Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

СНОВА О ПАМЯТНИКАХ

Юзер Богемик в конце своего последнего поста написал о наличии в Чехии инициативной группы, стремящейся к восстановлению памятника маршалу Й.В.Радецкому на его прежнем месте, на Малостранской пл. Праги. Памятник этот был демонтирован в результате тамошней революции 1918 г., такая же судьба постигла и ряд других монументов имперского прошлого. Некоторые из них, впрочем, уже успешно вернулись на свои места после «бархатной революции» 1989 г. и особенно после выделения из Чехословакии собственно Чехии в 1993 г. Явление восстановления исторических памятников своей страны глубоко позитивно, отражает наличие здорового национального сознания. Чехам в этом – да и не только в этом – отношении стоит только позавидовать.

В связи с этим фактом, а также в связи с той дискуссией, которая имела место некоторое время назад и, признаюсь, немало меня озадачила, пришла мне в голову такая несложная мысль. Хорошо, положим, советским людям так дороги эти многочисленные советские монументы, пометившие всю территории б. России, что не могут они пока помыслить расставание с ними. Ну важны для них, для их человеческой идентичности, эти несчётные Ленины и иже с ними. Не будем же ущемлять собственную гордость этих скромных людей, умалять дорогие им воспоминания и чувства, как-то связанные с этими фигурами в камне, металле или гипсе. Может, и правда, какая-нибудь тихая женщина или почтенный ветеран «органов» не выдержат картины сноса с детских лет привычного монумента, а пуще того – возникшего на его месте зияния, которое станет символизировать... да-да, те самые «бесцельно прожитые годы». Не будем же причинять им мучительную боль, а вместо это займёмся позитивом – восстановлением.

Восстанавливать же будем уничтоженные советской властью русские памятники. Разве может кто-нибудь возражать против восстановления памятников, т.е. исторической памяти? Это ведь и будет тем первым, естественным шагом к преодолению исторического разрыва, к подлинному восстановлению единства русской (если хотите – российской) истории. Но только с одним – совершенно естественным – условием. Приоритет должен уважаться. Если советский памятник стоит на месте, а то и на пьедестале, старого русского памятника, то советский переносится куда-то в другое место, а русский возвращается на своё законное.

Существует хорошо документированный каталог «Монументальные памятники Российской Империи» (М., 2006) К.Г.Сокола, содержащий информацию о 915 памятниках при 898 фотографиях и рисунках. Что-то из них сохранилось, но подавляющая часть уничтожена, восстановлено же на сегодня совсем немного. Часть памятников была расположена за пределами нынешней РФ – тут пока сделать ничего нельзя, разве что перенести, если они демонтированы и где-то хранятся. Во всяком случае – поле для деятельности велико и, на мой взгляд, не может вызывать принципиальных возражений у ревнителей исторической памяти, к коим относят себя и почитатели советской монументалистики.

Начинать же надлежит с самого начала, т.е. в нашем случае с Кремля, где находился уничтоженный большевиками памятник Александру Освободителю.
Tags: rossica vs. sovietica, идеология, история, культура, политика
"поле для деятельности велико.." с этим невозможно не согласиться, но
оглянитесь ... Кто этим заниматься будет?

enzel

March 4 2013, 13:44:43 UTC 6 years ago Edited:  March 4 2013, 14:01:07 UTC

Теоретически - местные власти. Но в рамках некой "общефедеральной программы", разумеется. Я бы, конечно, предпочёл наличие местной инициативы, но на неё рассчитывать сложно, к тому же, даже если она есть, она будет целиком зависеть от местных властей. Но если "наверху" бы решили, что это разумно и приемлемо, то всё это можно было бы запустить даже в нынешнее удручающе совковое время.
Чисто умозрительно: "на самом верху" вы видите хоть одну фигуру, которая способна этим заниматься?
Ну не Мединский же? ...
Почему бы и нет? Чем это противоречит "единству"?
Ключевая фигура преследует бредовую мысль помирить Белую розу с красной жабой
(это "наша история" ).
Мединский фигура несамостоятельная, за очерченный круг не шагнёт.
Так вот даже в рамках этого "примирения" нужно сначала восстановить одну из "примиряющихся" позиций, а то некого "мирить", при соотношении 99,9 против 0,1. Но поймите меня правильно, я ведь веду здесь речь о демагогической уловке. Разумеется, мне лично такое "примирение", равно как и душевный покой советских ветеранов не нужны. Я за уничтожение совка, безоговорочное и решительное. Тут я делаю лишь уступку неожиданно для меня проявившемуся совколюбию в тех кругах, которые я считал гарантированными от такой напасти.

/Но если "наверху" бы решили/

Нижестоящий чиновник всё "сожрёт". Пока больше слышно о сохранении памятников архитектуры, на которые он покушается; об "Архнадзоре", например.
Как ни странно, вызывает. Ульяновские комми, объединившись с местными мусульманами, сорвали восстановление Троицкого собора в Симбирске - памятника войне 1812 года.
Сколько раз оскверняли памятные доски Колчаку, и как отчаянно борются против памятника адмиралу в Омске.
Да и удавшиеся проекты (памятник Александру III в Иркутске) вызывали активное сопротивление красных.
А.
Я говорю именно о восстановлениях на прежнем месте уничтоженных памятников. А что за история с собором в Симбирске?

Политически тут, по-моему, ход, на который трудно что-либо возразить - восстановление утраченного, а не замена, активизация и расширение исторической памяти в русле "единства рос. истории". Вы что же, против "единства"? Т.е. в демагогическом плане тут отбиться крайне сложно.

kitowras

March 4 2013, 13:55:28 UTC 6 years ago Edited:  March 4 2013, 13:55:47 UTC

В Симбирске был огромный Троицкий собор, построенный в 1827-1841 гг. В закладке принимал участие лично Государь Император Александр I. Собор был не только храмом, но и памятником Симбирскому ополчению 1812 года.
Снесен большевиками в 1937 (хотя до этого был взят под охрану как памятник Архитектуры).
В 2002 был создан проект восстановления храма, а в 2005-м начались строительные работы, которые были свернуты под давлением местных коммунистов и мусульман.
(вот тут вкратце приведены мнения сторон).
http://ulpressa.ru/2011/04/08/article154893/
Так что дело восстановления памятников безусловно полезное и нужное, но встретит активнейшее сопротивление красных, и к этому надо быть готовым.
А.
Это какая-то явная слабость местной власти. Начали и остановились.

Deleted comment

Ну вот, столица Новороссии куда культурнее и "руссее" других центров России. Там восстанавливают исторические русские памятники, тут же - что есть силы цепляются за совок, за вора и прощелыгу "Ленина", объявляют его гробницу "мировым достоянием"! Я только не вполне понял историю с Суворовым. Оригинальный памятник, видимо, не уцелел, раз в 30-х годах установили копию? Которую в свою очередь передали в Измаил. Т.е. сейчас установлена уже вторая копия, вот только на прежнем ли месте?

Deleted comment

enzel

March 5 2013, 11:58:13 UTC 6 years ago Edited:  March 5 2013, 12:11:15 UTC

Значит, у входа в Художественный музей, а потом перевезена в Измаил. А нынешняя - там же? Что касается утраченного в Румынии оригинала, то, по всей видимости, он пошёл на металл, попав в немецкие руки.

Да, хорошо, что всё это происходит. Только бы избавиться ещё от "кобзаря"-вурдалака.

Кстати, такую конную статую неплохо было бы поставить в Москве, а то тут какой-то пеший Суворов, совершенно неправильный.
Да, кстати, а причём тут мусульмане, их-то какое дело? И зачем их вообще слушать?
Зачем их слушать - вопрос хороший, а дело их такое, что хотят они не храма в Симбирске, а мечети в Ульяновске. У красных и мусульман очень тесная смычка (говоря их языком) в последние годы образуется.
А.
К гадалке не ходи - советские сразу заведут шарманку про голодных пенсионеров и нищие детдома: "Денег им больше не на что тратить!" При этом им отказывает элементарный инстинкт самосохранения, общался как-то с местными относительно "Днепропетровска" - говорил им, что ведь все равно переименуют "украинцы", только в какой-нибудь Сичэслав. Не пронимает - пусть будет как есть, а что завтра - плевать.

Вообще, кайрос советской практики мемориализации - Родина-Мать на Мамаевом Кургане. Там вначале на склоне была братская могила 30 000 солдат; когда решили ставить истукана, решили не перезахоранивать, а засыпать зазоронение шестиметровым слоем земли - так вот и ходят советские люди прямо по могилам, не нарадуются: "достойно почтили память".
О да, "родина-мать" это Нечто! Но опять найдутся защитники "брендированного шедевра" работы "высококвалифицированного скульптора".

alexb2006

March 4 2013, 14:39:57 UTC 6 years ago Edited:  March 4 2013, 14:40:58 UTC

Памятники ВОВ отдельная тяжелая тема. По уму, большую половину надо снести - ну не могут оставаться захоронения в историческом центре города, да еще со специфической символикой вроде Вечного огня.

На "Украине" об этом лучше не заикаться. У нас блоггер Номер Один ежегодно поздравляет читателей с Днем Чекиста - скажете "ничего особенного", а вот и нет: блог с изюминкой, больше нигде панегириков китайским героям-интернационалистам (из ЧК) на просторах сети я не видел.
Видно, оплачивается украинской чекой.

Да всё советское "тяжёлая тема", поскольку люди с наследственно деформированным сознанием, больные. Отсюда бессмысленность дискуссий и правильность прямых безапелляционных действий, буде такая возможность.
Кстати, в случае "Днепропетровска" возможен известный финт: на официальном уровне постановить, что это не в честь б-ка Петровского, а в честь Петра Великого :)
Ну да, в массовом сознании что-то такое нащупывается, кто этого Петровского помнит? Однако, Петр Великий фигура для украинства столь же неприемлемая как и Екатерина, и не только из-за Мазепы.

Кстати, недавно скончавшаяся свойственница т. Петровского почитается "совестью украинской нации". В своих воспоминаниях тепло отзывается о родственнике - ее двоюродный брат женился на дочери т. Петровского от т. Евгении Бош.
Как-то Вы... на смягчение отношений пошли. Да.

enzel

March 5 2013, 05:14:07 UTC 6 years ago Edited:  March 5 2013, 05:14:46 UTC

Сделал шаг навстречу г.г. Мавзолейкиным, приняв во внимание их монументальное и неискоренимое советолюбие. Впрочем, при полном сознании тщетности всяких надежд на их договороспособность и компромисабельность, так сказать.
Большевицкие монументы теперь, надо полагать, призваны символизировать единство "российской нации".