Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Ностальгия иных пожилых юзеров (себя не исключаю из их числа) по собственному прошлому и наполнявшим его людям, объектам и гештальтам – явление совершенно естественное. У каждого человека есть свой лирический мир, главным содержимым которого являются его детские воспоминания, плюс кое-что дополнявшее его по мере взросления и старения, какие-то «остановленные мгновения». Бессмысленно с этим спорить и этому противиться, ведь давно было сказано, «что пройдёт, то будет мило».

Правда, другим поэтом было сказано несколько иначе: «мы, оглядываясь, видим лишь руины». И это тоже верно. Но только с позиций сегодняшнего дня, при взгляде из настоящего, без перенесения себя в милый уют утраченного времени. При такой отстранённой обсервации нашему взору предстают, действительно, мертвецы и пустыри. Все умерли, всё разрушено и поросло рыжей подзаборной травой.

При этом следует учитывать и ещё одно обстоятельство: сегодняшний человек узнал кое-что такое, что было неизвестно ему позавчерашнему. Он знает контекст эпохи, знает, что было до, и что случилось после. Строго говоря, он и не может вернуться в прошлое и увидеть мир таким, каким он его видел ребёнком. Это всегда будет некий искусственный приём, связанный с абстрагированием от себя позднейшего, более или менее успешный, но всегда сознательный и кратковременный.

Глядя из сегодня на старые фотографии, мы ведь видим не просто «папу и маму», «дедушку и бабушку», но и то, что сделало их именно такими, какими мы их видим, и то, во что они потом превратились. История никуда не девается, её невозможно исключить из системы. Об этом можно только ненадолго договориться с самим собой (договориться не замечать её). Но как быть с другими зрителями? С ними ведь договориться не получится, и они увидят то, что увидят: каких-то чудаковатых и беззащитных людей, ставших (многие – уже в момент рождения) жертвами страшных обстоятельств и обречённых на скорое исчезновение в грубом и уродливом мире, без каких-либо надежд на перемену участи и избавление от морока.

(Это я всё о подсоветских людях, и об ограниченной возможности субъективно-ретроспективной реабилитации прошлого.)

P.S. Подумал бы сменить название этого фрагмента на "Бедные люди", но оставил так, как есть.
Tags: moralite, ветераны жж, лирика, прошлое
Прощение. И хорошо начать с прощения самого себя:)

А старые фотографии - та же литературщина. Видим отражения, домысливаем художественным образом с учётом сегодняшних проблем.

А вот, кстати, интересно будет посмотреть на "новые фотографии". Когда их тысячи по папкам по поводу, а чаще и без всякого повода. Вот здесь будет реализм виден через десятки лет или нет?
Не так всё просто. Тут идея "счастливого детства", отблески которого падают и на всё остальное. А между тем это очевидная, элементарная подмена. Глупо отрицать моменты и даже периоды счастья. Но в них нет никакого оправдания тому, что оно имело место в вонючей клетке, о чём счастливец тогда не помышлял.
Если счастье требует оправдания, то может это были одни иллюзии. Положено девушке влюбляться, она думает, что ну вот оно счастье. А если посмотреть на оный объект взрослым взглядом. Так и счастливое детство, требует регулярной интроспекции.

Сегодня, выходя из церкви, слышал, как парень приставал к бабке-продавщице свечек на входе. "Развернул" перед ней бумаги и говорит: вот нас венчал "фамилия", требую, чтобы он нас развенчал обратно. Было там счастье или будет, и насколько определяющей является среда?
..."каких-то чудаковатых и беззащитных людей, ставших (многие – уже в момент рождения) жертвами страшных обстоятельств и обречённых на скорое исчезновение в грубом и уродливом мире, без каких-либо надежд на перемену участи и избавление от морока" - определение, применимое к людям любой эпохи, к человеческому роду в целом. Как певали бурсаки: "Быстры, как волны, дни нашей жизни", или как Церковь читает: "Дни человечи яко трава, и яко цвет сельный, тако оцветет, и не будет, и не познает ктому места своего".
Не совсем так. Есть времена и времена.
Часто старые фотографии используются для демонстрации жизненного успеха. Как по содержанию, так по факту наличия (особенно, если ранее 50-60-х). "Шикарное пальто 1959-го г., до сих пор в шкафу на даче висит !".
Прямо следом открыл :-)
http://soviet-life.livejournal.com/2027339.html#cutid1
"Вот например замечательный автомобиль ГАЗ М-1, не самый доступный личный транспорт. Мне однако довелось на таком ездить. Внутри простор. Проплываешь над морем современных кредитопомоек гордо на них плюя."

Случаи примитивной пропаганды тут не рассматриваются.

Я имею виду нечто другое: что советский мир и нормальная человеческая жизнь (т.е. учитывающая человеческое достоинство) несовместимы. Что, однако, не исключает возможности иметь о своём советском прошлом частные счастливые воспоминания (субъективное, условное счастье). Однако, при объективном взгляде мы видим либо палачей и подлецов, либо бессмысленную массу, либо страдальцев. Тут нет места человеческой нормальности, как бы нам ни хотелось её туда задним числом поместить.
Обычная ошибка: думать, что счастье зависит от внешних обстоятельств, и если обстоятельства "не те", оно м.б. только "условным".:)
В момент счастья, может, и не зависит. Но потом, оказывается, что зависит, и ещё как :) Возможно, не вполне уместно тут пользоваться словом счастье. Я ведь имею тут в виду нечто другое, что лучше описывается словом "нормальность", каковую, в свою очередь, можно свести к "буржуазности".
Да, я отреагировал на "условное счастье".
Имел в виду другие мотивы: "Вот я какА!" (как из мультика :-)). Т.е. что мол я и мои предки добиваемся успеха вне зависимости от режима - хоть при царизЬме, хоть при коммунизЬме, хоть при капитализЬме.
Проблема только в том, что о действительном успехе, в рамках нормальной жизни, можно говорить лишь применительно к первому случаю, что сравнение это вообще не то что некорректно, но просто бессмысленно, ибо дальше успеха уже нет, а есть один проигрыш (за исключением представителей касты выгодополучателей революции, успех которых, впрочем, тоже, скорее, проигрыш, если смотреть с позиций жизненной нормальности).
Почему нет ? До революции были грамотными, купили, например, веялку, маслобойку и крупорушку, стол и стулья, после, в 20-е г.г. - ходики и кровать с шишечками, две даже, и швейную машинку, еще переехали в город, в 30-е купили патефон, фотоаппарат и радиоприемник, сын (ну, видимо, дед или отец нашего современника) закончил техникум, воевал, из Германии привез три чемодана с вещами, в 50-е были с телевизором и мотоциклом, да и книжек немеряно купили - три шкафа с тех пор скопилось, в 60-е получили себе квартиру отдельную, в следующем поколении - уже все с вузовскими дипломами, еще дед-ветеран (упомянутый выше) выбил в 70-80-е квартиру кооперативную и две штуки Жигулей (одни продали за две госцены, поэтому в итоге вторая бесплатно досталась), а сейчас внучок на Гелендвагене рассекает, менеджер среднего звена, детей его может заграницу учиться пошлем. Как-то так :-). Ну, всему способствует, конечно, научно-технический прогресс, но в данном примере эта семья играет все время выше средней планки. И возможно, что может показаться чрезмерная роль материальной стороны ("вещизм", выражаясь по-советски), но на старых фотографиях видна именно она...
Только за весь этот с позволения сказать "прогресс" заплачено потерей Русского Государства. Этим крестьянам было бы несравнимо лучше прогрессировать в нём, и не только им, а даже насельникам Слонима и Бердичева. (Я не рассматриваю даже проблематичность и сомнительность самой этой Вами начертанной линии, пусть будет так. Только это прогресс в рамках ассирийской Советии и латино-азиатской Эрэфии. Это, так сказать, жизнь после смерти.)
Так о лучшести условий речь не идет - наоборот, что при любых условиях (в моем гипотетическом примере герой даже с войны три чемодана привез, а потом ветеранским статусом на всю катушку пользовался :-)), т.е. о личных качествах, воплощаемых в успешности. Сейчас же успешность престижна, и это относительный показатель.
Сохранилась фотография деда (механик водитель Т-34), сделанная между боями. Лицо бесконечно уставшего человека,
уже готового погибнуть.

semenoff

August 2 2013, 15:40:37 UTC 6 years ago Edited:  August 2 2013, 15:48:23 UTC

В позднем СССР образованные люди иногда обладали бОльшей внутренней свободой (при несравненно меньшей свободы действий) чем сегодня.

Это происходило из-за того в систему уже не верили, и люди осуществляли внутренний поиск новых вех и ориентиров для жизни. В моду вошла восточная философия (скажи кому-то сегодня - недоуменно пожмут плечами), люди зачитывались зарубежной литературой, в частности, американской фантастикой, слушали запрещенную музыку и радио, уходили от общества в альпинисты и КСП, позже - в хиппи. В позднем СССР был всплеск поэзии, живописи и литературы.

Сегодня люди в РФ стали более одномерными, более свободными в своих действиях, но внутренне более порабощенными рыночной системой и обществом потребления. Тем самым что критиковали американские писатели в 60х, скажем Бредбери.

Мой отец внутренне не верил ничему, то есть вообще ни чему, ни в советское время, ни в эпоху РФ, только шутил над всем, и это правильно. У него был собственный кодекс жизни и собственная философия, почти полностью не связанная с эпохой, ни с той ни с другой, и именно это я сегодня вспоминаю, глядя на его черно-белые фотографии.

enzel

August 2 2013, 15:53:18 UTC 6 years ago Edited:  August 2 2013, 15:54:29 UTC

Только вот пшиком это всё оказалось, когда слетели обручи. Точно так же, как смешно предположение что "Сперанские и Столыпины стояли в ватниках у пивного ларька" накануне "перестройки". Не могло их там быть, и уже очень давно. Посему, надо со стоической твёрдостью отправить ВЕСЬ СОВОК в отвал и перестать искать в нём жемчужины, хотя бы крохотные. То, что за них обычно принимают, это недоперемолотые в советской людорубке остатки России. Но при очередном провороте и их не стало.

semenoff

August 2 2013, 15:56:10 UTC 6 years ago Edited:  August 2 2013, 16:00:02 UTC

>>>>> То, что за них обычно принимают, это недоперемолотые в советской людорубке остатки России. Но при очередном провороте и их не стало.

Если так (скорее всего соглашусь), то Вы сами себе противоречите.

>>>> Посему, надо со стоической твёрдостью отправить ВЕСЬ СОВОК в отвал и перестать искать в нём жемчужины, хотя бы крохотные.

Я лет 20 назад, уже в США, разговаривал со многими эмигрантвами, путешествовавшими в России в первый раз в жизни, и они отмечали, что кое-где еще встречается "русский тип", чему они очень радовались.
Какое же противоречие? Просто 50 лет назад ещё были люди, а потом умерли и не воспроизвелись, потому что воспроизвестись не могли в тех условиях. Поэтому то, что они ЕЩЁ СОХРАНЯЛИСЬ никоим образом нельзя рассматривать как какой-то позитив эпохи, ею созданный. Это была инерция недобитого прошлого, уходящая натура. Так и надо к этому относиться, как к нахождению драгоценных черепков на великом пожарище.

semenoff

August 2 2013, 16:17:19 UTC 6 years ago Edited:  August 2 2013, 16:32:23 UTC

Так все и относятся, просто в позднем совке некоторые люди могли проскочить мимо системы, и они в некоторых случаях знали о системе не меньше, а даже больше нас. Это к вопросу о старых фотографиях. Старое не обязательно глупее. Древняя Греция для РФ в частности - недосягаемый образец культуры и цивилизации (прочем как и РИ).

Кроме того и в ценимой вами РИ, приличных людей было не так уж много, тысяч триста помещиков (с членами семей, con tutti quanti) и миллиона три дворян, но вся русская культура была создана только помещиками.

В том-то и дело, что "все" относятся как раз иначе: видят в случайно сохранившихся артефактах оправдание пожара или по крайней мере времени после него: вот, смотрите, что создавалось! Я принципиально против всех этих попыток мягкой реабилитации совка, с помощью семейных альбомов с фотографиями. Это ложь и вообще-то - подлость. Говоря про "отвал", я имел в виду саму систему, эпоху, исторические обстоятельства в их совокупности, целиком, а отнюдь не отдельных, случайно уцелевших и проявивших себя людей. Люди и их деяния скажут сами за себя, если есть что сказать. Но в таком случае надо просто добавлять: сделано при совке, несмотря на совок, вопреки совку.

semenoff

August 2 2013, 16:44:17 UTC 6 years ago Edited:  August 2 2013, 16:53:14 UTC

Тот юзер который Вас расстроил фотографиями, не пытался реабилитировать совок вовсе. У него была совершенно другая сугубо личная мотивация, которую бы я не хотел однако, комментировать.

Если говорить о позднем совке (после 1954 года), то его проблема - в людях. Осталось критически маленькое количество по настоящему образованных приличных людей, я даже затрудняюсь сказать сколько. Со времен РИ это количество уменьшилось наверное, в сотни раз. Просто некому было управлять страной, писать книги, рисовать картины (да в общем, и сегодня некому). Для хорошего управления страной нужен некоторый кругозор и некоторая культура. Со времен РИ таких людей не сохранилось, а новых система уже не воспроизводила. Хотя человеческая мясорубка в 1954 году в СССР остановилась.
Пост подразумеваемого юзера - только повод. Эта тенденция широко распространена. Кстати, и он тоже склонен к ней, на свой манер.

Конечно, в людях. А люди, точнее, их деградация - результат системных условий. То, что физическое уничтожение прекратилось, уже мало что значило: органичность социума, его нормальность были глубочайше нарушены, диспропорции и зияния были огромны, общие условия способствовали только дальнейшей деградации и вырождению, уже без прямого насилия, в силу общесистемных причин.
Тут не может быть места для каких-то иллюзий.