Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

В РЕСТОРАНЕ
(Из «Рассказов о Гельмане»)

Следующая моя встреча с Гельманом состоялась при совершенно иных обстоятельствах. Время было уже смутно-тревожное, что-то надвигалось. Я знал из газет, что Гельман занимает руководящее положение в так называемом «Военно-промышленном комитете», который был одной из ширм для участников революционной деятельности. Стоит тут отметить, что этот человек, в силу какой-то авантюрной складки, был уже давно увлечён революционными движениями и даже, по слухам, короткое время руководил Боевой организацией социальных революционеров. Так это или нет в точности не знаю, но вот, что видел своими глазами, за то поручиться могу.

В середине февраля в моей петроградской квартире зазвонил телефон. Это был Гельман, без какого-либо вступления предложивший встретиться в известном ресторане для важного разговора. Я вышел из дома, остановил извозчика и через десять минут входил в мягко освещённый знакомый холл дорогого заведения.

Гельман уже сидел за столиком в глубине зала и, по обыкновению, был погружён в газету. Завидев меня, он оторвался от занимавшей его статьи и, рассеяно поздоровавшись, указал мне на стул. Я не помнил его таким сосредоточенным и озабоченным. Отложив в сторону газету, Гельман подозвал официанта и заказал какой-то замечательный, по его словам, пирог с рыбой. Затем он обратился ко мне:

- Ну вот, происходит именно то, о чём я говорил, но только слишком быстро. Меня это пугает. Мы рассчитывали на март, а сейчас только середина февраля, многое не готово. Риск велик, но откладывать невозможно, события идут уже сами собой. – Он запнулся и посмотрел мне в глаза поверх очков. – Хотя, так оно всегда ведь и бывает. Человек предполагает, а Бог располагает. Подготовиться толком никогда не получается, а здесь, в России, это вообще едва ли возможно. Нет надёжных людей, совсем не на кого положиться. – Он опять замолчал и снял очки, оставившие глубокий след на переносице. Мне было как-то не по себе и я не знал, что отвечать. Ситуацию временно спас появившийся официант с подносом. Пирог оказался действительно неплох.

- В конце концов, - продолжал Гельман, энергично жуя и вытирая салфеткой красные губы, - остаётся рассчитывать только на старых друзей. Сегодня вечером на одной квартире состоится собрание, на которое я тебя приглашаю. Заранее предупреждаю, что собрание это не совсем обычное, там будут кое-какие ритуалы, но в общем пустяки. – Увидев в моих глазах удивление, он тут же пояснил:

- Да, это будет собрание ложи. Заполнишь анкету, ответишь на вопросы и ты принят. А там – за работу.

Я попытался собраться с мыслями и ответить что-то вразумительное на это внезапное как гром среди ясного неба предложение, но Гельман похлопал меня по плечу и со словами «потом-потом», сложив газету и засунув её в карман пиджака, порывисто встал из-за стола и направился к выходу, бросив на ходу: «жди моего телефона».

Я посидел ещё какое-то время один за столом, после чего не торопясь вернулся домой, чтобы всё как следует обдумать. Времена наступали необыкновенные.
Tags: быль

Deleted comment

Спасибо.