Православная церковь Чешских земель - одна из самых молодых и небольших автокефальных православных церквей. Хотя она и заявляет о своём следовании традиции, восходящей к легендарным Кириллу и Мефодию, традиция эта, увы, была прервана так давно и радикально, что практически никаких следов её существования не сохранилось, так что в ХIХ веке чешское православие создавалось заново. Принадлежит же к этой церкви, согласно переписи 2001 года, всего 22 968 человек. Однако церковь вполне жизнеспособна и деятельна.
Чешское православие изначально было тесно связано с гуситством. Считается, что ещё в 1451 г. Константинопольский патриархат признал гуситов православными, однако их переговоры об объединении были прерваны гибелью Византии под ударами турок. Были близки к гуситству и энтузиасты, занимавшиеся возрождением кирилломефодиевской традиции на переломе XIX-XX вв. В 1903 г. они основали в Праге общество "Православная беседа". После же распада в 1918 г. Австро-Венгрии чешские богоискатели попытались создать национальную церковь, получившую название Чехословацкой. Просуществовала она совсем недолго и распалась на собственно гуситскую (во главе с патриархом Карелом Фарским), в которой насчитывалось свыше полумиллиона прихожан (сегодня гуситов около 100 000), и православную во главе с Матеем Павликом, в 1924 г. посвящённом в Белграде в епископский сан и принявшем имя Горазд. Пражская епархия принадлежала в то время к Сербской церкви.
Исповедывал православие и первый премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж (у него была русская жена).
Святой Горазд
Во время Второй мировой войны судьба православниой церкви в Чехословакии была трагична. Парашютисты, ликвидировавшие в 1942 г. Рейнхарда Гейдриха, укрылись в православном храме Кирилла и Мефодия в Праге, бывшем резиденцией епископа Горазда. Там же они приняли и свой последний бой, когда немцы их обнаружили. Говорят, они продержались несколько часов против перевеса 100:1, и каждый оставлял последнюю пулю для себя. В ходе последовавших репрессий церковь подверглась запрету и разгрому. Горазд и многие другие священнослужители были казнены. Позже он был канонизирован, как новомученик.
В 1946 г. чешские и словацкие епархии перешли под юрисдикцию Русской православной церкви. В 1951г. Чехословацкой православной церкви была дарована автокефалия. В 1991 она официально сменила название на нынешнее - Православная церковь Чешских земель и Словакии. Словацкие епархии имеют полную самостоятельность (количество их прихожан достигает 50 000 человек), хотя и подчинены тому же предстоятелю - в наши дни это митрополит Криштоф (Христофор).
Вероятно, самым известным из сегодняшних чешских православных является Яромир Ягр. Вот цитата из его интервью 2005 года:
"Корр.: Четыре года назад Вы решили креститься в православной церкви. Что Вас к этому привело?
Ягр: Не думаю, что меня что-то к этому привело. Думаю, это было во мне всегда.
Корр.: Вы были так воспитаны?
Ягр: Дело совсем не в воспитании. Или в вас это есть, или нет. Или вы чувствуете высшую силу - Бога, - или не чувствуете. И я говорю, что величайшее несчастье для человека - это не иметь дара внимать ту силу, те советы и помощь, которые он получает."
Статистические данные свидетельствуют, что чехи - один из самых атеистических народов на свете, и мои наблюдения это подтверждают. Так что великий хоккеист вырос в атеистической семье и крестился уже после того, как стал олимпийским чемпионом.
А общее количество православных в Чехии значительно больше, чем количество прихожан церкви Чешских земель. По некоторым данным, их насчитывается до 250 000 человек. В основном это иностранцы, принадлежащие к Русской, Румынской, Греческой и другим церквям. Но их тоже часто можно видеть в чешских православных храмах.
Не секрет, что РПЦ сталкивается с проблемами, свойственными любой чрезвычайно быстро растущей, к тому же чрезмерно коммерциализированной организации. Среди её священников, в том числе окормляющих паству за пределами России, к сожалению, иногда можно встретить людей случайных, ведомых карьерными и материальными соображениями, недостаточно образованных, а то и просто грубых. Чешская церковь, очень небольшая и не пытающаяся играть роль государственной, свободна от этих проблем. Поэтому некоторые из живущих в Чехии русских православных предпочитают ходить в храмы церкви Чешских земель.
Никаких канонических препятствий для этого нет.
istoriograf
December 23 2009, 15:46:46 UTC 9 years ago
bohemicus
December 24 2009, 08:17:20 UTC 9 years ago
istoriograf
December 24 2009, 14:54:38 UTC 9 years ago
kirillovec
September 28 2014, 15:12:11 UTC 4 years ago