Этот рассказ, действие которого разворачивается в двадцатые годы, интересен прежде всего выбором объекта изображения – семьи англизированных евреев, поставившей себе целью стать настоящей британской знатью (денег у них хватает, но, как известно, не в них одних счастье). Для этого они, с одной стороны, пытаются подражать настоящей английской аристократии во всем (меняют имена с еврейско-немецких на английские, заводят роскошное чисто английское именье со всеми положенными забавами, отдают отпрысков в Итон и Оксфорд), а с другой – дистанцируются от своих родственников и соплеменников, более приверженных еврейским корням, доходя в этом до гротеска (например, себя они вслух называют англичанами, а тех, пренебрежительно... евреями).
Все свои надежды любящие родители возлагают на старшего сына, которого они хотят видеть стопроцентным джентльменом, политиком, спортсменом и помещиком, наследником «родового гнезда» и отцовского титула. Но ужас в том, что сам он этого совершенно не хочет. Его сокровенная мечта – стать профессиональным пианистом, для чего он, идя на острый конфликт с родными, едет учиться в Германию. И там, в окружении еврейско-немецкой богемы, бродя по еврейским гетто, он открывает свою естественную среду и традицию, осознает свое «джентльменство» как нечто искусственное и наносное, чуждое его подлинной национально-культурной сущности. Увы, музыкального таланта у него нет, что подтверждает специально приглашенная на прослушивание знаменитая пианистка, разумеется, тоже еврейка. Выслушав ее вердикт, он идет в оружейную комнату и кончает с собой, замаскировав это под несчастный случай. Такова фабула рассказа.
Но помимо этой фактической канвы, в нем есть и нечто более глубокое, отражающее авторский и, - учитывая статус автора, - собственно британский взгляд на фиксируемое социальное явление. Разумеется, вовсю присутствует довольно едкий юмор, переходящий местами в сарказм, но это вообще характерно для стиля Моэма, независимо от того, о ком он пишет. Однако следующий пассаж, относящийся к сцене с пианисткой, стоит привести целиком:
«За столом я был единственным неевреем, и хотя все, кроме леди Блэнд (бабка неудачливого музыканта – С.К.), говорили по-английски безупречно, я не мог отделаться от впечатления, будто говорят они как-то иначе, чем англичане, - возможно, слишком округляя гласные и уж, безусловно, слишком громко. Да и слова с их губ не слетали, а низвергались потоком. Мне пришло в голову, что, окажись я в комнате по соседству, куда бы доносились только неразборчивые звуки, я бы решил, что говорят на иностранном языке. От всего этого делалось как-то не по себе.»
Хочется спроецировать этот рассказ на русскую почву, провести аналогии, найти различия. Во всяком случае, он дает пищу для размышлений.
faustpatrone
February 27 2008, 13:22:46 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 27 2008, 13:36:14 UTC 11 years ago
---
что-то я у Чехова ничего такого не могу припомнить.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 14:29:27 UTC 11 years ago
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 14:44:17 UTC 11 years ago
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 15:27:52 UTC 11 years ago
Re: НАТАН ЗОРГЕ
faustpatrone
February 28 2008, 15:13:58 UTC 11 years ago
enzel
February 27 2008, 14:25:21 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 27 2008, 14:36:31 UTC 11 years ago
---
совершенно разные ситуации. в англии не было мест компактного проживания евреев, и численности еврейского населения в целом никогда не была значительной.
во-вторых, эмансипация ерейства во всём мире шла в одном ритме с экономическим развитием, россия отствала соответственно.
ПС
у Шалома-Алейхема есть много любопытного в связи с вашим вопросом.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 14:48:10 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 27 2008, 17:49:29 UTC 11 years ago
---
рубинштейны с неба упали?
сам Шалом-Алейхем не состоявшийся биржевый воротила.
художнику слова трудно, почти невозможно, быть успешным бизнесменом.
ваш любимый ДЕГ тому очередной пример, кстати.
в руских евреях, пожалуй, было слишком много русского в ушерб европейскому. это, может, один из аспектов ответа на ваш вопрос об ассимиляции.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 18:01:57 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 27 2008, 18:22:37 UTC 11 years ago
---
если держать русских за азиатцев, то можно и так.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 18:47:06 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 27 2008, 19:08:44 UTC 11 years ago
---
русские вошли в соприкосеовение с евреями всего 200 лет назад.
на русскую ментальность столь короткий срок значительного влияния оказать никак не мог.
"теорию русскости" Галковского я не знаю. и, по правде, не стремлюсь знать.
с меня достаточно и "английской" теории.
когда ДЕГ говорит, собственно, о литературе, это одно, когда же он пускается в чисто исторические рассуждения, то читать больно буквально физически.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 27 2008, 20:05:44 UTC 11 years ago
core2duo
February 28 2008, 00:16:47 UTC 11 years ago
Правильный подход - читаем Анатолия Кузнецова:
Одними из первых созвали (по спискам в отделе кадров)
работников киевского радио. Радиокомитет был на углу Крещатика
и Институтской. Только что назначенный немец-шеф вышел на
эстраду, оглядел собравшихся в зале и начал очень необычно:
-- Евреи, встать!
В зале наступила мертвая тишина. Никто не поднялся, только
пошевеливались головы.
-- Евреи, встать!! -- повторил шеф громче и покраснел.
Опять никто не поднялся.
-- Жиды, встать!!! -- закричал шеф, хватаясь за пистолет.
Тогда в разных местах зала стали подниматься музыканты --
скрипачи, виолончелисты, -- несколько техников, редакторы.
Наклонив головы, гуськом побрели к выходу.
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 28 2008, 09:47:05 UTC 11 years ago
---
Вы знаете, как закончил свои дни сей автор?
"бабий яр" потом не издавали аж до самого апогея перестройки.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
February 28 2008, 10:17:15 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 28 2008, 10:55:07 UTC 11 years ago
---
нет. он стал "невозвращенцем", будучи в командировке в лондоне.
был смешан агитпропом с дерьмом.
Ассимиляция
xclass
February 28 2008, 01:27:37 UTC 11 years ago
Дальше, конечно, можно смотреть сколько их было, в той статье, не помню, были ли цифры. Вот, 150 миллионов русских дали 300 тысяч офицеров, в той же пропорции 7 миллионов евреев дали бы 15 тысяч. Еще дальше было бы интересно посмотреть - если б были статистические данные - что в судьбе (условно) 15 тысяч повернуло их на этот путь. И тот же самый вопрос насчет евреев-чекистов, что именно повернуло их на ту сторону силы?
Re: Ассимиляция
enzel
February 28 2008, 08:08:28 UTC 11 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
February 28 2008, 09:30:12 UTC 11 years ago
---
не требуется. Вы правы. это был "наплыв" в школы прапорщиков после февраля.
пример - известный впоследствии чекист шпигельгляс.