Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

В СВЯЗИ С ИНТЕРВЬЮ О.ИОСЕЛИАНИ

Отар Иоселиани – большой грузинский режиссер-лирик, тонкий кинематографический поэт и наблюдатель. Слово «грузинский» подчеркивает особую магическую ауру его ранних картин, которая позднее трансформировалась в легко узнаваемый стиль его французских фильмов. Он сделал главное для творческого человека такого типа: выработал свой художественный язык и создал свой лирический мир. Он реализовал свой талант в полной мере как художник. Какие-то его действия и высказывания вне сугубой сферы его профессиональной деятельности не представляют большого значения и уж точно не могут служить поводом для пренебрежительного отношения к его творчеству. За него говорят его картины – несопоставимо глубже и точнее, чем он сам в своих прямых высказываниях, в которых он – всего лишь один из «детей ничтожных мира». Перефразируя другого классика: раз уж ты поэт, то гражданином можешь и не быть. Видимо, лучший вариант для настоящего художника - быть космополитом-апатридом, находящимся вне каких-либо политико-идеологических дрязг. Иоселиани и стал таким европейским космополитом, с мудрой иронией наблюдающим за трогательной тщетой человеческого существования - где бы оно ни случилось. Его возвращение из Франции в маленькую провинциальную Грузию, подчеркнутое отождествление себя с текущими вопросами ее нацстроительства можно рассматривать как ошибочный ход человека, решившего пожертвовать своим положением отстраненного наблюдателя ради каких-то мнимо-гражданских представлений, т.е. как измену своему назначению. Возможно, он и сам когда-нибудь осознает это подобным образом. Человеку свойственно ошибаться, а потом раскаиваться.
Tags: лирика, разное
многие реплики из интервью иначе как глупостью не назовешь. может это уже старческо-маразматическое? все таки возраст берет свое...

Deleted comment

Да, тут, видимо, целый комплекс причин, включая и общее, возрастное уже, недовольство всем и вся, раздражение на весь постсоветский контекст, в котором ему определенно неуютно. А задайте, причем в той же манере, с той же хамской назойливостью, вопросы К.Г.Муратовой - что она ответит?

Deleted comment

Вот так запросто встретить живого классика в супермаркете - завидую :).

Deleted comment

Да нет, выступил в своем стиле. В начале похвалил, назвал талантливым - это уже очень много. Но самый подход, конечно, спорен. Я имею в виду "теорию первичных реакций" в применении к подобным людям, вовсе не одномерным. Д.Е. настолько не переносит всякую "азию", что под раздачу попасть немудрено :).
Д.Е. настолько не переносит всякую "азию",
---
с этим можно только солидаризироваться.
Мне кажется, что если считать художника рупором Бога, то в идеале нам ничего не должно быть известно о нём, как человеке. То есть если воспринимать чьё-либо творчество отдельно от жизни, в том числе общественной, тогда никаких противоречий не будет.

Если же человек использует свою значимость как творца для придания веса своим суждениям в других областях человеческой деятельности, то подвергает опасности не всегда справедливой критики и себя, и своё творчество.
В общем согласен. Нужно быть предельно осмотрительным, аккуратным и немногословным при выходе за ограду своего сада. Как это демонстрировал тот же Набоков, например.