(фрагмент одной дискуссии)
Я для себя разделяю феномен Галковского на две части.
1. Галковский - исторический и политический публицист, анализирующий ситуацию России-сссрф за последние два века.
2. Галковский - все остальное. "Все остальное" для меня не столь важно, хотя и там можно найти много познавательного и ценного, как правило в неожиданно-парадоксальной форме. Но вот первое, думаю, имеет прорывное значение, и едва ли что-либо по силе и убедительности может быть ему противопоставлено. Он создал самую убедительную из наличествующих модель русской истории и русской катастрофы, вписав ее в контекст модели мировой истории как борьбы гегемона с субгегемоном. Тут я бы добавил, что представление о значении этой борьбы - его неоспоримый вклад в понимание политической истории. Значение Галковского в том, что он отбросил навязанную и навязшую в зубах традицию рассмотрения этих вопросов (новой и новейшей русской истории) и взглянул на них совершенно по-новому, под никогда прежде не используемым углом зрения. И увидел ИСТИННЫЙ СМЫСЛ случившегося. В апологии этого смысла он нередко заходит слишком далеко, допускает полемические перехлесты, но это во многом оправдано как метод счищения советской идеологической коросты. Галковский - самый фундаментальный и последовательный разоблачитель и ниспровергатель советской идеологии, которого я знаю. Вот за это ему нужно низко поклониться.
Вопрос о национальностях вообще и о евреях в частности - конечно вторичный. Галковский всегда подчеркивает, что "дело не в евреях". Если угодно, евреи, "цыгане", "метисы" - лишь метафора "советских", т.е. непримиримо-враждебной русскому государству политической субкультуры. Конечно, многим это обидно и неприятно, даже неприемлемо, но в этом вопросе надо встать над чисто этнографическим пониманием, оно тут неуместно. Ведь и "русские" по Галковскому - никакие не славяне, а пестрый этнический конгломерат создателей и носителей европейской русской культуры, строителей и удерживателей русского государства, лояльных подданных и граждан РИ. В том числе тут и этнические евреи - если они стоят на вышеозначенных позициях, т.е., по Галковскому, "культурные", "европеизированные" или, по Карсавину, "ассимилированные", а не "переходные" между традиционным укладом и европейским (вот они-то и были самым опасным и разрушительным материалом, и они-то приняли самое активное участие в "революции" и создании советского режима, став во многом его жертвой, разумеется).
Что касается "инородцев" вообще, то им следовало бы принять эту идеологию полиэтнической русскости, в ней нет ничего отличного от современных идеологий "немецкости" или "французскости". Русский язык, русская культура, лояльность к русскому государству - гражданство. А локально-этничное - по месту жительства, факультативно, но ни в коей мере не в ущерб главенствующему принципу русскости, без которого конструкция не работает, или работает неэффективно, с опасными сбоями, что объективно невыгодно всем составляющим ее элементам.
alexispokrovski
September 18 2007, 07:03:46 UTC 11 years ago
enzel
September 18 2007, 07:14:22 UTC 11 years ago
Россия и остальное
resoner07
September 18 2007, 07:52:16 UTC 11 years ago
Re: Россия и остальное
enzel
September 18 2007, 08:06:21 UTC 11 years ago
Re: Россия и остальное
syelo
September 18 2007, 09:04:59 UTC 11 years ago
Re: Россия и остальное
enzel
September 18 2007, 11:10:32 UTC 11 years ago
Re: Россия и остальное
sssshhssss
September 19 2007, 12:58:36 UTC 11 years ago
wanderv
September 18 2007, 08:24:18 UTC 11 years ago
Кроме правила "гегемон vs субгегемон" я еще для себя понял важнейшую вещь: чтобы понимать что происходит надо знать предысторию вопроса, желательно пару веков :). Особенно это касается России в начале 20 в.
hedj
September 18 2007, 09:57:31 UTC 11 years ago
2.
"""Если угодно, евреи, "цыгане", "метисы" - лишь метафора "советских", т.е. непримиримо-враждебной русскому государству политической субкультуры."""
По Галковскому, "советские" -- это представители вполне определённого советского этноса в конкретном культурном контексте, который язык не поворачивается назвать "субкультурой" в виду масштаба. До какого-то времени он их представлял как продукт 70-летней азиатской реакции -- спайки полуазиатского еврейства с полуазиатским крестьянством, потом стал выражаться более "дипломатично".
Что касается национального вопроса, то он неоднократно подчёркивает, что в культурном и историческом контексте России он является второстепенным по отношению к вопросу сословному.
enzel
September 18 2007, 11:15:54 UTC 11 years ago
По поводу смысла понятия "советский" по Галковскому, он на этот счет высказывался многократно и по-разному. В данном случае речь идет о "протосоветских", об эмбриональной и во многом еще потенциальной советскости внутри русскости, потом уже ставшей новым этносом.
Deleted comment
Deleted comment
Deleted comment
Off
netamo
September 18 2007, 18:21:35 UTC 11 years ago
А, с другой стороны, та же: смета на похоронные расходы для строительства Николаевской ж.д. Точно по Некрасову.
Re: Off
enzel
September 18 2007, 18:26:02 UTC 11 years ago
Re: Off
netamo
September 18 2007, 18:37:58 UTC 11 years ago
Я не специалист в других областях, но, с точки зрения сохранения гуманитарной (в широком смысле) традиции, СССР - на 99% - деструктор, на о,5%вор. Оставшиеся о,5% - даже украсть не сподобились.
Re: Off
netamo
September 18 2007, 18:46:42 UTC 11 years ago
Re: Off
netamo
September 18 2007, 18:47:19 UTC 11 years ago
Re: Off
enzel
September 18 2007, 18:59:54 UTC 11 years ago
Философская Беспристрастность
sssshhssss
September 19 2007, 12:54:44 UTC 11 years ago
Думаю, его взгляд на историю просто напросто беспристрастен, и эта беспристрастность привела к таким великим результатам. Это взгляд философа от истории или историка от философии. Эта ледяная беспристрастность философии, сквозящая в его текстах и есть основа всех его результатов исследований.
Отвергнув национальный миф и начав </>беспристрасно</b> разбираться в истории СССР не как в родной, а как в любой другой, Галковский пришел к поразительным выводам. Его схема гегемон-субгегемон-эксгегемон есть плод беспристрастного подхода к истории.
Извините за такое количество слова "беспристрастный" :)
Re: Философская Беспристрастность
enzel
September 19 2007, 14:47:53 UTC 11 years ago
Животные ли мурзилка и Ай-Ай?
sssshhssss
September 19 2007, 17:40:34 UTC 11 years ago