Можно ли осуждать кого-то, предъявлять какие-либо претензии этического свойства, заранее отказавшись от абсолютной системы отсчета? Ведь как произнес в свое время персонаж Достоевского (его подпольное alter ego): "если Бога нет, то все позволено". Что тут можно прибавить? Это ведь так и есть. Только выводимая из религиозных догматов этика может рассматриваться как действенный и авторитетный регулятор и измеритель человеческого поведения. При этом, разумеется, необходима живая вера того, кто этой этикой руководствуется. В случае христианства это означает, что человек исходит из представления о неизбежном посмертном воздаянии по делам своим. А нет этого - ничто не слишком, все возможно и даже оправданно. Этично то, что побеждает (сила), что лучше задумано и просчитано (рассчетливость), что долгосрочнее и результативнее в смысле конечной пользы (утилитаризм). Максимум "возвышенного", возможный в такой ситуации - некий эстетический критерий с подразумеваемой этической составляющей: "красивый - безобразный поступок". Но этот критерий ненадежен и неуниверсален в силу своей явной субъективности, зависимости от культурного уровня оценивающего и резкой переменчивости. Так что все арелигиозные этические системы, - все-таки необходимые для поддержания какого-то уровня порядка в обществе, - неизбежно будут релятивны, нестойки, договорны (консенсусны), частны и в конце концов - необязательны. Разумеется, в голом виде цинизм и беззастенчивость будут присутствовать не всегда, не у всех, степень их культурной прикрытости будет варьировать, но сам по себе этот факт не способен выступить в роли эффективного этического регулятора: суть ли важно это различие степеней подлости и бесчестия, раз в конце концов после смерти только лопух на могиле? Ну поговорят, позлословят, а потом все равно забудут, а возможно даже и вознесут на щит - в свете вновь открывшихся фактов и обстоятельств. Ничего постоянного, все текуче, подвижно, изменчиво.
Можно ли осуждать кого-то, предъявлять какие-либо претензии этического свойства, заранее отказавшись от абсолютной системы отсчета? Ведь как произнес в свое время персонаж Достоевского (его подпольное alter ego): "если Бога нет, то все позволено". Что тут можно прибавить? Это ведь так и есть. Только выводимая из религиозных догматов этика может рассматриваться как действенный и авторитетный регулятор и измеритель человеческого поведения. При этом, разумеется, необходима живая вера того, кто этой этикой руководствуется. В случае христианства это означает, что человек исходит из представления о неизбежном посмертном воздаянии по делам своим. А нет этого - ничто не слишком, все возможно и даже оправданно. Этично то, что побеждает (сила), что лучше задумано и просчитано (рассчетливость), что долгосрочнее и результативнее в смысле конечной пользы (утилитаризм). Максимум "возвышенного", возможный в такой ситуации - некий эстетический критерий с подразумеваемой этической составляющей: "красивый - безобразный поступок". Но этот критерий ненадежен и неуниверсален в силу своей явной субъективности, зависимости от культурного уровня оценивающего и резкой переменчивости. Так что все арелигиозные этические системы, - все-таки необходимые для поддержания какого-то уровня порядка в обществе, - неизбежно будут релятивны, нестойки, договорны (консенсусны), частны и в конце концов - необязательны. Разумеется, в голом виде цинизм и беззастенчивость будут присутствовать не всегда, не у всех, степень их культурной прикрытости будет варьировать, но сам по себе этот факт не способен выступить в роли эффективного этического регулятора: суть ли важно это различие степеней подлости и бесчестия, раз в конце концов после смерти только лопух на могиле? Ну поговорят, позлословят, а потом все равно забудут, а возможно даже и вознесут на щит - в свете вновь открывшихся фактов и обстоятельств. Ничего постоянного, все текуче, подвижно, изменчиво.
faustpatrone
March 6 2008, 12:29:59 UTC 11 years ago
enzel
March 6 2008, 12:51:07 UTC 11 years ago
faustpatrone
March 6 2008, 21:32:22 UTC 11 years ago
sssshhssss
March 6 2008, 15:45:32 UTC 11 years ago
Видимо во избежание этого унижения и существует религия.
Тут конечно начинается раздвоенность религиозного сознания, то, что Фрейд называл иллюзией. Как бы Бог есть, но надо вести себя, что его как бы нет, но иногда - есть, хотя вообще-то его нет итд итп.
vladimirow
March 6 2008, 17:28:08 UTC 11 years ago
Религиозная мотивация – это внешняя «исталяция».
andreyalekhin
March 7 2008, 09:06:54 UTC 11 years ago
все их "злые" поступки на самом деле регламентируются прописанным кодом-инстинктам, целесообразны для выживания вида и к "злу" в человеческом понимании не имеют никакого отношения.
Религиозная мотивация - конечно же "внешняя инсталяция", но не в пустую голову она "инсталируется", - первобытная табуизация прицепом тянет за собой элементы этики и морали. Высшая религия и церковь - скорейший метод огосударствевания "диких". Параллельно расширяется спектр этических норм (опять же - через страх (божий)).
Процесс и сейчас продолжается - только вместо церковных норма сейчас политкорректность - т.е. по сути, первобытные табу, деградация:)))
vladimirow
March 7 2008, 15:43:49 UTC 11 years ago
мой - чисто практический
но тема эта никого не интересует, возможно потому что находится в зоне self-destruction, люди подсознательно её не трогают
kukushon_ok
March 7 2008, 20:03:07 UTC 11 years ago
Вы утверждаете, что религия заставляет людей различать добро и зло путем устрашения загробным воздаянием. Однако устрашение – не есть стержень христианства и, вообще-то, не самый лучший метод воздействия на homo sapiens. Безусловно, ребенка зачастую разумно наказывать, но взрослому – достаточно объяснять. В детстве внушают, что руки всегда перед едой нужно мыть, повзрослев, человек понимает зачем.
Вы пишите: «Только выводимая из религиозных догматов этика может рассматриваться как действенный и авторитетный регулятор и измеритель человеческого поведения». Нельзя не вспомнить верховную платоновскую идею Блага и саму концепцию мира идей и «припоминания». Во главе иерархии идеального платоновского общества стоят философы – те люди, души которых помнят более других устройство идеального мира.
Без устрашения загробным воздаянием по-Вашему: «Этично то, что побеждает (сила), что лучше задумано и просчитано (рассчетливость), что долгосрочное и результативнее в смысле конечной пользы (утилитаризм)». Однако даже далеко не философы в платоновском смысле понимают, что на любую силу находится большая, рассчитать все невозможно, критерии пользы всегда относительны.
Я думаю, что выход за рамки религиозных представлений не должен рассматриваться как отход от абсолютной системы отсчета. В моем понимании это освобождение мышления от догматов. Не антирелигиозность и совсем не обязательно атеизм. Мысль, что «все позволено», это, извините, уровень «не буду мыть руки на зло родителям».
Кстати Френсису Бэкону приписывают известную фразу «Атеизм - это тонкий слои льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну».