Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

РУССКИЕ

Маленький фрагмент из романа П.Н.Краснова "Largo" (1930), в котором в размышлении главного героя даётся традиционно-имперское понимание того, кто такие русские:

«Для Петрика Россия была едина. В ней все были – русскими. Он в своём взводе, в команде разведчиков, имел и великороссов, и татар, и малороссов, и поляков, были в нём жид и латыш – для Петрика они все были – русскими... Русскими солдатами. И что радовало Петрика – что они все тоже считали себя русскими, и этим гордились. Он знал, что кто бы и где бы ни спросил их, кто они? – они никогда не скажут: «я еврей» или «я латыш»... но всегда – «я русский». Это было то великое целое – Россия, что покрывало все части». (П.Н.Краснов. Largo. Часть первая, гл. XXXVIII.)

Как видно, в понимании русского офицера, русские это не только православные, и даже не только христиане, но вообще все подданные Российской Империи, т.е. фактически полный эквивалент употребляемого сегодня не вполне русского слова "россияне".
Tags: идеология, литература
Спасибо, прочтя в очередной раз отрывки из произведений Краснова (будь то дневники или роман, как сегодня) осознал насколько его слова мне близки.
Спасибо Вам. Я всё более утверждаюсь во мнении, что именно Краснов в обширном корпусе своих произведений дал наиболее полную и адекватную картину императорской России.
Благодарю, обязательно ознакомлюсь по возможности.
А какие дневники Вы имели в виду?
Вы выкладывали кажется несколько месяцев назад, боюсь ошибиться, возможно это были не дневники... Я попробую найти.
Нет, дневников точно не было, и мне ничего не известно об их существовании, почему я и спросил. Думаю, что то были фрагменты романа "Опавшие листья".
http://enzel.livejournal.com/191398.html
Я имел ввиду вот эту запись.
Понятно. Это из романа "Ненависть".
Подобные пассажи, весьма меня удивившие, есть и у Крушевана. Не ожидал встретить у человека с репутацией непримиримого жидоеда надежд на то, что евреи в РИ (как и поляки) постепенно проникнутся русскими национальными интересами и, по сути, вольются в русскую нацию.

Впрочем, он это до 1905-ого писал, конечно.
Но в этом-то и состояло имперское сознание, которое как раз у правых наиболее точно выражено - через общую монархию.
Удивительно, как поменялись правые за последние 90 лет. Правые сейчас про монархию и империю и слышать не хотят.
А кого Вы называете нынешними правыми?
"Русские солдаты" - это понятно. Пушечное мясо для империи вполне может иметь вдохновляющие черты. И такая сказочная картина для имперца вполне естественна.

А вот как среди знати и генералитета было, интересно? Скажем, мог ли себя назвать русским Маннергейм или польский князь или курляндский немецкий барон?
Разумеется.
Если такой подход Вам близок, то остаётся лишь немного подождать; среди совков уже слышны попытки приватизировать и слово "русские" вслед за "россиянами". Думаю, они должны быть Вам благодарны за цитату.
Мне, как русскому империалисту, такой подход, разумеется, близок. Только он предполагает сначала Российскую Империю или некое Русское Государство, которое бы неуклонно проводило принцип русской государственной идентичности, политику культурной ассимиляции, в результате которых сами инородцы (этнически не-русские) хотели бы быть русскими. Смешно говорить тут о РФ, её строении и её политике.
Но Вы-то говорите сегодня и в РФ, в унисон со здешним режимом.

Вы уж не обижайтесь, но, как говорилось в рекламе, "иногда лучше жевать, чем говорить". :)
А разве здешний режим говорит что-то подобное? Он говорит о "россиянах", а не о русских. Под "россиянами" же он разумеет всех граждан РФ. Вопрос только в том, что такое, как государство, Рф, и что такое РИ.
А с чего всё двадцать лет назад началось? "Русский это тот, кто любит Россию". Потом: "а кто тут чиста русский"? А сейчас уже начинают говорить о "грузинах русского происхождения".

Украли слово "россиянин", украдут и "русский". Особенно если будем вот так сами карманы растопыривать.
Ну, здесь проблема не только с властями. Вот, Астеррот в скольких постах спрашивал у "националистов", каковы конвенциональные критерии членства в русской нации...

Или другой пример. Недавно по украйинским делам общался в жж с olegnemen, из постоянных авторов Вопросов Национализма. Речь была о том, что русских в публичном пространстве "Украйины" представляют в основном какие-то притырошные хохлы с Великим Сталиным и героями НКВД, и мой вопрос был как раз о самых элементарных процедурах аутентификации, что позволили бы отсечь 95% дискредитирующего русских элемента. На что я услышал "не надо".
Самые главные критерии это: 1)неприятие советчины, 2) лояльность к имперской традиции. Регионализм в рамках Империи, но никак не сепаратизм.
Определение хорошее, только эмпирически 95% русских ему не соответствуют, увы.

Большевики на всей территориии СССР последовательно проводили политику институализации этничности, везде и всюду - за одним исключением. В итоге имеем "русское" как неинституализированное пространство.

У Терри Мартина в Империи позитивной дискриминации подробно разбирается смысл спора Ленина со Сталиным о принципах образования СССР. Вопреки фантазиям товарищей, "последний император" хотел влить нацреспублики в РСФСР чтобы не допустить появления самомалейших политических и культурныхрусских институций, по образцу "украйинских", "бялоруских" и т.п.
Да, людей, отвечающих этим двум критериям действительно очень мало. Зато это настоящие русские, с гарантией. А для образования ведущего слоя хватит и 5%.

Под "последним императором" имеется виду Сталин? Если так, то почему же Джугашвилипотам не реализовал свою идею, что помешало? Или признал правоту Ульянова? Или посоветовали проницательные наблюдатели ничего не менять?
"Последний император" у товарищей, конечно, Сталин. :) К планам автономизации он, видимо, не вернулся из-за нецелесообразности: и так ситуация под контролем. Плюс союзный договор давал, с его точки зрения, некие бонусы - "Украйина" как соучредитель ООН. Естественно, любые намеки на создание квазирусских квазиинституций (типа КП РСФСР) жестко Сталиным пресекались, в зародыше - Ленинградское дело.
Думаю, по существу это тот же вопрос. Советская власть обосновывает своё существовании на ничтожности всего русского, поэтому любое её порождение, включая официальных националистов, не может не содержать антирусского элемента. Даже самог умног и знающего националиста - К. Крылова, который пытается держать баланс между интересами русских и интересами режима, необходимо фильтровать; и именно по этой причине.

Собственно, заявление о своём национализме, как основной направленности, уже является игрой в пользу режима ("национализм = фашизм"). Ведь национальная ориентация человека столь же естественна, как и половая. Поэтому политические споры могут быть по любым вопросам, но только между национально ориентированными людьми. А вненациональные политики должны нормальным обществом просто игнорироваться, как извращенцы.

enzel

December 6 2012, 09:34:35 UTC 6 years ago Edited:  December 6 2012, 09:35:49 UTC

Вы написали важную фразу - "ничтожность всего русского". "Ничтожность" можно попытаться доказать лишь через максимальное вычленение сугубо русского этнического ядра из той огромной имперской оболочки, которой оно окружено и вне которой его по сути и нет. Русские - исторически имперский народ, народ -колонизатор, инкорпоратор, интегратор, поглотитель. В этом - содержание всей русской истории, приведшей к появлению огромного Русского Государства - Российской Империи. Она и есть наше наследие. И все, кто участвовал в ней, строил её, был её подданными, были русскими. Конечно, можно отсечь инородцев-нехристиан, но это максимум, на что можно пойти в этой процедуре уменьшения. Гнаться же за этнической чистотой русских - совершенный проигрыш, путь к бесконечному уменьшению и сдаче позиций. Наш интерес - добиться противоположного, чтобы максимальное число пусть этнически нерусских считало себя русскими, или, во всяком случае, по формуле "русский и...".
Для начала нужно нормализовать публичный дискурс, т.е. сделать нормативными выражения типа "русский татарского происхождения\ с татарскими корнями" вместо советских кунштюков "русский татарин\ татарин, русский по духу".
Согласен с Вами, с оговоркой, что советские кунштюки это "татарин-россиянин", даже "татарин - гражданин РФ". А то, что Вы называете так, современным официальным "дискурсом" отвергается как "русский национализм", т.е. нечто совершенно неприемлемое.
Это, может, аберрация зрения по причине погружения в локакльный вариант советского дискурса. :) У нас тут очень популярны экзерсисы на тему "и татарин может быть русским". До многонационального русского народа, кажется, еще не договорились, но по логике вещей, скоро услышим.

Антиассимиляционная установка принципиальна для советской национальной политики. После отказа от дичайших безобразий 1920-ых, она выражалась наиболее ярко в фиксировании в паспорте биологически понимаемой (наследуемой от родителей) "национальности" - того, что в остальном мире называют этничностью.
Вообще-то, основной запрос общества, именно, требование построения государства, у Крылова забалтывается "Кавказом" и 282-ой статьей (кстати, недавно он публиковал у себя программу украйинских "националистов" из Свободы, где 7-ым или 8-ым пунктом идет требование введения уголовной ответственности за "украйинофобию" - нормальная, по его словам, националистическая программа, так что дух 282-ой ему не чужд). Красненькие государство подменили сначала Партией, а потом "властной вертикалью", от осознания чего РЛО, конечно, уводит в сторону.
А что есть РЛО?
Русских Людей Обижают.

Часто так коротко обозначают основное направление писаний Крылова, Холмогорова и К.

И оффтоп - Вы ведь мародеров не читаете?
http://foto-history.livejournal.com/2868627.html

Сопроводительный текст к альбому писали самый рьяный и успешный украинизатор времен Кучмы Табачник и его помощник Воронин, известный в нэзалэжной главным образом тем, что получил от укров по морде, защищая памятник Ильичу, СМИ это довольно широко освещало, как и последовавшее судебное разбирательство...
"Как видно, в понимании русского офицера, русские это не только православные, и даже не только христиане, но вообще все подданные Российской Империи, т.е. фактически полный эквивалент употребляемого сегодня не вполне русского слова "россияне".


Русские- это подданые русского царя. Когда не стало царя, они сразу стали евреями и поляками
Инородцы, а это юридический статус в РИ, поддаными были, но русскими ни в коем случае не считались. Вообще, по теме очень интересная лекция Миллера:
http://polit.ru/article/2005/04/14/miller/
Вы правы. Но тут речь идёт не о формальном юридическом статусе, а о сознании массового офицера, что крайне показательно, ибо именно этот слой был хребтом Империи.
Да, для него это было очевидным и естественным. Он и командование принял во вторую мировую во многом из-за того, чтобы не допустить пропаганды "казакии", а эта группа уже было оседлала издававшуюся тогда военную газету.
Империя -- естественное государственное состояние России, предполагающее свободное сосуществование народов.
Пару месяцев назад по радио "Звезда" читали отрывки из "Нового путешествия вокруг света" Отто Коцебу, где очень интересно описывается посещение форта Росс -- нашей колонии в Калифорнии. На нашей земле индейцы чувствовали себя хорошо, нормально существовали рядом с русскими, во многом потому, что в их жизнь не вмешивались, насильственно в Православие не обращали -- а от испанцев они бежали в горы, те их насильственно в католиков превращали. Обращение шло естественным путем через смешанные браки. Посмотрите на потомков тех, кто выжил в тяжелейших условиях в Перу из группы генерала Павлюченко! Откажем им в русскости? Так же было на Алеутских островах и на Аляске.
Да, и Маннергейм, и Довбор-Мусницкий и Булак-Балахович и барон Врангель считали себя, служа в рядах Русской Армии, русскими и смешно на эту тему дискутировать. А в домашней жизни Маннергейм был шведом, Довбор -- поляком, Булак мог себя и в белорусы записать, а Врангель считал себя русским (но попробовал бы кто оскорбить его немецких предков!).
Совершенно верно. Всё это были именно русские дворяне и офицеры, правда с разной этнической основой и разной степенью её влияния. Но наличие Русского Царя, которому они присягали, Российской Империи, в которой они жили, Русской Императорской Армии, в которой они служили, - были абсолютно решающими факторами их самоидентификации: прежде всего русские, а потом всё остальное, по принадлежности.

Маленькое уточнение: предки Врангеля были шведами, хотя сам род имел ещё более ранее датское происхождение.
Спасибо за уточнение!
Орехов общался периодически с Маннергеймом до самой его кончины в Швейцарии. Тот всегда подчеркивал гордость за принадлежность к Русской Императорской Армии. И в мемуарах его то же. (Правда, в предисловии к русскому изданию в серии "Мой XX век" издатели пишут, что значительно сократили текст за счет удаления ненужных длиннот, что меня огорчило. Я специально хотел найти прямой полный перевод с финского, а не с английского).
А когда Маннергейм был с визитом в Дании в 20-е годы, он был на аудиенции у Марии Федоровны, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Он же был одним из 4-х офицеров, стоявших на карауле во время коронации Николая Александровича.
Если позволите, небольшое дополнение не совсем по теме... Бывшие офицеры Русской Армии составляли особое братство, хотя могли сражаться по разные стороны фронта. Русские не хотели принимать французское гражданство, чтобы не сражаться за Францию, предавшую Россию. Но офицеры Иностранного легиона принимали присягу и остались ей верны. Французская зона оккупации в Австрии была по границе Лихтенштейна и русские легионеры-"французы" общались с русскими ди-пи и интернированными русскими генерала Смысловского. И в русских военных организациях после второй мировой войны участвовали и те, и другие.
Вовсе нет. От современных россиян не требуется считать себя россиянином. То есть на вопрос кто ты, россиянин вполне может ответить: бурят.
Согласен. В РФ местная этничность (разумеется, кроме русской) рассматривается как приоритет даже по отношению к россиянской "гражданской нации". Т.е. россиянином можешь ты не быть, но инородцем быть обязан.