bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Маленький уютный империализм


  Словоcoчетания "чешский империализм" или "богемский колониализм" воспринимаются как оксюморон. Это неудивительно. Богемия не империя. Это маленькая уютная страна. В те времена, когда европейцы делили мир, она сама входила в состав Австрийской империи. А потом и колониальная эпоха закончилась. Но был один короткий период, когда независимая Чехословакия уже существовала, а эра колониализма ещё не закончилась. Какую политику проводило в те времена новорожденное государство? Тут лучше предоставить слово самим чехам. Вот несколько фрагментов из книги историка Томаша Кристлика "Замалчиваемая история":

  <<В 1919 году была издана книга "Чехословацкое государство в международных отношениях", текст которой по большей части возник в 1918 г. для "защиты наших прав" на парижской мирной конференции. Её автором был Ладислав Стегуле, большой патриот и масариковец, к тому времени уже длительное время публиковавший работы в области права и национальной политики. Его текст - это идеологическое обоснование международного признания чехословацких границ и включения национальных меньшинств в чехословацкое государство. Взгляды Стегуле не были исключeнием среди чешских политиков и общественности. Разделял их и президент Масарик. 

  Стегуле пишет, что немецкая нация и после Первой мировой войны сохранила характер расы господ (Herrenvolk), а потому не может быть принята в семью народов и пользоваться правом на самоопределение. Спорно даже то, может ли Германия вообще быть признана государством. Наоборот, соседние государства должны построить против Германии стену, заключающуюся в сильном Славянстве. Германизированные территории должны вернуться к языку своих отцов, поскольку их населяют преимущественно люди славянского происхождения.

  Далее он требует территориальных изменений в форме создания вдоль австрийско-венгерской границы коридора к Адриатическому морю. Идеальные границы чехословацкого государства должны простираться на юге по Дунaю до нижнеавстрийского Кремса-на-Дунае, а на востоке до венгерского Ваца. На севере Стегуле предъявлял претензии на часть Силезии.

<...>

го взгляды поддержал Томаш Масарик, заявивший в интервью "Коррьера делла Сера", что чешское государство вынуждено присвоить территории, населённые немцами, поляками и русинами, чтобы " в союзе с Югославией и Румынией создать непреодолимую преграду на пути восточных устремлений Германии".

<...>

двард Бенеш мастерски разыграл на мирных переговорах карту Чехословакии как стабилизирующего фактора в Центральной Европе, способного остановить как немецкую и венгерскую экспансию, так и угрозу распространения большевизма. Он добивался того, чтобы государство возникло внутри так называемых исторических границ Чешского королевства. Но границы чешского государства в прошлом менялись, и на основании принципа исторических границ чехи могли претендовать на государство от Балтики до Адриатики.

<...>

  Так называемые исторические границы понимались как противовес границам этнографическим (языковым).  Границы Чехии и Моравии в качестве земель короны св. Вацлава уже длительное время были стабильными, то есть "историческими". Но пограничные территории были заселены немцами, чехи туда только начинали переезжать, и перед самой Первой мировой войной их там жило приблизительно пять процентов. Если бы восторжeствовал принцип этнографического розграничения, чешское государство получило бы примерно те же границы, в которых позже существовал Протекторат.

  Трудности возникли в Тешине, носившем преимущественно польский характер. Поляки стали защищаться с оружием в руках. Состав населения Тешина подтверждал польскую правоту: 230 тысяч поляков и 80 тысяч немцев против 115 тысяч чехов. Было невозможно обосновать, почему чехам должно быть предоставлено право на самоопределение, а остальному населению - нет.

  Согласно мирному договору с Австрией судьбу Тешина, Спиша и Оравы должен был решить плебисцит. Вместо плебисцита 10.07.1920. была созвана конференция союзников в Спа, которая добилась от Польши, в то время отчаянно сражавшейся с большевиками и нуждавшейся в военной помощи, согласия с решением, которое примет сама конференция. Бенеш воспользовался своим шансом. В области Спиша и Оравы Чехословакии досталось 45 тысяч поляков (Польше - 24 тысячи), в области Тешина ЧСР поглотила 140 тысяч поляков, а 84 тысячи досталось Польше.

  Игнорируя принцип исторических границ в Южной Словакии, чехи сыграли исключительную роль в расчленениии Венгрии, которая потеряла 70% своей территории. Чехи отторгли в свою пользу Верхнюю Венгрию (Словакию), включая несколько населённых исключительно венграми комитатов, которые никогда не относились к Словакии. Им был нужен выход к Дунаю как к стратегической границе. Далее они присвоили Подкарпатскую Русь, чтобы отделить друг от друга Польшу и Венгрию, две страны, испытывавшие друг к другу симпатии и стремившиеся к сотрудничеству. Поэтому Польша никогда не признала Трианонский договор.

  Верхняя Венгрия состояла из 11 комитатов общей площадью 33 тысячи кв. км. Кроме них, Чехословакия отобрала у Венгрии 16 тысяч кв. км. с чисто венгерским населением, т.е. на 50% больше. Однозначными виновниками совершенно бессмысленного разгрома Венгрии были Масарик и Бенеш, а также Румыния, захватившая Трансильванию. Венгерское королевство потеряло три четверти населения, очутившегося вдруг в чужих государствах невзирая на провозглашённый Вильсоном принцип самоопределения наций.

  Министр иностранных дел Бенеш предложил парижской мирной конференции несколько меморандумов. В меморандуме номер 2 содержались территориальные требования: Чехия, Моравия, Словакия, Австрийская Силезия, часть Прусской Силезии, часть Нижней Австрии, Подкарпатская Русь, Верхняя Лужица, Нижняя Лужица, пограничный город Фурт-им-Вальд в Баварии и коридор к Югославии (вдоль австрийско-венгерской границы). Коридoр шириной 50-60 километров он обосновал необходимостью отделить венгров от немцев и соедининить чехов с югославами.

<...>

  Существовали и другие идеи. Социолог Халупный требовал для ЧСР Вену и Нижнюю Австрию. Другие претендовали на владения за морем. Ян Клецанда писал в брошюре "Чешские заморские колонии" : "Помимо чешской Камчатки можно представить, например, чешскую Западную Африку, то есть северную часть бывшей немецкой колонии, как субтропического поставщика хлопка. Или чешскую Новую Гвинею как поставщика какао и других тропических продуктов и сырья". По его мнению, Камчатка была бы лишь "очень малым знаком благодарности" со стороны России за помощь чехословацких войск в Сибири. "И у нас были бы прекрасные запасы угля и металлов, легко достижимые и по морю и по суше, будучи отделёнными от метрополии всего одной страной, хоть и огромной - Россией". Согласно Клецанде, историческая миссия чешской нации заключалась в возрождении белой расы.

  Наконец, из этого ничего не вышло, и чехам пришлось удовлетвориться близлежащими колониями - Словакией, Тешином, куском Венгрии, Подкарпатской Русью и и областями, населёнными немцами.

<...>

  В начале 1918 года советское правительство эвакуировало часть (говорится об одной трети) русских царских сокровищ из Москвы и Тамбова в Казань. 06.08.1918. в город вошли два чехословацких батальона, войска подполковника Каппеля и отряд сербов - в общей сложности несколько тысяч солдат - и овладели сокровищами. Начальник финансового управления чехословацких войск в России (впоследствии директор Легионбанка) Франтишек Шип и другие и ранее искали способы, как захватить золото. Шип хотел официально конфисковать 2000 пудов золота (пуд=16,38 кг), которое намеревался использовать как основу для создания чехословацкой валюты.

  <...>

  Царские сокровища, попавшие в Казани в руки чехословакам, представляли собой 61 500 пудов золота в разной форме, а также серебро, драгоценные металлы (платина, иридий, осмий), бриллианты, драгоценные камни и несколько вагонов русcких денег, а также печaтный станок для их изготовления. Этими деньгами чехословаки рассчитывались за товары, и, вероятно, сами их печатали.

<...>

  В Казани в руки чехословаков попала не только часть русских империальных сокровищ, но, вероятно, и румынские сокровища. Осенью 1916 года Румыния, воевавшая на стороне Антанты и находившаяся под угрозой немецкой оккупации, решила доверить России на хранение золотой запас своего национального банка, королевские и церковные ценности, музейные экспонаты, документы из академии и государственного архива и коллекции частных лиц. Это были два железнодорожных состава стоимостью 38 миллиардов долларов в нынешней валюте. Известно лишь, что румынские сокровища были эвакуированы вместе с русскими, потом их след теряется. В последний раз они были предметом переговоров на высшем уровне между Румынией и Российской Федерацией в 2003 году (без каких-либо результатов).

<...>

  01.03.1920 после отъезда во Владивосток последнего поезда с легионерами Лев Прхала передал большевикам золото в 18 вагонах. Его общий вес был оценен в 18000-20000 пудов, то есть примерно в одну треть от первоначального.

<...>

  Франтишек Шип утверждал, что Чеxословакия заполучила четыре тонны серебра и восемь тонн золота. Сколько ещё из русского и рымынского национального достояния прилипло к рукам Легионбанкa, чехословацкого государствa и отдельныx чехословакoв, мы очевидно никогда не узнаем.

<...>

  Командование чехословацких войск на Руси создало осoбый тыловой орган, техническое отделение (аббревиатура ТЕХОД). Это была коммерческая и предпринимательская структура, которая владела и управляла сибирскими рудниками и заводами, торговала сырьём, скупала драгоценные металлы и всё прочее, что можно было обратить в деньги за пределами России. Душой этого предприятия был шеф финансового отдела политического руководства легиона Франтишек Шип.

<...>

  18.11.1918. (согласно другим источникам - уже 03.08.1918) в Сибири возник банк чехословацкого легиона (банк легионеров, Легионбанк, Легиобанк) с капиталом в сумме 18 миллионов французских франков. Эти 18 миллионов представляли собой доплату для чехословацких легионеров в России, которые были частью французской армии и получали жалованье  во франках. Солдаты не увидели из доплаты ни сантима. У Легионбанкa были филиалы во Владивостоке, Харбине, Токио, Шaнхае, Маниле, Сингапуре, Триесте, а наконец и в Праге. Шефом стал Франтишек Шип. Только в России у Легионбанка было 245 сотрудников. У созданной Легионбанком в России организации, Центрокомиссии, было ещё больше филиалов за рубежом. Она скупала товары, производившиеся вдоль транссибирской магистрали (в принципе за бесценок, потому что русские фирмы опасались реквизиций) и торговала ими по всему миру. Чехословацкому войску на Руси были подчинены и многие заводы и предприятия вдоль магистрали, включая рудники и шахты. Их продукцию Легионбaнк и Центрокомиссия далее перепродавали. Только во Владивостоке у Центрокомиссии был 301 сотрудник. Товар вывозился из Владивостока зафрахтованными кораблями.

<...>

  Чехословацкие войска официально привезли из России три вагона серебряных монет, полученных от самарского правительства (по мнению историков, это был или кредит или оплата за охрану царских сокровищ, серебро происходило из них) и десять мешков серебряных монет от енисейского казачества. В России и других местах Легионбанк скупал платину и другие драгоценные металлы. Согласно официальным оценкам, банк получил за них не менее 50 миллионов крон. Далее из Владивостока в ЧСР было официально вывезено 4769 тонн хлопка, 286 тонн шерсти, 23 тонны верблюжьей шерсти, 8884 тонны чистой меди, 334 тонны каучука, 150 тонн кожи, 540 тонн льняных семян, 650 тонн твёрдого дерева, 10 тонн перца и т.д. и т.п. Сколько чего было вывезено в другие страны, неизвестно.

  Чтобы читатель мог получить представление об объёме перевезённого товара, укажем, что в распоряжении легионеров в Сибири было 20000 железнодорожных вагонов и соответствующее количество локомотивов. В 260 составах они жили.

  Легионбанк и Центрокомиссия торговали действительно со всем миром. При этом деньги за проданный товар не могли возвращаться к ним из ЧСР, поскольку в республике существовали строгие правила вывоза капиталa. То есть они располагали гигантским собственным капиталом. У чехословаков в Сибири было столько средств, что они всерьёз обдумывали покупку для Чехословакии Камчатки или байкальской области, по примеру покупки Аляски Соединёнными Штатами.

  Интересно, что русские историки не упоминают о ТЕХОДе, Центрокомиссии и Легионбанке. С другой стороны, они приписывают  чехословацким легионерам тысячи трупов гражданских лиц и военнопленных.

<...>

  О том, что часть русских империальных сокровищ попала и в ЧСР, имплицитно свидетельствуют слова Карела Крамаржа, произнесённые его безупречным русским языком в декабре 1921 года перед студентами Карлова университета, детьми русских эмигрантов: "Дорогие русские друзья! Вы, часть русской интеллигенции, которая волею судеб оказалась за границей, определённо спрашиваете и будете спрашивать, почему мы, чехи, проявили участие к к Вашей судьбе и решили, что вы получите у нас образование. Вам, людям умным, это может казаться странным в наше жестокое время расчётливых отношений. Может быть, многие из вас будут испытывать угрызения, что вы живёте на средства, которые мы, чешское правительство, даём вам как какое-то подаяние. Однако как член правительства я могу вас заверить, что мы не раздаём милостыню, но возвращаем вам, то есть России, лишь незначительную часть нашего долга перед вашей родиной. Я не могу и не имею права говорить o подробностях, но поверьте мне, что получая нашу помощь, вы берёте из своего.">>

  Разумеется, я выложил этот отрывок не для того, чтобы "покритиковать чехов". Боже сохрани от таких глупостей. Как раз наоборот. Я хотел показать пример того, как чешский интеллектуал честно смотрит на историю своей страны. Честь и хвала ему за это. Ведь имидж простодушного и безобидного небольшого народа был создан чехами на экспорт. Внутри страны он может существовать как средство смягчения нравов простого народа. Однако интеллигенции следует видеть события такими, какие они есть, и называть вещи своими именами. Самообман - занятие, недостойное просвещённого человека. Этого я не устану повторять никогда.

Tags: bohemia, votum separatum
3

Deleted comment

Практически всё, что я пишу по богемской истории, основывается на открытых источниках, свободно лежащих в ближайшей библиотеке.

Насчёт того, кто как к кому относится, в жизни всё далеко не так просто, как в стереотипах. Недавно в машине услышал по чешскому радио передачу о каком-то секретном польском городке, которого в советское время и на карте-то не было. Там находилась советская ракетная база. Жители городка вспоминали советских солдат с ностальгией, говоря, что в те времена, когда в Польше было шаром покати, в русском магазине (имелся в виду советский военторг) были хоть шампанское, хоть икра. Все вспоминали, как обменивали у солдат всё подряд, а один поляк сказал, что до сих пользуется какими-то запасами, выменянными в те времена. В конце передачи было сказано, что когда из городка выводили войска, плакали и солдаты, и местные жители. И что некоторые из бывших военнослужащих впоследствии приехали жить в этот городок. Теперь у кого-то из них там свой ресторан, у кого-то ещё что-то.
Орава или Опава?
Все понятно.
Читая Ваши посты, проникаюсь все большей симпатией к чехам. :)
эти "маленькие империалисты" которые своему богатству обязаны немцам (вся чешская промышленность находится в западной части, которая раньше была населена немцами на треть минимум), от этих же немцев за свои неоправданные "понты" и получили в 1938. Все по делу, кстати. Не их это задача указывать кому и как и чем распоряжаться. Кишка у них тонка. Сами 350 лет под австрийцами сидели, не вякали особо, а тут получили независимость решили, видимо вспомнив старые обиды, свести со всеми счеты и показать всю свою "мощь".
Они следовали старому принципу carpe diem; нельзя их за это осуждать.
политику долгосрочную на этом принципе строить нельзя. то есть в основу внешней политики положить это курс. чехов хвалят за прагматизм, однако тут никакого прагматизма нет. вот они свое и получили.
Их соседи действовали точно также - воспользовались выпавшими возможностями.
Кстати, да. Если беспристрастно описать внутреннюю и внешнюю политику межвоенной Польши, то окажется, что превзойти её по степени агрессивности и ксенофобии смог только Третий Рейх. Например, отбившись от большевиков под Варшавой, поляки депортировали украинцев, сражавшихся в их же армии и участвовавших в спасении столицы. Уровень анисемитизма в Польше зашкаливал. Захватив в 1938 году Тешин, поляки первым делом запретили там чешский язык, введя за его использование денежные штрафы. Немцы подвергались в Польше всяческим притеснениям; иногда дело доходило до того, что их убивали. И т.д., и т.п.
А это как посмотреть. В 1938 с чехами не произошло ничего страшного (страшное происходило с чешскими евреями и цыганами, но мы сейчас говорим о чехах). Иностранцы, которым довелось побывать в Протекторате, отмечали, что это был оазис спокойствия и благополучия посреди охваченной войной Европы. Невероятный контраст по сравнению с Генерал-губернаторством. Чехи спокойно переждали войну (примерно по французскому сценарию). А потом стали одними из бенефициариев её итогов.

В 1945 году миллионы немцев были изгнаны из Чехословакии, и их имущество, в первую очередь недвижимое, досталось чехам. Более того, еврейская собственность, ариизированная немцами, тоже досталась чехам (за несколькими редчайшими исключениями). Более последовательных прагматиков, чем чехи, трудно найти во всей Европе.

Например, во время войны Германия вербовала в Протекторате рабочих. Всего их было до ста тысяч, ЕМНИП. Их условия труда (оплата, продолжительность отпуска и т.д.) ничем не отличались от тех, которыми пользовались сами немцы. Зарплаты были в среднем в три раза выше, чем в самой Чехии. Впоследствии было сказано, что рабочих угнали в Германию насильно, и они получили компенсации, как жертвы нацизма.
В 1938 с чехами не произошло ничего страшного

Милош Форман бы с Вами не согласился, по крайней мере, в отношении судетских чехов: судя по его воспоминаниям, им, не пожелавшим покинуть родину (а многие незадолго до оккупации уже валили оттуда, предчувствуя развязку), судетские же немцы устроили жизнь унтерменшей; а в первый же день гестаповцы арестовали его отца, который пройдя несколько концлагерей, умер незадолго до конца войны; то же произошло с его матерью.
За всё время войны погибло около 70 тысяч чехов и словаков. В эту цифру включены боевые потери на всех фронтах (на стороне Союзников), казнённые гестапо участники сопротивления, погибшие узники концлагерей, жертвы бомбардировок англо-американской авиации, потери в ходе словацкого национального восстания (их было не менее 15 тысяч) и т.д. Для сравнения: чехословацких евреев погибло около 260 тысяч. А по сравнению с польскими или сербскими жертвами чешские потери можно округлить чуть ли не до нуля.
согласен. осталось втолковать это Милошу. ))
>Сами 350 лет под австрийцами сидели, не вякали особо, а тут получили независимость решили, видимо вспомнив старые обиды, свести со всеми счеты и показать всю свою "мощь".

Это не совсем так. Вернее, это анахроничная интерпретация в духе романтического национализма XIX века. Габсбургская империя изначально складывалась не вокруг Австрии, а вокруг Богемии. В Тридцатилетней войне стороны были разделены не по этническому, а по конфессиональному признаку. Империя Габсбургов была сословной, и принадлежность к сословию (а до конца XVIII века - к конфессии)значила там куда больше, чем принадлежность к нации. Не говоря уже о том, что сама понятие "нация" - очень позднее. В частности, чешская нация сложилась только в XIX веке. О том, как происходил этот процесс, и какими были в то время чешско-немецкие отношения, я писал несколько раз. В частности, здесь http://bohemicus.livejournal.com/21219.html и здесь http://bohemicus.livejournal.com/35192.html

Большинство чехов оставалось лояльно к Австро-Венгрии до самого конца (и об этом мне доводилось писать). По итогам Первой мировой войны на коне оказались радикалы, тесно связанные с Великобританией, Францией и США, и их политика была во многом обусловлена данными связями.
Таинственным образом подобные радикалы оказались на коне везде, кроме вышеупомянутых стран.
Скандинавия? Бенилюкс?
В Бенилюксе народ смирный, и то они провели либерализацию в пожарном порядке. А в Скандинавии Швеция развалилась надвое, и колбасило их нехило, а Финляндия вообще появилась на свет в результате наших событий.
***....вся чешская промышленность находится в западной части, которая раньше была населена немцами на треть минимум...***

Ну-ка, ну-ка ;)
Может, еще и доказать сумеем? :спок:
Ну локомотив промышленности - Шкода- Пилзен.
i.e.? чехия и богемия -- (почти) синонимы?
читать запятая вместо первого вопрзнака =)
И да, и нет. Зависит от контекста. И по-русски, и по-немецки Богемией иногда называют всю страну, иногда ту её часть, которую сами чехи называют Čechy (кроме Богемии к Чехии относятся ещё Моравия и Силезия, вот они на карте http://cs.wikipedia.org/wiki/Soubor:Morava_a_%C4%8Cesk%C3%A9_Slezsko,_a_odchyln%C3%A9_hranice_moravsk%C3%A9_a_%C4%8Desk%C3%A9_c%C3%ADrkevn%C3%AD_provincie.png

Самими чехами слово Богемия воспринимается в качестве иностранного. Ныне договорились считать, что оно происходит от названия кельтского племени бойeв, жившего здесь перед славянами. Хотя и в прошлом, и сейчас существуют и другие версии, возводящие название Богемия к славянскому слову Бог.
Да, сп-бо за разяснение, всё понятн. Бойев я знаю из Цезаря, сложный состав Чехословакии -- из истории WW#2? название Богемия -- их Конандойля. Всё стало на места, Вы мне оч. помогли свести эти знания!
кстати, меня всегда настораживало "договорились считать". кто, с кем, когда договорился? каковы при этом были уступки? каковы выгоды? и т.п.

просто когда встречаю такие "кельтские" названия как Горгобина, Бятек (Бятец? Бятеч?), начинаю размышлять, что кельты гораздо ближе к славянам, чем это могло изначально казаться...
Есть радикальное мнение, что эти кельты ближе всего к эльфам :) То есть вообще никогда не существовали. Во всяком случае, их бесследное исчезновение считается одной из загадок ранней чешской истории. То ли их подвергли геноциду, то ли подвергать геноциду было особо и некого...
не-е, это важные кельты! это договорные кельты: те, которые все устроили, а потом сгинули jako obři. в венгерском языке тоже наследили: "блатно", "поток", "терем", "калитко", "санко", "шапка", "бесед", "жир", "колач", "рож", "палинка", "черешне", "силва", "мална" и т.д.
публикации в области права и национальной политики.
Помнится, Швейк назвал газету "Национальная полшитика" "сучкой".
Были с дочерью как-то в Праге... Больше недели. Когда спросила у девушки, работавшей там уже пять лет (от горничной до простой посудомойки *как не вспомнить Цветаеву*):
- Каковы чехи?
- Те же немцы. Такие же холодные и высокомерные.
(Читала о золоте и как-то больно стало: "Почему, на протяжении уже более ста лет, нашу Родину разворовывают-разворовывают, разворовывают-разворовывают? Чтобы вообще ничего не осталось? Ни людей, ни денег? Одна сплошная пустая холодная, ледяная пустыня? А как же Торжество Православия и кому и по какому поводу торжествовать-то, вообще-то..." Извините, стихия виновата. Грустно всё. Тут даже не до старухи у разбитого корыта.)
Людям, работающим от горничной до посудомойки, окружающие часто кажутся холодными и высокомерными. Если бы у неё появилась возможность открыть свой бизнес, и она начала бы процветать, произошли бы чудесные изменения. Окружающие стали бы тёплыми и добросердечными, а она сама могла бы себе позволить быть холодной и высокомерной по отношению к посудомойкам и горничным.
Вы что, провоцируете?
Хотелось написать огромный комментарий с историями моими и рассказанными подружками, да разозлилась...
Человек, выросший с уважением к чужому труду будет уважать любой! Это как уже рожденный и воспитанный во власти или который из грязи - в князи (как ещё говорят украинцы: из хама не будет пана) - два совершено разных психотипа.
Любой даже не психолог, а человек с приличным жизненным опытом скажет:
- Уважающий себя не будет унижать других. А страдающий комплексом раба - тот да, конечно.
Чем больше у человека душа, чем богаче его внутренний мир - тем лучше он будет относится к труду и личности любого, кем бы он не работал. И пьяниц с алкоголиками, бомжей будет считать несчастными людьми, а не пинать их за слабость и безволие к жизни. (чему мне самой надо у таких людей учиться - всё ещё сложно не осуждать человеческие пороки)
Извините, возможно вспылила.
Моя лучшая подруга здесь, сербка, часто рассказывает о комплексе начальника у итальянцев и сравнивает с увиденной работой горничной в другой стране. Где красивенькая девочка-студентка спокойно, в наушниках, пылесосит номера и никому в голову не приходит тыкать ей пальцем в указательном тоне и проявлять хоть толику высокомерия. Или как в случаях со мной:
- Когда была вынуждена работать в семье одной бывшей соотечественницы (наши женщины сразу сказали: не вздумай идти к таким на работу!) - она получала несказанное моральное удовлетворение, унижая и оскорбляя, а когда сказала, что ухожу (хотя уже привыкла к полуторагодовалому малышу и мне именно его было жаль - ребенку явно испортит психику родная же мама вечными орами и истериками, он же - чудо), то та чуть не разнесла всё - такой ненависти в свой адрес никогда и никто в жизни ко мне не испытывал. И вот второй случай - буквально два года тому одна знакомая попросила подменить её - убирать квартиру двух пожилых дам. Действительно дам, хоть одной из них уже 98, а дочери что-то около 65-70. До сих пор для меня загадка их такт в объяснении, что бы им хотелось видеть выполненным.
Может такими уже рождаются? Это внутренняя культура, передающаяся из поколения в поколение? Что это? Каким образом достигается? Для меня - вопросы без ответа. Но! Это то, что называется уважением к чужому труду! *Тяжелому, смею заметить. И, если кто-то его не будет делать, тем людям придется выполнять самим. Понятно, что лучше относится к работнику не унижая его, чем самому тянуть неподъемные объемы...*
Извините ещё раз.
Это называется социальная маскировка. Описанные Вами дамы (видимо, итальянки) живут в старом и умном обществе с ненарушенной традицией. На днях я видел по ТВ документальный фильм производства ВВС о нынешних принцах. Показывали, как принц Гарри где-то в Лесото строит больницу для местных детишек, больных СПИДом. Вкалывает, возит цемент в тачке, вываливает, разравнивает лопатой. Потому что он принц. Он Виндзор. Ему нужно, чтобы его обожали миллионы подданных. А желательно - весь мир. И он знает, как этого добиться.

Но среди чехов, на которых жаловалась Ваша пражская знакомая, нет Виндзоров. Это же постсоциалистическая страна. Откуда здесь традиции или мастерство социальной маскировки? Люди даже по-человечески одеваться научились лет 10 назад, учиться себя правильно вести им придётся ещё лет 30. Я 16 лет назад приехал в Чехию, так местные бизнесмены и менеджеры вовсю носили белые носки. Что от таких людей можно хотеть? Их всё ещё распирает от счастья, что это Ваша знакомая моет за ними посуду, а не они за ней.

Вот если бы ей довелось поработать посудомойкой у нынешнего чешского министра иностранных дел князя Шварценберга, которому принадлежит полдюжины замков в трёх странах, и чей прямой предок в седьмом поколении разбил Наполеона у Лейпцига, её впечатления были бы совсем другими. Князь показался бы ей простым, открытым, добродушным человеком. Он высоко ценил бы её труд. Возможно, он даже раз или два помог бы ей вытереть вымытую посуду.
То есть - их, князей и поч., положение настолько незыблемо, что для самих же лучше быть душками? Хорошо, это понятно.
Нет, всё же социализм мне нравится больше - когда равенство и ценность каждого индивидуума как такового, независимо от ступени на этой пресловутой лестнице, узаконены (всё покоя Марины Цветаевой посудомоечный период покоя не дает - вот и завелась. Простите.)
*Ведь та же девочка-посудомойка может закончить университет и стройненько придти в политику или науку (верю в Ломоносовых и Ковалевских)*
А вернувшись в социализм, Цветаева и вовсе повесилась. Извините за опоздание, просто при перечитывании всего блога очень бросилось в глаза
Сейчас в Словакии беседую с местной интеллигенцией и потомками (2 и 3 поколение) эмигрантов-белогвардейцев. У них, наоборот, ожесточение против венгров. Якобы при них притесняли словаков вплоть до апартеида (к примеру, словакам разрешали учить свой язык в школе только в первых 3 классах).
Сейчас словаки боятся результатов недавно принятого в Венгрии закона "О соотечественников" - дескать, словацкие венгры (коих 10-12% в целом по Словакии, а придунайской низменности 30-40%) получат второй паспорт, а потом устроят референдум о присоединении к Венгрии.
Это понятно. Для словака страшнее венгра зверя нет. В 1918 году словаки собрали парламент, который официально принял обращение к чехам со словами: "Чешские братья! На коленях молим вас: придите и спасите нас!" Чехи пришли, побили венгров. Уже через несколько лет в Словакии вдруг появилась присказка-лозунг "Čecha do mecha. Mech do Dunaja!", имеющая хождение до сих пор.

Все эти национальные обиды расковыриваются до неприличия. У словаков есть шовинистический политик Ян Слота. Он и трезвый-то не очень умный, а уж как выпьет... В 1999 г. кричал на каком-то митинге "Сядем на танки и едем на Будапешт!" Год или два назад жаловался, что не понимает, как Бог мог дать такую красивую страну таким уродливым людям, как венгры :)

Кстати, один из моих ближайших постов будет затрагивать, помимо прочего, и кампанию в поддержку венгерского ревизионизма, организованную в 1927 году лордом Ротермером. Любопытнейший эпизод.
Анджей Сапковский хорошо показал беспощадный чешский характер в трилогии о гуситской войне.
Прошу прощения за вопрос в сторону, но читал где-то версию, что Гитлер был потомком онемеченного чеха. Не знаете правда ли это?
Кажется, я об этом никогда не слышал. Если слышал, то не помню. С полгода назад в чешских СМИ была информация, что Гитлера официально признали потомком евреев (на основе генетических анализов его родственников). Но чтобы он был чехом...
Правда, в Австрии потомков чехов, переселившихся за длинной кроной в габсбургскую столицу при Франце-Йозефе, - множество.

Когда видишь в Вене фамилии вроде "Дворжак" или "Кокошка" на вывесках, то все становится понятно. Хотя я сомневаюсь, что потомки этих людей сохранили чешскую идентичность и тем более язык
Это да. В своё время Вену называли крупнейшим чешским городом. Кстати, одна любопытная деталь. На венских карикатурах того времени, изображавших "понаехавших", чехи легко узнаются по очень большим ртам. Карикатуристы наделили их этим свойством, создав стереотип вроде еврейских носов. Насколько я знаю, чехов с большими ртами изображали только в Вене времён Франца-Иосифа. Как возник этот образ, на что он намекал, какие вызывал ассоциации, теперь уже неизвестно.
Johann Nepomuk Hiedler

Johann Nepomuk Hiedler, also known as Johann Nepomuk Hüttler ..., was a maternal great-grandfather and possibly also the paternal grandfather of Adolf Hitler.

Johann Nepomuk was named after a Bohemian Saint Johann von Nepomuk. Some view this name as evidence that Johann Nepomuk and subsequently his great-grandson Adolf Hitler had some Czech blood. However, Johann von Pomuk/Johann Nepomuk, was an important saint for Bohemians of both German and Czech ethnicity. Using Nepomuk just indicates ties to Bohemia, without indication of ethnicity.
Собственно говоря, даже имя Непомук не указывает ни на что определённое, кроме принадлежности к католизизму. Культ Яна Непомуцкого с большим успехом распространяли иезуиты, он встречается от Польши до Латинской Америки. Этим именем назван и один колледж в Риме, и корабль испанского флота. Я встречал его и как составную часть имени австрийских князей.

Хотя, разумеется, предки Гитлера вполне могли быть и чехами - почему бы и нет? Просто я об этом никогда прежде не слышал.
позволю себе сказать пару слов о чешском характере. Со слов моего деда- боевого офицера- освобождавшего Прагу и после войны коменданта городишка Мнишек в Чехии. Он говорил что чехи очень воспитанные люди и похожи на немцев но совершенно в массе своей лишены боевого духа и в этом ненамного лучше румынских солдат . А вот венграм отдавал должное.... да и сдать свою страну практически без сопротивления ........
При всём уважении к Вашему деду, не вполне понятно, на основании чего он сделал о выводы о наличии или отсутствии боевого духа у чехах. Ведь от участия во Второй мировой войне они де-факто уклонились. Разумеется, теоретически он мог наблюдать в боевых условиях войска генерала Свободы, но как раз их боевой дух под сомнение, кажется, никто не ставит. К тому же, если я правильно понял, Ваш дед наблюдал гражданских, а не военных. Думаю, немецкие гражданские произвели бы на него в точности такое же впечатление. Хотя боевой дух у немцев очевидно присутствует.

Для сравнения:: в Первой мировой войне французы продемонстрировали чудеса стойкости и боевого духа, а от участия во Второй мировой войне они уклонились. Если судить по Второй войне, у французов боевой дух отсутствует напрочь. Но это аберрация. Они просто сочли, что на этот раз уклониться будет выгоднее.

Чехи действовали в целом по французскому сценарию.
конечно это личные впечатления никто не спорит. но вот вы лично стали бы уклоняться от стоклновения если бы кто то грабил ваш дом или насиловал вашу жену ?
Некорректная аналогия. Хотя бы потому что она вряд ли пришла бы в голову самим чехам. Самоотождествление с государством свойственно восточным обществам, а не западным. В Европе политика - это политика, а частная жизнь- это частная жизнь. На днях чешский режиссёр Отокар Вавра праздновал свой столетний юбилей. В СМИ буднично констатировались обстоятельства его биографии: он жил при семи политических режимах. Человек родился при императоре Франце-Иосифе, живёт при президенте Клаусе... Протекторат был одним из этих режимов, только и всего.
А понятно ! я то думал что Лидице и расстрелы заложников в Праге это правда ! А оказывается для чехов это нормально... Просто власть такая ... действительно тряпки ! Дед был прав !
Это эмоции. Но смотреть нужно на результат действий, а не на те эмоции, которые эти действия вызывают.

Чехи создали своё государство в то самое время, когда Российскую империю постигла катастрофа. Чешское государство благополучно пережило войну, в которой Германия была полностью разгромлена. Чехи присвоили изрядную часть русского золотого запаса (и не только его). Чехи изгнали миллионы немцев и живут в их домах.

Всё это произошло в условиях, когда у немцев был против чехов численный перевес 10:1, а у русских 15:1. После всего этого Вы как ни в чём не бывало заявляете "чехи- тряпки".
Ваш аргумент смешон. Чехи сами по себе мышь в норку не изгнали! Про миллионы изгнанных немцами чехов ха ха ха!!!!!!!!!!! Все еще вернется .
(очень-очень устало): Опять Вы о какой-то ерунде. "Сами по себе", "не сами по себе". Важен ТОЛЬКО результат. А результаты этнических чисток 1945 года признаны Евросоюзом в поправке к Лиссабонскому договору.
не уточните персонажей исторического анекдота (как-то слышал, но не запомнил):

Во время визита в Чехословакию Эррио (или Пуанкаре ? - в 20-е г.г.) после окончания официальных мероприятий был приглашен Масариком (?) в пивную. Совершенно демократично - сидят, пьют, народ входит и выходит. Речь пошла о высоких социологических вещах, аномии, и в частности - а кто все эти люди ? Ну, тут Масарик и объясняет - вот тот, это аптекарь из (?), тот - водопроводчик из Жижкова (?) и т.д.. Они всегда в это время сюда мол ходят, я тоже - потому и знаю их всех. (Далее следовал комментарий, все же, наверно, Эррио о действительной и мнимой демократии, при сравнении с Францией :-))
Увы, я никогда не слышал этой истории.
Спасибо, очень интересно. А описанные чехи - это, случаем, не немцы, выучившие чешский?
Насколько я могу судить, по крови между восточными немцами и чехами нет почти никакой разницы. И те, и другие - славянско-германские метисы. Ведь полабские и поморские славяне не вымерли, они смешались с немцами и ассимилировались. А потомков чешских эмигрантов XVII века, по подсчётам демографов, среди нынешних немцев может быть до 5 миллионов. Чехов можно считать выyчившими чешский язык немцами ровно в такой же степени, как и восточных немцев - выyчившими немецкий язык славянами (любопытно, что, по моему опыту, среди чехов наилучшей репутацией из всех немцев пользуются баварцы, а наихудшей - саксонцы).
Я имею в виду элиты. Чешская элита чешская?
Да. В такой же степени, как и все остальные чехи.

Deleted comment

Одним из первых мероприятий Чехословцкой республики была земельная реформа, сильно подорвавшая благополучие аристократии. Шварценберги, Лихтенштейны и остальные подобные семейства потеряли очень много. Я знаю грустные истории о том, о как через несколько лет после реформы иные аристократические семьи продавали свои замки, которыми владели в течение столетий, и переезжали в обычные мещанские виллы, потому что на большее у них не осталось денег. Не думаю, что аристократы сделали с собой такое сами.

Другой вопрос, что многим из них удалось сохранить бОльшую часть своих владений до 1945 или 1948 гг., а некоторые и реституировали их после 1989г., но по существу Чехословакия была очень чешским и отнюдь не аристократическим государством.
Хм..где-то прочел,что чехи-онемеченные славяне с большой еврейской примесью.
Чехи, в общем-то, германо-славянские метисы. Восточные немцы - тоже. Большие еврейские примеси - это фантазии, появившиеся в то время, когда стало модно повсеместно обнаруживать евреев.

Например, считается, что первым славянским государственным образованием было княжество некоего Само. Какая-то незапамятная древность. Не то VII, не то VIII век... Есть преобладающая концепция, согласно которой Само был франкским купцом, создавшим славянское княжество (что-то вроде варианта норманнской теории возникновения Руси). Есть националистическая версия, согласно которой Само был коренным славянином и практически чехом. А есть версии о его восточном происхождении. В завистимости от обстоятельств восточное происхождение Само становится то персидским (то есть арийским), то еврейским. Причём версия о Само-еврее появилась позже всех, чуть ли не в 80-х годах ХХ века.

Прага действительно была одним из крупнейших еврейских центров, но евреи долгое время жили изолированно в гетто, поэтому о статистически значимом смешивании говорить не приходится. А там, где смешивание налицо, возникает вопрос, у кого же чьи примеси. Например, сегодняшний верхний раввин Праги Карол Сидон - еврей только по отцу, его мать была чешкой. Это очень необычное происхождение для верхнего раввина, но, говорят, среди чистокровных чешских евреев не нашлось знатока Закона такого уровня, как Сидон. Сама же иудейская община Чехии оценивается ныне примерно всего в 5000 человек (около 260 тысяч богемских евреев погибло во время Второй мировой войны).
-.."Как твоя фамилия? Швейх? Ну , видишь,чего же ты запираешься,когда у тебя такая еврейская фамилия?"-

Deleted comment

Считается, что евреи жили в Богемии всегда. По официальной версии, первое документальное упоминание о них относится к 906 году (в каком-то таможенном законнике). При этом говорится, что, по-видимому, евреи появлялись на территории современной Чехии ещё во времена Римской империи, т.е. задолго до прихода славян. Есть и разные легенды о приходе (вариант - призвании) евреев. Одну из них я упоминал http://bohemicus.livejournal.com/1551.html
Можно представить, да. :)

Спасибо.
Спасибо за ваш журнал.
Прямо просветление в мозгах наступает от его чтения.
Спасибо.
> средство смягчения нравов простого народа.

эта задача (смягчение нравов) еще актуальна ? по-моему наоборот.
Задача смягчения нравов всегда актуальна.
я не согласен. с одной стороны, элита избавляет себя от проблем (и от
конкурентов), с другой стороны есть риск получить совершенно травоядное
население. аналогия - "Социализм превратил людей в полипы, а
затем «воду спустили»."
см. хттп://flibusta.net/b/172761/read#t9
Особенно сейчас, когда народ опять против власти
а о качестве чешской армии и чешских солдат мой дед делал выводы на основе личных впечатлений от увиденного. ктати он боевой офицер войну закончил командиром роты в пехоте в звании старшего лейтенанта . Чехов называл очень нежными..... это его выражение.что это значило в его понимании уже к сожалению не узнать. кстати с осуждением относился к вторжению 1968 года говорил что так как их втречали в 1945 в Праге нигде таково не был
Интересно, что русские историки не упоминают о ТЕХОДе, Центрокомиссии и Легионбанке. С другой стороны, они приписывают чехословацким легионерам тысячи трупов гражданских лиц и военнопленных.

Действительно интересно. Как и упорство чехов не замечать плоды гуманитарной катастрофы, в создании которой они приняли самое активное участие. Хотя это вполне объяснимо.

Этот вопрос, конечно, больше русская проблема, чем чешская.
Недавно нашёл в закарпатской литературе термин, очевидно, переводной - "славянизация венгерского пограничья". Так в 1930-х назывался процес переселения русинов и украинцев с гор в приграничные с Венгрией сёла, для создания буфера в этой населённой венграми зоне. Руководили процессом т. наз. чехословацкие легионеры.

Я тут немножко написал о следах процесса, правда, по-украински, но с фото:

"Свободянський кущ", посаджений чехословацькими легіонерами
http://zakarpattja.livejournal.com/51190.html