Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
TAXI ARMAND

Да, именно вот так было написано на боку корейского «шевролета», увиденного мной сегодня в подмосковном Пушкино, превратившемся за годы соввласти - и особенно за последние два десятилетия - из респектабельного дачного места в московский спальный пригород. Так история причудливо вплетается в современность, помимо людской памяти, вопреки не слишком высокому культурному уровню местных обывателей. Почему «такси Арманд»? А потому что район у нас тут такой есть, Арманд, там и улица Арманд.



Пушкино возникло как дачная местность в 1860-х годах, когда провели железную дорогу на Троицу. Между железнодорожной станцией и стоящим на Троицком тракте старинным селом Пушкино было версты три леса, который и стали разбивать на участки под дачи. В мемуарах П.Н.Милюкова есть картины дачной жизни, увиденной и запомненной ребёнком: прорубка просек сквозь еловые и сосновые леса, строительство дач.


Главная просека, превратившаяся сегодня в Московский пр-т


Никольская церковь


Вид на Никольскую церковь, 1920-е гг.

В начале ХХ века Пушкино и более близкая к Москве Клязьма – места уже известные и популярные. В пушкинском парке был выстроен большой деревянный летний театр, в котором ставились спектакли, устраивались концерты, а позднее, при Советах, крутились фильмы (в 1993 г. этот памятник деревянного модерна, забытый и бесхозный, сгорел).





В Пушкино же родился Художественный театр, на даче некоего Архипова, в сарае. К.С.Алексеев (Станиславский) приезжал из своей недальней Любимовки, труппа жила по близлежащим дачам. Молодой режиссёр был строг, штрафовал за опоздания на репетиции.

А на окраине села Пушкино, на берегах запруженной речки Серебрянки, располагались две - старая и новая - текстильно-красильные фабрики Армандов (не путать с фабрикой Дюпюи, что неподалёку, в Кудринке над Учой). Обе они и до сих пор там стоят, но под совсем другими названиями.



В семейство московских фабрикантов, обрусевших французов Армандов, была принята пятнадцатилетняя англо-французская сирота, ставшая позднее известной как И.Ф.Арманд или даже товарищ Инесса. Спустя четыре года она вышла замуж за А.Е.Арманда, наследника семейного дела...



В советское время «Арманд» - уже не фамилия местных фабрикантов и не исторический персонаж (та самая товарищ), но просто часть локального мифа и привычный, хоть и странный, топоним.

Остановишь так невзначай taxi Armand, а оно машиной времени перенесёт куда-нибудь в Женеву или Париж, к упивающемуся очередной внутрипартийной склокой Ильичу… Впрочем, так далеко, конечно, не увезёт, а вот до пушкинского вокзала с пыльной площадью перед ним и свежевыкрашенным человечком в пальто на пьедестале - доставит. Таксисту же явно мало дела до того, что было в этом самом Пушкино 110 лет тому назад, откуда тут это французское название, украшающее дверцу его машины. Арманд – это микрорайон такой.

Tags: imperium rossicum, patria minor, photo, rossica vs. sovietica, история, лирика, топонимика

О, сколько нам чудных открытий...
Да, вот так, в виде местного такси, совершенно неожиданными путями...:)