Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ЧТЕНИЕМ И.ИЛЬИНА

И.Ильин писал своё политическое завещание «Наши задачи» 60 лет назад, после 30-летнего отсутствия исторической России, срока уже очень большого, чтобы не отдавать себе отчёта в огромной трудности задачи восстановления русского государства после постигшей его катастрофы. Он вполне и отдавал себе в этом отчёт, но всё-таки питался некоторой неиллюзорной надеждой, связанной главным образом с вероятностью новой глобальной войны, на этот раз Америки с Советами. Война не разразилась, и Советы дотянули до дня сегодняшнего.

Думается, что с тех пор, как появился этот итоговый труд русского мыслителя, прошло более чем достаточно времени, чтобы можно было констатировать, что восстановление русского государства не состоялось и уже не состоится в том виде, на который уповал Ильин и все те, кто исходили из масштабов и исторических форм той России, которая прекратила своё существование в 1917 г.

Советские люди не осознали необходимости воспользоваться предоставленным в 1991 г. шансом, да и не могли этого сделать в том состоянии, в каком выходили из коммунизма, - выходили, как верно заметил тогда А.Солженицын, самым плохим путём. Плохость эта была именно в этом неосознании советскости как того, от чего надлежало решительно избавиться – вместе с насквозь пролганным и давно уже ставшим смешным «коммунизмом», - без чего ни о каком восстановлении русского государства, ни о каком возращении в русскую историю не могло быть и речи. Но никто тогда, не исключая и самого Солженицына, не взял на себя труд разъяснить людям эту проблему, не сформулировал задачу очищения от советчины (под которой надо понимать весь советский идеолого-институциональный комплекс), не предложил чёткой позиции по отношению ко всему советскому периоду и его создателям, не показал, что Советия с самого начала была отрицанием и уничтожением исторической России – Российской Империи, последнего русского легитимного государства, к наследию которого необходимо вернуться. Приходится признать, что ни тогда, ни, увы, теперь у России не было и нет авторитетного национального лидера, идеолога национального возрождения и восстановления русского государства. Без такого лидера никакие начинания в этом направлении невозможны. Да и время непоправимо упущено.

Но если что-то, что сделать надлежало, сделано не было, это не значит, что будущего совсем нет. Это только значит, что оно будет хуже, чем могло бы быть, если бы в своё время – каким-то чудом – удалось не упустить исторический шанс. Думаю, что это означает, что нас ждёт дальнейшая историческая деградация на фоне продолжающегося непонимания её глубинных причин, непонимания не только «массами», но и подавляющей частью «элиты». Организм болен, он явно не жилец, но почему так, что за болезнь – непонятно. Впрочем, у какой-то части думающих людей правильные мысли и возникнут – и уже возникают, – но с печальной присказкой, что сделать всё равно ничего уже нельзя. Впрочем, лет 10-15 такого квазистабильного, как сегодня, существования, возможно, ещё есть. Но всё будет только ухудшаться. Пока наконец не пойдут очевидные процессы распада и разрушения. И, может быть, лишь тогда в части населения, или даже на определённой части русской территории возникнет что-то похожее на национальное самосознание. И этой вновь возникшей «России», представляющей собой осколок России настоящей, придётся экстренно решать проблему выживания перед лицом тех внешних угроз и прямой экспансии, которой подвергнется к тому времени значительная часть территории нынешней РФ.
Tags: contra sovok, история, метаистория
мне думается всё же что шанс начал приоткрываться последние 2-3 года с освоением интернета большинством русского образованного класса. С появлением альтернативных источников информации и мест для обсуждения проблем вроде Вашего ЖЖ или ЖЖ Галковского и ЖЖ многих других русских патриотов.
Мне так видится что наверное уже пора начинать обсуждать те изменения к лучшему которые мы бы хотели видеть в России.
Пути осуществления таких изменений.
Я бы взял на себя смелость предположить что началь нужно с выявления ценностей которые мы хотим иметь в русском обществе и как Монархия может реализовать эти ценности.
Согласен, что обсуждать эти вопросы можно и нужно. Но как Вы сами заметили в блоге г-на Волкова, имеется проблема неполной дееспособности большей части населения РФ, проистекающая из зависимости от гос-ва. Но это разные сюжеты: то, что хотелось бы, и то, как этого достичь.
так ведь я и предлагаю начать именно с того чего хотелось бы, а обсуждение путей достижения поставленных целей это уже совсем другое и думаю что для другого чем мы типа людей.
Я просто вижу абсолютно везде во всех блогах слёзные жалобы обращённые к анонимному безличному государству на противную и неудобную жизнь безо всякой надежды на лучшее для следующих поколений. Государственная машина захвачена преступниками в 1917-м и совершенно бесполезно обращать к ним (преступникам) эти жалобы и сожаления.
Начинать обсуждения нужно, по моему скромному мнению, с политической системы. При этом совершенно бесполезно предлагать парламентскую систему в премьерском или президентском варианте. В России эта система не заработала с самого начала. В странах Запада с моей точки зрения она сейчас само-банкротится.

Я бы предложил out of box thinking. Современная политическая система везде состоит из двух частей - правящего политического класса у которого в руках абсолютно все ресурсы и который составляет менее 1% населения и всех остальных которые даже права голоса уже везде лишены (просто пассажиры титаника). Эта система очевидно неустойчива т.к. над правящим классом нет никакого контроля.
Вся проблема сводится к тому, как установить такой контроль за политическим классом что-бы он не отчуждал права простых граждан. Вот здесь я и вижу место для наследственной Монархии.



Уважаемый, до наследственной Монархии еще плыть и плыть
http://wasyakin.livejournal.com/23599.html
Наследственная монархия - историческая и оптимальная форма русского государственного устройства, и идти надо именно к ней. И, видимо, через режим подготовительной национально-монархической диктатуры.
"имеется проблема неполной дееспособности большей части населения РФ"

Какая же это проблема, это гигантский ресурс. Все дело лишь в том, в чьих руках телевидение. Перестройка прекрасно это продемонстрировала.
Даже чаемое перевоспитание неполно дееспособных масс невозможно без централизованного источника духовного окормления.
Вопрос только как пробраться к пульту управления этим самым ящиком.
Это тоже не вопрос.
Проблема лишь в том, как не превратиться в таких же негодяев, что ныне управляют этим ящиком.
Это решается "отбором лучших", что Ильин считал "главной задачей России". Но это самая сложная из задач, пока с ней справиться не получилось.
Мне видится, что здесь не стоит падать в иллюзии. Мы исходим из того , что у нас имеется в распоряжении - и это мы должны использовать творчески и максимально эффективно, что и пытаемся делать , например, через Русскую Твердь ( http://community.livejournal.com/russtverd/29815.html ).
Второе, что важно и что всегда отрезвляет - не надо стараться просветить всю массу, это бесполезно, нам совершенно не надо думать о телеящике, у нас есть один и более эффективный ресурс - доступ в интернет, в эффективности которого сомневаются лишь те, кто это инструмент не может творчески применить в нашем деле. Здесь надо обращаться адресно к тем, кто уже стоит умом на дороге осознания, отрезвления.

Deleted comment

Интеллигенция это так... Нужны интеллектуалы, но не разбросанные, а сплоченные , способные и активные.
Согласен.
У меня, знаете ли, пессимизм относительно ближайшего будущего все-таки сочетается с оптимизмом относительно более отдаленного. Потому что я склонен придавать очень небольшое значение фактору "осознания" чего-то даже элитой, не говоря о массах, но очень большое - обстоятельствам, которые способны заставить действовать опр.образом и самых "несознательных".
Наверное в вопросах смены политического режима это так. Но наш случай требует всё-таки глубокого осознания и "изменения ума". Что говорить, в политических условиях, этому благоприятствующих, данная задача может быть решена куда успешнее, чем в нерасположенном к какому-либо серьёзному разговору об-ве. Но уйти от этой проблемы нельзя. Вынужденность на определённые политические шаги должна создать предпосылки для дальнейших мер по очистке сознания.
P.S. Ещё не оставляет вопрос, что бы сказал И.А.Ильин, окажись он свидетелем реалий дня сегодняшнего. Понятно, что 60 лет назад ещё были Люди и Память, т.е. живая традиция, и в расчёте на это он и публковал свои мысли. Но вот когда её давно уже нет?..
А теперь русские монархисты в том же самом положении, что и российский марксисты 19 века.
Как привить подавляющему большинству идеологию крайне незначительного меньшинства? Методы вроде общеизвестны, в "Кратком курсе" изложены. Вопрос только в моральной плоскости.

Anonymous

May 2 2009, 08:12:36 UTC 10 years ago

Не получится. Детишки из штанишек выросли. Они теперь "сами с усами".

У "крайне незначительного меньшинства", если Вы имеете ввиду монархистов, нет членораздельно изложенной идеологии. Это меньшинство суть совки на кухнях, но в новых условиях. Ничего серьезного в деле от них ожидать нет причин.

Я думаю, что есть другие. Например те, что изучают сегодня русский образованный слой начала 20 века. Серьезно изучают. Возможности для этого уже есть.

Русский образованный слой растворился в советском крестьянском образованном слое. И вместе с ним погибли его культурные достижения. Крестьяне не могли их усвоить. И только сейчас появилось достаточно много людей, потомков тех же крестьян, которые в состоянии понять и усвоить эти достижения.

Вот эти люди кропотливо ведут археологические раскопки и реставрируют образ русского.

В частности, тот же С.В. Волков много делает в этом направлении.

Возможно, что в будущем эта работа окажется востребованной. Как и в каком виде сказать не решусь.
С.В. Волков не крестьянского происхождения

Anonymous

May 2 2009, 16:14:36 UTC 10 years ago

А какого он происхождения?
"Русский образованный слой растворился в советском крестьянском образованном слое."

Ну что Вы. Он был уничтожен и "заменён" советским, но не просто крестьянским, а инородческо-крестьянским. Вопрос в том, может ли всё-таки из сов. образованного слоя получиться что-то путное, и как скоро.

Anonymous

May 5 2009, 04:34:41 UTC 10 years ago

Не соглашусь. Вот Вам пример. В дивизии НКВД на дальнем Востоке в 1937 г. большая половина жен офицеров была из дворянского сословия. Уверен, что пратически все дочки бывших офицеров разошлись по командирам РККА. Тоже и про весь образованный слой скорее всего верно. Вот это я и имею ввиду, когда говорю "растворился". Конечно, все это без учета уехавших за рубеж.

Замена образованного слоя также происходила путем резкого увеличения числа выпускников технических учебных заведений за счет детей крестьян. Они пришли на смену и дополнили старые кадры.

Старые кадры до упора работали во всех отраслях нар. хоз.-ва. Сов. государство специалистами не разбрасывалось. Оно их использовало. Но использовало так, как считало для себя целесообразным. Идиотами советских представлять не стоит.

Образование Сов. власть крестьянским детям дать могла и дала. А вот воспитания аналогичного тому, что существовало в среде образованных русских дать не могла и не стремилась. Эта часть русской культуры нуждается сегодня в серьезных археоологических раскопках. Реставрация необходима и возможна. Решения правительства для этого не требуется.
У Вас слишком розовый взгляд на сов. власть. Она начала именно с уничтожения русской элиты, русского правящего слоя. То, что какую-то часть русского образованного слоя они до поры использовали в качестве "спецов"- ничего не меняет, это было сугубо техническое вкрапление, эти людя уже не были слоем, то есть сознающей своё единство и обладающей реальными управленческими возможностями стратой. А то, что, разумеется, "бывшие люди" ещё долго хоронились по разным углам, это естественно. Но они были именно бывшими, из прошлого, и их воспроизводство резко сужалось. Они всюду заменялись советскими.

Anonymous

May 5 2009, 19:56:18 UTC 10 years ago

Про розовый цвет моего взгляда на сов. власть позвольте с Вами не согласиться. Он у меня не розовый, а серый.

Сов. власть использовала не какую-то часть образованного слоя, а всю ту часть, что осталась в России. А осталась большая. Если Вы располагаете внушающими доверия цифрами о целенаправленном и массовом истребелении культурного слоя, то буду признателен за ссылку.

Речь идет, если я верно понимаю, о возможности возвращения России на траекторию близкую к той, с которой она сошла в 17 г. На мой взгляд это возможно, если эта траектория будет найдена и будет воссоздан притягательный образ русского человека в современных условиях. Другими словами, если герой нашего времени будет производной от русского культурного человека начала 20 века. Яркий образ этого русского человека надо воссоздать в литературе, как минимум. Он должен быть притягателен.









Я считаю, что каждый образованный и обладающий более-менее здоровым нравственным сознанием человек русской культуры (т.е. в ней воспитанный) должен естественным образом стремиться к отталкиванию от советского и приближению к русскому, это должно быть естественно, в порядке вещей. Если этого не происходит, что-то не то в нём самом.

Anonymous

May 6 2009, 19:26:06 UTC 10 years ago

Очень мудро.
Аналогия глубоко неправомерная. Марксистский социализм навязывался совершенно чуждому ему народу и в конце концов на это дело плюнули и решили "вопрос о власти" по-большевицки, не взирая на "теорию" (на чём настаивали собственно русские марксисты - меньшевики). Ильин же апеллировал к органическим, исторически вызревшим формам русского национального бытия, оказавшимся задавленными и затёртыми, но всё-таки не уничтоженными в результате большевицкого прессинга. По идее, они должны наличествовать и сегодня, их надо только активизировать и помочь им выйти наружу из подсознательных глубин. Если же этого не случится (т.е. они стёрты и в подсознании), то, боюсь, хлопотать не о чем.
Монархии по Ильину (или по Солоневичу) уже никогда не будет. Слишком сильно изменился мир и люди, его населяющие.
Однако я бы не стал делать поспешных выводов о прекращении хлопот.
Русская монархия еще будет явлена миру, хотя она и будет иметь совершенно неожиданные и крамольные с точки зрения правоверных монархистов формы. Она, возможно, не будет ни православной, ни имперской.
Я бы не стал ставить их рядом. Думаю, что то, о чём писал Ильин - единственная верная линия. Изменение мира времени - не так важны, как кажется. Но, повторяю, мы не знаем (я не знаю), возможен ли современный русский человек. Если нет, то это уже совсем другой сюжет, действительно не имеющий отношения к России, Ильину, и мне мало интересный.
Re> По идее, они должны наличествовать и сегодня, их надо только активизировать и помочь им выйти наружу из подсознательных глубин. Если же этого не случится (т.е. они стёрты и в подсознании), то, боюсь, хлопотать не о чем.

Этот стержень духовный невозможно стереть, как я полагаю. По мимо того, если мы видим друг друга и близких по воззрениям окружающих, а так же тех, кто на наших глазах "просыпается" и начитает мыслить по-русски, при этом мыслить не поверхностно (а Ильин своими работами во многом учит анализу и логическому мышлению - тех, кто не умеет гибко мыслить) - то ничего не потеряно. Правда, круг лиц не будет широким, и это вполне закономерно. Этот духовный русский самобытный стержень передается через гены и просыпается, когда живая душа откликается на русское - русскую музыку, русскую архитектуру , в целом русскую культуру, откликается на русскую природу и сердцем чувствует русский народ и русское национальное пространство.
Проявиться, вернее пробудиться этот стержень может совершенно неожиданно, но он не был стерт, это совершенно точно.

Deleted comment

Может, и был бы вреден, будь он преобладающим настроением, но я-то, похоже, тут достаточно оригинален.
Сел писать комментарий, и видимо много всего в голову сразу пришло, что получилась статья. Думаю, проще, ежели Вы ее прокомментируете или полностью встать к Вам в комментарий?
http://wasyakin.livejournal.com/23599.html
"Русская государственность будет воссоздана по старым чертежам в современности"

Вот про чертежи-то и хотелось бы узнать поподробнее. А то слишком обильное использование эпитетов и этномимов "РУССКИЙ" в Вашем тексте несколько затрудняет восприятие.
Я посчитал, вроде не много )

Каждое событие основывается на факте. Юридический факт - это базис, который в дальнейшем обрастает другими фактами и формируется нормативно-правовая база, формируется и уточняется взаимодействие между различными институтами государственного управления, формируется функциональная модель государства.

Я имею в виду то, что всякая государственность начинается с Учреждения и не может возникать из воздуха. Поэтому ,говоря о чертежах, я говорю о комплексе процедур, из которых выводится, в первую голову, - русское государство - Россия в правопреемстве от Исторической России. Далее наводятся мостики на законодательную базу - Основные законы и вносятся те адекватные правки, кое требует время. Вот собственно путь восстановления государственности. Это не просто. Но через это прошла та же Грузия.
Спасибо за развёрнутый ответ, действительно статья получилась. Надо думать дальше. Что мне ясно, так это то, что монархия - это единственная верная цель для России, но как она может быть достигнута - вопрос открытый. Мне, например, представляется, что возможна такая форма как национально-монархическая диктатура, в которой монрах будет провозглашён изначально, но примет на себя и роль диктатора, или же - делегерует диктаторские полномочия своему доверенному лицу. Это важно, поскольку сильная власть - а диктатура должна быть сильной и жёсткой - должна иметь особую санкцию, в конечном счёте сакральную, религиозную, должна иметь высший духовный авторитет. Просто диктатура во имя восстановления монархии была возможна прежде, когда монархия была ещё недавним фактом, о котором была жива память в народе. Сейчас же этого нет и те люди, которые попытаются взять на себя роль поводырей, ведущих стадо к цели - восстановлению монархии, не будут иметь в глазах широких масс достаточного для этого авторитета. Отсюда и идея совмещения восстановления монархии и установления диктатуры, чтобы все дальнейшие тяжёлые процессы очищения и восстановления России изначально осенялись высшим морально-религиозным авторитетом.
А как быть с православием? Ваша монархия предполает православие как свою основу или нет? Я могу поверить, что народ одурев от представительной демократии согласится на монархию. А вот с православием большой вопрос.
Несомненно, именно этим монархия и отличается от диктатуры. Никакой иной хоть сколько-то близкой по авторитету сакральной санкции верховной власти в России быть просто не может. Но я не думаю, что это большая проблема для нынешнего "условно-православного" народа. Он объективно нуждается в религиозном авторитете и готов ему внимать, проблема только в духовных лицах, этот авторитет персонифицирующих и готовых санкционировать восстановление монрахии.
Про монархию мы уже между собой споров вести не можем, так как имеем базовое представление. И верно, главный вопрос - "как". Пока мы можем фантазировать что угодно, как это будет - мы можем или угадать, или не угадать. Главное не терять мысли, что это уже точно определенно будет.

Есть опыт Испании. Естественно, то были иные условия, иная государственность, все иное , но схема интересна : [монархия, диктатура М. Примо де Риверы]-> {(!)экономический кризис(!)} ->[вторая республика, Н. Самора]->{(!)гражданская война(!)} -> [республика, диктатура Франко] -> [королевство (монархия) с вакантным престолом, регенство Франко] -> [ королевство (монархия), Хуан Карлос I]

Что интересно, то что в нынешних условиях определенное сплочение демократических сил (а ресурсы у них небольшие еще остались) и своейственная им откровенная дурь может вылиться на возникновение некой "второй республики" (я говорю очень условно), что в конечном счете при традиционной для них способе руководства станет неким "временным правительством", которое в итоге будет снесено национальными силами.

С другой стороны, нынешняя ситуация уникальна тем, что напоминает как раз отчасти переход в область демократизации и вовлечение в управление (за неимением кадров) той самой демократической общности, которая вечно считает себя самой "правой". В итоге современность формирует на глазах то самое временное правительство, которое, не справляясь с кризимом, просто разбежится и в этом моменте будет требоваться программы по срочной стабилизации положения в умирающем государстве, предотвращения возможных перебоев с продовольствием и электроснабжением, а на фоне вылазок прочих дуремаров ( http://www.youtube.com/watch?v=ZE-4-6xt158 ), число которых увеличится, потребность сразу в национальной диктатуре возрастет в разы, поскольку будет стоять вопрос на повестке дня не о форме, а о действии - реальном действии по созданию порядка хоть какого-то, удержанию развала государства окончательного, а развал может дойти в качестве независимых территориальных единиц до уровня областей и республик.

Поэтому промежуток национальной диктатуры как данности не избежать не только при катастрофичности развития событий, но и с учетом слабой развитости правосознания граждан.

Думается, что национальная диктатура должна прописаться как временный период (то есть прописаться не устно, а в виде нормативно-правового акта) до стабилизации жизни и обеспечению безопасности, вопрос же о форме поставить на учредительном собрании. При стабилизации всего - а это период длительным, только после можно говорить уже о рассмотрении вопросов уточнения политического режима и формы государственного правления и формы государственного устройства.

Поэтому процесс оздоровления организма будет идти при национальной диктатуре, а жизнь здорового организма одарена монархией.

офф

Anonymous

May 4 2009, 04:32:26 UTC 10 years ago

а что это у Вас тут за "уточка"? она стебает или, правда, такая несчастная?:)
У меня она действительно впервые, кажется. А вот в других блогах (Галковского, Волкова) появляется регулярно. Мне сложно сказать. Пусть сама изложит своё credo, если захочет.

Deleted comment

Ну, если искать аналогии в недавней мировой истории, то ближе всего, конечно, франкизм. Но в отличие от него - с изначальным восстановлением монархии.
Кончил читать Вашу статью на этой фразе: "Да, собственно, Иван Ильин все грамотно и логично расписал, потому как, читая Ильина, обнаруживаешь свои разбросанные в голове мысли."

Теперь понятно, на чем основывается Ваша уверенность в грамотности Ильина.
Не имею привычки отвечать анонимам.
Заканчивать читать Вы можете хоть на 1 слове, сие не возбраняется.

Что касается Ильина, то надо понимать, что он было правоведом, имел юридическое образование, а юридическая дореволюционная школа была в России очень сильна. И человеку, имеющего хоть какое-то базисное представление о теории права и государства, проще понять его и согласиться с выводами, соотнеся их со временем и пространством, так как все они содержат логику (науку, которую следовало бы изучать в школе, дабы и сейчас возрастить поколение, которое не будет воспринимать чушь и глупость, которая несется со страниц газет, интернет-сайтов и тв).

Я говорил о том, что я мыслю не по Ильину, а вижу в работе Ильина свои мысли по странному казалось совпадению, но это отнюдь не так. Это именно логика.

Поэтому работа Ильина это подсказка нам, как твердая подпорка, чтобы не сбиться с пути.
"...Русско-мыслящие люди остались только в лоне Православной церкви.."
Если это церковь христианская, то там "...нет ни эллина, ни иудея...".

Смысл истории в том, чтоб "спаслось" максимальное количество человеческих душ. А это, видимо, возможно, когда история развивается именно так, как развивается, то есть по воле Божией, а не человеческой. Сначала "Спаси САМ СЕБЯ и <тогда> рядом с тобой ...)))"

Ну, а потом спасай остальное, если не передумаешь!)))
С дружеским приветом!)
Успехов Вам и всего самого Доброго!
"Спаси САМ СЕБЯ..." - это и есть прямо обращёная к нам воля Бога, побуждающая к СООТВЕТСТВУЮЩИМ действиям. А вот, о том, что "рядом с нами" печалиться не надо...
Нельзя подходить со строгим христианским мерилом к государственной истории, поскольку это возможно лишь применительно к общинам христиан, к монастырям или монастырским сообществам, вроде Афона. Но это, как мы знаем, исключения. Поэтому приходится искать некий оптимум между Церковью и гос-вом. Видимо, христианская монархия ближе всего к такому оптимуму.
Действительно, политическая аналитическая рассылка "по линии РОВСа" 1948-1954 года, собранная затем в "Наши задачи" (Париж, 1956) - относилась к конретной ситуации конца 40-начала/ 50-х годов.

Автоцитата из статьи 2-летней давности: "Мне кажется, что Ильину плохую службу сослужило то, что он пришел со статьями из «Наших задач» в российский политологический дискурс, и все как-то упустили, что Ильин писал это в конце 1940–1950-х годов. Если читать внимательно, он думал, судя по контексту, что Советская власть вот-вот падет. Там есть такая фраза, что после падения коммунизма приедут зубры эмиграции. Но «зубрам эмиграции» в этот момент было уже 60–70 лет. То есть Ильин явно считал, что Советская власть падет скоро, в 1950-е годы. А когда с 1990 г. все начали читать отрывки (блестящие!) переиздания из «Наших задач», то решили, что Ильин прогнозировал наше время. А те явления, которые у Ильина описаны, они описаны в контексте 1940–1950-х годов. А они были некритически транслированы на ситуацию конца 1980-х – начала 1990-х годов.

Невозможно было применить то, что Ильин писал конкретно, к ситуации 1980–1990-х годов. Многое безвозвратно изменилось в России. Просто те люди исчезли, о которых он говорил. Он говорил, что люди ушли в духовную катакомбу, что они выйдут из нее после падения коммунизма. Да не осталось никаких катакомб! Не было катакомбной церкви, не было духовной катакомбы. А был среди прочего большой подъем советского патриотизма, вдохновленного великой победой над нацистской Германией в 1945 г. А самое главное — было кардинально переструктурировано советское поле политики. В диссидентском движении сложились три направления. Но это не было калькой партийного спектра царской России или Русского Зарубежья, служившего отправной базой для аналитических выкладок Ильина!" (Политэкс, №4, 2006, СПб; http://politex.info/content/view/281/40/)
Я как раз не знаю, как воспринимался Ильин в конце 80-х - начале 90-з, но не думаю, что даже тогда можно было буквально переносить его рассуждения 40-летней давности. Он, кстати, был очень трезв и как раз не питал надежы на то, что какие-то "зубры" ещё тогда могут придти и возглавить процесс, в случае падения советского режима в результате новой войны. Он как раз указывал, как на главное, на задачу выделения из той толщи подсоветского народа нового ведущего слоя, лучших людей, к которым могут присоединиться сохранившиеся "зубры". Но он допускал, что задача выделения нового ведущего слоя может не иметь удачного решения, и тогда освободившуюся от коммунизма Россию ждёт долга полоса исторического прозябания - что, кстати, мы и наблюдаем сегодня, хотя и не вполне по Ильину. Да, он возлагал надежды и на подсоветское "стояние" лучшей части русского народа. Возможно, что на тот момент этот расчёт и был оправдан. Но подсоветскость слишком затянулась - на такую её длительность Ильин не закладывался. В результате выстоявшие умерли, а на смену им пришли советские диссиденты - а это уже совсем другие люди. В общем, глубина, длительность и, как результат, устойчивость советской мутации создали совсем новую ситуацию, глубоко отличную от той, которую имел в виду Ильин, но такого мыслителя, как он, способного продолжить его дискурс с учётом реальной ситуации последних 60 лет, не оказалось. Не был ли он в известном смысле последним русским мыслителем?
Да, примерно к тому же и я пришел.

К сожалению, нынешние 20-летние Ильиным больше восхищаются, чем рефлексируют - достаточно посмотреть на дискуссии Вконтактной группе "Русский философ Иван Ильин" (http://vkontakte.ru/club184954): ура-ура, Учитель, был во всем прав, никогда не ошибался и т.д. и т.п. А вот хоть одного человека из них подписать на работу по систематизации наследия - тааак трудно!

В ЖЖ (http://community.livejournal.com/iwan_iljin/) мы пытаемся, все же, более профессиональную дискуссию организовать; буду рад, если Вы там поделитесь своими соображениями.

Иван Александрович заслуживает не золотой рамки, а обдумывания его работ.
Упаси Боже от золотых рамок! Просто это, как мне представляется, самый близкий к нам большой русский политический мыслитель, зафиксировавший ситуацию с русских позиций. Чем и интересен и значителен. И очень не хватает продолжения подобной же работы, как "Наши задачи", применительно к последующим десятилетиям, вплоть до дня сегодняшнего. Вот к чему надо стремиться, обращаясь к его наследию.

Deleted comment

Ильин очень много писал о различии национальной элиты и "элиты" советской, продолжение которой мы и наблюдаем сегодня у власти. Насчёт "банкротства" Ильина, то, думаю, настоящий банкрот - это советоидная Эрэфия и все те, кто продолжает делать на неё ставку, вместо того, чтобы мыслить в том же напралении, что и Ильин - просто потому, что это единственная позитивная перспектива. Что до Бердяева, то это, по сути, советский мыслитель, и сравнивать его с Ильиным просто неуместно.

Deleted comment

Почему же не мог, он 5 лет прожил под советами. Для умного человека достаточно, даже если потом их никогда в жизни не встречать. Но он и встречал, и внимательно следил за всем происходящим под серпом и молотком. "Забвение" было следствием директивнорго вычёркивания из памяти, запрета. Сняли запрет, всё стало ясно, имеющим глаза и серые клеточки. Суть ведь очень проста. Ни один сколько-то образованный и сколько-то порядочный человек не может выступать в поддержку советов и их продолжателей. Если мы сталкиваемся с подобной защитой, то перед нами либо дурак, либо подлец, либо их комбинация. Почва для какого-то там "спора" была только для тех советских людей, уже достаточно поздних, кто не знал прошлого на собственном опыте и был оторван от информации.

Deleted comment

Я Вам тоже кланяюсь и смиренно рекомендую прочитать "Наши задачи" (в Сети легко обнаруживаются) и сформулировать Ваше отношение к сему тексту. В любом случае, время потратите не без пользы.
Господа, давайте всё же вернёмся к обсуждению того чего всё-таки хотелось бы. А хотелось бы контроля за действиями исполнительных и законодательных органов страны.

На самом деле монархия сама по себе не является защитой от узурпации власти. И падение российского Самодержавия тому самое болезненное доказательство. Опять же Британская монархия в настоящее время то-же не в состоянии защитить своих подданных от социалистов и либералов с их прогрессорством и социальным иженирингом. Я недавно обратил внимание на Швейцарскую федерацию, эта федерация устойчива и процветает уже 200 лет. Они выработали т.н. Direct Democracy которая реально блокирует изменения которые не по душе гражданам этой страны.
Кантоны имеют свои собственные ополчения и граждане имеют право владеть практически любым стрелковым оружием, резервисты личное оружие держат у себя дома. В настоящее время я становлюсь всё более убеждён в том что права и свободы граждан защищаются через возможность сбора местного ополчения. Это один из основных элементов противостояния абсолютной диктатуре властей которая надвигается на людей во всех странах.
Швейцария в этом отношении уникальна, к такой гос. форме привела ее во многом природа, в которой они живут. Едва ли мы можем здесь на них равняться, хотя Ваша идея о местном вооружённом ополчении мне очень близка, как и близка она русскому историческому опыту (казачество). Всё-таки у России архетипически нет иной возможности, иной естественной формы, кроме очень сильной, но с элементами представительства, монархии. То, что случилось в 17-м году, не отменяет этого тезиса, просто тогда всё сложилось слишком неблагоприятно. Но из этого опыта можно извлечь уроки. Во всяком случае, федерацией Россия быть едва ли в состоянии, это не ее путь. То, что мы называем федерацией, это в действительно псевдофедерация, искусственная попытка представить унитарное гос-во федеративным. Федерация растёт снизу, от изначально свободных, но желающих объединения ради общей выгоды частей. Это результат договора и компромисса. Таких устоявшихся и эффективных образований мало, и это явно не наш случай.
Я абсолютно согласен с Вашим ответом. Я привёл в пример Швейцарию только потому что на примере этой страны видно на сколько для политической безопасности важно делегирование власти на уровень федеральных под-государств и важность ополченческой структуры вооружённых сил. Это делает невозможным как прямой переворот так и постепенный захват власти через парламент путём протаскивая законов разоружающих и отстраняющих граждан от участия в политической жизни страны.
Конечно в современной России какие либо полноценные местные системы самоуправления давно полностью уничтожены. Но решение политической безопасности страны видимо нужно искать в этом направлении. В создании устойчивых региональных политических образований. Звучит рискованно. Но дело в том что и Царствующая семья и Центральное народное представительство (Парламент) исключительно уязвимы, первая для прямого дворцового переворота второе для полного захвата всех выборных мест партийной бюрократией.
Если мы посмотрим на США то увидим там второй вариант, когда граждане отстранены от политической жизни партийной бюрократией.
Если посмотрим на Соединённое Королевство то увидим что Монархия там один на один постепенно проигрывает опять-же партийной бюрократии.
Вот смотрите простой но исключительно важный вопрос для выживания русского городского населения и РФ как целого самостоятельного государства - это вопрос строительства дешёвого жилья для расселения разных поколений горожан и этим предоставления для русской молодёжи создания своих новых семей. Этот вопрос вообще не ставится а он на самом деле важнее чем ядерный шит для выживания России как государства русских.
Сильное местное самоуправление, выстроенное иерархически, может обезопасить ситуацию в смысле противостояния местному беззаконию. Но в том, что касается гарантий верховной власти со стороны местного самоуправления, в голову приходит такой старый институт как Земский собор. Всё это ни в коей мере не отменяет унитарности, как главного принципа государственного устроения. У нас по глупости ли, или вследствие "подбрасывания" сразу начинается разговор о "федерализме". А это совсем не при чём. Просто из-за того, что у нас местное самоуправление профанировано, его пытаются представить в глазах обывателя в виде псевдофедерального устройства. Это просто политическое шулерство. Правильное устройство предполагает унифицированные, равноранговые и равноправные административыне единицы (области или губернии), делящиеся на уезды (районы), в свою очердь состоящие из волостей. И во всех этих единицах должно существовать местное самоуправление, аналогичное досоветскому земству. И тут мы получаем настоящую милицию и много чего ещё.
Я то как раз против иерархического унитарного государства вроде монархии. Я вообще против унитарных госудавств, они хороши только для империй в стадии расширения. Но время империй закончилось в 19-м веке. Очевидно что такое устройство может вести к социальной катастрфе вроде катастрофы 1917-го. Достаточно было изолировать Государя и дальше делать со страной всё что в голову придёт. Собственно вся наша история 18-го и 19-го столетия представляется таким балансированием на пропастью смуты.
Но если у Вас есть соображения как при самодержавии избежать гос. переворота интересно было-бы их увидеть.
Я не думаю, что унитарные гос-ва уходят в прошлое. Вот самодержавие точно ушло. Не могу представить ничего лучше конституционной монархии с тем или иным разделением полномочий между монархом и парламентом, плюс, возможно, некий подстраховывающий институт (как армия в Турции и кое-где ещё). Если удастся создать настоящую национальную армию с соответствующим качеством офицерского корпуса, это способно стабилизировать ситуацию, удерживая политических авантюристов от всяких поползновений. В конце концов, всё определяется качеством элиты, лучших людей. Если же оно оставляет желать лучшего, то остаётся ещё ресурс гражданского общества, способность организованного, обладющего определённым уровнем правосознания населения выступить против попыток узурпации, переворотов и проч. Для этого лучше всего подходит цензовая демократия. Может быть, это и есть искомый путь - отказаться от всеобщего, равного и проч. Власть "лучших людей", меритократия, наиболее близкое приближение к которой составляет имущественная цензовость, система градаций. В общем, неравноправие.
Простите что сразу не ответил, был отвлечён делами,

Цензовая демократия это примерно то что сейчас почти везде реализовано в неявном виде. Я против этого т.к. довольно узкий круг людей принимающих решения в этом случае как правило движим личной выгодой что может противоречить интересам остальных граждан страны. Наиболее яркий повсеместный пример этого - открытие границ для дешёвой рабочей силы.
Качество элиты то-же не может являться гарантом внутренней безопасности страны. Управляющая элита а РИ была на уровне европейских стандартов, нам до них как до Луны пешком, и тем не менее это не спасло нас от катастрофы.
Русское офицерство два раза за сто лет пыталось захватить власть, и второй раз удачно. Можно сделать вывод что стабильности качественный офицерский корпус не даёт.
Гражданское общество не имея вооружённых ополчений практически беззащитно если процесс узурпации власти уже произошол, будь то изоляция главы государства, захват парламента или фальсификация выборов.
Я само-собой то-же за конституционную монархию. Но мне не нравится пример Соединённого Королевства. Что-то там серьёзное упущено.

Говоря о сильных вооружённых силах то их похоже нужно строить по ополченческому местному принципу
Область выставляет - дивизию
Средний город или район - полк
уверен это укрепит армию феноменально
Конечно, в настоящее время, воспринимающее всеобщее изб. право как священную корову, цензовые ограничения смотрятся какой-то дикостью, но это очень разумная вещь. Сочетание имущественного, образовательного, оседлого, люстрационного цензов очень помогло бы решению главной задачи - выделению наверх наиболее достойных, т.е. порядочных, понимающих и ответственных лиц. Этот критерий должен применяться на всех уровнях - от местных общин до национального парламента, хотя комбинация и требования цензовых критериев должны варьироваться в зависимости от уровня избираемого органа: одно для местного самоуправления, другое для общенационального представительства. "Ставка на качество", как любил повторять Ильин. Ваша идея по фомированию вооруженных сил на основе ополченческого принципа правильна, поскольку главным видом вооруженных сил становится что-то вроде национальной гвардии. Общенациональные, "внешние" ВС принимают всё более специфический, немассовый, узко-профессиональный характер, и не от них будет зависеть поддержание внутреннего порядка и предотвращение эксцессов.
Кантоны имеют свои собственные ополчения
---
это полная чепуха.
Я думаю, имеются в виду швейцарские резервисты, держащие дома своё оружие. При случае они вполне способны организоваться в местную милицию.
Я думаю, имеются в виду швейцарские резервисты, держащие дома своё оружие. При случае они вполне способны организоваться в местную милицию.
---

ленин в Цюрихе: Швейцария - самая революционная страна в мире.

ПС
а чем общество охотников хуже?
Ох уж этот наш "пророк" - и где она, эта швейцарская "революционность"? В чём проявилась? Самая благополучная страна Европы, в стороне от всего. Так что, "охотники" себя оправдали. Другое дело, что не все так могут, в силу разных причин.
Ох уж этот наш "пророк" - и где она, эта швейцарская "революционность"?
---

Да знаете вы, что Швейцария — революционнейшая страна в мире??!
Как — ссунуло всех со скамей, со стола, вместе с кружками, тарелками, вилками, и фонарик на столбе качнулся от ветра голоса, и Нобс подхватил мундштук рукой, выранивая...
????????????........
(А он — видел! Он видел в Цюрихе — вот, близкобудущие баррикады — пусть не на банковской Банхофштрассе, но — к рабочему району, у Народного дома на Хельвециа-плац!)
И — выплеском взгляда разящего из монгольских глаз, и голосом, лишённым сочной глубины, зато режущим, ближе к сабле калмыцкой (только выщербинки на “р”):
— Потому что Швейцария — единственная в мире страна, где солдатам отдаётся на дом, на руки — и оружие! и амуниция!
И?..
— А что такое революция — вы знаете? Революция это: захватить банки! вокзал! почту-телеграф! и крупные предприятия! И — всё, революция победила! И что же для этого нужно? Только оружие! И оружие, вот, — есть!
Что только слышал Фриц Платтен от этого человека, своего рока и судьбы своей! — леденило кровь иногда...
А Ленин не убеждал уже, он требовал резко — у ослушников, у растяп неспособных:
— И чего же вы ждёте? Чего не хватает вам? Всенародного военного обучения? Так пришло время и потребовать! Для этого...
Импровизировал. Соображал между фразами, разглядывал между мыслями, а голос не прерывался:
— Офицеры — выборные народом. Любые... сто человек могут потребовать военного обучения! С оплатой инструкторов за казённый счёт. Именно при гражданских свободах Швейцарии, её эффективном демократизме — колоссально облегчается революция!
Он налегал на стол, он был как косо-крылатый, и взлетев отсюда, из зальчика ресторана Штюссихоф, — вот взмоет сейчас над площадью пятиугольной, замкнутой, средневековой, сама-то величиною с хороший зал, пронесётся над фигурой комичного фонтанного воина с флагом, завьётся спиралью мимо нависающих балконных выступов, фрески двух сапожников, выстукивающих на своих табуретках на уровне третьего этажа, гербов на фронтонах у пятого, — и над черепичными крышами старого Цюриха, над нагорными пансионами, разукрашенными шале республики лакеев:
— Немедленно начать пропаганду в армии! Разъяснять войскам и призывной молодёжи — неизбежность и законность применять оружие для освобождения от наёмного рабства!.. Издавать летучие листки за немедленный социалистический переворот в Швейцарии!