Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ВСТРЕЧА С ГОРОДОВЫМ

Читаю весьма интересные, ценные фактологически и хорошо написанные воспоминания С.Н.Дурылина (1886-1954) В родном углу. Во многом они созвучны Лету Господнему И.С.Шмелева: примерно та же среда, те же бытовые, хозяйственные подробности, то же любование навсегда ушедшим прошлым. Только Дурылин суше, точнее, все время справляется с источниками, и нет в его тоне шмелевского умиленного придыхания. Существенная разница между ними та, что Шмелев - замоскворецкий, а Дурылин - елоховский, ведь это очень различавшиеся между собой локусы старой Москвы: Замоскворечье патриархальнее, центральнее и социально выше; Елохово же попроще, поокраиннее, понароднее. С.Дурылин, как и И.Шмелев, купеческого звания, он учился в 4-й Московской гимназии (как мои прадед и дед), а позднее окончил Археологический институт. Вот небольшой, но весьма показательный фрагмент:

"Помню, летом, поздней ночью, вернее, ранним утром, после чудесного дождя, который я пережидал в одной из сокольнических беседок, я шел через переезд Гавриковым переулком домой. Подходя почти к дому, я увидел, что городовой делает мне какие-то знаки рукой. Я подошел к нему, а он и говорит: "От крыс предостерегаю. Больно много, опасно затронуть". - "Какие крысы?!" - "А вон!" - указал он рукой. Я глянул, не сразу сообразил, а когда присмотрелся, то прямо остолбенел. На мостовой была лужа, она была окружена во много рядов черными спинками, а в последнем ряду палочками-хвостами. Умные животные пили по очереди, ряд за рядом, друг друга терпеливо ожидая и сменяя. Было их здесь, верно, не одна тысяча. Я долго смотрел издали на движение их спин и хвостов, стоя рядом с городовым, смотрел молча, сосредоточенно... "Опасные животные, - сказал наконец городовой. - До свидания". И пошел мерным шагом вдоль лабазов, дергая замки, висевшие на массивных дверях". (С.Н.Дурылин. В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва. М., 2017. Сс. 41-42.)

Особенно хорошо это последнее - дергая замки...






Нельзя отрицать, что в старинном московском укладе - будь то дворянский, купеческий или даже мещанский - было много подлинной поэзии, уюта и благополучия. Все эти утопающие в садах особняки и домики Замоскворечья, Хамовников, Басманной части, с их устоявшимся неторпливым бытом, семейными традициями, тишиной, со всепроникающей цикличностью церковного календаря... Но этот городской патриархальный мир был возможен только потому, что существовал Петербург с его государственным каркасом и дозором, лишь до тех пор, пока имперская конструкция была крепка и непререкаемо авторитетна. Когда же она пала, удалой народ весело, с огоньком, разгромил и растоптал казавшийся незыблемым стародавний уклад со всеми его святынями и преданиями. Но прежде должны были навсегда уйти начальство и стража - царь, правительство, городовые.
Tags: imperium rossicum, photo, история, литература, прошлое
1
Дурылина уважаю: священник и философ.
Спасший фрагменты Страстного монастыря.

Anonymous

December 29 2018, 17:29:39 UTC 7 months ago

Совсем нашего Петрова на антимужицтве раскабанило, глаза на физиономии вразбежку, маленькие как у секача.
Русские немки прилежные матери, в самом Фатерлянде сейчас это редкость, гедонизм, видимо культ еврейской мамы оттуда, из старой Германии, общий культурный архетип тевтонов и европейских полусемитов-евреев. Вот только наш странник совсем остался в юдофобской и антинемецкой совдепии, что позорно для человека образованного и просто христианина. Эх петруччо!

mockba_xepcoh

January 1 2019, 17:39:33 UTC 7 months ago Edited:  January 1 2019, 17:40:03 UTC

Anonymous это Григорьев.Сгинь,Сатана.
Это район лабазов (с Хлебной биржей), а позднее и огромных железнодорожных складов, так что действительно крысиное царство
У современной окололитературной дамы, забыла имя, старше меня лет на десять, есть воспоминание, как крысиная река ночью пересекла ей дорогу и сокрылась в метро.
А в каком городе?
В самом что ни на есть Вашем.
Разумеется, он пишет об этом выше. Но тут интересен момент социальный - контакт с низовым агентом господского государства.

С Дурылиным познакомился, когда прочёл его работу о русских связях мадам де Сталь.

Похоже, у Пайпса по этой причине родилась маленькая статья "Де Сталь открывает Россию" (она в 1812 году проехала через Россию в свободную Англию, спасаясь от преследований Наполеона).
Ну так городовой это же не современный "мент". Читал в мемуарной литературе, что в городовые и околоточные (по крайней мере в С-Петербурге) брали бывших нижних чинов гвардейских полков, которые проявили себя во время службы, были грамотны и образованы. Причем принимали исключительно по рекомендации полкового начальника.

К слову, пример из личной жизни.. как-то в бытность обучения в аспирантуре, довелось мне быть по учебным делам в Пензе. Работал с архивами, находящимися в местном областном краеведческом музее. И, пользуясь обеденными перерывами, гулял по экспозициям и залам музея. Случайно наткнулся на групповую фотографию пензенских городовых начала 20 столетия и просто ахнул - какая-то повышенная концентрация светлых осмысленных русских лиц, не побоюсь сказать благородных и с сильным внутренним чувством достоинства. Попытался тогда представить себе аналогичный групповой портрет современных сотрудников милиции (благо были знакомые)и понял, что сравнение будет не в их пользу.
Разумеется. Бывшие нижние чины, унтеры - элита народа. У меня приведена, кстати, групповая фотография архангелогородских городовых.