резун, например, вызвал столь бурный интерес к событиям начального периода войны, что. право. заслуживает небольшого бюстика в читальном зале Ленинки.

Но означает ли появление таких книг нарождение нового нового мейнстрима? По моему, нет. Уж сколько было ангийскоми историками написано худых слов про Черчилля, "проигравшего Вторую мировую". "История поражения", "Крах британской власти". И что? Это много способствовало более взвешенному взгляду на события тех лет и роли в них Черчилля, но право, говорить, что Англия пересмотрела свое отношение к своему главному политику ХХ века было бы, наверное, легкомысленно.

Чтобы действительно "переломить" мейстрим нужны такие убойные факты и документы, которые не только сложатся в красивую теорию - этого то добра сколь угодно много можно создать сответсвующей выборкой, но которые сделают ничтожными другие - общепринятые теории, общеизвестные факты. Но что такого есть в истории ПМВ, чего не рассказали бы историки не то что 1950-х, а 1930-х?

Вообще, ощущение, что в 1914 году Европа была на пороге ЕС, возникло ведь не вчера. Припоминаю мемуары Кессельринга, где он рассказывает, как перед ПМВ они - молодые офицеры кайзеровской армии, ездили из Меца "погулять" во Францию. Без виз, разумеется. И как французский таможенник им неизменно улыбался и шутил. Значит ли это, что Франция и Германия были готовы тогда слиться в едином порыве?.. Вопрос по меншей мере спорный.
Вы говорите исключительно о тенденциях в исторической науке, я же рассматриваю выстраивание идеологии в целом. Исторические книги - один из элементов, а есть ещё художественная литература, кино, телевидение, речи интеллектуалов и политиков и т.д. и т.п. Картинка двух мировых войн рисовалась в своё время для Европы разделённой, и для объединённой не подходит в принципе. Войны XX века теперь - нечто вроде рока в античной трагедии, зло, существовавшее помимо человеческой воли. Среди граждан Евросоюза не может быть потомков злодеев. Отсюда, кстати, и извинения всех перед всеми и за всё, вплоть до времён викингов.

Квазипатриоты в РФ этого не понимают и всё бросаются грудью на давно замурованные амбразуры.

Ниже, отвечая ув. kalkadas´у, я говорю об этом же, но с несколько иной точки зрения.
Картинка двух мировых войн рисовалась в своё время для Европы разделённой, и для объединённой не подходит в принципе.
------

Картинка двух мировых войн была сложной изначально - если остаивть за скобками понятную простоту в собственно военные годы. И тот внезапный взрыв симпатий англичан к немцам после ПМВ, о котором уопоминает в своих мемуарах Черчилль - яркое тому свидетельство.
Фергюсон очень любит использовать аналогии,но почему-то в упор не видит что предполагаемая им ситуация уже была в Европе - 1810 год.Наверное,ему неудобно вспоминать кто тогда в одиночку воевал против ,на тот момент,
единой Европы.
У модной троицы британских историков -еврофилов похоже напрочь отсутствует "имперское чутьё".
Есть мнение (я его по ряду причин не вполне разделяю, но это не суть), что британцы в начале XX века осознанно выбирали наследников, которым бы передали свою империю. Основных претендентов было два - США и Германия. Выбрали США. (Подобные мысли можно найти у Арнольда Тойнби, Хаусхофера и, если не ошибаюсь, у Валлерстайна).

Фергюсон, на мой взгляд, действует в рамках этой парадигмы, признавая задним числом, что была совершена роковая ошибка, и выбирать следовало немцев. Иными словами, Британия даёт Германии карт-бланш на обустроение континентальной Европы.

На каких условиях, с какой целью и т.д. - вопросы отдельные.
(Подобные мысли можно найти у Арнольда Тойнби, Хаусхофера и, если не ошибаюсь, у Валлерстайна).
------

Подобные мысли стоило бы поискать у Солсбери или Ллойд Джорджа.

venus_and_amour

November 16 2017, 10:15:01 UTC 1 year ago Edited:  November 16 2017, 10:15:12 UTC

В подтверждении тезиса, мысль, о том, что для Британии важны интересы Европы книга Марка Леонарда "XXI век - век Европы" — британского журналиста, который описывает принципы Евросоюза, как будущий выбор всех. Не исключено, что брекзит — всего лишь ход в партии.