Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

МИЛОШ

Еще один польский поэт ХХ века, Чеслав Милош (1911-2004), уроженец Ковенской губ. Российской Империи, житель Вильны, после ВМВ эмигрант, калифорнийский профессор, нобелевский лауреат (1980). Стихотворение Rue Descartes отражает ситуацию версальской Европы, передает дух межвоенного Парижа. Концовка его привлекает внимание своей ярко выраженной католичностью, если не сказать талмудичностью (не проявился ли тут дух Вильны, этого северного Иерусалима?).

RUE DESCARTES

Минуя улицу Декарта,
Я выходил к Сене, молодой странствующий варвар,
Смущенный появлением в столице мира.

Было нас много, из Ясс и Колошвара, Вильны и Бухареста, Сайгона и Марракеша,
С тайным стыдом вспоминающих о домашних нравах,
О которых здесь не следовало говорить никому:
Наказание поркой, девок босые ноги,
Чередование трапез и заклинаний,
Хоровые молитвы, возносимые господами и челядью.

Я оставил за спиной сумрачные уезды.
Погружался в универсальные идеи, дивясь, вожделея.

Потом многие из Ясс и Колошвара, Сайгона и Марракеша
Были убиты, поскольку захотели низвергнуть домашние нравы.

Потом их товарищи добывали власть,
Чтобы убивать во имя прекрасных универсальных идей.

Тем временем город продолжал оставаться самим собой,
Отзываясь в темноте гортанным смехом,
Выпекая длинные хлебы и вино наливая в глиняные кувшины,
Рыбу, чеснок и лимоны покупая на рынках,
Равнодушный к позору и чести, величью и славе,
Ибо все это уже было и превратилось
В памятники, представляющие невесть кого,
В едва различимые арии и обороты речи.

Вновь опираюсь локтями о шершавый гранит парапета,
Словно только вернулся из странствий по подземелью
И внезапно увидел при свете сезонов круговращенье

Там, где пали империи, где жившие умерли.
И нет уже здесь и нигде столицы мира.
И всем отвергнутым обычаям возвращено их доброе имя.
И теперь я знаю, что время людских поколений не похоже на время Земли.

А из тяжких моих грехов помню один всего лучше:
Как, идя раз лесной тропинкой рядом с ручьем,
Кинул большой камень в свернувшегося ужа.

И что меня встретило в жизни, было заслуженной карой,
Которая поздно иль рано преступившего запрет настигает.


В молодости Милош был левым, потом же стал убежденным антикоммунистом. И ему казалось, как и многим антикоммунистам, что "они победили". Однако они ошибались, ибо дело было не в коммунизме. Коммунизм выступил в свое время мощным катализатором глубинных хтонических сил, скрывавшихся в русском простонародье, которые и прорвали оболочку петровской государственности, охранявшей от них Европу (русскую и вообще). Хотя, конечно, генеалогически Путин и Зюганов - близнецы-братья в своем советском мужиковстве. Можно вспомнить и о Солженицыне, мужике-антикоммунисте, так и не ставшем национальным лидером, а со временем ставшем смешным. И о польском мужике Валенсе, президенте-антикоммунисте и агенте ГБ по совместительству. А вот фигур ранга и стиля Милоша на русской стороне нет - их было много в первой эмиграции, было некоторое количество и во второй, но потом ручей иссяк, остались лишь пропахшие кухней диссиденты и мужики...
Tags: антикоммунизм, культура, лирика, литература, метаистория, филология, эмиграция
1
А вот это из фольклора. И народное творчество на злобу дня:

На Чистом
тучи хмурятся,
Святейший
прячет взгляд,
Четвёртый год
из Киева
О Томосе твердят.
Он слышит
шепот гордый,
Что им
благословят

"Через четыре
года
там
будет
Церковь-сад!"
Единая и сильная,
одна
на всю страну,
Такая самостийная
на всю величину.

Сливеют
губы
с холода,
Легойда
на доклад:
"Через четыре
года
там
будет
только ад!
У них нет
экономики,
Загнется Филарет
а ваши там ведомые
у них авторитет!»

Но хмур Святейший
с вечера
«Поедем на Фанар,
Пятнадцать ФСО-шников
остудят грекам жар!
Но кафедра
не дрогнула
былой своей красой
напомнила охальникам
о роле их второй.
Скорее даже пятой
но не об этом речь!

Мы знаем - Церковь
будет, и больше-
Церковь есть!
Единая и сильная
одна на всю страну
пусть будет самостийная
на всю величину!

Я верю Томос будет!
Поскольку Церковь есть!
Не зря такие люди
в стране Турецкой есть
С удовольствием читаю Ваши посты о польских поэтах. И вот замечаю одну общую черту - меланхолическую тональность их стихов. То ли это от того, что многим выпала доля эмиграции или советской оккупации, то ли просто стихи попались именно с такими нотками. Впрочем, славянский язык вообще отличается особой лиричностью, а польский тем паче.
Спасибо. Вы правы насчет меланхолии. Думаю, она отражает трудную польскую долю в течение целых двух веков. И, однако, Польша есть, а России нет.
Да, возможно.. Вы знаете, у меня великий Адам Мицкевич почему-то ассоциируется с одним четверостишием из "Дедов":
"Ciemno wszedzie, glucho wszedzie,
co to bedzie, co to bedzie?"

И вот эта тревожность, неопределенная грусть для меня своеобразный маркер польского литературного творчества. Кто-то скажет, что русские поэты 19 века писали в таких же романтически-лирических тонах с присущей этому стилю экспрессией и обилию чувственных переживаний. Но все же есть некоторое отличие того же Мицкевича и его русских современников вроде Пушкина. Калибр таланта равнозначен, славяне, европейцы, а вот тональность все же разная.

Как-то читал свежий русско-польский сборник статей, посвященный восприятию друг друга обеими народами. И вот, в числе прочего, польские культуроведы отмечали, что русское литературно-поэтическое творчество более надрывно и экспрессивно в отличии от более мягкого меланхолического звучания польского.

А по поводу последнего пассажа - это моя боль. Будучи с детства влюблен в Польшу и польское (не знаю, отчего.. ну вот такая страсть), считая поляков близким по духу к нам народом, размышления о судьбах двух этносов и государственностей всегда навевают самые мрачные чувства. Столетиями наша история была теснейшим образом переплетена. Сквозь войны и яростные конфликты красной нитью проходит глубинная кровная и культурная общность. Как верно заметил один польский историк: "При всех разговорах о различии "москалей" и "шляхты" стоит сравнить обоих с немцем как сразу же единое курносое славянское лицо проявится с неизбежной силой".

И вот после ужасного 20 века, одна страна всплыла из небытия, а другая канула в Лету..

semenoff

September 11 2018, 14:24:39 UTC 11 months ago Edited:  September 11 2018, 14:26:37 UTC

>>>> но потом ручей иссяк, остались лишь пропахшие кухней диссиденты и мужики..

Культурные люди не могут, и не должны напрямую бороться с мужиками, простым народом. Это донкихотство. Нужна прокладка в виде народных талантов, которые понимают культурные концепции, но также говорят и языком народа. Что и наблюдаем, СССР и КПСС развалены усилиями этих людей именно. Поэтому Валенса, Горбачев.

Увы, даже народных талантов очень мало.

Anonymous

September 11 2018, 17:37:46 UTC 11 months ago

У Польши как праславянской родине русских и России, несчастливая и заурядная судьба русского-немецкого фронтира, при этом поляки единственные славяне кроме русских со своей значительной культурой.
Россия же колоссально поднялась благодаря реформам Петра Великого, но это стало причиной зависти и опасений. Вина польских реваншистов в большевизации России тоже есть.
По итогу 20-го века Польше повезло больше, но заслуги в этом самих
поляков скромны, хотя и чересчур преувеличиваются.