Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ОСНОВАТЕЛЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
(из воспоминаний «старого большевика» А.Д.Нагловского в изложении Р.Гуля)

«Суммируя впечатление, которое у меня не опровергалось и последующими общениями с Лениным, я, вероятно, пойду вразрез с установившейся репутацией Ленина не только уж в большевицкой, но даже, пожалуй, и в анти-большевицкой литературе.

Обычно Ленин “все же” признается “государственным человеком”. Встречаясь с Лениным на государственной работе, делая ли ему доклады, получая ли от него распоряжения, этого впечатления у меня никогда не создавалось. Напротив, все говорило о противоположном.

Среди большевиков были люди государственного размаха, могущие быть “министрами” в любой стране. Это — Л.Б.Красин, человек большого ума, расчета, инициативы, трезвого глаза. Это — Л.Д.Троцкий, несмотря на то, что ни на кого эта фигура никакого “обаяния” не производила. Но только, разумеется, не Ленина зачислять в государственные люди.
Прежде всего Ленин был типичным человеком подполья. Ленин не знал ни жизни, ни России, ни русского крестьянства, не знал фактов. Ленин был существом исключительно партийным. Ни в одной стране он не мог бы быть “министром”, зато в любой стране мог бы быть главой заговорщицкой партии. Ленин был узкопартийный конспиратор до мозга костей.

И сидя ли в Кремле или в Смольном, Ленин действовал везде именно так, как привык действовать в партии. В то время как распоряжения и назначения Троцкого или Красина обычно как-то базировались на здравом смысле, распоряжения и назначения Ленина бывали иногда поистине шедеврами нелепости. <...>

Чем шире развивалась гражданская война, тем усиленней Ленин интересовался ВЧК и террором. В эти годы влияние Дзержинского на Ленина — несомненно. И тем нервнее, раздражительнее и грубее становился Ленин. В 1918—1919 годах нередко приходилось его видеть на собраниях Совнаркома выходившим из себя, хватавшимся за голову. В прежние времена этого не бывало. Старый заговорщик, Ленин явно изнашивался. И тут действовала не одна болезнь. Иногда, глядя на усталое, часто кривящееся презрительной усмешкой лицо Ленина, либо выслушивающего доклады, либо отдающего распоряжения, казалось, что Ленин видит, какая человеческая мразь и какое убожество его окружают. И эта усталая монгольская гримаса явно говорила: “да, с таким "окружением" никуда из этого болота не вылезешь”.

— Фанатик-то он фанатик, а видит ясно, куда мы залезли, — говорил о Ленине Красин, относившийся к октябрьской верхушке большевиков тоже с нескрываемым презрением.

Вот именно в эти-то годы и влиял на Ленина Дзержинский, еще более узкий фанатик, чем он. Ленин брал на себя, разумеется, всю ответственность за террор ВЧК. Он считал его необходимым. И Дзержинский был ему подстать. <…>

Последний раз я видел Ленина в 1921 году. Видел тоже в Кремле и тоже на заседании. Ленин, как всегда, то ходил меж скамеек по комнате, то садился за председательский стол. Но уже тогда он производил впечатление человека совершенно конченого. Он то и дело отмахивался от обращавшихся к нему, часто хватался за голову. Казалось, что Ленину “уже не до этого”. Ни былой напористости, ни силы. Ленин был явный не жилец, и о его нездоровье плыли по коридорам Кремля всевозможные слухи. А за спиной этого желтого истрепанного человека, быстро шедшего к смерти, кипела ожесточенная борьба — Сталина, Зиновьева, Каменева, Троцкого.

Когда через три года Ленин умер, я видел многих видных вельмож коммунизма, которые плакали самыми настоящими человеческими слезами. Плакали не только Крестинский, Коллонтай, Луначарский, но (в самом буквальном смысле) плакали заматерелые чекисты. Эти слезы были довольно “трогательны”. Но любовь партии к Ленину, и даже не любовь, а какое-то “обожание”, были фактом совершенно несомненным.

В Ленине жила идея большевизма. Он олицетворял ее. Людям нужны “идолы”. И был великим идолищем большевизма.» (Р.Гуль. Я унёс Россию. Т. 2. - http://www.dk1868.ru/history/gul2_4.htm)
Tags: история, литература
"какая человеческая мразь и какое убожество его окружают"

ну да, привёл к власти мразь - схватился за голову и помер

может быть так оно и было

Deleted comment

А позвольте спросить, какое у Вас издание этой книги?

Deleted comment

Значит, имеет смысл обратиться к изданию 1995 г. Кстати, Вы пользуетесь системой findlib.ru? - по-моему, это лучший вариант.

Deleted comment

Нагловский подробно пишет о Троцком, это любопытно. Он подчёркивает "полубольшевизм" Троцкого, его инородность ленинскому ядру, которое терпело его лишь постольку, поскольку этого хотел сам "Ильич".

Такъ же какъ и Свердлова, который тѣмъ не менѣе былъ главой сов. государства.
Вы полагаете, за этим что-то стоит?

Просто наблюденіе.

Deleted comment

Это уже на духовном уровне, секта.

Тутъ интересно предположить - а можетъ быть сказки про дедушку Ленина писались вполнѣ себѣ искренне восхищавшимися Ильичёмъ адептами?

А вообще да, большевизмъ это религія, поэтому есть и боги, и жрецы, и вѣрующіе.
Как и при разговорах с Бронским, при разговорах с остальными коммунистами я сразу понял, что для них прежде всего существует Ленин, а уже затем ЦК, СНК и другие учреждения. Все начиналось Лениным: "Ильич сказал, Ильич решил, Ильич считает", а кончалось жуткой и для самих коммунистов тенью Дзержинского. Часто я слышал от них: "Феликс во имя революции не пожалеет и своей матери". только эти два имени выделялись. Об остальных, в том числе и о Троцком, говорили как о равных...
С комиссарами Ленин обращается бесцеремонно, недослушивает, обрывает, а иногда ещё и прибавляет: "Ну, вы говорите глупости". Никто не думает обижаться. Властвование Ленина признано всеми


Борман, А. А. Москва - 1918 (из записок секретного агента в Кремле)
А можете пролить свет на цитируемый источник?
Это из сборника Русское прошлое, первого выпуска.
По содержанию - интересное описание среды большевистских вождей изнутри в ранний период (примерно как у Соломона-Исецкого), но какой-то эксклюзивной информации нет. Автор А. Борман - сын кадетской деятельницы Тырковой-Вильямс.
Оказавшийся среди б-ков в качестве шпиона?
Что касается здравомыслия Троцкого - ну... конечно, не фанатик-психопат типа Ленина или Сталина. Просто фанатик, хоть и образованный. Журналист - да, отличный, но за пределами темы теории марксизма, от которой он отвлекался крайне редко (например, в "Моей жизни"). Теоретические же его писания читать невозможно - догматизм чистой воды, в "талмудическом" стиле.

Очень часто пишут, что Троцкий - прекрасный оратор был. Ядрен-батон, говорил-то он складно, но кто-нибудь его слышал в записи? Акцент еврейский ужасный.

Великий полководец? - Польская кампания 1920 г. это опровергает. Первый серьезный противник (которого "разагитировать" как белые части нельзя) и привет. Хозяйственный руководитель - никакой. Говорят, он Днепрогэс придумал. Так это же бездарная идея. Строить дорогущий объект и промузел в паре сотен километров от границы? За огромные деньги, с привлечением американцев, гор импортного оборудования. Все это пришлось взорвать в 41-м. Здравый человек, тем более военный, вряд ли поддержал бы такую идею.
Троцкого нет нужды развенчивать, потому что его никто и не возвеличивает. Серостью он не был, и это уже много на общем фоне.