Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ЧИТАЯ М.АЛДАНОВА

"Черносотенцев культурный мир неизменно и откровенно презирал. Перед большевиками культурный мир расшаркивается - иногда злобно, иногда холодно, но почти всегда "отдавая должное". Новый Гамзей Гамзеевич расселся в Пантеоне истории и, боюсь, расселся там прочно."

"При нашем старом строе всё было неизмеримо лучше поставлено, чем реклама. Это не то по глупости, не то от нашего барства: в рекламе не нуждаемся, ври о нас, что хочешь..."

"Наша старая власть не оценила великую силу саморекламы."

"...надо было заставить мир назвать всероссийский погром не погромом, а освобождением трудящихся классов."

(М.Алданов. Бегство. Гл. Х.)

Первое из замечаний Алданова (точнее - его литературного представителя Брауна), при всей своей очевидности, указывает на некую фундаментальную черту исторического процесса, во всяком случае ближайшей к нам его части. Почему "культурный мир" приветствует разрушителей и варваров? Почему он освистывает и презирает охранителей? Потому что он хочет очередного шага вперёд, ещё одного шага к концу, к смерти. "Культурный мир" подсознательно пленён Танатосом - поэтому ему так желанна каждая новая уступка энтропии, и так отвратительны все те, кто пытается - как правило неудачно, если не жалко,- ей противостоять, задержаться на предыдущей исторической ступеньке. Горе охранителям, консерваторам, реакционерам! Да здравствует новое! - даже не нужно пользоваться стёршимся словом "прогресс" - просто НОВОЕ, и ещё проще даже - ДРУГОЕ... Впрочем, об этом весь К.Леонтьев.
Tags: история, литература, метаистория

Deleted comment

Да, Алданов хорош. Его трилогию надо бы сделать обязательной частью школьной программы по лит-ре и истории - это не солженицынские "узлы".

Deleted comment

Как это ни странно, я тоже только сейчас его для себя открыл, хотя, разумеется, знал о его существовании и литературной репутации. Его романы, кстати, печатали в толстых журналах в конце перестройки, но тогда они, конечно, не могли привлечь к себе внимание - на фоне всего остального и самой жизни. А сейчас видно: да, было сказано нужное слово, было свидетельство умного проницательного наблюдателя. Он ведь оставил эпическую зарисовку судьбы русского культурного цензового сословия. И сделал это мастерски, увлекательно.
это не солженицынские "узлы".
---
и чем же Вам не угодили "узлы"??
Формой, жанром, размером. Я уже неоднократно писал, что это - огромный труд, ушедший в песок.
Формой, жанром, размером. Я уже неоднократно писал, что это - огромный труд, ушедший в песок.
---
а, это дело вашего вкуса. лично я извлёк из книги колоссально много.

очень жаль, что немногие прочитали. потому изобретают велосипеды или
ловят масонов под каждым кустом.
Алданов, конечно, прекрасен.

Открыл его для себя (и фактически всего перечитал) достаточно давно - и теперь по-хорошему завидую вам, если вы только приступаете к нему.
А что бы Вы выделили особо?

Deleted comment

1) Очень люблю его трилогию "Ключ", "Бегство", Пещера", с которой, как я вижу, уважаемый Энцель и начал.

2) Хороши его поздние романы (и не только) американского периода - "Живи как хочешь", "Ульмская ночь" и др. Там он очень интересно эксперементирует: включает в роман пьесу, строит книгу размышлений в виде диалога и т.п.

3) Есть у него сравнительно малоизвестнывй цикл очерков, посвященный "лихим людям" начала ХХ века: Азефу, забытым террористам/заговорщикам периода 1917-1920 гг. и т.д. и т.п. Просто спуреские очерки.

Ну а если в целом: всего Алданова надо читать.