Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ДНЕВНИК ПОЛИТИКА: БОЛЬШЕВИЗМ, ЕВРАЗИЙСТВО И АНГЛИЯ

Из статьи П.Б.Струве в газете «Россия и славянство» от 6 июля 1929 г.:

«Сейчас замечается чрезвычайно любопытное явление на Западе в его отношении к России. Западные люди в большевизме и советчине открывают и видят только пласты почвенные, обнажение допетровского скелета русской государственной и общественной культуры, словом, русское варварство. В этом смысле весьма характерны новейшие английские суждения о Советской России (статья члена парламента Аллена в «Times»).

Я отнюдь не склонен отрицать значение и этого начала в сложном явлении большевизма и советчины. Совсем наоборот. Конечно, большевизм и советчина именно потому так реакционны, что они насильно перевернули целые пласты нашей культурной истории, в этом перевёртывании похоронив и засыпав значительную часть русских культурных достижений XVIII и XIX веков. Исторически-социологически это совершенно ясно. Когда мечтатели-славянофилы звали «домой», в допетровскую Русь, и требовали обратного перенесения столицы в Москву, - они не думали, что этот возврат и это перенесение осуществят злейшие враги России и славянства, социалисты-интернационалисты. Но именно это и случилось.

Это обнажение старых пластов русской дикости совершилось под самоновейшими, заимствованными с Запада лозунгами. Идеологическим восприемником русского варварства, именно варварства, а не культуры, тех пластов, которые символизируются именами Болотникова, Разина, Пугачёва, явился Карл Маркс и вообще весь западноевропейский социализм. Карл Маркс не как исторический ум, а как противоисторический творец (или оформитель) идей социальной революции и диктатуры пролетариата есть вдохновитель русской большевицкой революции; сам же Маркс всецело стоит на плечах той идеологии, которую выработали идеологи физического насилия английского чартизма, движения, волновавшего и даже потрясавшего Англию в течение целых восемнадцати лет, с 1830-го по 1848 г. Таким образом, большевизм как идеология был преобразован и переформирован в Англии (по-видимому, речь идёт о создании некоего протобольшевизма – С.К.). Это – просто исторический факт, о котором можно осведомиться в любом обстоятельном сочинении о чартизме и который необходимо знать не только русским, но и англичанам.

Автор вышеуказанной статьи в «Times» член парламента Аллен с необычной лёгкостью разделывается с вековой историей России, отправляясь от пресловутого изречения «поскребите русского, и вы найдёте татарина», и из «торжества» большевизма выводит, что «процесс европеизации России, продолжавшийся более чем тысячу лет, не удался». Бесполезно по существу критиковать это дилетантское наездничество, которое в перспективе десятилетия обозревает, измеряет и оценивает тысячелетие: оно не имеет ничего общего ни с наукой, ни со здравым смыслом. Но примечательно не это. Примечательно и должно быть отмечено и запомнено вот что: эти широковещательные обобщения англичан, ненавидящих и презирающих Россию, есть не что иное, как «репетиция» английскими политическими кругами русских евразийских теорий.

Та лёгкость, с которой в консервативной английской газете член британского парламента, опираясь на завоевания русской революции, отбросившие Россию в XVII в., хоронит Российскую Империю, внушена ему, конечно, не только большевизмом, но и евразийством, с такой же лёгкостью отрекающимся от традиций и приобретений императорской России и возвеличивающим Чингисхана. Недаром г. Аллен ссылается на аристократических евразийцев, князей Трубецкого и Святополк-Мирского.

Евразийство, как советчина, двулико. Они в теориях и мечтаниях обращены против «враждебного» Запада. Но, ослабляя Россию реально, большевизм на самом деле играет в руку всем тем, кто не желает восстановления русской мощи, почему-либо им неудобной. Евразийство же есть идеологическое отражение того грандиозного перевёртывания культурных пластов русской истории, которое произвёл большевизм. Вот почему ненавидящий Россию Запад, отталкиваясь от большевизма для себя, приемлет большевизм для России и хлопает по плечу европофобов-евразийцев. И может быть, не случайно евразийство вскормлено в Англии и оперилось литературно при английской помощи. Не случайно, вообще, что многие несоциалистические английские политики всё ещё не могут решить, бороться ли им с большевизмом или его поддерживать». (Дневник политика. Сс. 453-454.)

Об агентурном указании на английское финансирование евразийства см.: http://enzel.livejournal.com/242373.html.

Что касается дня сегодняшнего, то старая евразийская песенка отнюдь не спета. Её вовсю исполняет нестройный, но громкий хор идеологических проходимцев и старьёвщиков, объединившихся в т.н. "Изборский клуб" - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1. Запевалы там такие: Ж.Алфёров, С.Глазьев, М.Делягин, А.Дугин, Л.Ивашов, М.Калашников, М.Леонтьев, Н.Нарочницкая (сольная женская партия), О.Платонов, Ю.Поляков, А.Проханов (регент), Н.Стариков (!), А.Фурсов, М.Хазин, Т.Шевкунов (духовное окормление), М.Шевченко.
Tags: идеология, история, политика
>>Карл Маркс стоит на плечах той идеологии, которую выработали идеологи английского чартизма

Поиски сложного объяснения простым вещам. Марксизм -- социальная провокация, подмена этнической борьбы классовой. Между тем любая политика это, в первую очередь, этническая политика, а уже потом всё остальное.
О, евразиец Д.С. Мирский упоминается. Это еще вопрос, в какую сторону репетиция шла. От русских евразийцев к английским политическим кругам или наоборот.
Струве всё время кружит вокруг евразийства, следит за его эволюцией. Он постоянно задаётся вопросом об адресате этой формулируемой "птичьим языком" идеологии. При этом он пользуется и термином "национал-большевизм", как синонимом. Пока лучшее из объяснений - некая внешняя манипуляция начальным большевизмом в сторону национал-большевизма, теоретическое обоснование этой эволюции, осуществляемое снаружи, но именно для внутренних идеологов-талмудистов. Отсюда и "птичий язык".

Мне пришлось обратить внимание на Н.В.Устрялова - первого национал-большевика - в связи с тем, что в Калужском педуниверситете, в стенах которого учился и Е.Н.Трубецкой, недавнее 150-летие которого там не отмечалось, а проходила традиционная устряловская конференция.
Так вот, задался я вопросом: "А почему так?" Ответ в том, что устроитель конференции - советский, как и работавший на советской КВЖД с 1926 года Устрялов.
Я это к тому, что неустойчивые умы из России сами постарались осоветиться.
Так Устрялов вообще сменовеховец и возвращенец, там всё просто.

Иная простота... В рассматриваемый период - 1929 год - Устрялов в Русском зарубежье, между прочим как и Струве.
Занятно, что Флоровский, например, в пору своего "евразийского соблазна" считал себя учеником Струве и воспринимал евразийство как развитие либерально-консервативной линии Вех в новых обстоятельствах. А Савицкий собирался приглашать П.Б. в первые евразийские сборники.
Отношение Струве к евразийству принципиально отрицательное, как к национал-большевизму. И чем дальше - тем хуже, по мере всё большей большевизации этого "учения".
Это-то понятно. Курьез, однако, в том, что классическое евразийство действительно очень многим обязано Струве.
Каким же образом? Евразийство и струвизм (русско-европейский либеральный империализм) - антиподы.
Смотрите, в частности, первую главку работы Гаврюшина:

http://agnuz.info/app/webroot/library/201/3/

В статьях по украинскому вопросу старшие евразийцы так просто пересказывают Украинский партикуляризм Струве.
А Вы не читали работу гр. А.Салтыкова "Евразийцы и украинцы" (1930)?