bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Лабиринт "Коменского" - II.

                                                              (окончание. начало здесь http://bohemicus.livejournal.com/53255.html )

  В 1627 году католицизм стал в Богемии единственной легальной религией. Протестанты получили полгода на то, чтобы сменить веру или покинуть страну. Коменский перебрался в Польшу. Последующие 43 года он жил жизнью изгнанника, и описание всех его перемещений не входит в мои цели. Скажу лишь, что дольше всего он прожил в польском городе Лешно, куда возвращался трижды, и в голландском Амстердаме, куда попадал четырежды. Но в промежутках были и шестилетнее пребывание в Восточной Пруссии, и два года, прожитые в Трансильвании, и девятимесячная поездка в Лондон, о которой чуть ниже я расскажу отдельно. По мере того, как росла его слава, Коменский получал всё новые приглашения. Некоторыми из них он воспользовался, другими - нет. Кардинал Ришeлье звал его во Францию, князь Радзивилл - в Литву, канцлер Оксеншерна - в Швецию.

  Всеевропейской известности Коменский добился уже во время своего первого пребывания в Лешно. Там под защитой князей Лещинских, в то время ещё бывших протестантами, существовала ветвь Братского Единения, родной церкви Коменского. Ян Амос был избран епископом и стал проректором чешскобратской школы. Его труды о педагогике и школьные учебники впечатлили всю Европу. Достаточно сказать, что написанный Коменским учебник латинского языка Janua linguarum reserata использовался даже его непримиримыми врагами иезуитами (из 135 работ Коменского, изданных им при жизни, в Богемии вышла только эта).

 Сам же Коменский считал смыслом своей жизни несколько иные вещи. 

 В Лешно он приехал в сопровождении семнадцатилетней Кристины Понятовской. Ничего личного к юной особе у Коменского не было, к тому времени он успел счастливо повторно жениться. Ho Понятовская была прорицательницей. У девушки случались эпилептические припадки и галлюцинации, во время которых она пророчила возвращение чешской свободы и погибель папы и Габсбургов (в терминологии протестантов - Антихриста и его слуг).

  Всевозможными пророками и прорицателями Коменский увлекался всю жизнь. Пророчили все они примерно одно и то же, добавляя деталей по обстоятельствам. Например, после вступления в войну на стороне протестантов Швеции, пророкам из среды чешских эмигрантов стандартно виделся Лев с Севера, который сокрушает католических антихристов.

  Кристина Понятовская была самым невинным созданием среди них. Кажется, она всерьёз верила в свои видения и даже предсказала собственную смерть. Однако в назначенный день смерть на наступила, а наступил очередной приступ болезни, после которого Кристина пошла на поправку. Припадки прекратились, остались лишь фантастические сновидения. Девушку выдали замуж. Года через три прошли и необычные сны. Кристина нарожала детей и прожила обычную мещанскую жизнь.

  Хуже было, что Коменский доверял и явным аферистам - Коттнеру и, в особенности, Микулашу Драбику, годами всем вокруг морочившему голову видениями христианизации турок, в союзе с которыми чехи должны были одолеть Габсбургов. Драбика воспринимали скептически, и дружба, всю жизнь связывавшая его с Коменским, компрометировала педагога.

  Столь же необычного свойства были и две другие страсти Коменского - вечный двигатель и исправление человечества.

  В perpetuum mobile Коменский видел доказательство существования в мире некой примарной божественной силы.

  К идее исправления человечества Коменский пришёл, разочаровавшись в более предметных планах освобождения родины. Его всегда тянуло к глобальным решениям и соответствующим терминам. Не желая размениваться по мелочам, Коменский создал науку обо всём - "Пансофию" (всеобщую мудрость) . Но и она в итоге стала лишь составной частью труда его жизни - "Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" (De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica). Другими частями были, например "Пампедия" (всеобщее воспитание) "Панэгерсия" (всеобщее пробуждение) или "Панортосия" (всеобщее исправление).

  Современники ценили его за вещи куда более практические. Роднaя церковь хотела от него проповедей, а светские власти - учебников, Коменский же пытался заинтересовать мир пансофией и вечным двигателем.

  Круг сторонников и поклонников Коменского был разнообразен. У него появились английские друзья -  Сэмуэл Хартлиб и Джон Дьюри (точнее, один из них был полуангличанином-полунемцем, а другой - шотландцем). Они издали в Англии несколько работ Коменского, получивших широкую огласку.

  Хотя Англия не участвовала в Тридцатилетней войне, в этой стране с 1621 года было модно обсуждать богемский вопрос. Дело было не столько в самих чехах, сколько в их королеве. Ведь с протестанстской точки зрения королевой Богемии оставалась Елизавета Стюарт, вдова Фридриха Пфальцского. Она была родной сестрой короля Kарла I.  

  В Англии распространилось коменианство. 29 ноября 1640 года в парламенте была произнесена речь, в которой Коменского назвали человеком, "заложившим фундамент для построения здaния человеческой и божественной правды, весьма полезный всему роду человеческому для понимания всех вещей". Среди коменианцев были и граф Уорвик, и архиепископ йoркский. Но самое важное - к коменианцам примыкал Джон Пим, бывший в ту пору вождём английской революции.

  Коменский приехал в Англию в 1641 году и был встречен с восторгом. Он активно занялся поектом реформы английского образования. Но в условиях начавшейся революции и приближавшейся гражданской войны всем очень быстро стало не до школ.

  Потом были годы в Эльблонге под шведской опекой (шведы хотели от Коменского новых учебников, а он занимался пансофией) и Вестфальский мир, условия которого стали для богемских эмигрантов катастрофой. Коменский тщетно призывал шведов исполнить  обещание до конца защищать чешскую свободу. В письме к шведскому канцлеру от 11 ноября 1648 года Коменский использовал обороты, которые могут дать богатейшую пищу для любителей альтернативных версий истории:

  "Посмотрите на народ, на который как на первый между европейскими народами изволил посмотреть Христос, вырвавший его из темноты Антихриста, на народ, который прежде других народов принял просвещение и в одиночестве выдержал целое столетие ярость Антихриста. Недавно, когда неприятели решили истребить нас всех одного за другим, наш народ первым принял удар и ценой собственной погибели дал остальным возможность защититься."

  В том же 1648 году умерла вторая жена Коменского. Повторилась ситуация 1622 года - он снова потерял родину и семью.

  В 1651 году Коменский в Трансильвании обвенчал князя Сигизмунда Ракоши и принцессу Генриетту-Марию, дочь Фридриха Пфальцского и Елизаветы Стюарт. С его точки зрения, она была наследницей чешского трона.

  В апреле 1656 года он пережил падение Лешно. Шведский гарнизон из 150 солдат в сопровождении трёхсот виднейших жителей города беспрепятственно отступил, и Лешно взяли тысячи польских партизан из числа крестьян-католиков. В евангелической церкви они нашли тело павшего в бою ландсграфа Гессенского, кузена шведского короля. Крестьяне раздели труп и голым таскали его по улицам горящего города. На этот раз Коменский сумел спасти семью (он был в третий раз женат), но лишился своей библиотеки (второй раз в жизни; его первая библиотека погибла в 1622-м).

  Последние 14 лет Коменский провёл в Амстердаме, где ему покровительствовали богатые и влиятельные люди. У него всё было благополучно, его труды издавали 20 амстердамских и 6 лейденских типографий. Его даже приняли в амстердамский издательский цех. Но это уже не был мир его молодости.

  Определяющей характеристикой человека постепенно становилась его принадлежность не к церкви, а к государству.

  Елизавета Стюарт, которой Ян Амос всю жизнь хранил верность, умерла в 1662 году. Богемский вопрос был закрыт.

  Начиналась эпоха рационального мышления и строгого разделения науки и религии, которые Коменский всю жизнь пытался совместить.

  В 1670 году Коменского не стало. Он был последним епископом Братского Единения.

  Посмертная история его произведений заслуживает отдельного рассказа.

Tags: bohemia, manuscriptorium, sacristia
2

Deleted comment

Вероятно, как только будет изобретён вечный двигатель, человечество сразу исправится :)
Потрясающе! Мало того, что сама личность (к стыду моему - совершенно неизвестная мне), так ещё и походя - крушение пары шаблонов, привычных и родных буквально. Похоже на то, что я совершенно не знаю настоящей европейской истории...
Спасибо.

Я заглянул в русскую вики и обнаружил, что она подробнейшим образом освещает педагогические идеи и деятельность Коменского, но практически игнорирует остальные сферы его интересов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%AF%D0%BD_%D0%90%D0%BC%D0%BE%D1%81

Хотя для самих чехов Коменский - это в первую очередь последний епископ Братского Единения и блестящий стилист, а некоторые английские историки называют его идеологом английской революции. Я понял, о чём надо писать, чтобы не повторять русскоязычные энциклопедии :)
Не скромничайте! Даже не заглядывая в русскую википедию, у вас именно то самое и получается - не пересекаться с ней по принципу :)
Очень интересный материал, который пришелся еще и очень ко времени. Недавно я думала о том, почему так и не сходила в музей Яна Коменского в Праге, хотя много раз проходила мимо. Видимо, сначала мне нужно было прочитать ваш пост о Коменском ;-) Теперь, когда буду в Праге, обязательной пойду в музей с нужным настроением. Спасибо.
Спасибо.

Внутри музей Коменского выглядит так (фотографии в нижней части страницы): http://www.pmjak.cz/new/index.php?menu=050_010
Очень интересно, спасибо за ссылку. Особенно интересна инсталляция за зеленой дверью.
Спасибо за рассказ. Похоже, школьное образование и поверхностная эрудиция позволяют иметь только односторонний взгляд на исторические фигуры или события... Коменский? Аааа, педагог... :)
Очень интересно было взглянуть и на другие стороны.
Спасибо.

Некоторые английские историки называют Коменского идеологом английской революции. Для чехов он в первую очередь последний епископ Братского Единения и самый блестящий стилист старой чешской литературы. У нас в нём видят в основном педагога.
Интересно, эта старая чешская литература сегодняшним чешским школьникам, например, понятна? Или получается как у нас с древнерусской, для которой желателен переводчик?
С одной стороны, старый чешский был более развит, чем допетровский русский. С другой, современный чешский более архаичен, чем современный русский. Поэтому разница между языком старых и современных текстов в Чехии куда меньше, чем в России. Язык старой литературы вполне понятен здешним школьникам.
Понятно, спасибо.
"В 1627 году католицизм стал в Богемии единственной легальной религией"?
Насколько известно, большие еврейские общины вполне благополучно существовали в то время и в Богемии, и в окрестностях
Да, конечно. В некоторые периоды треть населения Праги состояла из евреев. Но "запрет всех конфессий, кроме католицизма" - это стандартная формулировка практически любого чешского источника. Считается само собой разумеющимся, что иудаизма, как де-факто этнической религии, запрет некатолического исповедания не касался. В том же 1627 император не только подтвердил привилегии евреев, но и предоставил им новые.

Евреи считались в Богемии союзниками Гaбсбургов. На ранних этапах войны они выступали на стороне империи в основном как финансисты, на поздних (при обороне Праги в 1648 году) - и как вооружённая сила.
Вообще, конечно же, чешское еврейство - это и вообще одна из самых претенциозных тем. У вас случаем ничего по этой теме не было? Ну, или - не планируется?
Я рассказывал историю создания легенды о пражском големе. В посте были и некоторые другие сведения о еврейской общине Праги. Судя по количеству комментариев, читателей журнала эта тема заинтересовала в минимальной степени http://bohemicus.livejournal.com/36998.html
Спасибо, очень интересно - до ноября прошлого года я ещё не добрался, к сожалению, чтобы самому обнаружить.

Отсутствие интереса пожалуй в том, что пост всё же литературный в целом. К вам за другим приходят. А вообще тема должна быть интересна народу :)
Не имеется ли у Вас материалов по такому явлению, как т.н. "чёрные гуситы"?
Если честно, никогда не слышал о таких. И чешские поисковики не дают никакого результата. Кто это?
Если честно, никогда не слышал о таких.

Как я понимаю, некие группы наёмников, воевавших под гуситским лейблом.
Сведений крайне мало.И они смутно-ненадёжные.
Слышал, что чёрные гуситы и табориты были организационным ядром будущего запорожского казачества.
Как бы и самоназвание казаков "чер-кас.чёрный гусь" от этих псевдо-гуситов.
Изложил версию относительно "черкесов" (Черкасы - оттуда же) - жене, которая в этом котле варится. По-моему, громче и дольше она даже от Задорнова никогда не смеялась.

Извините, это конечно же отнюдь не к вам лично - просто не смог удержаться. Ещё раз извините, если что.
"черкесов" (Черкасы - оттуда же) - жене, которая в этом котле варится. По-моему, громче и дольше она даже от Задорнова никогда не смеялась.

1.Не скрою, что версия презабавная.
2.Черкасы, в случае казаков самоназвание, в случае кавказцев,сторонний этноним.
3.Как я понял, Ваша жена занимается историей черкасов-казаков?
3.Табориты и чёрногуситы, вроде бы, завелись в Диком Поле после поражения в гражданской войне в ВКЛ сторонников Свидригайлы и короля чешского Жикгимонта Корибутовича.
Да, занимается. Я, к сожалению, мало что могу дополнить кроме п.2. - это как раз то, что мне самому запомнилось. Когда появились и откуда - там чёрт его знает, насколько я понимаю, там каша ещё та - как говорится, сам бог велел придумывать версии одна безумнее другой :)
Мне кажется, фигура самого известного комениолога представляет значительный интерес сама по себе. Лично у меня создалось - вполне субъективное - ощущение, что это последний сколько-нибудь заметный деятель со смешанной русско-украинской идентичностью (не малороссийской, конечно). ЕМНИП, будучи членом Центральной Рады, он голосовал против Четвертого Универсала (=нэзалэжности), что укры не могли ему простить до конца жизни. Тем не менее, сейчас Чижевского они стали активно изучать и пропагандировать - при этом нет практически ни одного переиздания, воспроизводящего оригинальную орфографию. :)

Забавно, укры рисуют Чижевского свидомым що аж:
http://www.day.kiev.ua/133042/

Тогда как в российских изданиях он чуть ли не белоэмигрант :)
http://www.rp-net.ru/book/OurAutors/Drugie%20avtory/chizhevskiy.php
http://www.rp-net.ru/store/element.php?IBLOCK_ID=30&SECTION_ID=263&ELEMENT_ID=2504
уважаемый богемикус. вы давно живете в чехии и наверное понимаете ее, как не могла понять я в 12 лет. мы прожили в чехословакии 4 года, а одно из самых сильных впечатлений у меня оставила костница - церковь, кажется, в сазаве. вы хорошо понимаете европейскую сущность чехов. я человек глубоко советский и может немного русский. я не могу понять, что значит эта церковь. в чем ее смысл для людей любой культуры? я не знаю, где еще возможны пирамиды из человеческих костей, кроме самых отсталых госудраств. почему в чехии в 18 или 19 веке создали этот странный храм? что он символзирует? есть ли в его существовании хоть какой-то смысл?
В Чехии довольно много костехранилищ - в Мельнике, В Брне, в Нижкове (округ Ждяр-над-Сазавою; возможны, Вы имеете в виду именно его http://home.tiscali.cz/hb.history/s2_prchal_nizkov.htm ). Но самая известная костница находится в Кутной Горе http://cs.wikipedia.org/wiki/Kostnice_v_Sedlci

Смыслом подобных сооружения является напоминание о бренности человеческого тела - memento mori и т.п. У католиков вообще несколько иное отношение к человеческому телу, нежели у православных. Это хорошо видно по разнице между традициями изображения Христа в православных и католических храмах.

Католические костёлы полны изображений страданий и смерти Иисуса. В православых храмах Христос обычно изображается распятым только в одном месте - там, где ставят свечи за умерших, - а внимание сосредоточено скорее на величественной фигуре Христа Пантократора (Вседержителя).

У католиков есть и богатейшая традиция публичных представлений, во время которых демонстрируются истязания и мучения Христа, святых и т.д. Фильм Мэла Гибсона о страстях Христовых - это два часа подробно показанных пыток и страданий Иисуса. Очень католический по духу фильм (надо учитывать, что Гибсон - старокатолик, т.е. принадлежит к традиционалистам, не признающим решений II Ватиканского собора).

На культ физических страданий, подчёркивающий бренность всего земного и бессмертие души, лишь временно пребывающей в жалком человеческом теле, наложилась средиземноморская традиция захоронения умерших в катакомбах, известная на Сицилии и в ряде других мест. В Италии есть пещеры, переполненные костями умерших. Туда тоже водят туристов.

А чехи, по сути, создали свои костницы в подражание итальянцам, в достаточно позднее время. Весёленькая костница в Кутной Горе, где из человеческих костей и чрепов сделаны люстры, герб Шварценбергов и т.п., была сооружена в 1870 году. В это время уже появился туризм :)
P.S. Я изложил более или менее общепризнанную версию. Есть альтернативные, но они настолько сложны, что я лучше не буду морочить Вам голову.
большое спасибо за ответ.
люстра и герб из костей меня больше всего поразили, это как то не совсем мементо море
но возможно у тогдашних князей со вкусом еще было не очень?
Вы будете смеяться, но я ходил в Comenius Gymnasium в богатом районе Дюссельдорфа.
Спасибо. По книге Яна Амоса Коменского "Мир чувственных вещей в картинках" я когда-то учился читать. Вы не представляете, каков был мой ужас, когда потом, в школе, мне подсунули советский букварь 1987 г. с Лениным на первой странице. И "Что такое, кто такой" и "Почемучка" после Коменского казались макулатурой, и даже Баум.