(культурно-археологические экскурсии)
Вновь посетил крымское южнобережье и снова остановился в Симеизе. Этот курортный поселок заметно отличается от своих соседей, прежде всего, близкой Алупки, тем, что развивался, как дачно-усадебная местность, по единому плану. Это произошло благодаря воле главного землевладельца И.С.Мальцова и его ближайшего помощника инженера Я.П.Семенова, которых с полным правом можно считать отцами-основателями Нового Симеиза (максимально полный исторический каталог симеизских дач: http://simeiz.gardenacademia.com/).
Ген. от инфантерии в отставке И.С.Мальцов (1847-1920) и ген.-м. в отставке Я.П.Семенов (1850-1921) - две жертвы большевицкой политики уничтожения русской элиты
Современная исследовательница Симеиза пишет: получив в наследство имение Симеиз, Иван Сергеевич вместе с братом Николаем Сергеевичем задумали превратить его в фешенебельный курорт и пейзажный парк. Одной из первых построек был дом И.С.Мальцова на мысе Ай-Панда... Отличие эстетики Симеиза от других посёлков южнобережья заключается в том, что до начала строительства был разработан план обустройства посёлка, с конкретными предписаниями – что и как строить, сажать и возводить, с разбивкой и устройством улиц и дачных участков при них. Участки в поселке продавались только при условии последующего строительства дач и пансионов по предлагаемому плану. Дачи и пансионы построены в разных стилях – модерн, классицизм, венецианская готика, итальянское барокко. Все эти постройки очень умело и лаконично вписаны в крымский пейзаж. Помимо архитектуры, большую ценность представляло убранство дач - живопись, скульптура, графика, музыкальные инструменты, библиотеки, мебель и прочие ценности. Это был фактически рассредоточенный по местности музей.
Дом И.С.Мальцова - первоначальный вид
После столетия народовластия этот дом, вполне ожидаемо, утратил былой шик, но все же сохранился в главных своих линиях и объемах.
Левое крыло и сад, вдали - одна из визитных карточек Симеиза, вилла "Мечта", находящаяся в затяжной "реставрации"
Поскольку в РФ нет реституции прав собственности, однажды украденное продолжает переходить из рук в руки. Сейчас как раз затянувшийся пересменок между старым и новым мнимым собственником, благодаря чему в мальцовском доме можно проводить культурно-мемориальные мероприятия, посвященные прошлому Симеиза, трагическим судьбам его основателей и обитателей. В этом году уже в третий раз подряд проходил такой памятный вечер-концерт.
В крошечном поселке практически нет никакой культурной жизни, поэтому майские концерты стали для него заметным событием:
Симеизцы внимают музыке. На заложенном камине горят свечи, над ним - старинный гобелен, на стенах - портреты людей минувших лет - законных владельцев местных усадеб. Вот видеорепортаж об этом событии: https://www.youtube.com/watch?
Перед началом концерта его организаторы обратились к аудитории с такими словами:
Культурный ландшафт, создаваемый человеком, неразрывно связан с условиями социальной и правовой среды. Как известно, декретами большевистского правительства российское право было упразднено как таковое. Политическая ситуация в Крыму 1917-1920 гг. отличалась крайней нестабильностью, несколько раз менялась власть. Но окончательное разрушение исторического правового устройства Крыма произошло в конце 1920 г., после эвакуации армии бар. П.Н. Врангеля и занятия Крыма большевиками, вслед за чем всё имущество было отобрано у владельцев. Сначала новая власть не совсем понимала, как поступить с насильственно отчуждённой собственностью. Скоро выяснилось, что содержание имений и дач обходится очень дорого и невозможно за счет доходов от сельскохозяйственных угодий. Потом появилась идея отдать дачи под санатории и дома отдыха для лечения раненых красноармейцев. Коллекции искусства, старинной мебели, ковров, картин, гобеленов, фарфора, ювелирные украшения, личные вещи – всё подлежало принудительному изъятию. Львиная доля убранства и ценностей, отобранных у владельцев, была продана за бесценок как «сырьё» согласно постановлению СНК от 26 октября 1920 г. «О сборе и продаже за границей антикварных вещей», или пропала вовсе. Какая-то часть ценностей попала в музеи, при этом зачастую нарушался принцип коллекций, собраний и гарнитуров. В 1990-х гг., в результате открытия ранее засекреченных архивов, обнаружено около ста актов обследования поместий южного побережья, отражающих масштабы и состав отобранного имущества. Для большинства усадеб и дач южнобережья эти акты являются чуть ли не единственным доказательством существования некогда в Крыму ныне утраченных или находящихся в жалком состоянии прославленных шедевров дворцово-паркового искусства ХIХ - начала ХХ вв.
Разрушение правовых основ России и уничтожение культурообразующего слоя с неизбежностью привели к разрыву культурной традиции, человеческим жертвам, оскудению и разрушению культурного ландшафта, непоправимому ущербу для историко-культурного наследия Крыма и Симеиза в частности.
В отличие от дома И.С.Мальцова, в котором располагался детский санаторий, дача Я.П.Семенова была заселена народом, продолжающим жить в ней и сейчас. Вот так она выглядела в свое время:
А вот ее современный вид, точнее, правого ее крыла:
Из-за всех этих новообразований дом официально посчитали утратившим статус памятника истории, чего его жители откровенно добивались, а "культуроохранные органы" пошли на это, чтобы не создавалась социальная напряженность. Если дом не имеет такого статуса, проще расширяться, так что теперь он может и вовсе исчезнуть под напором народного зодчества.
На фоне старых вилл и пансионов, либо ставших советскими здравницами, либо превратившихся в жилкоммуны (теперь гордо именуемые ТСЖ, причем иной раз с указанием имени исторического владельца или названия дома), есть и редкие исключения в лучшую сторону, в частности, б. пансион Александровой-Дольник, в котором я остановился уже во второй раз.
Старый вход с дороги, теперь являющийся изящной беседкой, увитой глициниями
Задний фасад пансиона
Холл: остатки былого декора и старая входная дверь
Секвойе перед моим балконом свыше ста лет
Вид на морской фасад с балкона
Глицинии
В ремонтируемой гостиной с двумя каминами (разумеется, заложенными) - историческая фотография здания
Сад и домик
Дорожка за домом
Балюстрада и море
Балкон вечером
Продолжение следует
evgeniy_efremov
May 15 2019, 16:05:10 UTC 2 months ago
А откуда первые два фото основателей Симеиза (название татарское?)?
enzel
May 15 2019, 16:08:11 UTC 2 months ago
evgeniy_efremov
May 15 2019, 16:10:03 UTC 2 months ago
Т
щательная у Вас подготовка.
enzel
May 15 2019, 16:12:08 UTC 2 months ago
evgeniy_efremov
May 15 2019, 16:15:16 UTC 2 months ago
А
у нас тут всё по-старому. только народ бунтует против навязанного строительства храма в Екатеринбурге.
enzel
May 15 2019, 16:39:37 UTC 2 months ago
Anonymous
May 15 2019, 17:57:52 UTC 2 months ago
Два фото Старых Русских, краткая справка о их делах. И ВСЁ ЯСНО.
О себе, о сделанном выборе твоих предков, их жизни, о жизни вообще.
Как жаль что настоящее понимание приходит поздно, но в кайф что оно всё же приходит, потому что по настоящему хочется только этого.
Спасибо Сергей Сергеевич.
Igor Nefedov
May 16 2019, 09:27:31 UTC 2 months ago
Но вот Вы упомянули о новом владельце комплекса. Не известно - какие виды у него на его "собственность"?
enzel
May 16 2019, 09:36:25 UTC 2 months ago Edited: May 16 2019, 09:37:24 UTC
Вы имеете в виду нового собственника дома Мальцова? Пока непонятно, кто это. Думаю, скоро ситуация прояснится.
Igor Nefedov
May 16 2019, 09:43:11 UTC 2 months ago
Поразила одна фотография из Вашего поста - местные жители, пришедшие на памятный вечер и концерт классической музыки. Интересно: шевельнулось ли что-нибудь в их сердцах и умах? Почувствовали ли, что находятся в приличном доме приличных людей и что именно их предки сначала убили этих людей, а затем разорили дом людей?
enzel
May 16 2019, 13:20:09 UTC 2 months ago Edited: May 16 2019, 13:36:32 UTC
Появилось видео: https://www.youtube.com/watch?v=o3SpU2pn76Q. И еще я включил фрагмент предваряющего концерт выступления.
Igor Nefedov
May 17 2019, 04:38:58 UTC 2 months ago Edited: May 17 2019, 04:40:09 UTC
Anonymous
May 16 2019, 15:52:54 UTC 2 months ago
Скорее отношение как к культурно-просветительской акции интеллигентных людей, что неплохо после серых будней с гопническим масскультом.
И да, потомки "бывших" сейчас, это "евреи". И только в таком качестве дворяне имеют шансы проникнуть в сознание "масс". Это же элементарно Ватсон.
Вооружайтесь "швондеровщиной" на свой манер и вперёд. Чувство "простого народа" к "приличным людям" это неприязнь. Просто по природной поверхностности наш простой человек приличного человека в упор не заметит, как носорог.
В этом смысле дворянам стоит благодарить боженьку за такое народное свойство, подарок судьбы.