Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

В СВЯЗИ С ПАМЯТНИКАМИ

"Уходя из своих колоний, забирайте свои памятники с собой... Нам терять нечего, у нас вся страна как лепрозорий. Налево – мавзолей, направо – красные звезды. Сзади – Ленинский проспект, спереди – Октябрьская площадь."

(В. Новодворская "Битва за беспамятство")

По обыкновению хлестко, и точно. Если "мавзолей и красные звезды", то не имеют нормального человеческого смысла никакие памятники "воинам-освободителям". Вернее, их смысл - ненормальный и нечеловеческий - вытекает из "мавзолея и красных звезд". Советский патриотизм, последний его бастион -"ВОВ". Или уже не имеет значения? В том смысле, что мы уже такая безнадежная периферия, что процессы, идущие в ней, уже никого особенно не интересуют. Они безнадежны, эти русские, не обращайте на них внимания. И глупо с этим спорить, впадая в ложный патриотический пафос, как делают даже некоторые вроде бы приличные люди, подчинясь словно некоему инстинкту - "надо себя отстаивать!" Себя. А кто ты есть? Откуда пришел? Чей будешь? Не дают ответа. То есть, какой-то ответ дают, но до того нечеткий, логически уязвимый, противоречивый, что даже делается неудобно настаивать на прояснении позиции. И тому, увы, есть объективные причины, о которых много уже сказано. Так что будем продолжать блуждание по постсоветской ледяной пустыне, посреди которой то ли лихой человек, то ли "воин-освободитель" - сквозь пургу не разобрать.

Хотя, объективности ради, следует признать, что есть умные, образованные люди, которые в упор не видят проблему. Что сейчас "русские", что сто, двести лет назад - "русские". А что там случилось с государством, с историческим правопорядком, с традициями и преемственностью - это так, какая-то "рябь на воде", не стоит даже и вглядываться. Примерно так считает блогер alexandrov-g. И на него моя аргументация никак не действует. Ему комфортно, хорошо, естественно быть выходцем из советской шинели. При этом он вовсе ее не обеляет, кровавые пятна не маскирует. Для него она - историческая данность, которую надо просто принять, а не судить. Этакое безразличие к разрывам и катастрофам, которые "случались и раньше, случатся и в будущем".

Какие-то совершенно различные типы взимоотношения человека и истории, исторического потока, частью которого ощущает (если ощущает) себя человек. А для огромной части людей даже сами эти рассуждения малопонятны и странны - о чем они? Мы же живем, и хотим жить затра еще лучше, мы ориентированы на завтра, на послезатра, а вчера нас уже не интересует. Какая разница, что было вчера. Л.Гумилев, видимо следуя за кем-то, делил людей на "футуристов", "пассеистов" и "актуалистов". Но дело, разумеется, не только в этих особенностях жизненного темперамента, а и в других, более тонких настройках личности. В этике и эстетике. В потребности в укорененности, в родовом сознании, в желании принадлежать к культуре, т.е. массиву накопленных результатов, достигнутых предками. Собственно, это и есть сознательный исторический человек. А тот, другой - инстинктивный потребляющий человек. Они говорят на разных языках.
Уходя из своих колоний,
Забирайте и свой полоний...
Когда же всё-таки памятники совковые и названия городов да улиц перестанут мозолить глаза?
Предлагаю переадресовать сей вопрос г-ну Д.А.Медведеву.