Насколько я знаю, последняя пражская дуэль на пистолетах состоялась 5 мая 1876 г. Противниками были граф Леопольд Филипп Коловрат-Краковский и князь Вильгельм Ауэрсперг. Причиной поединка была графиня Анна Валленштейн, и бились они всерьёз. Ауэрсперг не только носил пенсне, но и стрелялся, не вынимая сигару изо рта, так что запеленал свой взор клубами дыма. Кончилось тем, что Коловрат застрелил его, после чего вынужден был бежать в Америку. Когда император уделил ему милость, граф вернулся в Австро-Венгрию, привезя с собой жену, баронессу Надину Упманн-Вальбелла, дочь табачного магната, с которой познакомился на Кубе. Графиня Валленштейн между тем ушла в монастырь.
Я считал мини-сериал о чешской аристократии завершённым, но читатели хотели продолжения. Особый интерес вызвал род графов Коловратов. Что ж, поговорим о Коловратах.
Этот древний род был некогда рaзделён на восемь ветвей. Однако большинство из них не дожило до наших дней, и сегодня семейство представляют лишь Коловраты-Краковские. К польскому Кракову они не имеют отношения, а имя получили по названию замка Краковец ещё до того, как в XVI веке продали его Лобковицам.
У темпераментного дуэлянта Леопольда Филиппа было семеро детей. Я остановлюсь на двух из них. Для старшего, Александра, belle epoque плавно перетекла в эру джаза. Он был страстным автомобильным гонщиком. Ездил сначала за Австро-Венгрию, потом за Чехословакию. Участвовал в пробеге Петербург - Севастополь. Выиграл Кавказский кубок. Легендарный Фердинанд Порше построил для него автомобиль, названный "Саша". B русском и чешском языках имя Александр сокращается одинаково.
Не меньшую известность, чем автомобильные гонки, Саше принесла киноиндустрия. В 1910 он основывает в одном из своих замков киностудию. В 1912, после пожара, студия переезжает в Вену. Она получает название Sascha-Filmindustrie. После ПМВ у студии появляются филиалы в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве и Праге. Величайший вклад Александра Коловрата в мировой кинематограф - открытие для мира кино Марлен Дитрих.
В 1923 г. Александр Коловрат-Краковский обвенчался в Вене с русской аристократкой Софьей Трубецкой. Детей у них не было. В декабре 1927 г. Саши не стало. Некоторые источники утверждают, что он погиб за рулём автомобиля. Это ошибка. Причиной смерти был рак. Граф не дожил до сорока двух лет.
Александр Коловрат-Краковский с супругой Софьей, урожденной княжной Трубецкой.
После смерти Александра родовые владения унаследовал его брат Йиндржих. В этом не было ничего необычного. Необычным, однако, было то, что он унаследовал и Софью. Вдова Саши вышла замуж за его брата. И этот брак остался бездетным.
Софья в конце концов погибла в автокатастрофе, а Йиндржих, увлечённый в то время идеями евгеники и желающий освежить старую кровь своего рода, женился на дочери мясника Марии Климтовой. В этом браке родилось пятеро детей. Йиндржих вообще любил всё новое, построил современный деревообрабатывающий завод, на котором работало 600 человек, а в Праге возвёл функционалистический доходный дом Чикаго.
Своей собственностью Йиндржих владел до 1943 г., пока её не конфисковали немецкие оккупационные власти. Демократичный граф был известен своими антинацистскими взглядами. Позже выясниолось, что он участвовал в Сопротивлении, за что и был в 1945 г. удостоен президентом Бенешем орденa Военного Креста. В том же году ему вернули всё его имущество.
Вскоре Йиндржих Коловрат был назначен послом в Турцию и оставался на этом посту до 1948 г. После прихода к власти коммунистов он отправил в чехословацкое министерство иностранных дел телеграмму, которую я позволю себе процитировать:
"Развитие политической ситуации в нашей стране привело к возникновению правительства, которое уже сейчас осквернило наши традиции демократии и свободы, и которое у каждого порядочного человека вызывает отвращение. Это правительство, являющееся агентом Коминтерна, определённо ввергнет чехословацкий народ в моральную и материальную нищету".
Из Анкары Коловрат направился в Америку, где купил сначала лесопилку в Нью-Джерси, принесшую нему только убытки, а потом ферму в Массачусетсе. У него было 6 работников, которым он помогал доить коров, а молоко чаще всего развозил сам, вплоть до весьма преклонного возраста. Своим детям он сумел дать очень хорошее образование. Они ходили в частную школу вместе с детьми из династии Фордов, один сын закончил Гарвард, другой - Йeль.
На родину граф впервые попал через сорок с лишним лет. В сентябре 1989 г. чехословацкий пограничник, прочтя в паспорте его фамилию, сказал: "Приветствую пана графа". До падения коммунистического режима оставалось два месяца.
В 1991 г. президент Гавел наградил Йиндржиха Коловрата-Краковского орденом Масарика. По реституции граф получил 7 000 гектаров леса, ряд недвижимых объектов, например, охотничий замок Диана, принадлежащий его семье с 1742 г., и несколько домов в Праге (Чикаго - далеко не единственный из них).
Среди реституированной семьёй недвижимости особое место занимает Коловратский дворец в Праге. Отреставрировав здание, граф сдал его в аренду Чешскому Национальному театру за символическую 1 крону в год. Ныне там расположена камерная сцена Национального театра, обычно называемая театр Коловрат.
Йиндржих Коловрат-Краковский прожил 98 лет, а всё имущество завещал своему младшему сыну Томашу.
В отличие от своих старших братьев Франтишек Томаш Коловрат учился в Европе - год в Гренобле, два в Вене. В перерывах он работал в разных местах официантом, поваром, матросом. То на полгода задерживался на Канарах, то на девять месяцев на Гаити, где был одним из немногих белых и где его арестовали по подозрению в подготовке покушения на диктатора Дювалье. Доучившись в Колумбийском университете, Томаш Коловрат стал снимать рекламные клипы, а в нескольких художественных фильмах был оператором.
Томаш был единственным из сыновей Йиндржиха, вернувшимся с отцом в Чехию. Он занимался родовыми лесными угодьями и всегда говорил, что правильно организованное лесное хозяйство должно приносить убытки, поскольку цель его - не прибыль, а сохранение лесов. В леса Томаш вкладывал деньги, полученные oт доходных домов в Праге.
100-метровую квартиру в одном из своих домов класса люкс он сдавал живущему в Америке старшему брату Эрнесту, чтобы тому было, где остановиться в Праге. Сумма арендной платы, как Вы, наверное, уже догадались, и в этом случае составляла 1 крону в год.
По закону Эрнест мог претендовать на долю в наследстве, но предпочёл исполнить волю отца. Тот был против его брака с американкой Барбарой, по возрасту уже неспособной иметь детей. Старый граф говoрил, что завещает Эрнесту его долю, если тот заведёт детей на стороне. "Думаю, Барбаре бы это не понравилось",- отвечал сын. Против того, чтобы всё досталось Томашу, он не возражал. "По крайней мере я всегда могу сказать Барбаре, что отказался ради неё от миллионов", - заметил он как-то в интервью. Барбара - профессор в университете, в прошлом была послом США при ЮНЕСКО, а сам Эрнест служил офицером а американском ВМФ, написал несколько книг.
Томаш ушёл из жизни довольно молодым. Наследниками стали его несовершеннолетние дети Максимилиан и Франческа. Вплоть до их вступления в свои права родовое имущество находится под управлением их матери Доминики Перутковой, прожившей с Томашем много лет. Женаты они не были, но через год после его смерти она сменила фамилию на Коловрат-Краковска.
Максимилиан и Франческа Коловрат-Краковские со своей матерью Доминикой
В 2008 году состоялся судебный процесс, на котором Доминика Перуткова (почему-то мне не хочется называть её Коловрат-Краковской) пыталась оспорить право Эрнеста на пожизненную аренду квартиры за крону в год. Процесс она проиграла.
Кроме потомков дуэлянта Леопольда в Чехии живут и потомки его брата Теодора. Они гораздо реже попадают в поле зрения СМИ, и мне не удалось найти их фотографий достойного качествa. Судя по тем немногочисленным интервью и статьям о них, которые я читал, эти люди не любят становиться объектом внимания.
Криштоф Коловрат-Краковский (1927-1999) был одним из студентов, протестовавших в феврале 1948 г. против коммунистического переворота. Провёл в тюрьме 7 месяцев. После заключения его мобилизовали в стройбат. Много лет спустя он сказал: "Я равнодушен к титулам. Единственный титул, которым я горжусь - чёрный барон". В те годы в стройбат направляли тех, кого режим объявил классовыми врагами. Обычно они несли службу в очень тяжёлых условиях, например, в каменоломнях. У стройбата были чёрные погоны, а в его рядах можно было увидеть представителей лучших семейств страны. Поэтому они получили своё прозвище. Те, кто в конце 40-х - начале 50-х служил в технических батальнах, гордятся этим до сих пор. Чёрным баронам посвящены одноимённые книга и фильм.
Во второй раз Криштофа арестовали в 1953. Потом он снова занимался физическим трудом, то на заводе, то на шахте, то в лесу. "Я 15 лет работал киркой и лопатой, и считаю, что каждый труд достоин уважения", - произнёс граф уже в наши дни. В 1968 к нему пришли из госбезопасности и порекомендовали покинуть страну, что он и сделал.
В 1990 г. Криштоф вернулся из Австрии и реституировал 5 000 гектаров земли и замок Рыхнов-над-Княжною.
После его смерти владельцем Рыхнова стал его сын Ян (род. в 1958 г.), профессионально занимающийся разведением форели. Его происходящая из Австрии супруга Андреа - врач по образованию. В 2001 г. у них родился сын Филипп Ян.
:)
entot
June 11 2010, 13:21:55 UTC 9 years ago
Re: :)
bohemicus
June 11 2010, 13:29:48 UTC 9 years ago
pascendi
June 11 2010, 14:12:16 UTC 9 years ago
Честь и порядочность -- то, чего России страшно не хватает. Истреблялось целенаправленно, вместе с носителями.
Чехам в этом смысле повезло.
bohemicus
June 13 2010, 13:32:48 UTC 9 years ago
При этом общее количество собственно погибших от рук коммунистического режима (казнённых по политическим мотивам, умерших в тюрьмах, убитых при попытке перехода границы etc) составляет около 3 000 человек за 40 лет. На 15 миллионов населения.
Если сравнить с масштабами нашей катастрофы, то удивительно, что у нас ещё вообще остались порядочные люди, для которых честь - не пустое слово. Тем не менее, они есть. И даже больше, чем можно было бы ожидать.
chuchuna
June 8 2011, 09:23:44 UTC 8 years ago
Была недавно в замках в Микулове и Леднице, там все стены увешаны портретами, но времени на экскурсию так мало, что не успеваешь понять, кто есть ху. Хотелось бы поехать туда еще раз уже подготовленной.